ХОР «Взрослые любят цифры»




1-й. Взрослые очень любят цифры. Если им сказать: «Вот доказательства, что Маленький принц на самом деле существовал:

2-й. Он был очень, очень славный, он смеялся, и ему очень хотелось иметь барашка.

3-й. А кто хочет барашка, тот, безусловно, существует!»

4-й. Если сказать им так, они только пожмут плечами и посмотрят на тебя, как на несмышленого младенца.

5-й. Но если сказать им: «Он прилетел с планеты, которая называется Астероид №3251», — это их убедит, и они не станут докучать расспросами.

6-й. Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым.

7-й. Но мы, те кто знает, что такое жизнь, — мы, конечно, смеёмся над номерами и цифрами!

8-й. Мы охотно начали бы эту повесть, как волшебную сказку. Мы хотели бы начать так:

9-й. Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга…»

10-й. Те, кто знает, что такое жизнь, сразу увидели бы, что это гораздо больше похоже на правду.

ЭЛ. Ибо я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто так, ради забавы. Слишком больно вспоминать и не легко мне об этом рассказывать. Вот уже шесть лет, как мой друг со своим барашком меня покинул.

1-й. И мы пытаемся рассказать о нём для того, чтобы его не забыть. Это очень печально, когда забывают друзей.

2-й. Не у всякого был друг. И мы боимся стать такими, как взрослые, которым ничего не интересно, кроме цифр.

3-й. Конечно, мы попытаемся передать сходство, как можно лучше. Но мы совсем не уверены, что у нас это получится. Мы пробуем нарисовать его образ наугад.

ЭЛ. Наконец, я могу ошибиться в каких-то важных подробностях. Но вы уж не взыщите. Мой друг ничего мне не объяснял. Может быть, он думал, что я такой же, как он. Но я, к сожаленью не умею увидеть барашка сквозь стенки ящика. Может быть, я немного похож на взрослых… Наверное, я старею…

4-й. Итак, мы предлагаем вам сценическое раздумье о том, как умирают антуаны де сент-экзюпери и рождаются маленькие принцы.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Звучит тревожно-настораживающая музыка приготовления к полёту. Затемнение. Хор скрывается за кулисами. Справа высвечивается столик с телефоном. Рядом глубокое кресло с высокой спинкой. В нём, закрыв глаза, сидит ДИГБИ. У неё за спиной ЭЛ собирается в дорогу, упаковывает свой сак. Что-то ищет.

ДИГБИ (не открывая глаз, а как бы почувствовав). Бритва у тебя в кармане.

ЭЛ (пощупав карман). Спасибо. (Перекладывает бритву в сак).

ДИГБИ. Какое у тебя задание?

ЭЛ. Прогулка над Средиземным морем с запасом горючего на шесть часов. Элементарная шестичасовая прогулка, ты не должна беспокоится. Вылет завтра в восемь ноль-ноль.

ДИГБИ. Разведка над Южной Францией. Скверное задание.

ЭЛ. Но в штабе настаивают на нем.

ДИГБИ. В штабе на нем не настаивают. Ты просто выклянчил у Икерса этот полет.

ЭЛ. Я бы выставил из штаба одного долговязого парня, который любит совать нос в чужие дела.

ДИГБИ. Ты напрасно цепляешься к Дэну: он к тебе хорошо относится.

ЭЛ. Я бы выставил из штаба всех, кто ко мне хорошо относится и шпионит за мной. В прошлом месяце Икерс мне подарил пять боевых вылетов, как ветерану.

ДИГБИ. А этот ты у него выклянчил, как попрошайка. Ты ведь прекрасно владеешь словом. Профессионально!

ЭЛ. Истребителем я тоже пока владею профессионально.

ДИГБИ. Это не одно и то же!

ЭЛ. Если ты не поэт, ты не можешь взлететь, и, если ты не летчик, ты не можешь взлететь. Это совершенно одно и то же.

