(Михаэль Лайтман)
«Наука Каббала» https://kabbalah.info/rus
«Плоды мудрости»: Израиль;
Аннотация
Главная цель в исследовании творения заключается в анализе действий Творца, в том, чтобы научиться поступать как поступает Он, обрести способность подражать Его действиям.
Действия Творца называются «управление», или «природа творения». Ученые также исследуют действия Творца, называя это природой, законами природы, с той же целью выучиться чему либо, чтобы суметь подражать «мудрой» природе.
Все, что мы делаем в нашей жизни, — это подражание природе. Все произведения человеческих рук или мысли: инженерия, музыка, живопись — все построено на подобии природе. Даже самая буйная фантазия — следствие нашей природы. От природы нам никуда не вырваться. И все, что мы можем создать — это лишь развитие уже заложенного в нас.
Нового мы ничего создать не можем. Все, что мы делаем — это дальнейшие действия Творца, претворяемые Им через нас. И нам лишь кажется, что мы их выполняем сами — таким образом мы созданы, что, выполняя все по указанию природы, полностью уверены, что выполняем именно свои личные желания.
На самом деле — это тоже действия Творца, Его программа нашего развития. А все наши «открытия» — раскрытие уже существующего, но что ранее было скрыто от нас.
Михаэль Лайтман
Книга 10. Плоды мудрости (старое издание)
ТАЙНА ЗАРОЖДЕНИЯ — В РОЖДЕНИИ
. ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ
Главная цель в исследовании творения заключается в анализе действий Творца, в том, чтобы научиться поступать как поступает Он, обрести способность подражать Его действиям.
Действия Творца называются «управление», или «природа творения». Ученые также исследуют действия Творца, называя это природой, законами природы, с той же целью выучиться чему либо, чтобы суметь подражать «мудрой» природе.
|
Все, что мы делаем в нашей жизни, — это подражание природе. Все произведения человеческих рук или мысли: инженерия, музыка, живопись — все построено на подобии природе. Даже самая буйная фантазия — следствие нашей природы. От природы нам никуда не вырваться. И все, что мы можем создать — это лишь развитие уже заложенного в нас.
Нового мы ничего создать не можем. Все, что мы делаем — это дальнейшие действия Творца, претворяемые Им через нас. И нам лишь кажется, что мы их выполняем сами — таким образом мы созданы, что, выполняя все по указанию природы, полностью уверены, что выполняем именно свои личные желания.
На самом деле — это тоже действия Творца, Его программа нашего развития. А все наши «открытия» — раскрытие уже существующего, но что ранее было скрыто от нас.
Наше физиологическое тело подобно всем телам нашего мира, как тело животного, и, конечно, не имеет само по себе никакого духовного свойства. Да и сами тела в нашем мире никакими духовными свойствами не отличаются друг от друга и в своих кругооборотах только сменяют друг друга.
Если нет качественного, духовного отличия, то чем бы не различались наши физиологические тела, все они считаются духовно как одно тело. Ведь отличие в духовном — это различие свойств, качеств, потому как в духовном пространстве внешние материальные оболочки отсутствуют.
Поэтому, глядя на наш мир, каббалист обнаруживает по одному представителю от каждого вида. Но если судит о природе по истинно духовным свойствам, то его зрение, различающее только духовные свойства, не обнаруживает в нашем мире ничего, кроме пустоты.
|
Физиологические свойства тел одинаковы. И если, скажем, у одного из них какая то болезнь, то медик относится к его телу, как к телам остальным людей с такой же болезнью. Т.е. наши тела подобны. В то время как в духовном — одно тело совершенно отличается своими качествами от другого.
Все эти рассуждения, естественно, справедливы также ко всем объектам нашего мира: все неживые тела — как одно тело, все растения — как одно растение, все животные — как одно животное.
Есть только одно, духовное пространство, определяемое как пространство свойств ближе дальше от Творца. А существование в нем материальных тел: неживых, растительных, животных — значения не имеет, потому что отличие между телами в этом пространстве определяется только разницей их духовных свойств.
А если у многих тел этой разницы между собой нет, то они сливаются в одно. По этому же единственному закону подобия: тот, кто обретает свойства Творца, сливается с Творцом.
