(1)Для всех коралловых полипов необыкновенно важны чистота и прозрачность
воды. (2)Это основное условие их жизни. (3) _____ вблизи устьев рек, а также в
местах, где вода загрязнена промышленными отходами, кораллы никогда не
селятся и не строят свои замки.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте?
1. Коралловые полипы никогда не строят свои замки вблизи устьев рек.
2. Коралловые полипы никогда не селятся в загрязнённых водах, поскольку чистая и прозрачная вода — основное условие их жизни.
3. Для всех коралловых полипов необыкновенно важны чистота и прозрачность воды, и они строят свои замки вблизи устьев рек.
4. Основным условием жизни коралловых полипов являются чистота и прозрачность воды.
5. Поскольку чистота и прозрачность воды важны для коралловых полипов, то они никогда не селятся в загрязнённых водах.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание
слов).
1. Однако
2. По-видимому,
3. Поэтому
4. Разумеется
5. Как правило
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором
(2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в
приведённом фрагменте словарной статьи.
УСЛОВИЕ, -я, ср.
1. Обстоятельство, от к-рого что-н. зависит. Требовательность к себе — у. успеха.
2. Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Назовите ваши условия. Условия перемирия.
3. Устное или письменное соглашение о чём-н., договорённость (устар.).
Заключить, нарушить у.
|
4. мн., чего. Правила, установленные в какой-н. области жизни, деятельности.
На льготных условиях. Условия проживания в общежитии.
5. мн. Обстановка, в к-рой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия
для работы. Природные условия. Жилищные условия. Действовать в благоприятных условиях.
6. обычно мн. Данные, требования, из к-рых следует исходить. Условия задачи.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это
слово.
жилОсь
отозвалАсь
щАвель
довезЁнный
красИвее
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Ивы, лопухи и БОЛОТНАЯ трава разрастались на глинистой почве, в зарослях
бегали зайцы.
2. Особняком в архитектуре называется КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ дом городского
типа, предназначенный для проживания в нём одной семьи.
3. План ПРЕТЕРПЕЛ существенные изменения.
4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ грамматика позволяет обнаружить общие черты
грамматического строя родственных языков.
5. Бойцам было приказано ОДЕТЬ погоны.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
возвращается ИЗ ЧЕМПИОНАТА
ВКУСНЫЙ фрукт
ПЯТЕРО ягнят
плантации ЧАЯ
килограмм ВАФЕЛЬ
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 1) В блокадном Ленинграде люди боролись с голодом, смертью и поддержали друг друга. |
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами | 2) Целые овощи, фрукты и зелень содержат больше витаминов, чем нарезанные или натёртые. |
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 3) В одном из писем А. П. Чехов писал М. Горькому, что Вы художник, умный человек и чувствуете превосходно. |
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью | 4) Очень богат витаминами хлеб с муки грубого помола, содержащий отруби. |
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | 5) Педагог и просветитель Я. А. Каменский первый заговорил о том, что существуют интересы человечества в целом. |
6) Проведя пятнадцать минут в день на солнце, красивый и ровный загар вам обеспечен. | |
7) По прибытии в столицу мы поторопились на экскурсию. | |
8) В России июль не только самый жаркий, а также самый солнечный месяц. | |
9) По берегам мелководной речки играет ветер, вертится над костром, как бы стремясь погасить его. |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
|
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
расст...лающий
кр...потливый
л...уреат
вост...ргаться
л...сник
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
з...ночевать, нед...варить
|
пр...брежный, пр...даное
и...готовить, во...питание
пр...увеличивать, пр...страстие
п...дорожник, нен...глядный
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
претерп...вать
удва...вать
потч...вать
фасол...вый
выгор...вший
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
поджар...шь
перенима...мый
прав...м
независ...мый
скос...шь
12. Укажите цифры, на месте которых пишется буква И.
Русский пейзаж с его мягкостью, с н(1)взрачностью нашёл наконец своего выразителя, н(2)когда н(3) пытавшегося его приукрасить.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Дождь (В)МИГ прекратился, КАК(БУДТО) где-то вверху закрыли кран.
2. ВРЯД(ЛИ) стоит надеяться, что ситуация изменится (В)ТЕЧЕНИЕ ближайшей
недели.
3. (ЧТО)БЫмне ни говорили, я (ТО)ЖЕ хочу увидеть матч своими глазами.
4. (НЕ)СМОТРЯ на многочисленные предупреждения, нарушают дисциплину одни и ТЕ(ЖЕ) ученики.
5. (В)СЛЕДСТВИЕ сильного снегопада дороги были закрыты, так что (В)МЕСТО
запланированной поездки пришлось остаться дома.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Деревенский мастер трудился вдохнове(1)о: наградил матрёшек исти(2)о русской красотой, соболи(3)ыми бровями и ярким румянцем, а синие глаза прикрыл дли(4)ыми ресницами.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую.
1. Смелые и юркие стрижи носились над водой и хлопотливо трещали.
2. Раскалённые лучи заливают круглую клумбу с цветами тёмную зелень сирени садовые аллеи.
3. Среди луговых трав встречаются не только анис и ромашка но и тысячелистник и зверобой и клевер.
4. Получить хорошее воспитание можно не только в семье или в школе но и у самого себя.
5. Вид проснувшейся могучей реки являл собой если не страшное то поистине
величественное зрелище.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Сороки и вороны (1) перелетая с дерева на дерево (2) колыхали ветки (3) задев крылом (4) обламывали хрупкие прутики.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые.
Небо над нами (1) казалось (2) ещё глубже и синее. Столетние сосны замыкают дорогу и (3) кажется (4) не хотят пускать вперёд поезд.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Среди разговоров (1) которые происходили тогда между Дэзи и мной (2) и (3) которые часто кончались под утро (4) потому что относительно одних и тех же вещей открывали мы новые их стороны (5) особенной любовью пользовалась у нас тема о путешествии вдвоём по всем тем местам (6) какие я посещал раньше.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Ночь кончилась (1) и (2) когда взошло солнце (3) стало тепло (4) вся природа ожила.