ДИГБИ. Неправда! В слове нет риска полета. Ты не превращаешься в утку, которую могут подбить.

ЭЛ (не без иронии). Ты в этом уверена?

ДИГБИ. Да.

ЭЛ. Я думал, что в первом полете меня будут занимать направление ветра, состояние неба, мотор. Но в первом полете я сочинил Слово к людям.

 

ХОР «Слово к Людям»

1 -й. Когда ты спустился с небес на землю, ты обратился с этим Словом к мещанину.

2 -й. Сначала он испугался, что ты попросишь у него денег. Но, узнав, в чем дело, усмехнулся тупыми плечами и сказал:

МЕЩАНИН. О, сударь! У вас слишком высокая профессия. Ваше падение будет смертельным. Привяжите себя к небу лонжей.

ЭЛ. Ложью?..

3-й (МЕЩАНИН). Нет, лонжей! Не делайте из меня дурака. Я говорю то, что говорю, не больше. Лонжей! Вы слышите? Лонжей! Она вас вздернет обратно к небу. И вы будете плясать меж небом и землей, как и положено интеллигенту, на добровольной виселице ваших никому не нужных идей. (Отворачивается).

4-й. Тогда ты обратился к бывшему безработному. Ты знал, что теперь он хорошо ест, в местном профсоюзе у него непыльная работенка, по сговору с хозяевами, но он сохранил острый оскал плеч как социальную традицию.

5-й. Вы слишком далеки от народа, сказали тебе его острые плечи.

6-й (БЕЗРАБОТНЫЙ). Народ вас не понимает. Вот, например, я! Из вашего Слова я не могу взять в толк ни одного слова.

ЭЛ. Быть может, - заметил я робко, - вам следовало бы окончить среднюю школу. Хотя бы экстерном. Я вовсе не хотел его обидеть. Но он ответил сухо:

6-й (БЕЗРАБОТНЫЙ). Я политически грамотен! (Отворачивается).

7-й. Он тебя презирал социально. Эсли б у него было десять спин, он бы всеми десятью повернулся к тебе.

8- й. Тогда ты обратился к Богу.

ЭЛ. Да, тогда я обратился к Богу: О, несуществующий! – возопил я. – Ко мне повернулись спиной мещанин и бывший безработный. Конечно, я могу обратиться к другим, но где гарантия, что эти другие не окажутся мещанином и бывшим безработным? Ведь я не бог! Я только интеллигентный человек.

ГОЛОС. Как интеллигентный человек и не бог, ты должен знать, что не боги горшки обжигают. Обжигай горшки! Обжигай горшки! Обжигай горшки! Горшок не слово, он имеет вес и практическое применение. Мещанин и бывший безработный обрадуются, что ты занялся делом, и станут хвалить твой товар. Бывший безработный будет считать тебя бывшим безработным, а мещанин – мещанином. (Заламывают ему руки и ставят на колени). Ты станешь, наконец, человеком. Обжигай горшки! Обжигай горшки! Обжигай горшки!

Пауза.

ДИГБИ. Помнишь, что ты мне писал, когда работал на почтовых? “…Когда-нибудь мы покончим с работой и возвратимся в далекий, далекий край, чтобы начать новую жизнь. И в том краю нас ждут тысячи девушек…”.

ЭЛ. Извини, Диг, с девушками я перебрал.

ДИГБИ. Ничего, “тысячи” девушек – это не страшно… Эл, не пора ли начать новую жизнь?

ЭЛ. Обжигай горшки, Эл, обжигай горшки!

ДИГБИ. Глупо!

ЭЛ. Пожалуй. Но близко к истине. Если ты так хорошо осведомлена, ты знаешь, что это мой последний полет.

ДИГБИ. Я знаю! Я знаю, что ты сам не можешь застегнуть комбинезон. Тебе его застегивают, и механики втаскивают тебя на пилотское место.

ЭЛ. Привет Дэну!