В этом духовном пространстве находится все творение. Это духовное пространство создалось вследствие того, что Творец скрыл Себя и раскрывается в мере подобия Ему. Т.е. существует только Он и мы.
И в меру подобия наших свойств Его свойствам мы все более ощущаем Его. И это внутреннее изменение ощущения Творца с более явного на менее или с менее явного на более называется духовным движением.
Можно сказать, что в этом духовном пространстве существует сила притяжения Творца, которая притягивает человека к Творцу в мере подобия человека Творцу, и т.о. человек перемещается. Перемещения эти последовательные, ступенчатые. Человек улучшает свои свойства ступенчато: происходит процесс внутреннего осознания и оценки своих свойств как плохих, а затем приложение своих усилий, чтобы улучшить их с помощью Творца.
|
Получение помощи создает в человеке новое свойство. А в соответствии с новыми своими свойствами человек автоматически, согласно «силе притяжения» в этом пространстве, занимает новую, более высокую ступень.
Чем большую ступень занимает человек, тем более общие свойства творения он имеет. Это подобно как в нашем мире человек, прошедший различные состояния и приобревший опыт, как бы включает в себя многих людей. Поэтому общее всегда выше частного.
Потому преданный своему народу выше обывателя, а преданный всему миру выше преданного своему народу. И это оттого, что общее порождает и содержит в себе все частное, а потому чем общее больше, тем больше у него составляющих. Поэтому есть различия между преданными семье, городу, народу, миру.
.1 ДУХОВНОЕ РОЖДЕНИЕ
Рождение в человеке нового свойства происходит подобно рождению человеческого тела. Вначале — стадия зарождения, когда свойство или мысль еще не улавливается, где то витает в человеке, вследствие предыдущих определенных причин. Затем начинает вырисовываться, проявляться через какие то другие свойства, мысли, пока не ощущается как нечто свое, отдельно существующее, самостоятельное, родившееся.
Процесс подобен рождению человека: поначалу рождаются соответствующие клетки в организмах матери и отца, затем сливаются вместе. Начинает развиваться определенный новый организм, относительно себя абсолютно неосознанный, как еще неосознанная мысль. Затем постепенно все больше и больше это новое ощущает себя, отделяется от своих первопричин, входит в самоосознание и самоощущение.
Одно связано с другим: в меру своего выхода из под власти родителей обретается самостоятельность. И наоборот. Рождение является сменой власти. Духовное рождение является сменой власти своей на власть Творца: человек добровольно принимает подчинение воле Творца, желает идти вопреки своему разуму, руководствуясь мудростью более высшей духовной ступени.
Подобно рождению нового на всех уровнях, мыслительном или животном, происходит и рождение духовное: появление в человеке духовных желаний. До этого момента в человеке их не было, потому как он был во власти своих эгоистических желаний. Получение свыше новых духовных желаний, замена эгоистических желаний на альтруистические, называется духовным рождением.
Происходит это с помощью Творца — духовной силы, которая рождает все, во всех мирах и в нашем мире. Причем, все происходящее в нашем мире является следствием происходящего в духовных мирах, нисходящего оттуда к нам. Говорится: «Нет былинки внизу, чтобы над нею не было ангела (духовной силы) свыше, который бил бы ее и приказывал расти».
Т.е. рождение и дальнейший рост происходит только под действием вынуждающей и бьющей свыше силы. Тем более рождение и рост духовные — потому как этот процесс происходят наперекор нашей эгоистической природе.
Без вынуждающей свыше духовной силы Творца и в нашем, материальном мире прекратится жизнь и движение — ведь любые материальные проявления являются проявлениями, следствиями сил духовных. А когда раскроются наши глаза, увидим высший мир, обнаружим что ничего материального не существует. А это лишь определенное проявления действий духовных сил, которые видятся нам в материальном виде, предстают нам так в наших материальных органах ощущений.
По мере нашего духовного подъема, сближения с Творцом, одни силы сменяются другими, более высокими, пока не увидим, что вокруг нет никого и ничего, кроме Творца.
Обретение первого духовного свойства называется духовным рождением: своим внутренним ощущением человек выходит из нашего, эгоистического, мира в духовный мир. Появление в нем нового качества, отличного от нашего мира, выталкивает его из этого мира на ту ступень, которая соответствует его новому свойству. И эта ступень называется наинизшей ступенью духовного мира — малхут мира Асия. Первое исправление человека называется его рождением. А затем происходит его духовный рост — исправление до полного подобия Творцу.
