Завивание капусты (Хороводная игра)




Игры с пением и танцами

 

Дедушка Мазай

Участники игры, выбрав дедушку Мазая, договаривались между собой, какие движения, обозначающие работу (например, сеяние, молотьбу, жатву, косьбу и т. д.), будут ему показывать. Двигаясь к дедушке Мазаю, пели:

Здравствуй, дедушка Мазай,

Из коробки вылезай!

Где мы были, мы не скажем,

А что делали – покажем!

После все изображали движениями работу, о которой договаривались. Если дедушка Мазай отгадывал – дети разбегались, а он должен был их ловить. Первый пойманный становился дедушкой Мазаем. Игра повторялась. Если дедушка не отгадывал – ему показывали другую работу.

Пошла коза по лесу

Дети стоят в кругу взявшись за руки. Выбирается водящий - «коза». Водящий, стоя внутри круга, выбирает из играющих пару и выводит ее в круг.

Пошла коза по лесу,

По лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу,

Принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем.

Дети вместе с водящим выполняют соответствующие движения. Слова песни можно пропевать.

 

А мы просо сеяли.

Для игры образуются две команды: команда девочек, команда мальчиков. Команда девочек идет к команде мальчиков и говорит: «А мы просо сеяли, сеяли» - 2 раза. Команда мальчиков идет к первой: «А мы просо вытопчем, вытопчем». – 2 раза.

Девочки: «Мы дадим вам денежку, денежку». – 2 раза.

Мальчики: «Сколько вы дадите нам, вы дадите нам?» – 2 раза.

Девочки: «Сто рублей дадим мы вам, дадим мы вам». – 2 раза.

Мальчики: «Нам не надо сто рублей, сто рублей». – 2 раза.

Девочки: «Мы дадим вам тысячу, тысячу». – 2 раза.

Мальчики: «Нам не надо тысячи, тысячи». – 2 раза.

Девочки: «А что же вам надо, вам надо вам?» – 2 раза.

Мальчики: «Вы дайте нам девочку, девочку». – 2 раза.

Команда девушек советуется и говорит: «Какую девочку, девочку?» – 2 раза.

Мальчики: «Дайте нам Светочку, Светочку». – 2 раза.

Выбранная девочка должна разбежаться и разбить руки мальчиков, если разбивает, то забирает мальчика в свою команду, если нет, то остается в команде мальчиков. При повторе игры – выбирают мальчика.

 

 

Пчёлы 1

Две равные команды: «пчёлы» и «цветы». «Пчелы» собираются в тесный кружок, «цветы» ходят вокруг них. Поют:

Пчёлки, пчёлки, жальца-иголки,

Серые, малые, крылышки алые.

По ветру летают, к цветам припадают,

Медок собирают, в колоду таскают.

Затем «цветы» разбегаются, а «пчелы» их ловят. Поймавший говорит: «Замри». Когда все пойманы, меняются ролями.

Пчёлы 2

(дети выбирают участника, изображающего цветок, а затем делятся на две группы – «сторожей» и «пчёл». «Сторожа», взявшись за руки, ходят вокруг цветка и поют: «Пчёлки яровые, крылья золотые, что вы сидите, в поле не летите? Аль вас дождичком сечёт, аль вас солнышком печёт? Полетите далеко, в сине небо далеко, в сине небо высоко на зелёненький лужок, на лазоревый цветок». «Пчёлы» стараются забежать в круг, а «сторожа», то поднимая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из «пчёл» удастся проникнуть в круг и коснуться «цветка», «сторожа», не сумевшие уберечь «цветок», разбегаются. «Пчёлы» бегут за ними, стараясь «ужалить» и пожужжать в уши).

 

В Трифона

Игроки встают в хоровод, берутся за руки, идут по кругу и поют:

Как у дяди Трифона,

Было семеро детей,

Было семеро детей,

Было семь сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели,

Разом делали вот так…

После этих слов, ведущий – «Дядя Трифон» одновременно показывает какое-либо движение (хлопает в ладоши, прыгает на одной ноге и т. д.), а играющие за ним повторяют. Тот, кто зазевался, становится «Дядей Трифоном» и выходит в центр круга. Игра продолжается до тех пор, пока внутренний круг, образованный из «трифонов», не станет больше внешнего круга.