ДИГБИ. Хорошо, милый. Я могу это сделать немедля. А заодно попрошу его отменить твой полет. (Снимает телефонную трубку).

ЭЛ. К черту Дэна! Если что-нибудь случится, генерал Икерс пригласит спиритов и получит от меня данные разведки через пляшущий столик.

ДИГБИ (кладет трубку). Тогда все в порядке. Ты прав: зачем мне волноваться, если ты так оптимистично настроен?.. Тебе не пора?

ЭЛ. Ты успокоилась?

ДИГБИ. Как видишь.

ЭЛ. В пилотских комнатах испортился душ. Может быть, мне переночевать здесь?

ДИГБИ. Ты ведь не любишь рано вставать.

ЭЛ. Да, конечно, лучше на аэродроме. Но душ…

ДИГБИ. Что-нибудь придумаешь.

ЭЛ. Ты совершенно успокоилась?

ДИГБИ. Совершенно.

ЭЛ (походив). Женщина все-таки должна волноваться в таких случаях.

ДИГБИ. Женщина в таких случаях должна быть мужественной.

ЭЛ. Кто тебе сказал? Я хочу, чтобы ты была женственной. Это мне гораздо приятнее. Пожалуй, мне действительно пора.

ДИГБИ. Да, пожалуй.

ЭЛ. Но ты абсолютно успокоилась?

ДИГБИ. Абсолютно.

ЭЛ. Это хорошо. Это очень хорошо. Хотя и противоестественно.

ДИГБИ. Ты не забыл сигареты?

ЭЛ. Нет. Но почему ты так спокойна?

ДИГБИ. Просто я поняла, что сплю. И мне снится весь этот кошмар с твоим последним вылетом.

Женский ХОР: «Она спит».

1-й. Она спит. Очень хорошо, что она это поняла.

2- й. Теперь она знает, что самое главное успеть вовремя проснуться. И всё опять обретёт свой утренний смысл.

3- й. Она тебе даже не скажет, что ей приснилось, будто ты выклянчил у Икерса ещё один полёт.

4- й. Не скажет, чтобы ты в самом деле не пошёл клянчить этот полёт.

ЭЛ. Сегодня тридцать первое июля?

ДИГБИ. Тридцать первое, Эл.

ЭЛ. Я не хочу, чтобы ты с Дэном пошла завтра в концерт. Он слишком симпатичен, чтобы тебе с ним ходить в концерты.

ДИГБИ. Можешь позвонить и проверить. Ты уже вернешься с задания.

ЭЛ. Я этого так не хочу, что не стану звонить.

ДИГБИ. Ты позвонишь.

ЭЛ. Я не стану звонить. Можешь весь вечер сидеть у телефона, чтобы убедиться: я не позвоню.

ДИГБИ. Ладно. Я буду весь вечер сидеть у телефона, чтобы убедиться, что ты не позвонишь.

ЭЛ. Когда я вернусь, мы сами пойдем в концерт. И никого с собой не возьмем. Никаких посторонних! (Подносит руку ко лбу, словно мучительно вспоминая). Сегодня тридцать первое июля?

ДИГБИ. Тридцать первое, Эл.

ЭЛ. Я не хочу, чтобы ты с Дэном пошла завтра в концерт…

ДИГБИ. Можешь позвонить и проверить.

ЭЛ. Я этого так не хочу, что я не стану звонить…

ДИГБИ. Ты позвонишь…

ЭЛ. Я не стану звонить… Можешь весь вечер сидеть у телефона, чтобы убедиться: я не позвоню…

ДИГБИ. Ладно…Я буду сидеть у телефона, чтобы убедиться, что ты не позвонишь…

ЭЛ. Сегодня тридцать первое июля?

ДИГБИ. Тридцать первое, Эл.

ЭЛ. Я не хочу, чтобы ты…

ДИГБИ. Можешь позвонить..