.2 ВЫХОД ИЗ ЕГИПТА НАЗЫВАЕТСЯ РОЖДЕНИЕМ
Выход (освобождение) из эгоистических свойств в альтруистические, в мир исправления, приобретение первого духовного свойства возможно тогда, когда человек способен подавить в себе проявление любых эгоистических качеств.
Естественно, что таких антиэгоистических сил в человеке нет. Только под действием свыше в нем рождается новая духовная сила, помогающая преодолеть свои природные желания.
Выход из под власти эгоизма — Фараона называется освобождением из Египта, исходом из Египта, а обретение новых альтруистических свойств называется входом в страну Израиля.
Духовное рождение подобно рождению человека в нашем мире: зародыш в теле матери находится в самом благоустроенном для своего развития месте — до нашего духовного рождения мы находимся под абсолютной властью духовной развивающей силы.
Но говоря относительно самого создания, можно сказать, что до своего рождения младенец, находясь в утробе матери, в темноте, не самостоятелен, не осознает где он и кто он, не может сам двигаться, питаться. Все что есть в нем — от матери. Таково и наше состояние до духовного рождения.
Новорожденный рождается тогда, когда достигает своего полного внутриутробного созревания. И если не родится, не выйдет из столь подходящего до этого момента места — погибнет. Потому что оно из наилучшего становится для него наиопаснейшим. Если задержится в нем, погибнет! Поэтому мать сама выталкивает плод из себя.
Пребывание в эгоизме, осознанное пребывание в его власти, в египетском изгнании, может ощущаться, только если человек уже отчасти ощущает «издали», что означает «воздух свободы», свойства духовного мира. Неосознанное и затем уже осознанное пребывание в рабстве Фараона является одним из необходимых этапов «внутриутробного» развития человека и называется в Каббале ибур зародыш.
Ощущение себя духовным зародышем является необходимым перед духовным рождением и ощущается как зарождение собственных духовных желаний. Только духовно родившись, человек получает ощущение и осознание, что означает находиться в духовном мире: самостоятельно дышать, получать от Высшего, просить, ощущать Высшего как родившего и опекающего.
Далее его развитие происходит подобно развитию новорожденного человека в нашем мире: высшая сила последовательно ведет его по духовным ступеням, и каждая последующая духовная ступень отличается от предыдущей только дополнительным, новым, исправленным духовным желанием.
Вначале духовный путь человека состоит в приобретении альтруистических сил свойств: он растет от малхут мира Асия до малхут мира Ацилут, проходя этим ступени 30 сфирот. Этот процесс состоит в том, что он совершенно не использует, а только отрицает свои эгоистические желания.
Когда человек достигает своими свойствами малхут мира Ацилут — это называется, что он полностью приобрел свои альтруистические желания — Г"Э. А затем, будучи частью малхут мира Ацилут, он начинает исправлять свои эгоистические желания: поднимает свой АХА"П в мир Ацилут, обращая т.о. эгоистические желания в альтруистические — получая в них наслаждения ради Творца. Всего эти исправления совершаются последовательно, 6000 частями ступенями, называемыми годами.
Когда человек заканчивает эти исправления, он достигает последней ступени, конца всего исправления — «Гмар Тикун». А следующая за нею ступень называется «Машиах» Избавитель: от нее человек получает такой сильный свет, что он помогает ему исправить саму свою природу, изменить в себе первородный эгоизм на альтруизм, заменяет «каменное сердце» "лев аэвэн" на «живое сердце» "лев басар". А затем человек восходит на наивысшие ступени слияния с Творцом, называемые 7,8,9 и 10 тысячелетиями. Как пишет раби Ю.Ашлаг, есть отдельные личности, постигающие эти ступени еще при жизни в этом мире.
В статье «Видение рава Хия» из предисловия книги Зоар, Зоар повествует о том, как после смерти раби Шимона его ученик раби Хия не мог понять, почему его учитель не достиг последней ступени, окончательного исправления, Гмар Тикун.
Ответ дается там же: есть частный и общий окончания исправления. Хотя праведники достигают частного окончания исправления, общее исправление поднимет всех на качественно новую, самую высшую ступень слияния с Творцом.
