ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Чтобы приступить к работе над заявлением о миссии, лучше всего уединиться. Идеальный вариант — выехать на природу, хотя это, конечно, не обязательно. Там вы окунетесь в идеальную атмосферу естественной гармонии и душевного равновесия, отрешитесь от искусственности и механистичности сегментированного мира. В таких условиях вы сможете очистить свои мысли и попытаться следовать своим самым глубинным чувствам.
Предлагаем попытаться выполнить одно или несколько упражнений из числа приведенных ниже. Мы считаем, что эти семь упражнений наиболее эффективно помогают подготовиться к изложению персональной миссии. Существует множество разных подходов. Некоторые упражнения занимают всего несколько минут, другие — часы и даже дни. Некоторые из них вы, вероятно, сочтете более полезными, чем другие. Возможно, даже вы найдете какие-то более подходящие для вас методы, чем те, что предлагаем мы.
Главное — по-настоящему глубоко проникнуть в свой внутренний мир. Постарайтесь нащупать то, что для вас наиболее значимо.
Упражнение № 1: Попробуйте, как было описано в главе 5 (см. с. 98-111), мысленно перенестись на празднование своего восьмидесятилетия или золотой свадьбы.
Упражнение № 2: Используя уникальные человеческие дарования, изучите все свои жизненные потребности и способности. При этом, возможно, вы найдете целесообразным использовать таблицу.
ЖИТЬ | ЛЮБИТЬ | УЧИТЬСЯ | ОСТАВИТЬ СЛЕД | |
Самосознание | ||||
Какова моя нынешняя ситуация? | ||||
В чем состоит моя парадигма качестве жизни? | ||||
Совесть | ||||
Что из своего внутреннего мира я хоте; бы реализовать во внешнем мире? | ||||
Какие принципы принесут результаты, повышающие качество моей жизни? | ||||
Независимая воля | ||||
Какие решения мне следует принять, чтобы реализовать мои потребности и способности? | ||||
Какие сценарии мне следует переписать заново? | ||||
Творческое воображение | ||||
Каких результатов, повышающих качество жизни, я хочу достичь? | ||||
Что я могу сделать для этого? |
Упражнение № 3: В уединении поразмыслите над такими вопросами:
• В чем мои самые сильные стороны?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Какие достоинства наблюдают во мне те, кто хорошо меня знает?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Чем мне по-настоящему нравится заниматься?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Какими чертами характера я восхищаюсь в окружающих?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Какой человек оказал наибольшее положительное влияние на мою жизнь?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Почему этот человек сумел оказать столь мощное влияние?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Какие мгновения были самыми счастливыми в моей жизни?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Почему я их считаю таковыми?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Если бы у меня были неограниченное время и ресурсы, чем бы я предпочел заниматься?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• За каким занятием я вижу себя в своих мечтах?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Какие три-четыре «вещи» для меня самые важные?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Когда я думаю о своей профессиональной жизни, какой вид деятельности я считаю наиболее ценным?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Когда я думаю о своей личной жизни, какие занятия я считаю наиболее ценными?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Что я умею делать лучше всего и что наиболее ценится другими?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Какие у меня есть таланты, о которых никто не знает?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Существуют ли дела, от которых я раньше по разным причинам отмахивался, но которые я действительно должен сделать? Что это за дела?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Каковы мои физические потребности и способности?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Насколько я удовлетворен своими нынешними достижениями в области физического развития?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Каких результатов с точки зрения повышения качества жизни я пока не достиг, но хочу добиться в этой области?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Какие принципы приведут к этим результатам?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Каковы мои социальные потребности и способности?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Насколько я удовлетворен своими нынешними достижениями в социальной области?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Каких результатов с точки зрения повышения качества жизни я пока не достиг, но хочу добиться в этой области?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Какие принципы приведут к этим результатам?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Каковы мои интеллектуальные потребности и способности?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Насколько я удовлетворен своими нынешними достижениями в интеллектуальной области?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Каких результатов с точки зрения повышения качества жизни я пока не достиг, но хочу добиться в этой области?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Какие принципы приведут к этим результатам?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Каковы мои духовные потребности и способности?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Насколько я удовлетворен своими нынешними достижениями в духовной области ?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Каких результатов с точки зрения повышения качества жизни я пока не достиг, но хочу добиться в этой области?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Какие принципы приведут к этим результатам?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• В чем я вижу пересечение моих физических, социальных, интеллектуальных и духовных потребностей и способностей7
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Каковы мои важнейшие жизненные роли7
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Каких важнейших долгосрочных целей в каждой роли я хочу достичь на протяжении своей жизни?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Какие из результатов, которых я достиг в своей жизни, мне нравятся?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Какие парадигмы обеспечивают эти результаты?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Какие из результатов, которых я уже добился в своей жизни, мне не нравятся?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Какие парадигмы обеспечивают эти результаты?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Какие парадигмы могли бы обеспечить лучшие результаты?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Кем я хотел бы быть на самом деле и чем хотел бы заниматься в своей жизни?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• На какие важнейшие принципы опираются мое бытие и моя деятельность?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши ответы на эти вопросы значительно приблизят вас к составлению заявления о миссии и могут стать ее частями.