ЭЛ. Я этого так…

ДИГБИ. Ты позвонишь…

ЭЛ. Я не стану…

ДИГБИ. Ладно… я…

ЭЛ. Сегодня тридцать первое июля?

ДИГБИ. Тридцать первое, Эл.

ЭЛ (кричит). Сегодня первое августа, и я сбит!!!.. Диг!!!

ХОР «Он вынырнул откуда-то справа…»

1-й. Он вынырнул откуда-то справа.

ЭЛ. У меня сдала раненая рука.

2- й. Ты был рад, что она сдала: сегодня такой день! Солнце не освещает море, а словно лепит его из собственного блеска.

ЭЛ. “Эй! – крикнул я. – Подожди! Зачем тебе беспокоиться? Меня собьют чуть подальше! Меня собьет следующий!..” Мне показалось, я узнал этого парня…

3-й. Это он впервые прочитал Шекспира и написал ему письмо. Невежда?..

4-й. Какой же он невежда, если он уже прочитал Шекспира!

5-й. Но он оказался следующим, тем, который чуть подальше. Он не читал Шекспира.

ЭЛ. Он просто нажал на гашетку и сбил меня… Диг!!!

6-й. Линии твоего полета и моря были всегда параллельны.

7-й. Ты бесконечно много летал над морем. Но параллели, уходящие в бесконечность, сходятся.

8-й. Ты попал в тот отрезок бесконечности, где параллели сходятся…

9-й. Он неотступно идет за тобой. Если он сейчас не пришьет тебя второй очередью к воде – параллели сойдутся минут через десять.

10-й. У тебя будет десять минут. Огромных, гигантских десять минут!

ЭЛ. Кто сказал, что падение стремительно? Секунды стали большими, как в лупу. Разве жизнь уменьшилась до десяти минут?..

1-й. Нет, это десять минут увеличились до главного в жизни!.. Колдовство воспоминаний… Сейчас они обступят тебя, и ты им сдашься…

ЭЛ. Я сдамся жизни, Диг!..

Ближайший из ХОРА даёт ему телефонную трубку.

ЭЛ (в трубку). Хэлло, Диг!

ДИГБИ (только дотрагивается до телефона, и говорит, глядя в пустоту перед собой.) Эл?

ЭЛ. Я уже два дня на Корсике.

ДИГБИ. Ты зайдешь?

ЭЛ. Диг!.. Я был с Николь, два дня.

ДИГБИ. Ты зайдешь?

ЭЛ. Ты слышишь? Два дня я тебе не звонил и провел их с Николь.

ДИГБИ. Да, слышу, ты зайдешь?

ЭЛ. Ты святая?

ДИГБИ. Не больше, чем ты.

ЭЛ. Ты хочешь, чтобы я зашел?

ДИГБИ. Хочу. Ты зайдешь?

ЭЛ. Собственно, я позвонил, чтобы поссориться с тобой.

ДИГБИ. Ну?.. Я жду.

ЭЛ. Я должен сказать что-нибудь обидное?

ДИГБИ. Ты уже сказал.

ЭЛ. Ты имеешь в виду Николь?

ДИГБИ. Нет, тебя.

ЭЛ. Почему ты не бросаешь трубку?

ДИГБИ. Зачем? Ты сам ее сейчас бросишь.

ЭЛ. Никогда!

 

 

Женский ХОР «Никогда!»

1-й. Есть “никогда” на всю жизнь, серьезное “никогда”.

2-й. А есть куцее, как фокстерьер. Это “никогда” умеет только тявкать и прятать глаза.

3-й. И у него обрубленный хвост.

ЭЛ. Диг! Я повешу трубку!

ДИГБИ. Вот видишь! Я даже не предполагала, что мои пророчества сбываются так скоро.

ЭЛ. В конце концов, все имеет свои границы!

ДИГБИ. Откуда тебе знать о границах? Ты их перелетаешь на высоте трех тысяч метров с легкостью парящего металла.

