(1)Упоминания о море, сплошь покрытом ковром водорослей, встречаются у
европейских географов начиная с V века нашей эры. (2)Но настоящим
открывателем Саргассова моря был всё-таки Христофор Колумб — во время
первого путешествия через Атлантику корабли отважного генуэзца оказались
среди такой плотной массы водорослей, что несколько дней едва могли
продвигаться. (3) ______ моряки-испанцы из команды Колумба дали название
водорослям, а заодно и морю.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте?
1. Саргассово море, известное с V века нашей эры, было открыто Христофором
Колумбом и было названо так моряками-испанцами.
2. Во время первого путешествия через Атлантику корабли Христофора Колумба оказались среди такой плотной массы водорослей, что несколько дней едва могли продвигаться.
3. Моряки-испанцу из команды Колумба дали название водорослям, сплошным ковром покрывающим море.
4. Упоминания о море, сплошь покрытом ковром водорослей, встречаются у
европейских географов начиная с V века нашей эры.
5. Испанские моряки во главе с Христофором Колумбом открыли Саргассово море и дали ему название.
2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
1. Однако
2. Именно тогда
3. Хотя
4. Разумеется,
5. Следовательно,
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения снова
МАССА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2)
предложении текста. Выпишите цифру. соответствующую этому значению в
приведённом фрагменте словарной статьи.
|
МАССА, -ы. ж,
1. Одна из основных физических характеристик материи, определяющая её
инертные и гравитационные свойства (спец.). Единица массы.
2. Тестообразное, бесформенное вещество, густая смесь. Древесная м.
(полуфабрикат для выделки бумага). Расплавленная м. чугуна. Сырковая м.
3. Совокупность чего-н.. а также что-н. большое, сосредоточенное водном месте. Воздушные массы. Темная м. здания.
4. ед.. кого (чего). Множество, большое количество кого-чего-н. (разг). М. народу. Тратить массу сил.
5. мн. Широкие слои трудящегося населения. Воля масс. Оторваться от масс
(утратить связь с народом).
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это
слово.
зАгнутый
досУг
Искра
опломбировАть
вероисповедАние
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Дорога полна была КОННЫХ отрядов.
2. Любовь к своей нации обязывает людей быть ПРИЗНАТЕЛЬНЫМИ к тем
народам, влияние которых было полезно для неё.
3. Паустовский добр к летнему, тёплому дождю, к БОЛОТИСТЫМ трясинам Мещёры, но главным образом, конечно, к людям.
4. Наутро вспомнились лишь отдельные ОБРЫВКИ сна.
5. Забыв о своём ПОЧТИТЕЛЬНОМ возрасте, он почувствовал себя вождём индейского племени, ставшего на тропу войны.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЛОЩЕТ бельё
согласно ТАБЕЛЮ
мало КАЛОРИЙ
ДВОЕ прекрасных пианисток
|
МАЛЕНЬКИЙ пони
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение построения предложения с причастным оборотом | 1) Отваривая картофель, клубни опускайте в уже кипящую воду. |
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 2) К рыбе можно подать ядра грецкого ореха, запечённых в духовке. |
В) ошибка в построении предложения с однородными членами | 3) Последнее, на чём хотелось бы остановиться, - это поведение участников соревнования. |
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 4) Никто из живущих точно не скажут. как долго простоит ещё прекрасная Венеция. |
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 5) Нанеся на кожу йод, возникает местное раздражение, которое сопровождается приливом крови. |
6) Подобно морякам, мельники ловят ветер с помощью парусов, натянутых на крылья мельниц. | |
7) Спустя сто лет окончательно сняты сомнения за прочность конструкции моста. | |
8) Николай никогда не пренебрегал и не сомневался в поддержке брата. | |
9) Благодаря длинной шее многие динозавры могли добывать пищу на большой высоте. |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков.
8.Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
заст..лая
м...рзлота
изм...нение
|
р...петитор
поб...доносный
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пост...мпрессионизм, небез...нтересный
и...подлобья, бе...рассудный
нен...глядный, нес...гласие
пр...кратить, пр...смотреться
пр...возносить, пр...светлый
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
корч...вать
молодц...ватый
преодол...вать
находч...вый
игруш...чный
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
выруч...шь
куп...м
не удерж...шь
прерыва...мый
выполн...вшие
12. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Небо очистилось до самых н(1)имоверных глубин, в нём н(2) было н(3) облачка, н(4) даже мгновенных росчерков стрижей.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ
ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Сторона, (ПО)ВИДИМОМУ, была глухая: везде виднелся лес, а полей
(ПО)ПРЕЖНЕМУ не было.
2. Вдоль реки несётся опьяняющий запах лип: как БУД(ТО) ГДЕ(ТО) за сотни
километров зацвели липовые леса.
3. Вчера мы не расспросили про дорогу (НА)ЗАВТРА, и теперь нам пришлось идти (НА)УГАД.
4. ОТКУДА(ТО) издалека надвигалась ночь, и окружавший нас лес стал (ПО)НЕМНОГУ темнеть.
5. Саргассы, (В)ОТЛИЧИЕ от большинства крупных водорослей, не прикрепляются ко дну, а плавают (В)ТОЛЩЕ воды.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Для освещения театральной сцены использова(1)ы софиты, расположе(2)ые по
её бокам и наверху, а также специальные приборы для рассея(3)ого света и
прожекторы, дающие свет направле(4)ым лучом.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую.
1. Со своего коврика пёс смотрит на нас пристальным и укоризненным и
одновременно насмешливым взглядом.
2. Вокруг молчаливо мокли сосны и туи молодые оливы и разные диковинные кусты.
3. Здания многих факультетов соединены между собой длинными переходами
коридорами лестницами и мостками.
4. Какая-то благочестивая умиротворяющая душу тишина царила над озером.
5. Из-за нехватки воды хозяйки после стирки белья не выливали воду и использовали её для мытья полов и окон.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Роса (1) выпадающая вечером (2) бывает такой обильной, что даже блестит ночью (3) отражая свет звёзд (4) и предсказывая тем самым жаркий день на завтра.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые.
Я уверен, что в сердце каждого человека (1) должно быть (2) что-либо незыблемое. Мы (3) однако (4) далеко не всегда чувствуем эту нравственную опору.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложениидолжны стоять запятые.
Он понимал (1) что бой закончился (2) что сам он уцелел (3) и даже не ранен (4) но не испытывал сейчас ничего (5) кроме тошноты и усталости.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Невежество всегда обладает большей уверенностью (1) чем знание (2) и только невежды могут с уверенностью утверждать (3) что науки никогда не будут в состоянии решить ту (4) или иную проблему.