Упражнение № 4: Выполняя это упражнение, следите за временем.
а) За одну минуту ответьте на следующий вопрос: Если бы у меня не было недостатка времени и средств, чем бы я занимался?
Не бойтесь мечтать. Откройтесь возможностям. Пишите все, что придет в голову.
б) За одну минуту напишите, что вы цените. Ниже приведен не претендующий на полноту список, который может стимулировать ваше мышление.
• душевный покой
• безопасность
• богатство
• крепкое здоровье близкие отношения с...
• признание и слава
• свободное время
• счастье
• духовная самореализация
• друзья
• семья
• долголетие
• вложение времени, знаний или денег в...
• путешествия
• чувство выполненного долга
• уважение со стороны окружающих
в) За минуту проанализируйте свой список ценностей и выберите пять самых важных пунктов.
г) В течение нескольких минут сравните свой список пяти главных ценностей со своими мечтами. Может быть, ваши подсознательные мечты не гармонируют с вашими ценностями. Вы можете мечтать о жизни Индианы Джонса, но не слишком ценить возможность ползать среди паутины и спать со скорпионами. Если вы не извлечете свои мечты на поверхность и не исследуете их при дневном свете, вы можете многие годы жить с иллюзиями и подсознательным ощущением, что вы в каком-то смысле довольствуетесь второсортной жизнью. Поработайте над двумя списками, пока не почувствуете, что ваши мечты соответствуют вашим ценностям.
д) Теперь в течение минуты исследуйте связь своих ценностей с четырьмя фундаментальными сферами реализации человека. Отражают ли они ваши физические, социальные, интеллектуальные и духовные потребности и способности? Работайте над списком, пока не почувствуете такую связь.
е) Наконец, потратьте еще одну минуту для ответа на следующий вопрос: Какие принципы обеспечат ценности моего окончательного списка?
Упражнение № 5: Если у вас есть дневник, проанализируйте все, что вы писали за прожитые годы. Ищите высочайшие прозрения, которые, возможно, у вас были. Ищите повторяющиеся характерные особенности вашего мышления и поведения, которые могут быть неочевидны в повседневной жизни. Попробуйте определить и записать свои ценности и направления.
Упражнение № б: С помощью модели «Анализ силового поля по Левину» определите, чего вы хотите достичь, в каком положении находитесь сейчас и какие факторы помогают и препятствуют вашему стремлению меняться.
Желаемые результаты
СДЕРЖИВАЮЩИЕ СИЛЫ
Текущие результаты--------------------------------------------------------------------
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ
Подумайте над следующими вопросами:
• Какая ситуация была бы идеальной? На что я расходовал бы время? Какими были бы результаты?
• В каком положении я нахожусь теперь и на что трачу время?
• Какие конкретные факторы мешают мне достичь идеала? Что я могу сделать, чтобы ослабить или устранить воздействие этих факторов?
• Какие конкретные факторы приближают меня к идеалу? Что я могу сделать, чтобы укрепить воздействие этих факторов?
Упражнение № 7: Используя следующую таблицу, подумайте о своем достаточно отдаленном будущем. Сейчас, когда растет продолжительность жизни, уходом на пенсию жизнь не заканчивается. Пенсионер имеет реальную перспективу прожить не менее двадцати лет. Перед ним открыты возможности начать новую карьеру, которая привнесет новый смысл в его жизнь. Нередко вторая карьера больше соответствует предпочтениям человека, нежели первая. Опыт, денежные средства и благоприятные возможности открывают перед пожилыми людьми двери, которые ранее были закрыты.
Чувство предназначения зачастую повышает качество нашей жизни в данный момент и в будущем. Видение будущих лет помогает с большим энтузиазмом относиться и к своим нынешним целям, когда понимаете, что это не последние рубежи, которых вы можете достичь. В первом столбце таблицы напишите, чем вы хотели бы заниматься или какой вклад вы хотели бы внести к определенному сроку своей жизни. Потом заштрихуйте ячейки, показывая, когда вы можете осуществить каждый из этих пунктов. Для целей данного упражнения достаточен пяти- или десятилетний шаг.