ЭЛ. Металл сам по себе, а я сам по себе.

ДИГБИ. Жаль. Мне показалось, что твой крылатый металл и ты – едины. Не признавайся хоть в том, что ты плохой летчик.

ЭЛ. Ты определенно хочешь, чтобы я бросил трубку!

ДИГБИ. Я хочу, чтобы ты приехал.

ЭЛ. А Николь? Ты не ревнуешь?

ДИГБИ. Разве можно ревновать к тому, в чем ты сам признаешься? Можно только пожалеть Николь. Или тебя. Или вас обоих.

ЭЛ. Какого черта! Нам было хорошо. Нам было очень хорошо.

ДИГБИ. Зачем же ты звонишь?

ЭЛ. Чтобы поссориться с тобой.

ДИГБИ. Без этого тебе не будет окончательно хорошо?

ЭЛ. Не будет.

Женский ХОР «Тогда приезжай»

1-й. Тогда приезжай.

2-й. Она тебе устроит такую взбучку, что тебя придется сдать по рекламации в школу, где тебя научили летать.

3-й. Если, конечно, еще не вышел гарантийный срок.

ЭЛ. Срок давно вышел, тебе придется меня ремонтировать своими силами.

ДИГБИ. Что, сдал руль высоты?

ЭЛ. Сдал руль высоты.

ДИГБИ. Я это сразу поняла, как только услышала про Николь.

ЭЛ. Ты опять хочешь, чтобы я бросил трубку?

ДИГБИ. Очень хочу. Мы с тобой хотя бы убедимся в том, что ты мужчина.

ЭЛ. Ну, знаешь ли!.. (Отдаёт трубку. Мужской Хор уходит.)

ДИГБИ. (в трубку). Эл!.. Эл!.. (медленно кладет трубку).

ЭЛ. Николь вообще не было.

ДИГБИ. Я знаю.

ЭЛ. Что ты знаешь?

Женский хор «Она знает тебя»

1-й. Она знает тебя. Поэтому она знает, что Николь вообще не было.

2- й. Она знает, что ты получил рискованное задание и хочешь с ней поссориться.

3- й. На всякий случай, чтоб ей было легче. Знакомая песенка!..

4- й. Ты сейчас несешься к ней на такси и проклинаешь каждый светофор. Сейчас ты будешь здесь.

ЭЛ (вбегая). Диг!.. Давай твою взбучку.

ДИГБИ. Какое у тебя задание?

ЭЛ. Прогулка над Средиземным морем с запасом горючего на шест часов. Элементарная шестичасовая прогулка, тебе нечего беспокоиться. Вылет завтра в восемь ноль-ноль.

ДИГБИ. Разведка над Южной Францией. Скверное дело.

ЭЛ. Но в штабе настаивают на нем.

ДИГБИ. В штабе на нем не настаивают. Ты просто выклянчил у Икерса этот полет.

ЭЛ. Я бы выставил из штаба одного долговязого парня, который любит совать нос в чужие дела.

ДИГБИ. Ты напрасно цепляешься к Дэну: он к тебе хорошо относится.

ЭЛ. Сегодня тридцать первое июля?

ДИГБИ. Тридцать первое, Эл.

ЭЛ. Я не хочу, чтобы ты с Дэном пошла завтра в концерт.

ДИГБИ. Можешь позвонить и проверить.

ЭЛ. Я этого так не хочу, что не стану звонить.

ДИГБИ. Ты позвонишь.

ЭЛ. Я не стану звонить. Можешь весь вечер сидеть у телефона, чтобы убедиться: я не позвоню.

ДИГБИ. Ладно. Я буду весь вечер сидеть у телефона, чтобы убедиться, что ты не позвонишь…

ЭЛ. Сегодня тридцать первое июля?

Дигби молчит.

ЭЛ. Сегодня первое августа, и через десять минут я взорвусь! Диг!

