Два человека друг против друга, взявшись за руки, читают ладушки:
Ляли-ляли,
Два пупсика гуляли
В тропическом саду,
Играли в чехарду.
Однажды им приснился
Какой-то чудный сон.
Как будто под кроватью
Играет патефон.
Танцует балерина
С распущенной косой.
И пупсики кричали: «Катитесь колбасой».
Ложатся на траву и катятся в разные стороны.
Стукач (Детская игра в ладушки)
Раз-два, голова,
Три-четыре, руки мыли,
Пять-шесть, дрова несть,
Семь-восемь, сено косим,
Девять-десять,
Акулинка тесто месит,
Позвала кота домой,
Налила ему помой,
Динь-динь-дань, ты зачем кувшин разбил?
Это стоит пятачок,
А за это кулачок.
Стукают друг друга по плечу (шутки, смех). Кто первый стукнул, тот и выиграл.
Золотые ворота
Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя ворота. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие ворота, поют:
Золотые ворота
Пропускают навсегда.
Первый раз – прощается,
Второй – запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас! – и опускают руки.
Тот, кто оказался за воротами, остаётся у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: у «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются: кто – к «солнцу», а кто к – «луне».
Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание. Кто перетянет, та команда и выиграла.
Редя (Хороводная игра)
Ставится стул, на стул садится «бабка», ей на коленки садится «редька». Остальные участники встают вокруг них в хоровод. Водят хоровод. Они как бы «работают» на «бабку». Ходят и поют такую песню:
|
«Редя, редя, кто тебя сажал?»
Поликанова жена при дорожке жила,
Редю саживала, огораживала,
От мороза укрывала,
От солнышка поливала.
Потом каждый из хоровода спрашивает у «бабки»: «Бабка, бабка, поспела ли редька?», а «бабка» отвечает: «Нет, не поспела, тяпайте дальше!». Хоровод продолжает «тяпать» и петь ту же песню. Когда последний из хоровода спросит у «бабки», поспела ли редька, она ответит: «Поспела!» В этот момент все дружно хватают «редьку» у «бабки», вытаскивают её, а «бабка» должна «редьку» удержать. Когда «редька» будет вытащена, все дружно говорят: «Вытащили редьку!»
Коршун
Играющие выбирают «коршуна» и «наседку», остальные – «цыплята». «Коршун» роет ямку, а «наседка» с «цыплятами» ходит вокруг него и нараспев говорит такие слова:
Вокруг коршуна хожу,
По три денежки ношу,
По копеечке,
По совелочке.
«Коршун» продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. «Наседка» с «цыплятами» останавливается, спрашивает «коршуна»:
– Коршун, коршун, что ты делаешь?
– Ямку рою.
– На что тебе ямка?
– Копеечку ищу.
– На что тебе копеечка?
– Иголочку куплю.
– Зачем тебе иголочка?
– Мешочек сшить.
– Зачем мешочек?
– Камешки класть.
– Зачем тебе камешки?
– В твоих деток кидать.
– За что?
– Ко мне в огород лазят.
– Ты бы сделал забор выше, коли не умеешь, лови их...
«Коршун» старается поймать «цыплят», «наседка» защищает их, гонит «коршуна»: «Ши, ши, ши, злодей». Пойманный «цыпленок» выходит из игры, а «коршун» продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько «цыплят».
|
Правила:
1. «Цыплятам» следует держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться стать на своё место.
2. «Курица», защищая «цыплят» от «коршуна», не имеет права отталкивать его руками.
Игры подвижные
Разлучка
Дети становились попарно. Водящий – впереди, без пары. Он громко говорил: «Горю, горю, пылаю. Кого хочу – поймаю. Раз, два, три – беги!» Задняя пара бралась за руки и, отпустив их, разбегалась в стороны, чтобы впереди снова образовать пару. Водящий не должен был допустить их соединения и старался кого-нибудь из них поймать раньше.
Овцы и волки
Играющие – «овцы» разбивались на две команды, занимали «загоны» – места напротив друг друга на расстоянии 20 метров. Позиция «волков» была слева и справа от «овец».
Водящий пастух выходил в круг со словами: «Овечки, выходите погулять, сочной травки пощипать». «Овцы» выбегали на «луг». По команде водящего «волки» должны были ловить «овец» первой команды. Вторая команда «овец» тем временем забегала в «загон», противоположный первоначальному. Побеждал тот «волк», который больше поймает «овец».