Предстоящие свершения | Когда (приблизительный возраст) 20 30 40 50 60 70 80 90 100 | ||||||||
Для большей наглядности впишите, в каком году вы достигнете того или иного возраста. Например, если вам сейчас тридцать, подсчитайте, в каком году вам будет сорок, пятьдесят, шестьдесят и т. д., и напишите эти даты над соответствующим возрастом.
Есть надежда, что эти упражнения раздвинут рамки ваших представлений и помогут вам подготовиться к формулировке миссии. Когда вы будете окончательно готовы приступить к работе над заявлением о миссии, имейте в виду, что вы его излагаете не для кого-то, а для себя. Пишите своим языком. У каждого свой стиль. Одни дают емкие формулировки миссии в нескольких фразах, другие пишут сочинения на нескольких страницах; они могут быть в стихах, в прозе, в музыке, в рисунках. Пишите так, чтобы точно передать свои мысли и чтобы составленное вами заявление о миссии разжигало в вас внутренний огонь. Обязательно перечитайте перечисленные в главе 5 характеристики мобилизующего заявления о миссии.
Одни люди любят читать чужие формулировки миссии; другим кажется, что это лишь сковывает их самовыражение. Ниже мы приводим несколько заявлений о миссии, предоставляя вам решать, поможет ли знакомство с ними в ваших усилиях по формулированию собственной миссии. Хотя в наших архивах имеется множество текстов миссий известных личностей, мы выбрали те, что принадлежат нашим современникам из самых разных слоев общества. Некоторые из них лучше других, если за критерий брать характеристики, изложенные в главе 5, но каждая из этих миссий — зеркало души составившего ее человека. Если вы все-таки будете их читать, постарайтесь понять не только творения, но и частичку самого творца. Представьте себе человека, который живет по тем принципам, о которых вы читаете.
МИССИИ
Подняться на вершину горы:
Изо дня в день я буду проявлять мужество и веру в себя и других людей. Я буду высоко ценить честь, свободу выбора и любовь всех людей. Я буду стараться выполнять обещания, данные не только другим, но и себе. Я буду помнить: чтобы жить действительно полноценной жизнью, я должен подняться на вершину горы уже сегодня, потому что завтра может быть поздно. Допускаю, что эта гора может кому-то показаться всего лишь холмиком, но какими бы маленькими ни были победы над собой, я буду постоянно обновляться через них. Я буду, как и прежде, самостоятельно принимать решения и жить в соответствии со сделанным выбором. Я не буду искать самооправданий или винить других. По мере сил я буду поддерживать здоровье и крепость духа и тела, чтобы это позволило мне осуществить свой выбор — подняться на вершину. Я буду всячески помогать людям и благодарить тех, кто помогает мне.
_________________________________
Прожить дарованные мне дни с благодарностью, с чувством цели, порядка и готовностью к испытаниям.
Уверенно и радостно раскрывать и принимать свое истинное «я», не жалея на это сил.
Дорожить семьей.
Обогащать свою жизнь и жизнь всех тех, кто встречается на моем пути или с кем я делю свой домашний очаг, заботясь о них, постоянно подтверждая свою любовь, отдавая им все, что могу отдать, и принимая от них все, что они могут дать мне, обучая их, если они того пожелают, всему, что знаю, и учась у них, помогая им найти свой путь и следовать ему.
Защищать и поддерживать культуру и традиции Южной Африки, общество, в котором живу, и среду, от которой зависит моя жизнь.
Признавать и принимать, что я не собственник, а лишь доверенное лицо и что права гораздо менее важны, чем обязанности.
Постоянно искать Бога и понять мой путь к нему.
_________________________________
Не сводя взора со славы Божьей делать наш мир лучше, помогая людям жить более осмысленной жизнью.
Начав со своей семьи, а потом постепенно расширяя свой круг влияния: жить в верности принципам, которые дороги мне (милосердие, верность, самодостаточность, честность, цельность, активность, щедрость, доверие);
понемногу облегчать тяготы жизни и помогать всем тем, с кем я регулярно взаимодействую;
не относиться к себе слишком серьезно и понимать, что за чем стоит;
жить и давать жизнь, учиться и учить, давать и получать, любить и быть любимым, понимать и быть понятым.
_________________________________
Каждый новый день я буду воспринимать не просто как очередной, а как день, наполненный новыми возможностями и радостью. Только я сам буду выбирать для себя, к чему приложить мои старания.
Я хочу жить простой и нравственной жизнью. В первую очередь я буду заботиться о собственном благополучии. Думаю, что, сохраняя верность своим ценностям, я окажу позитивное влияние на всех, с кем соприкасаюсь в своей жизни.
Я буду стремиться поделиться своими самыми сокровенными мыслями с людьми, которых люблю.
Я понимаю, что живу во взаимозависимом мире и ответствен за других людей. Учитывая это, я буду сознательно стараться понять своих родных и коллег и добиваться большей близости с ними.