ХОР «Ты с удивлением смотришь вниз…»

1-й. Ты с удивлением смотришь вниз, на море, куда должен упасть.

2-й. Ты бледнеешь и холодеешь от страха. Но в этом страхе нет ничего унизительного.

3 -й. Скорее, какое-то новое, невыразимое понятие. Как сказать: «Я понял море, я понял солнце»?..

4-й. И всё-таки это именно то самое. В течение нескольких секунд ты во всей полноте пережил ослепительное спокойствие этого дня.

5-й. Дня, построенного прочно, как дом, где ты только что был у себя, где тебе было так хорошо и откуда тебя вышвырнули простым нажатием пальца на гашетку!

ЭЛ. Кто этот тип? По какому праву?..

Появляется немецкий летчик. Половина ХОРА принимает его сторону, и, как крылья, становится у него за спиной. Вторая половина в страхе жмётся к Эллу.

НЕМЕЦКИЙ ЛЕТЧИК. Я не прячусь. Просто я думал, что тебе все равно: у тебя десять минут.

ЭЛ. И вся жизнь.

ЛЕТЧИК. Кинолента воспоминаний? Опасная игра, мне это знакомо. Под конец чертовски хочется жить.

ЭЛ. Смерть – это тоже жизнь. Результат жизни. А мертвые живым глаза открывают. Так говорили у нас в Мадриде, тогда.

ЛЕТЧИК. А что еще вам оставалось?

ЭЛ. Драться с вами.

ЛЕТЧИК. Чем дольше вы с нами дрались, тем больше мертвых живым глаза открывало. Мудришь, амиго! У тебя осталась одна радость: дышать, пока не взорвешься.

ЭЛ. Да, говорить с тобой не очень-то большая радость.

ЛЕТЧИК. Я не навязываюсь. (Разворачивается, чтобы уйти. Половина ХОРА собирается уйти вместе с ним.)

ЭЛ. Это все равно был мой последний полет.

ЛЕТЧИК (останавливаясь). Что, ветеран?

Эл утвердительно кивает.

Жена, дети?

ЭЛ. Разве тебя это интересовало, когда ты нажал на гашетку?

ЛЕТЧИК. Нет. Тогда был приказ. Приказ изнутри, понимаешь? Как реакция у шофера. А об этом я подумал после.

ЭЛ. Почему ты сейчас летишь надо мной и не добиваешь?

ЛЕТЧИК. Мне показалось, ты выкрутишься. Парашют, а?

ЭЛ. Я не могу сам выбраться из кабины. Я даже сам комбинезон застегнуть не могу.

ЛЕТЧИК. Меня тоже могут сбить. Через пять минут, завтра, через месяц…

ЭЛ. Могут и не сбить.

ЛЕТЧИК. Как повезет.

ЭЛ. Боишься?

ЛЕТЧИК. Ты ведь не боялся.

ЭЛ. Боялся. Отчаянно боялся потерять все это.

ЛЕТЧИК. Зачем же ты полез в кашу? У вас свободнее, чем у нас. Ну, там, в смысле мобилизации…

ЭЛ. Тогда бы я потерял себя.

ЛЕТЧИК. Да, ты прав. Я тоже.

ЭЛ. Ты?!

ЛЕТЧИК. Чему ты удивляешься? Ах, да! я – наци, фашист.

ХОР Немецкого лётчика «Человек со свастикой…»

1-й. Человек со свастикой вместо лица.

2-й. Но вы с ним двойники. Он тоже ветеран, он тоже в восемь ноль-ноль втиснулся в кабину, он тоже не может сам застегнуть комбинезон.

3-й. Вы с ним оба сидим в истребителях и охотимся на ближних своих ради ближних своих.

4-й. Линия фронта – огромное зеркало.

5-й. Ты подходишь к нему, а тебе навстречу поднимается твой двойник. Это – он.

6-й. В нём отразились твои раны, твои руки, твои глаза…

7-й. Но он первый успел нажать на гашетку.