Петушиный бой
Играющие становились в круг друг против друга на одной ноге, вторую ногу держали согнутой, руки складывали на груди. Прыгая на одной ноге, каждый старался плечом толкнуть противника, заставить потерять равновесие и отпустить вторую ногу – тогда бой выигран.
Сковорода
Играли 5–10 участников, равных по силе. Они вставали в кружок и брались за руки. У самых ног чертился круг – «сковорода». Затем все бежали вокруг начерченной «сковороды». Игра повторялась, пока не останется одного или двух «неиспекшихся» – они победители.
|
Правила:
1. Начинать тянуть на «сковороду» можно было только после сигнала ведущего.
2. Тот, кто отпустил руку соседа, считался проигравшим – «испекшимся».
Силачи
Играли двое парней, подпоясанные кушаками. По сигналу они должны были взять друг друга за кушаки и, не отрывая от них рук, уложить соперника на землю.
Подкиды
Один из играющих берет в руки мяч и напевает: «Оля, Коля, дуб зеленый, ландыш белый, зайка серый, брось!» Со словом «брось» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету подхватит мяч, тот поет тот же игровой припев и подбрасывает мяч.
Латка
Количество участников – 6–8 человек. Один из них становился в круг и говорил: «Собирайся, народ, кто в латки идет!».
Остальные участники проходили жеребьевку, взявшись за большой палец руки и приговаривая:
Гулит – не гулит,
Гулит – не гулит.
Самый верхний, кто взялся за палец, тот – «гулит», и он должен латать. Латает он участников игры только в том случае, если догонит участника и ударит по спине между лопатками. Если удается дотронуться до руки или головы, или ладони, то это не считается. Побеждал тот, который остается не «залатанным».
Царь-государь
Дети становились в круг. Царь-государь стоял за кругом. Дети шли по кругу и приговаривали:
Ой, ты, царь-государь,
Варена картошка!
Не догонишь, не поймаешь,
Мы тебе не кошка!
На последних словах «царь-государь» дотрагивался до любого из участников. Они должны были разбежаться в разные стороны и быстро занять освободившееся место в кругу. Участник, который не успел – выбывает из игры. Победитель становился ведущим. Игра повторялась, пока не останется три участника.
В колышки
Для игры требуется такое количество участников, чтобы все могли разделиться попарно (большой и маленький).
Условия игры: маленькие усаживались в круг и изображали «колышки». У каждого «колышка» становился более взрослый мальчик или девочка. Выбирался водящий. Он подходил к одной паре и обращался к стоящему: «Кума, кума, передай кол». «Там за рекой, за кобыльей косой», – отвечал стоящий. И оба (стоящий и водящий) одновременно бегут в противоположные стороны, обегая позади круга. Кто из них к этому колу вернется, тот и выигрывал, а опоздавший становится водящим.
Иван-косарь
Дети образуют круг – они «звери». Выбирают водящего и Ивана-косаря. Иван в центре круга стоит с палкой.
Водящий:
– «Иван-косарь, что ты делаешь?»
Иван: «Траву кошу». (Показывает)
Водящий: «Зачем траву?»
Иван: «Коров кормить».
Водящий: «Зачем коров?»
Иван: «Молоко доить».
Водящий: «Зачем молоко?»
Иван: «Охотников кормить».
Водящий: «Зачем охотников?»
Иван: «Зверей ловить!»
Все разбегаются, а водящий ловит. Кого поймает, тот становится водящим.
Задрать козлу бороду
(Играли на зимние святки)
В снег ставится рогатка, в нее заправляют клок шерсти. Кто из играющих правильнее и дальше выстрелит, тот и победил.
Ну-ка, осаль!
В начерченный большой круг становились все участники. Ведущий с мячом старался осалить кого-нибудь из круга. Участники разбегались, уклоняясь от мяча, не выходя из круга. Так продолжалось до тех пор, пока водящий не осалит кого-нибудь мячом. Тот, кого осалили, становился на место водящего.
Котята
Выкапывались ямки для маленького мяча на одной линии расстоянием друг от друга 20–25 см. В игре принимали участие 3–5 человек. Каждый играющий садился около своей ямки. Водящий катил мячик и в чью ямку попадал – тот брал мяч и старался в кого-нибудь попасть. Все разбегались в разные стороны. Тот, в кого попали, становился водящим.