Я буду продолжать расти над собой, обогащая свой ум новыми знаниями.
Хотя я ценю свободу и финансовую безопасность, обеспечиваемые мне моей профессией, я понимаю, что эти свобода и безопасность сами по себе не принесут счастья, которого я ищу.
Я буду сам делать свой выбор.
___________________________________
Моя миссия — быть движущей силой положительных перемен и вдохновлять других на великие свершения, выполняя роль катализатора и развивая общее видение возможного будущего.
Я буду стремиться постоянно представлять будущее в своем воображении, а не быть жертвой прошлого. Я буду стараться выбирать свой собственный путь, исповедуя принципы мужества, справедливости, скромности, доброты, понимания и личной цельности.
Наконец, я буду часто напоминать себе, что без риска нет ни побед, ни поражений. Как заметил философ Фома Аквинский, если главная цель капитана — сохранить судно, оно никогда не покинет порт.
Я обещаю себе быть заботливым и честным другом для тех, кто окружает меня, и всегда стараться связывать то, что я знаю, с тем, что я делаю.
_____________________________________
Для себя: я хочу лучше понять себя, любить себя, раскрепостить себя. Я хочу, используя свой талант целителя, не дать умереть надежде и бесстрашно выражать свое видение словом и делом.
Для семьи: я хочу укрепить чувство любви, в котором каждый из нас обретает свое лучшее «я».
На работе: я хочу создать обстановку, где никто никого не винит, где никто не терзает себя за промахи, где все учатся на своих и чужих ошибках.
В мире: я хочу содействовать развитию всех форм жизни в гармонии с законами природы.
____________________________________
Действовать так, чтобы проявлялась моя лучшая сущность, особенно когда есть много причин действовать иначе.
_____________________________________
Быть скромным.
Благодарить Господа за каждый прожитый день.
Никогда не реагировать на грубости, пропускать их мимо ушей.
Найти себя в деяниях и воззрениях, не приносящих потерь
Я верю, что ко всем людям нужно относиться с добротой и уважением.
Я верю, что, зная свои ценности, я поистине знаю, чего я хочу.
Пусть мною движут мои ценности и убеждения.
Я хочу переживать жизненные страсти с чувством новизны детской любви, сладости и восторга юношеской любви и уважения и почтения зрелой любви.
Моя цель — достичь положения, обеспечивающего мне большое уважение и обширные знания, чтобы, используя достигнутое положение, помогать другим, играть активную роль в служении обществу.
Наконец, прожить свою жизнь с улыбкой на лице и искоркой в глазах.
________________________________________
Быть человеком, про которого мои дети смогут с гордостью сказать: «Это мой папа».
Быть человеком, к которому мои дети будут обращаться за любовью, уважением и пониманием.
Быть человеком, которого все друзья знают как заботливого, всегда готового выслушать их проблемы человека.
Быть человеком, не желающим побеждать за счет других.
Быть человеком, который, страдая, не хочет причинить боль другому человеку.
Быть человеком, который говорит за того, кто сам не может сказать, слушает за того, кто лишен слуха, видит за того, кто лишен зрения, и способен сказать: «Это делали вы, а не я».
Пусть мои поступки милостью Божьей всегда соответствуют моим словам.
______________________________________
Я буду сохранять позитивный настрой и чувство юмора во всем, что делаю. Я хочу, чтобы члены моей семьи знали меня заботливым и любящим мужем и отцом, а друзья знали, что на меня можно положиться. Людям, которые работают на меня и со мной, я обещаю проявлять все свое уважение и каждый день стараться завоевать их доверие.
Контроль над своими поступками, как и потребность быть цельной личностью, я считаю самой важной чертой характера.
_________________________________________
Я буду жить так, словно обладаю всей властью и влиянием сделать наш мир более совершенным. Слушая других и служа другим, я буду приобретать новые идеи и узнавать иные точки зрения.
Я буду стараться выходить победителем из жизненных испытаний, расширяя свой круг влияния и не тратя время на заботу о таких проблемах, которые мне не подвластны.
Я буду вести себя так, чтобы стать помощником, а не помехой людям, которые следуют за мной или ведут меня.
Я буду верить мечте, пренебрегая пользой.
Победы над собой я буду использовать е помощь другим людям. Выбор путей, которыми я буду следовать, всегда будет определяться стремлением к совершенству.
Я не буду ожидать от других большего, чем ожидаю от себя. Я буду открывать для себя новые источники знаний и роста (природа, семья, литература, новые знакомства).
Я буду любить, а не ждать любви. Я буду равняться на результат, а не рациональные соображения. Мой выбор — помочь изменить этот мир.