ЭЛ. Выходит, ты убил себя?

ЛЕТЧИК. А разве мы не самоубийцы? Простая логика, ты тоже к ней пришел.

ЭЛ. К черту логику! Кто всё это затеял? Кто затеял эту идиотскую игру в бомбы, в истребители, в искорёженные города?

ЛЕТЧИК. Даже Господь Бог не докопается до первого убийства. Остальные – только ответ на предыдущие.

ЭЛ. На каждый ответ найдется возражение!

ЛЕТЧИК. Чем ты мне можешь возразить? Пулеметной очередью? Но я первый успел нажать на гашетку.

ХОР Эла «Возражение»

1-й. Девочкой. Трупом девочки.

2-й. Фугас вырыл бессмысленный котлован, а убил только ее.

3-й. Огромная страна напряженно работала несколько минут, чтобы перекрыть путь в будущее человеку с бантиком и прыгалками.

4-й. Работали любящие матери и отцы, добрые дедушки и бабушки…

ЛЕТЧИК. Эй, послушай! После каждого вашего налета мы откапываем из-под развалин наших женщин и наших детей. Они тоже женщины и тоже дети!

ЭЛ. Я не сторонник ответных мер.

ЛЕТЧИК. Но расплатился за них. Завтра расплачусь я. Вся война – одни ответные меры.

ЭЛ. Легко живешь на войне!

ЛЕТЧИК. Похоже, ты знаешь что-то еще?

ЭЛ. Знаю. Мы с тобой вышли из одного детства, нам читали одни и те же сказки, мы оба боялись темноты. А сегодня ты меня убил.

ЛЕТЧИК. Секунду – и я был в твоих руках. Тебя подвела реакция.

ЭЛ. Меня подвело небо, высокое, как собор. В эту секунду я подумал, что тебя оно тоже подведет. Это была секунда, когда можно было остаться человеком. Ты остался убийцей.

ЛЕТЧИК. Зачем же ты клянчил полет за полетом? Зачем ты дрался со мной в Испании?

ЭЛ. Я не могу быть героем непротивления.

ХОР Лётчика «Помнишь бой под Гваддаррамой?»

1-й. Помнишь бой под Гвадаррамой?

2- й. Вы были молодыми ребятами и старались, чтобы как можно меньше ребят осталось в живых с другой стороны.

3- й. А потом в одинаковых испанских кабачках пили один и тот же мартель и танцевали одни и те же фоксы.

4- й. Вы с ним вышли из одной молодости и пришли к одной зрелости: не он тебя, так ты его.

ЭЛ. Ты забыл о правосудии.

ХОР Эла «Правосудие»

5-й. Правосудие?.. Оно называется правосудием потому, что судьи всегда правы.

6-й. Кто стал судьей, тот и прав. Подсудимый может только оправдываться.

7-й. Он первым успел нажать на гашетку – он прав.

8-й. Тебя подвело небо, высокое, как собор.

9-й. Ты прозевал секунду, чтобы стать его судьей. (Постепенно все переходят на сторону Немецкого Лётчика)

ЭЛ (оставшись один). Все равно, ты проиграл меня. Проиграл, как Мадрид, по которому ходишь. Проиграл, как Орадур, где ты сжег женщин, детей и стариков. Ты проиграл меня.

ЛЕТЧИК. Я выиграл и Мадрид, и тебя, и Орадур. Ты это отлично знаешь.

ЭЛ. Ты проиграл Орадур.

ХОР Эла «Орадур»

1-й. Пройдет лет десять, и в Орадур приедут немецкие дети. Это будет.

2-й. Их пригласят новые женщины и новые старики Орадура.

3-й. Потому что волчата неповинны в том, что они волчата. Разве они знают, что сыты от убийства?..

4-й. И тогда орадурцы положат руки на теплые головы детей и постараются вырастить на их лицах улыбку.