Стенка на стенку
На земле раскладывали канат на очерченной границе. Команды-противники выстраивались по обе стороны от него, лицом друг к другу. Расстояние между командами около 1,5 метра. По сигналу ведущего играющие поднимали канат на уровне груди, а по второму сигналу каждая команда-стенка старалась втолкнуть противника в свой город, за очерченную на земле границу. Победительницей считалась команда, сумевшая втолкнуть противника в свой город.
Скакули
На деревянный «отрубок» устанавливали доску. По обеим сторонам доски становились играющие и «скакали». Кому выше удавалось прыгнуть и удачнее приземлиться – тот и победитель.
Путаница
5–10 участников становились в большой круг, брались за руки и начинали запутываться (не разрывая рук) в клубок. Водящий в это время отворачивался и ждал, пока клубок будет готов. Он должен был его распутать.
Замри
Играющие становились на некотором расстоянии друг от друга. Водящий с мячом стоял посередине и подбрасывал высоко вверх мяч, называя любое из имен. Названный должен был поймать мяч и крикнуть: «Замри!». До выкрика все разбегались, но при этой команде должны были замереть. Водящий бросал мяч в любого из участников игры. И тот становился водящим. Игра повторялась вновь.
Штандер
Водящий подбрасывал мяч и называл имя игрока. Этот игрок должен был поймать мяч, сказать: «Штандер» и вернуть его водящему. При слове «штандер» все игроки замирали, а водящий осаливал любого из игроков. Осаленный становился водящим.
По отвагу
Играющие собираются у поваленного ствола дерева, залезают на него и передвигаются назад и вперед от одного края к другому. Постепенно дети увеличивают скорость и с шага переходят на бег, при этом нараспев произносят слова:
Белая береза, черная роза, ландыш душистый,
Одуванчик пушистый, колокольчик голубой,
Поворачивай, не стой.
Кто из игроков теряет равновесие и соскакивает со ствола, тот из игры выбывает. Кто дольше всех продержится на стволе – победит.
Панас
Одному игроку завязывают глаза, приговаривая:
– Панас, Панас, на чем стоишь?
– На камне.
– Что пьешь?
– Квас.
– Лови мух, да не нас.
Все разбегаются в стороны, а Панас ловит убегающих детей. Тот, кого поймали, становится Панасом.
Поезд
Два человека берутся за руки и поднимают руки вверх, получается «туннель». Остальные становятся друг за другом и берутся за талию, образуя «поезд», который едет через «туннель», гудя, как поезд: «чух, чух, чух». Участники-«туннель» говорят: «Раю, раю, пропускаю, а последних оставляю!», стараясь схватить последнего в «поезде» и поставить себе за спину. Когда от «поезда» никого не остается – «туннель» опускает руки и перетягивает пленников в две команды. Команды становятся также «поездом» и пытаются перетянуть друг друга. Чья команда устоит на ногах – побеждает.
Платочек
Играющие присаживаются образуя круг. Водящий носит вокруг них платочек, приговаривая:
– Я ношу, ношу платочек:
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайчик погулять.
Тут охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
Пиф, паф, ой-ой-ой,
Умирает зайчик мой.
Водящий незаметно кладет платочек за спину кому-нибудь из сидящих. Тот, кому положили платочек, должен вовремя это заметить и догнать водящего, после чего сам начинает носить платочек. Кто не догнал водящего или не заметил платочек, садится в круг.
Вороны и воробьи
Посреди площадки чертится линия. С одной стороны находятся «вороны», а с другой стороны – «воробьи». Выбирается водящий. По команде водящего: «Вороны!» «вороны» догоняют «воробьев», а по команде: «Воробьи!» – воробьи догоняют «ворон». Каждая команда должна убежать в «свой дом» – за линию. Та команда, которая поймает больше соперников, побеждает.
Нарву я орешки
«Волк» прячется, а дети рвут травку и приговаривают:
Нарву я, нарву я орешечки,
Не страшен мне серый нисколечки.
Волк за горою, а я за другою.
Волк в кафтане, а я в сарафане!
Все разбегаются, а «волк» догоняет и забирает «корзиночку». (какую-нибудь вещь, напрмер, шапку)
Собачка
Играли дети и подростки. Количество играющих от – 3-х до 15 человек. Игроки становятся в круг и выбирают того, кто будет «собачкой». Ее задача поймать мяч, остальные играющие перекидывают мяч друг другу, чтобы его не поймала «собачка».
Стрикач
Играли подростки и молодежь. Количество – от 5-ти и более человек. Выбирают водящего – «стрикача». Кого «стрикач» поймает, тот становится водящим. Игра длилась до бесконечности.
Кувшинчики
Играли дети и подростки. Играющих – неограниченное количество человек.
Игроки становятся на «вершине горы» – это исходная позиция. Затем все играющие ложатся на спину, руки по швам. И со словами: «Вур-вур-вур…», как кувшинчики, скатываются вниз. Побеждает тот, кто ровнее и быстрее скатится.
Быстрей воды
Играли подростки и взрослые по 2–4 человека. Это игра-состязание.
Игроки с ведрами, наполненными водой, на коромыслах должны были быстро добежать до намеченного финиша. Добежать нужно, не расплескав воды, т. е. быстрей воды.
Мяч по кругу
В эту игру в основном играли дети младшего возраста. Количество играющих неограниченно.
Дети становились в круг и перебрасывали друг другу мяч по кругу, чтобы он не коснулся земли.
Зимние забавы
В селе Большое Городище зимой на праздники устанавливали карусель. Для этого на пруду забивали кол, который за ночь обмерзал. На него надевали колесо от повозки. В колесо вставляли палку длиной 1,5–2,0 метра, которой и раскручивали колесо. К колесу крепили санки. Катались по очереди.
Лапша
Выбирается ведущий. Каждый из игроков кладет по предмету к воткнутому в землю колу, к которому привязана веревка. Ведущий натягивает веревку и бегает по кругу, не давая забирать предметы. Кого он задел веревкой, тот оставляет свой предмет. Кто из игроков больше насобирает предметов, тот выиграл.
Уголки (Кумушки)
Для этой игры нужно нарисовать на земле четырехугольник. Участников 5 человек, один из них водящий, а четверо занимают уголки. Водящий подходит к одному из игроков и говорит: «Кумушка, дай ключи!». Стоящий в углу отвечает: «Иди, вон там постучи!». В это время остальные игроки перебегают из угла в угол. Если водящий успеет занять угол, то на его место встает игрок, который остался без угла.
Заячий прыжок
В игре участвуют два парня или две девушки. Суть игры проста: отталкиваясь одновременно двумя ногами, надо совершить одиннадцать прыжков. Победит тот, кто преодолеет большее расстояние.
Лапти
В середине площадки вбивается кол. К нему привязывается веревка длиной 3–5 м. Вокруг кола на длину веревки проводится круг. Водящий берет в руки свободный конец веревки и встает у кола.
Играющие встают за крутом, поворачиваясь спиной к центру. Каждый через голову перебрасывает какой-либо предмет – «лапти». Поворачиваясь, спрашивает у водящего: «Сплели лапти?». Водящий отвечает: «Нет». Играющий снова спрашивает: «Сплели лапти?». Ведущий отвечает: «Да».
Играющие бегут в круг, и каждый старается быстро взять свой «лапоть». Водящий караулит «лапти» – он бегает в кругу, держа в руках веревку, и старается запятнать играющих. Ловить играющих можно только в кругу.
Игроки, которых запятнали, отдают фант. Фант после игры выкупается. А кто не успел взять свой «лапоть» – становится водящим. В игру можно играть и детям, и взрослым.
Третий лишний
По кругу становятся играющие по два человека друг за другом. Выбираются два водящих – один убегает, другой догоняет. Они гоняются друг за другом по кругу. Убегающий должен стать третьим к любой паре, обязательно в центре круга. Тогда третий убегает, а если не успел убежать и догоняющий дотронулся до него, то он сам становится догоняющим, а кто догонял – убегает. Если догоняющему удалось догнать убегающего, они меняются местами.
В ворона
Все, кто играет в «ворона», становятся друг за другом. Выбирается «уточка», она становится впереди всех, а за ней – детки. Выбирается «ворон». Дети приговаривают:
Ворон, ворон, вороватенький,
Ворон, ворон, вороватенький.
У ворона глазки жирненькие,
А у нас-то глазки черненькие.
После этого «ворон» старается поймать последнего «утеночка» и оторвать его от всех. Если «ворон» это сделает, то теперь у него появится хвостик. Опять исполняется припевка, и «ворон» с хвостиком пытается оторвать еще одного «утенка» и т. д., пока всех не выловит.
Змейка
Рисуется большой круг, вокруг которого садятся играющие. За кругом ходит водящий. Неожиданно он бросает на середину круга веревку – «змейку». Все вскакивают, стремятся как можно быстрее встать на нее. Кому места не хватит, выбывают из игры.
Водящий, бросая «змейку» в круг, постепенно укорачивает ее до тех пор, пока на нее сможет встать только один участник, который становится новым водящим.
Белочки и охотник
Количество участников не ограничено. Из участников выбирается «охотник», остальные участники – «белочки». «Белочки» должны сидеть на деревьях, а значит, на любой деревянной поверхности (лавочка, бревно, заборчик), которая служила защитой от «охотника»: он не имел права трогать игрока («белочку»), который не касался ногами земли. Если обе ноги не касаются земли, значит, игрок вне досягаемости «охотника».
Если «охотник» поймал «белочку», то игроки менялись местами («охотник» становился «белочкой», «белочка» – «охотником»).
В быка
Играющие (человек 10) брались за руки и парами быстро двигались по кругу. Одна из пар поднимала руки. Все остальные должны были быстро пробежать через эти «ворота». Затем темп ускорялся. Нужно было не разомкнуть рук и не упасть.
Чехарда
Играющие (в основном – дети, подростки) делились на две команды. Одна команда изображала «коня». Участники выстраивались друг за другом, каждый крепко обнимал за пояс впереди стоящего, и вся команда наклонялась вперед, подставляя свои спины другой команде.
Участники другой команды по очереди заскакивали на «коня» (задача была не перепрыгнуть, а запрыгнуть). Когда на «коне» сидели все игроки команды, то «конь» должен был их везти. При этом участники, изображающие «коня», раскачивались, подпрыгивали (но ни в коем случае не расцепляясь – иначе команда считалась проигравшей), стараясь свалить седоков на землю. Задача седоков была удержаться на «коне».
Веревочка
Для игры брали веревку, завязывали ее концы узлом, чтобы веревка образовала круг. Потом все играющие хватались за веревку двумя руками. В центре этого круга стоял водящий. Водящий должен был ударить игрока по одной руке, игрок убирает эту руку за спину, если водящий осалит и вторую руку игрока, игрок этот выходит из игры. Так продолжается до тех пор, пока водящий останется один на один с последним игроком.
Сала – мало – перебег
Все играющие становятся в круг. Водящий берет вожжи и встает в центр круга. Играющие со словами: «Сала – мало – перебег» убегают от вожжей (которыми водящий старается осалить игроков) с места на место по кругу. Кого водящий осалит, тот и водит.
Кулючки (Детская игра)
Играющие выбирают «кулючку» – водящего:
Раз, два – подхватили,
Три, четыре – раскрутили,
Пять, шесть, семь, восемь,
Выходить из круга просим.
Играющие стараются получше спрятаться, найденный первым становится водящим.
Холсты (Детская игра)
Двое играющих становятся друг против друга на поставленные под ноги деревянные чурки. Берут обеими руками за концы веревку («холст»), набрасывают её на соперника, стараясь стащить его с чурки.
Чижик
Для этой игры нужно выстругать из дерева две круглые палочки: первая – «чижик» длиной 15 см, вторая – длиной 50 см. В земле делают лунку, на нее кладут палочку-«чижик». Игрок второй палкой бьет по кончику «чижика», который подлетает и в это время игрок как можно сильнее бьет второй палкой по «чижику». Затем шагами измеряется расстояние от лунки до «чижика». У кого расстояние больше, тот и победил.
В кругового
В центре поля чертят круг. Считалкой выбирают два человека, они становятся с двух сторон поля, остальные игроки становятся в круг и их выбивают. Выходить за круг запрещено. А тот, кто поймает мяч, считается очком. Мяч изготавливали из шерсти крупного рогатого скота. Весной, во время линьки животных, скатывали шерсть в шар среднего размера, так шар становился очень плотным и тяжелым.