.3 РОЖДЕНИЕ МЕРТВОГО
Когда человек осознает, что он находится в темном, мертвом мире и всеми своими силами желаниями стремится выйти из него — он рождается в новый, духовный, мир, подобно зародышу, уже не подходящему своим развитием находиться в утробе матери.
Но если в итоге беременности (ощущение нахождения в египетском рабстве эгоизма) рождение происходит преждевременно, т.е. человек еще не созрел, не приобрел в себе альтруистические свойства для самостоятельного существования в новом мире, считается, что он рождается мертвым.
В таком случае человек вынужден продолжать бороться со своими эгоистическими желаниями (война с Амалеком, внутренние распри, поклонение тельцу и пр., отчего и называется пустыня, ощущение нового духовного мира, по имени Синай — от слова сина ненависть).
Пройдя состояния осознания эгоистического рабства, дойдя до осознания необходимости выхода во власть альтруистических сил, человек еще не полностью подготовлен принять на себя альтруистические свойства. Несмотря на то, что свыше ему даны альтруистические силы, он сам еще не в состоянии принять их.
Родился мертвым — не смог приобрести духовные свойства, несмотря на то, что это было уготовано ему. Выход из эгоистических свойств происходит, но человек попадает в темноту. Духовное светит, но впереди огромные препятствия — «Ям суф — конечное море» (Красное море), безводная, безжизненная пустыня (таким предстает в неполностью исправленных свойствах духовный мир). Вроде бы человек и получает Тору, но не полностью отрывается от своих предыдущих свойств, вследствие чего происходит затем разбиение скрижалей, грех золотого тельца пр…
Как пишет раби Ю.Ашлаг, преждевременный выход из Египетского плена стал причиной всех изгнаний. Но нет несовершенных действий Творца — все это проявится как необходимая ступень для дальнейшего смешивания альтруистических свойств и эгоистических, которое требуется для проникновения одних в другие, дабы появилась возможность исправить весь эгоизм.
Поэтому на каждой ступеньке должно произойти разбиение желаний — без разбиения, без смешивания этих противоположных свойств в человеке, не будет исправления. Рождение проходит поэтапно, в нем много, якобы неудачных, процессов. Нас приподнимают — духовное кажется желанным, — и бросают — разочарование духовным ощущается в нас.
Желания перемешиваются, чтобы духовное могло войти во все материальные частички, в желание получать, в эгоизм — настолько, чтобы можно было закончить исправление самых низких, самых удаленных от Творца, желаний. Лишь тогда достигается полный, совершенный «Конец исправления».
.4 РОЖДЕНИЕ ОТ ОТЦА И МАТЕРИ
Но после своего истинного духовного рождения, новорожденный глотает духовный живительный воздух, и раскрываются у него впервые ощущения нового мира. А затем он растет, как уже говорили: вначале постигает только желания «отдавать», Г"Э, называемые «Коэн», а затем исправляет и присоединяет к ним желания «получить» с намерением ради Творца, АХА"П, называемые «Святой народ». Потому что под народом всегда подразумеваются желания получить.
Средством достижения исправления «получающих» желаний является выполнение Заповеди любви к ближнему — любить своим эгоизмом не себя, а постороннего. «Святой народ»— ступень, где человек обращает эгоистические желания в альтруистические. «Народ» — это эгоистические желания человека, но «святой» — это уже исправленные эгоистические желания (АХАП де Алия).
Существует три состояния:
. Эгоистическое — когда любит только самого себя.
. «Хафэц хэсэд» — альтруист, ничего не желает себе. Но еще не в
состоянии отдавать от своего другим, «ни себе, ни другим». Это определенная ступень исправления: человек не желает использовать эгоизм.
— «Любить другого, как себя», вернее так же, как любил себя, ты сейчас любишь другого. Не поровну — как себя сейчас, так и другого. А любить другого, как себя до исправления, т.е полностью перенести свою любовь на другого, не ощущая при этом себя. «Возлюби ближнего своего, как себя» — как любил себя. Разве можно любить одновременно и себя, и еще кого то. Невозможно! Или себя, или другого.