5-й. Не чванливую улыбку властителей мира, а улыбку которой расплачиваются, которой вознаграждают, которой дарят жизнь

6-й. Так произойдет акт правосудия.

ЭЛ. Ты проиграл Орадур, который сжег, ты проиграл Мадрид, по которому ходишь, ты проиграл меня, хотя и убил. Ты все проиграл, амиго!

ЛЕТЧИК. То, что ты говоришь, невозможно.

ЭЛ. Так будет!

ЛЕТЧИК. Тогда я должен пустить мою машину вслед за тобой. И взорваться.

ЭЛ. Так будет!

ЛЕТЧИК. Перестань! Или я прошью тебя второй очередью.

ЭЛ. Мне кажется, ты сомневаешься в своей правоте. Иначе ты давно прошил бы меня второй очередью, а не летел за мной, как похоронная процессия.

ЛЕТЧИК. Я не сомневаюсь. За мысли, подобные твоим, я отдал в гестапо своего лучшего друга.

ЭЛ. Его убили?

ЛЕТЧИК. Конечно, нет. Ему просто в концлагере вправят мозги. Он немец. Он вернется с вправленными мозгами.

ЭЛ. Мозги не грыжа, их невозможно вправить.

ЛЕТЧИК. У нас умеют вправлять мозги.

ЭЛ. Ты это одобряешь?

ЛЕТЧИК. Немцы должны думать одинаково, иначе не выйдет. Идея национал социализма дает возможность думать всем одинаково. Это очень важно – не только ходить в ногу, но и думать в ногу. В этом – сила нации.

ЭЛ. Ты убил своего друга!

ЛЕТЧИК. Я его спас. И так поступил из любви к нему.

ЭЛ. Я понял: у тебя в голове все перемешалось. Ты убийство называешь любовью, для тебя доброта – измена долгу. Ты все проиграл, амиго, ты проиграл в себе человека!

ЛЕТЧИК. Мне нельзя так думать! Слышишь? Нельзя!

1-й. Если он начнёт мыслить хотя бы чуточку иначе, чем велено, он буду бояться ходить по улицам, сидеть в кафе…

2-й. даже оставаться наедине с женой. Он смогу проговориться!

ЭЛ. Даже с женой?

ЛЕТЧИК. Да, конечно.

3-й. И тогда она будет бояться ходить по улицам, ездить в метро, стоять в очередях. Потому что она сможет проговориться.

4-й. Им нельзя мыслить иначе.

ЛЕТЧИК. Наверное, я был бы рад мыслить иначе.

1-й. Он говорит «наверное» потому что не пробовал мыслить иначе.

ЛЕТЧИК. Наверное, я был бы рад тебя не убивать.

2-й. Он говорит “наверное” потому что не пробовал не убивать.

3-й. Он, интеллигентный человек третьего рейха, должен знать. Только знать! Знать свою миссию, свою машину и свое место.

ЭЛ. Знать – это еще не признак интеллигентности. От знаний должна побежать дорожка собственных мыслей.

ЛЕТЧИК. Эта дорожка для меня закрыта. И не на “ремонт”, а навсегда.

ЭЛ. Но ведь сейчас ты мыслишь! Сам!

ЛЕТЧИК (усмехнувшись). В твоем воображении.

1 -й. Для него это безопасно: тебя через десять минут уже не будет.

2- й. К тому же – это неправда. Ты не успел первым нажать на гашетку потому, что мыслил. Сам! А он – нет.

3- й. Он только выполнил приказ.

4- й. Значит, не мыслить – это остаться в живых?

5- й. В человеке должны срабатывать только реакции. Человек велик реакциями, а не мыслями.

6- й. Поэтому они сильны, как никто. В чём твоя сила?

ЭЛ. Моя?.. Я всегда надеялся. Несмотря на зенитный огонь, я надеялся. Несмотря на пламя Арраса, я надеялся. Несмотря на то, что ты пошел мне наперерез, я надеялся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: