желаемом результате, а не на поведении клиента в настоящее время.
3. Способности — как мы думаем и как действуем.
Этот уровень выдвигает на передний план наши знания, навыки, стратегии и планы. Наши ощущения транслируются в том направлении, которое мы сами выбираем. На этом уровне вы анализируете мышление, которое ограничивает поведение вашего клиента.
4. Убеждения и ценности - мотив действий. Это
золотая жила для коуча, поскольку именно на этом уровне люди устанавливают для себя пределы достижимого. Ваша задача - помочь им найти способ преодоления внутренних ограничителей.
5. Идентичность — кто я? Это то, что человек думает о себе - его ощущение самого себя и своей роли. Эго более абстрактно, нежели убеждения: пережитый нами опыт сформировал нас на глубинном уровне такими, какими мы являемся. События, происходящие в нашей жизни, ежедневно неуловимо изменяют нас.
6. Духовность/видение — для кого или чего? Как мы
на окружающую нас систему, частью которой мы влияем влияем являемся, и как эта система формирует и изменяет нас. Когда клиент точно знает, что хочет, он будет энергичным и целеустремленным участником процесса коучинга.
Чем выше уровень иерархии - тем большим количеством рычагов вы обладаете для того, чтобы осуществлять изменения. Многие застревают на втором и третьем уровнях - «я не могу сделать X» или «я никогда не смогу сделать Y». Хотя эти вопросы можно
ГЛАВА 9: СОВЕРШЕНСТВУЯ ОПЫТ
решить и на уровнях два и три, - вы наверняка сможете достичь большего эффекта на более высоких уровнях. Когда стоит вопрос о способностях (уровень 3), то зачастую самые эффективные решения лежат в области четвертого уровня - уровня убеждений: бросайте вызов убеждениям своего клиента и корректируйте их.
|
Нейрологические уровни представляют собой полезное диагностическое средство, которое на основании анализа лексики, употребляемой клиентом, позволит вам установить, на каком уровне он «застрял». Рассмотрим предложение: «Я не могу сделать это здесь». Каждое слово соответствует определенному уровню.
Я Идентичность
Не могу Убеждения
Сделать Способности
Это Поведение
Здесь Обстановка
Если акцент делается на «здесь» - это может означать, что проблема заключается в месте работы человека. Однако надо проявлять осторожность и не делать предположений, поскольку на самом деле камнем преткновения может быть мнение клиента о том, какие возможности предоставляет ему организация, где он работает, а не действительное положение вещей.
Самых глубоких изменений можно достичь тогда, когда люди начнут рассматривать задачи, стоящие перед ними, исходя из соб-
СТИВ БАВИСТЕР И АМАНДА ВИККЕРС: КОУЧИНГ
ственного понимания своего «я» и своей роли в той среде, где они находятся. Это может произойти на уровнях идентичности или духовности/видения. Проблемы, которые казались непреодолимыми, с такой позиции могут показаться незначительными.
РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Чтобы максимально раскрыть свой потенциал, клиент должен научиться смотреть на вещи с разных точек зрения. Но для начала надо понять и поразмышлять над тем, как мы воспринимаем окружающий мир. Обычно на людей и вещи, которые нас окружают, мы смотрим исключительно с наших собственных точек зрения. В терминологии Нейролингвистического программирования это называется первой позицией. События, происходящие с нами, наше сознание сопоставляет с информацией, накопленной в нашей памяти со дня рождения.
|
Первая позиция восприятия хранится в нашей памяти в течение всей нашей жизни. Она важна тем, что помогает нам понять информацию, которую мы воспринимаем посредством наших ощущений. Она также помогает нам оценить наши собственные потребности. Однако использованная изолированно, она может стать ограничительным фактором и отдалить нас от окружающих людей и их потребностей.
Мысленное представление себя на месте другого человека позволяет нам понять и принять его точку зрения. Представив себя на месте клиента, вы начнете воспринимать окружающую дей-
ГЛАВА 9: СОВЕРШЕНСТВУЯ ОПЫТ
ствительность с его позиции, - что, в свою очередь, позволит вам понять то, «чем он дышит», что его волнует и к чему он стремится.
Во время коучинга вам довольно часто придется наблюдать, как ваш клиент испытывает негативные чувства из-за поведения другого человека. Допустим, он расстраивается из-за того, что его подвел кто-то из близких, не выполнив своего обещания. Однако, узнав о причинах поступка этого человека, ваш клиент может изменить свое отношение к нему. Возможно, тот человек не выполнил данную задачу, так как не хотел показывать свою некомпетентность. Его намерением могло быть «застраховаться от неприятностей», и это побудило его спрятаться за таким негативным поступком.
Ставя себя на место другого человека - вместо того, чтобы сосредоточиваться на его поведении, - мы начинаем принимать и понимать его. Вы не в силах изменить человека - это может сделать только он сам. Зато вам вполне по плечу изменить свое отношение к нему. Дистанцируясь от ситуации и выступая в роли наблюдателя, вы получаете более ясную картину действительности. С этой позиции вы можете обдумать будущее. После этих изменений, вы можете поэкспериментировать - и увидеть, услышать и осязать, как изменилось ваше восприятие человека, на чье место вы себя поставили. В ситуациях, аналогичных вышеприведенному примеру, человеку можно помочь, создав такую среду, где он будет чувствовать себя непринужденно и будет учиться, не боясь ошибаться.