Когда человек избавляется от эгоистических желаний, от мыслей о себе, он становится «хэфэц хэсэд» — ничего не хочет. Затем, когда у него открываются глаза и он видит, что, кроме Творца, никого нет, появляется любовь к Творцу.
Как в нашем мире, рождаясь, младенец попадает в любящие и преданные руки своих родителей, обеспечивающих ему безопасное, необходимое развитие — так и каждому духовно рождающемуся уготовано определенное духовное окружение, которое называется 600.000. заботящихся о нем душ, сил, которые своими свойствами помогают ему выжить и развиваться в духовном мире. Поднимаясь, человек ощущает, что все исправлено, кроме него.
. ОБРАТНАЯ И ЛИЦЕВАЯ СТОРОНЫ
Человек устроен так, что смотрит всегда вперед, на свой будущий рост, продвижение, его путь кажется ему подъемом «снизу вверх», каждое свое будущее состояние он воспринимает как большее, лучшее, чем настоящее, сегодняшнее. Если же он ощущает его вдруг как меньшее (меньше денег, здоровья, почета), оно кажется смертью. Человек создан таким образом, что всегда стремится к следующему своему состоянию, как к большему, относительно предыдущего состояния.
А потому как человек создан стремящимся в будущее, он не может осознавать и ощущать состояния, предшествующие его физическому рождению. А также он не в состоянии ощущать, каким образом зарождается в нем любое желание, не представляет откуда в нем появляется то, что составляет его "Я".
Ступень, породившая человека, предшествующее духовное состояние, называется «отцы», «прародители», «отец и мать». Эта высшая ступень она рождает в человеке его, определенные свойства. Но как человек может связаться с этой ступенью, откуда он получает все свои желания, где, иными словами, находится его будущее?
Вдруг в человеке появляется желание достичь чего то, ему вдруг ощущается желательным что то получить, узнать, постичь. Но эта мысль является следствием нисходящего в человека желания. Это нисходящее свыше желание рождает в человеке мысль о необходимости совершить какое то действие, достичь чего то.
Хотя человек объясняет себе «мне будет лучше, если я этого достигну, приобрету» — но эти новые убеждения всего лишь следствия ощущаемого желания, уже ранее низошедшего свыше. А само это желание рождается в низшем, в человеке, от мысли и желания высшего родить такое желание. Этот замысел высшего, предшествует появлению желанию и мысли в человеке. Этот замысел отсутствует в ощущениях человека, потому что принадлежит совершенно другому, предыдущему, высшему парцуфу, его духовным родителям.
Поэтому человек подобен книге, в которой недостает первой половины листов. Поэтому, «читая себя», изучая себя своими неисправленными, «земными» свойствами, невозможно понять ничего о себе,не только прошлое, но и будущее, хотя человеку кажется, что он понимает.
Преимущество выходящих в духовное не в том, что они видят будущее, а в том, что постигают свое прошлое, в возможности постижения своих первопричин — того, что заставляет их развиваться, определяет сегодняшнее состояние, их "я". Постигая своих духовных родителей, человек осознает полностью свою настоящую ступень, может смотреть на себя якобы со стороны, становится объективным.
Все преимущество духовно постигающих, каббалистов, в том, что они видят свое зарождение от Творца до нашего мира, потому как становятся поднимающимися по той же лестнице, по которой происходило нисхождение их души. Каббалисты начинают ощущать свое предыдущее "я" и смотрят вперед. Если человек постигает свой духовный корень, тогда он действительно видит и себя и то, что впереди. Без этого постижения он даже впереди ничего не видит.
В человеке каждый раз меняются желания, потому что постоянно обновляется его духовный корень, продвигающий его к цели. Рост человека заключается в росте его экрана — способности идти вопреки своему здравому смыслу, закрыв глаза, ВЕРОЙ ВЫШЕ ЗНАНИЯ. Духовный рост — это желание самому идти таким образом, а не ввиду вынуждающей необходимости.
Но, если предпочтительнее идти верой, зачем же тогда постигать свое духовное происхождение? Оглядываться назад нужно только с целью изучения своего прошлого состояния для того, чтобы знать, как дальше продвигаться, не для оправдания ничего неделания, а для знания, чтобы затем идти вопреки ему.
В Торе написано, что жена Лота оглянулась назад — она стремилась к своему прошлому состоянию, первопричине. Любое будущее состояние более исправленное и близкое к Творцу, чем прошлое, и мы достигаем его дорогой Торы или дорогой страданий.
Человек включает в себя все, что создано Творцом: миры, сфирот, ангелы и весь наш мир существуют внутри человека. Но человеку кажется, что он ощущает все снаружи. На самом деле ничего вне человека не существует, но только Творец, которого мы не чувствуем, а лишь ощущаем различные Его воздействия на нас, в виде того, что постигаем самих себя все глубже и глубже.
Эти стадии постижения самих себя называются сфирот, парцуфим, мирами, и они находятся внутри нас. А то, что есть снаружи, — это иллюзия, да такая, что невозможно представить себе что то обратное, противоположное. Потому что органы чувств дают нам инверсивное представление: то что действительно все находится внутри нас кажется нам находящимся снаружи, в то время как снаружи находится только Творец.
Как строится в человек ощущение, что вокруг него находится мир? Человек находится как бы внутри баллона своих ощущений. Извне «давит» Творец, а человек, находясь внутри своей сферы баллона, воспринимает, уравновешивая внешнее давление, реагирует на Него своими органами ощущений. И в меру этого «давления» на внешние воздействия образуется в человеке представление, картина, называемая «мир». Осознается эта картина находящейся снаружи, а на самом деле — она внутри человека.
По такому же принципу устроены все измерительные приборы: они измеряют не само воздействие, а свое противодействие этому воздействию. Мы не можем постичь внешний мир, потому что он не существует. Вся наша наука постигает восприятие нами Творца. Но несмотря на то, что человек постигает только себя и всю картину он постигает только в себе, это дает ему достаточное представление для существования в этой самой картине. Потому что Творец, рисуя в нас эту картину, в соответствии с ней и поступает с нами.
То, что мы ощущаем — это самое подходящее и необходимое нам ощущение для нашего развития. Нет места вопросу «Каким образом человек в нашем мире может развиваться духовно?». Тот фрагмент Творца, который ощущает человек и называет своим миром, и есть то, что он должен ощущать в данный момент, и действовать он должен именно в этом «своем мире». То, что мы ощущаем в каждый момент — это наилучшее, что может быть для нашего духовного развития!
Но через свое субъективное восприятие человек воспринимает все окружающее его в необходимом для существования виде, ощущает других и понимает чужие замыслы, что дает ему возможность сосуществовать в окружении себе подобных. Но это он постигает, как в нашем известном примере с радиоприемником, только в том случае, если развит, как остальные — тогда из себя он понимает их мысли.
Ощущать себе подобного человек может только из собственного самоощущения. Он должен найти в себе свойства всего остального мира и только тогда сможет познать окружающее. А если не испытывал никогда какого либо ощущения (например, головной боли), никак не может представить себе, что это такое. Поэтому человек отличается от неживого, растительного и животного мира мерой внутреннего развития.
Для того чтобы познать окружающее, вплоть до Творца, нужно изучать свои свойства, как сказано: «Из себя я познаю Творца своего.» Человек устроен так специально — чтобы мог постичь все вне себя, а иначе он бы не смог посредством себя исправить «весь мир».
Что человек не может постичь — это собственное происхождение, все, что было до того, как он осознал себя, до этой мысли, которая родилась сейчас, каким образом она родилась, откуда это желание спустилось в него. У нас нет языка выразить, что явилось причиной нашего "Я".
Нисхождение миров сверху вниз, отдаление их от света Творца, его ослабление, происходило для того, чтобы можно было создать человека, который бы начал в полном отрыве от Творца и достиг полного слияния с Ним. Вся подготовка к появлению человека называется «Обратная сторона». И ее человек совершенно не ощущает, потому что это — высшие ступени нисхождения света от Творца к нашему миру — наинизшей ступени.
Постигаются эти ступени нисхождения только каббалистами, поднимающимися по ним снизу вверх и описывающими их в своих книгах. Поднимающиеся постигают свое зарождение, а потому все больше познают свой Источник и себя, постигают свое будущее.
.1 ПЯТИДЕСЯТЫЕ ВОРОТА
Повествуется в Торе, что Моше просил Творца показаться ему, и Творец показался ему сзади, а на просьбу показать Свое лицо, ответил, что это невозможно. Что означает увидеть обратную сторону Творца? — Это означает постичь всю тайну зарождения (Ибур) всего мироздания от начального замысла и до его конечной цели.
Все свойства будущего новорожденного, от его рождения и до его смерти, содержатся в семени, его породившем. Все творение до его конца, все его свойства, а потому и весь его путь содержится в свете, нисходящем от Творца. Поднимаясь по ступеням нисхождения этого света, по мере своего духовного развития, человек на каждой ступени постигает свое прошлое, свой Источник. Чем выше поднимается человек, тем больше из своего «прошлого» он познает. Потому что все происходит по одному и тому же пути: сверху вниз спускаются сфирот, парцуфим и миры, а по ним же снизу вверх поднимается к слиянию с Творцом человек.
Творец раскрыл Моше все нисхождение ступеней сверху вниз, что называется «Обратная сторона». Но развитие снизу вверх, постижение всех ступеней от наинизшей, ступени нашего мира, до наивысшей, «Конец исправления», называемой 50 е врата, не были показаны Моше.
Окончательное исправление эгоизма — в обретении им свойств альтруизма, свойств сфиры бина, называемой 100: 50 ступеней нисхождения от бина до нашего мира называются ступенями зарождения (Ибур) и 50 ступеней восхождения от нашего мира вверх называются ступенями исправления и постижения. Сама бина называется «Има» — мать, потому что она порождает весь мир. А постигающий ступень бина удостаивается постичь все совершенство творения.
Поэтому Творец показал Моше нисходящие ступени, но восходящие, до их конечной ступени, не показал, потому что они постигаются только при достижении исправления всех душ. А если свет, постижение, входит в еще неисправленные желания, то происходит разбиение желаний (швират килим), и уже частично исправленные желания вновь скатываются под власть эгоизма.
До тех пор, пока не исправляются все души в своем окончательном совершенном исправлении, не может ни один поднимающийся достичь 50 х врат. В предисловии к 2 му тому книги «При хахам», мой рав, раби Барух Ашлаг пишет, что его отец, раби Ю. Ашлаг постиг 10 е тысячелетие. Но, как мы уже приводили пример из Зоар, статьи «Видение раби Хия», есть постижение личное — ступень, которой может достичь человек, и постижение общее — этого можно достичь только совокупностью всех исправленных душ.
В конце исправления всех наших желаний, когда мы полностью исправим всю, данную нам для исправления, природу, свои свойства, раскроется нам наша истинная природа, откроется в нас настоящее эгоистическое желание — Малхут, которую мы совершенно еще никогда не ощущали, и не знали, что это такое. Это огромнейшее желание «Лев Аэвэн» до исправления всех остальных, предварительных 288 желаний, не испытывается человеком, потому как страдания, ему сопутствующие, человек не в состоянии ощутить, а само желание не в состоянии исправить.
Иногда продвигающийся вперед испытывает ощущение разверзшейся перед ним черной пропасти, называющейся «свечение малхут» "аярат малхут". Это только маленькое свечение настоящей малхут. А вообще, до полного исправления у человека не проявляется это желания. Оно скрыто от нас настолько, что мы его себе даже не представляем.
Лишь после исправления 49 ворот и наполнения их светом удостаиваются каббалисты постичь, что такое «50 ые ворота» — «шаар нун». И тогда Творец покажет Свое лицо. И будет это тогда, когда все поднимутся на 49 ю ступень — ступень Моше Рабейну.
Есть два вида постижения: пророчество и высшая мудрость. По уровню высшей мудрости Моше постиг то же, что и все мудрецы. Но в пророчестве не мог постичь то, что в мудрости, и потому сказано: «Мудрец предпочтительней пророка». Потому что мудрец получает с помощью экрана, и это уже его личное, заслуженное постижение, которым он может управлять, и в меру этой своей ступени он является «партнером» Творца — сам как бы рождает, строит ту ступень, на которую восходит и на которой находится.
В то время, как пророчество — это раскрытие «свыше», в виде подарка, когда Творец открывает глаза каббалисту и тот видит и понимает — но только в силу сделанного не им, а Творцом.
.2 ДУША РОЖДАЕТ ТЕЛО: ЗАЧАТИЕ И РОСТ
С момента посадки зерна в землю оно начинает освобождаться от своего прежнего вида, от своих свойств. Цельное зерно называется родителем по отношению к зерну разложившемуся, растворившемуся в земле, оставшемуся без своих свойств. От прежнего вида остается лишь сила, потенциал будущего новорожденного. В целом зерне было много свойств, целый мир, минералы, белки и пр., а остается и переходит в новый вид только программа развития.
От прошлого остается лишь сила предыдущей стадии, не облаченная ни в какую форму: было зерно со свойствами и формой, а осталась суть, неуловимая нами. Прошлая форма полностью уничтожена. А до тех пор, пока еще что то есть из прошлого, это называется зародышем, нисхождением сверху вниз. Но когда приходит к последней своей точке, оставляет всю прошлую форму, начинает расти и развиваться, это уже последовательное развитие снизу вверх, вплоть до постижения вновь той же ступени, с которой началось нисхождение, ступени своих родителей.
Человек, рождаясь в нашем мире, духовно еще остается духовным зародышем, считается еще находящимся внутри своих духовных родителей, считается еще не родившимся. Его физическое развитие не влечет за собой развитие духовное. Даже если человек занимается Торой и Заповедями ввиду полученного воспитания, он называется «домэм дэ кдуша» — «духовно неразвивающимся» (дословно — духовно неживой).
Вследствие вселения в человека свыше желания духовного возвышения, если это только происходит, человек начинает стремиться к изучению истинных книг, к отысканию руководства настоящего Учителя, начинает постигать себя, ничтожность своей природы.
Этот процесс постижения собственного ничтожества воспринимается в ощущениях человека как отрицательный — это подобно гниению зернышка. Но если человек постепенно отрицает в себе свои эгоистические качества и просит об их исправлении, то отрывается от своего "Я".
До этого состояния он определяется как находящийся в матери зародыш. Но с момента получения свыше силы, освобождающей его от эгоистического рабства своей природы, он считается родившимся. Момент рождения — момент получения силы овладеть всеми своими желаниями и подавить их во имя духовного возвышения. С этого момента начинается его подъем снизу вверх, по тем же ступеням, по которым спустилась его душа сверху вниз.
Достижение этого наинизшего состояния является первой ступенью продвижения человека к духовному — хотя направление его развития вверх, к Творцу, но поначалу он в своих ощущениях якобы все более удаляется от Него. Это ощущается потому что происходит раскрытие, ощущением в себе, все более низких эгоистических качеств. Одновременно с этим человеку показывают ничтожность его собственных сил, полное отсутствие желания обратиться к Творцу за помощью. Раскрытие всех этих факторов и дает ему возможность духовно родиться.
.3 РАВЕНСТВО ОБЩЕГО И ЧАСТНОГО
Тот, кто чувствует, что в нем есть свое знание, что он сам знает и понимает как жить, как учиться, — еще должен пройти развитие сверху вниз. А затем лишь начать обратный путь снизу вверх.
До постижения наинизшей точки — полного осознания своей эгоистической природы — человек проходит путь постижения собственного зла, под воздействием вынуждающих к такому развитию внешних сил, называемый путем страданий. И под их действием постепенно, в каждом поколении, каждый, живущий своими страданиями, невольно или сознательно, осознает и соглашается с ничтожностью своей эгоистической природы. И этим приближается к цели творения. Но как долог этот путь! Ведь конечная точка развития этого пути — осознание что эгоизм полностью и настолько вреден, что единственный способ избежать страданий — полностью отказаться от него. Эта часть пути называется «осознание зла» "акарат ра".
Человек может ускорить свое развитие, пройти его «путем Торы» — если будет стремиться с помощью методики Каббалы раскрыть свои свойства как путем природного развития, путем страданий.Отличие путей в том, что путь Торы в огромной мере ускоряет духовное развитие человека.
Чем больше человек стремится вверх, тем больше видит то, как низко он находится и спускается все ниже, и тем быстрее он «сгниет», как зерно, в собственных глазах и, родившись, начнет «прорастать».
Человек не осознает вначале, что его влечение к духовному дано свыше — ведь откуда может взяться в эгоизме такое стремление! И желает человек духовное только потому, что не знает, что это такое — ведь духовное для эгоизма, сегодняшней природы человека, — это смерть, полная противоположность.