К чему это может привести?
Как это можно осуществить на практике?
Какую форму это может принять?
Что можно считать важным шагом?
А что еще?
Что дальше?
Какими возможностями решения данного вопроса вы располагаете?
Что бы вы испытывали, решив этот вопрос?
Какие еще перспективы у вас имеются?
Что здесь очевидно?
Какой самый лучший вопрос можно было бы задать вам сейчас?
Эффективность вопроса зависит от того, насколько вовремя он задан; иной раз самые «дурацкие», казалось бы, вопросы, заданные в нужное время, бывают наиболее эффективными.
ГЛАВА 8: СОВЕРШЕНСТВУЙ НАВЫКИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ GROW
Упражняться в умении задавать вопросы можно с помощью модели GROW (см. главу 2). Например:
Цель (Goal) Чего вы хотите?
Что вам принесет достижение цели? Представьте, что вы достигли данной цели прямо сейчас. Что это будет будет на вид, на слух и на ощупь для вас?
Реальность (Reality)
Расскажите мне о вашей нынешней ситуации. Что конкретно происходит на данный момент? Что вам мешает?
Возможности (Options)
Что вы могли бы предпринять еще?
Что вы можете сказать «за» и «против» в
отношении...?
Какие еще есть возможности?
Дальнейшие шаги (What next)
Каковы будут ваши дальнейшие шаги? Что вам может помешать? Что вы мне скажете во время нашей следующей встречи через две недели?
СТИВ БАВИСТЕР И АМАНДА ВИККЕРС: КОУЧИНГ
СИЛА МОЛЧАНИЯ
Коуч должен уметь выдерживать паузы во время коучинга и чувствовать себя при этом комфортно. Клиенту нужно время для размышлений, чтобы ответить на ваш эффективный вопрос. У вас может появиться искушение заполнить паузу или пояснить свой вопрос - и это нарушает ход мыслей вашего собеседника. Надо верить в то, что клиент всегда найдет какой-нибудь ответ на ваш вопрос, пусть даже этим ответом будет: «Я не знаю». После такого ответа можно задать очень хороший вопрос: «А если б вы знали?», или: «Представьте, что...». Подсознание человека хранит больше информации, нежели он сам предполагает, и подобные вопросы открывают к ней доступ.
|
ГЛАВА 8: СОВЕРШЕНСТВУЯ НАВЫКИ
КАК РАСШИРИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА
Вопросы открывают новые возможности, а основная цель коучинга как раз в том и заключается, чтобы увеличить количество вариантов, доступных клиенту, или развивать в нем самостоятельность.
Некоторые люди имеют обыкновение перекладывать на других ответственность за то, что происходит в их жизни. Таких людей можно узнать по их манере речи. Когда кто-то говорит: «Он меня выводит из себя» - он, тем самым, уходит от ответственности, объявляя другого человека виновником своих отрицательных переживаний. Как коуч, вы можете указать клиенту на подобные паттерны. Можно, например, задать ему вопрос: «Какая, собственно говоря, связь между поведением этого человека и вашими чувствами?». Это позволит ему по-другому взглянуть на ситуацию.
У вас может появиться искушение выразить солидарность со своим клиентом, идентифицируясь с проблемой, на которую он обращает ваше внимание. Этим вы только укрепляете его точку зрения о том, что данную ситуацию невозможно исправить. Эмпатия сильно отличается от сочувствия. Она позволяет вам идентифицировать себя с другим человеком. Слова коуча: «Я понимаю, что вас это смущает» - звучат совершенно иначе, нежели слова: «Да, это вызывает смущение». Последнее высказывание как бы означает, что он не в силах изменить ситуацию. Первым же высказыванием коуч признает существование проблемы, но при этом рас-
|
СТИВ БАВИСТЕР И АМАНДА ВИККЕРС: КОУЧИНГ
сматривает существующую ситуацию как открытую для последующего прояснения.
Еще один важный навык в коучинге - это «незнание». Коуч не может претендовать на то, что у него есть ответы на все вопросы. Он должен предоставить клиенту возможность самому исследовать свой внутренний мир и находить правильные решения. Чем меньше вы учите, тем больше они узнают.
Корпоративная культура
Культура многих организаций предполагает, что боссы знают ответы на любой вопрос. Но есть и такие организации, где предпринимаются усилия с целью изменить такое положение вещей. Их менеджеры заявляют, что они ожидают от своих подчиненных большей уверенности в себе, чтобы те предлагали решения проблем, а не приходили к начальству с этими проблемами. Коучинг может помочь найти решение этого вопроса. В качестве первого шага менеджер должен уйти в сторону и предоставить своим сотрудникам свободу действий, чтобы те могли выработать собственное видение относительно того, как добиться прогресса.