 

Царевна

Мальчики и девочки, взявшись за руки, становились в круг. Выбирали «царевича» и «царевну». «Царевна» находилась в круге, «царевич» – за кругом. Все идут по кругу и поют:

Ой, в городе царевна, царевна,

За городом царев сын, царев сын.

Подойди, царевич, близонько, близонько,

Поклонившись царевне низенько, низенько.

Подойди, царевич, все ближе, все ближе,

Поклонись все ниже, все ниже.

Сделай для царевны вороточки,

Да вывези царевну с городочка.

Приведи царевну с кругом рядом,

Да поставь царевну рядом, рядом!

Царевич выполнял все, что ему говорят, брал царевну за руку и ставил в ряд, рядом с собой. Потом выбирают других «царевича» и «царевну».

 

В козла

Девочки становятся в круг. В центре него стоит мальчик. Девочки поют песню и водят вокруг него хоровод:

Шел козел дорогою,

Дорогою, дорогою,

Нашел козу безрогую,

Безрогую, безрогую.

С этими словами мальчик-«козел» выбирает девочку и выводит в круг, они толкуют:

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

И горюшко размыкаем,

Размыкаем, коза.

Потом девочка становится обратно в хоровод, а мальчик выбирает другую девочку. И так игра идет, пока все девочки не станцуют с мальчиком.

 

Метелица

Играющие встают парами в круг, игроки в каждой паре, сцепившись руками под локоть, становятся друг к другу боком. Пары поочередно кружатся вокруг под песню:

Метелица, метелица, снег по полю стелется,

Кто кружится, вертится – тот заметелица!

Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся. Пара, которая дольше всех кружится, побеждает.

 

Цапки

Ведущий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый из играющих под ладонь ставит свой указательный палец. Ведущий припевает:

Собирайтесь, колдуны,

Под горячие блины,

Котик, жаба, цапа.

При слове «цапа» все быстро убирают свои пальцы; кто не успевает, выбывает из игры.

 

Две птички

Несколько играющих поют, остальные выполняют те действия, которые поются в песне:

Летели две птички, ростом невелички,

Чернявая моя, черноглазенькая.

Летели, летели, сели, посидели,

Чернявая моя, черноглазенькая.

Сидели, сидели, снялись, полетели,

Чернявая моя, черноглазенькая.

Стали расставаться, семь раз целоваться,

Чернявая моя, черноглазенькая.

Стали расставаться, семь раз целоваться,

Семь раз и восемь раз, а девять целоваться!

Целовались пышно, всем было слышно,

Чернявая моя, черноглазенькая.

 

Зайчик

Дети встают в круг, берутся за руки, а между ними – «зайчик» (обязательно мальчик). Дети ходят и приговаривают:

Загородим зайчика

Тынком, ленком.

Никуда зайчик

Да не выскочит.

Никуда зайчик

Да не выпрыгнет.

А у нас ворота позакрытые,

Да желтым песочком

Позасыпанные!

При этом «зайчик» начинает бегать, чтобы выскочить где-нибудь, а дети встают теснее, чтобы не выпустить. Если же «зайчик» все же выскочит, все дети его ловят. Кто поймает – сам становится «зайчиком». Если поймает девочка, то ее заменяют мальчиком, потому что по правилам девочка не может быть «зайчиком».

 

Ведьмы

Дети, взявшись за руки, образуют круг и поют:

Ходит ведьма по бору, по бору,

Да рвет травку-лебеду, лебеду.

Ой, зачем же она рвет,

В три коробочки кладет,

Прочь иди от меня!

«Ведьма» ходит между детьми и «бьет» их по рукам. На последних словах она пытается порвать сцепленные руки детей, чтобы разорвать круг. Если «ведьма» не вырвется – начинают игру сначала, если же разобьет руки и убежит – все бросаются вдогонку. Кто поймал, тот сам «ведьмою» становится.

 

Тетерка

Выбирается «тетерка». Одна часть игроков – ее детки, другая образует круг-капкан (по три человека). «Тетерка» с детками (соединены в цепочку) проходят через капканы со словами песенки:

Тетерка шла,

Маковая шла

По каменю,

По зараменю

Сама шла,

Всех детей провела,

А самого хорошего оставила.

На последних словах капканы «захлопываются». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все детки. Дети, попавшие в круг, образуют капкан.

 

 

Пчелки и ласточки

Играющие дети – «пчелки» сидят на корточках. «Ласточка» – в своем гнездышке. «Пчелки» сидят на полянке и напевают:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

«Ласточка» в своем гнезде слушает их песенку. С её окончанием говорит: «Ласточка летает, пчелок поймает» и с последним словом вылетает из гнезда, ловит «пчел».

Пойманный становится «ласточкой» или выбывает из игры.

 

Завивание капусты (Хороводная игра)

Дети берутся за руки, образуя длинную вереницу и дружно, плавно, не торопясь, двигаются, припевая:

Вейся, вейся, капуста моя,

Вейся, вейся, белая.

Как мне, капусте, виться,

Как мне зимой не валиться.

Ведущий проводит хоровод через ворота в виде поднятых рук, которые держат последние в веренице. Когда все проходят, самый последний поворачивается и завивает капусту, т. е. перебрасывает через плечо руки, которые держат соседа по игре. И так до тех пор, пока не «завьются» все играющие.

 

Уж я золото хороню

Играющие садятся в кружок, держа перед собой сомкнутые ладони, ведущий своими сомкнутыми ладонями касается рук каждого игрока со словами:

Уж я золото хороню, хороню.

Чисто серебро хороню, хороню.

Я у батюшки в терему, в терему,

Я у матушки в высоком, в высоком.

Ведущий незаметно вкладывает кому-либо из игроков кольцо, водящий должен найти, у кого кольцо. Все игроки поют:

Пал, пал перстенёк

В калину, в малину,

В чёрную смородину.

Гадай, гадай, девица,

Отгадывай, красная,

Через поле идучи,

Русу косу плетучи,

Шелком перевиваючи.

Когда находят кольцо, то игроки меняются местами: хоронящий золото будет водящим.

 

Крута гора

Перед игрой из снежных шаров складывают горку, ходят вокруг и поют:

Стоит крута гора

Среди нашего двора.

Супротив терема широкого

Стоит крута гора.

Среди нашего двора

Не пройти, не проехати

Что ни конному, ни пешему.

Потом по очереди прыгают через горку. Участник, сбивший шар, из игры выбывает. Добавляют ещё шар, игра продолжается до тех пор, пока не выявится последний победитель, осиливший прыжком горку.

 

 

Плетень

Дети, взявшись за руки, становятся в четыре шеренги (одна напротив другой). Под гармошку каждая из шеренг по очереди идёт навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона все возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей площадке, танцуют, используя известные плясовые движения. С окончанием музыки дети должны занять первоначальное место и быстро и правильно «заплести плетень»: взяться за руки крест-накрест.

 

Лиска-лиса

По считалке выбирается «лиска-лиса», остальные участники игры – «куры», которые запевают:

Лиска-лиса,

Дивья краса,

Долгий нос,

Рыжий хвост!

Пропев дразнилку, «куры» бросаются врассыпную, а «лиска-лиса» бежит их ловить. Кого первого поймает, тот и будет водить.

 

В краски

Ударяют мячом о землю и поют:

Мы в краски играли

И краски потеряли,

Раз, два, три,

Ну-ка, Ванечка, лови!

Со словами: «Ну-ка, Ванечка, лови!» мяч бросают тому участнику, имя которого было названо. Он, ударяя мяч о землю, называет следующего участника, которому будет брошен мяч. Играют, пока кто-нибудь из игроков не выпустит мяч.

 

 

В короля

Играющие ходят по кругу и поют:

Шел король по лесу,

По лесу, по лесу.

Нашел себе принцессу,

Принцессу, принцессу.

В центре круга – «король». Он идет в противоположном направлении от играющих. На словах: «Нашел себе принцессу» «король» выбирает ее из числа играющих. Далее играющие останавливаются и продолжают петь, выполняя то, что поют вместе с «королем» и «принцессой».

Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем.

Затем «король» становится в круг, а «принцесса» становится «королем». Игра повторяется.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: