ти его цели, либо предложить ему отчитаться о том, как он с ней справился. Однако ему должна быть предоставлена свобода менять свои планы. В этом процессе он может узнать что-то новое о себе, своих ценностях и своем чувстве идентичности и, в результате, найти для себя правильное направление.
Ваша задача заключается в том, чтобы дать клиенту почувствовать свою значимость. На практике это означает - верить в его способность достигать своих целей и демонстрировать эту веру в своих словах. Обратите внимание на разницу между этими двумя вопросами.
Вы можете вспомнить о том времени, когда вам удалось провести действительно успешную презентацию?
Расскажите мне о времени, когда вам удалось провести действительно успешную презентацию?
В первом вопросе выражается сомнение в том, что у клиента мог быть опыт успешного проведения презентации и умаляются его способности. Второй вопрос подразумевает, что клиент сможет вспомнить такой случай и признает его способности. Главное здесь - уметь видеть не только человека, но и его потенциал.
Когда клиент, пытаясь достичь своих целей, делает успехи, предложите ему новую, более сложную задачу. Но вначале убедитесь, что эта задача отвечает его интересам. Ваша цель заключается в том, чтобы чуточку увеличить «весовую категорию» клиента. За-
ГЛАВА 8: СОВЕРШЕНСТВУЙ НАВЫКИ
нимаясь этим делом, вы как бы намекаете, что верите в его способность выполнить и эту задачу.
Другой важный навык в коучинге - это признание. Вы отдаете должное человеку, а не его поведению или действиям. Ваши отзывы о клиенте должны помочь ему признать собственные достоинства. Коуч может сказать: «Вы действовали эффективно и преуспели в ваших стараниях». Это звучит совсем по-другому, нежели: «Молодец, хорошая работа». Похвала означает, что коуч предварительно одобрил план клиента, что подразумевает определенную зависимость последнего от своего коуча. Признание же оказывает клиенту поддержку и укрепляет в нем веру в свои способности.
|
ГЛАВА9
Совершенствуя опыт
Истинный смысл жизни заключается в том, чтобы сажать деревья, под тенью которых вы не предполагаете сидеть.
Нельсон Гендерсон
В течение долгого времени мне казалось, что жизнь вот-вот начнется - Настоящая Жизнь. Однако всегда имелось какое-нибудь препятствие - нечто, что требовалось сначала преодолеть, после чего должна была начаться жизнь. Наконец, до меня дошло, что эти препятствия и были моей жизнью.
Альфред Д. Соуза
ГЛАВА 9: СОВЕРШЕНСТВУЯ ОПЫТ
БУДЬТЕ ГИБКИМ КОУЧЕМ
Чтобы быть эффективным, коуч должен проявлять гибкость. Ваша работа будет неэффективной, если по отношению ко всем вы будете применять один тот же подход.
Чтобы быть гибким коучем, надо наблюдать за клиентом - не только за его языком тела, но и за его поведением и позицией по тому или иному вопросу. При этом надо обращать свое внимание не только на его слова и действия, но и на его представления о себе, о том, что правильно, а что - нет, на его стремления и желания.
Если же вы будете видеть в человеке перед собой уникальную и неповторимую личность, то вы сможете подобрать для него подходящий метод коучинга. Это значит, что вы должны чувствовать «карту» реальности данного человека и проводить с ним коучинг таким образом, чтобы как можно быстрее и как можно более непринужденно установить раппорт - важное условие для того, чтобы клиент достиг своей цели.
|
Важно также иметь в виду, что «времена меняются, и мы меняемся вместе с ними». Иногда изменения с людьми происходят еженедельно. Вам надо постоянно следить за ними, чтобы не работать, опираясь на устаревшую «базу данных».
СТИВ БАВИСТЕР И АМАНДА ВИККЕРС: КОУЧИНГ
ПРИМЕР ГИБКОСТИ
Коуч собирался провести две сессии подряд с двумя людьми. Учитывая разные нужды клиентов, он решил к каждому клиенту применить индивидуальный подход. Первая сессия проводилась со спокойной, относительно интровертированной женщиной, которая имела обыкновение продумывать вопросы самым тщательным образом. Эта была ее первая сессия коучинга, и чтобы взять хороший старт, пришлось задать ей много вопросов. Вторая сессия проводилась с человеком, знавшим о своих сильных и слабых сторонах и уже давно занимавшимся саморазвитием, который к тому же и сам работал коучем. Поскольку он быстро «обрабатывал» информацию и часто самостоятельно предпринимал следующий шаг, — то от коуча требовалось лишь время от времени задавать ему уточняющие вопросы или слегка «подталкивать» его. Большая активность со стороны коуча была бы воспринята клиентом как излишняя назойливость.
ГЛАВА 9: СОВЕРШЕНСТВУЯ ОПЫТ
СОПРОТИВЛЕНИЕ КОУЧИНГУ
Люди, которые добровольно прибегают к помощи лайф-коучинга, как правило, принимают весьма активное участие в этом процессе. Однако в корпоративной обстановке люди редко проявляют подобный энтузиазм. Причины могут быть самыми разными:
|
Связывание коучинга с низкой эффективностью работы
Нежелание понять, что существует резерв для развития
Недоверие к мотивам организации
Нежелание взглянуть на себя
Страх перед изменениями
Нежелание видеть вас в качестве коуча (причины могут быть разными - например, ваша должность, отрицательный опыт и т. д.)
Удовлетворенность тем, что есть
Нежелание покидать зону комфорта
Страх перед неудачей
Корпоративная культура, неблагожелательная к коучингу
Если человек не скрывает своего сопротивления, вы должны выяснить, что его беспокоит и обсудить с ним эти вопросы. После этого проведите с ним беседу, во время которой должна произойти закладка основ ваших взаимоотношений.
Иногда сопротивление клиента носит «пассивный» характер: люди не идут на сотрудничество и не хотят вносить какой-нибудь вклад в данный процесс. Если у вас не получается преодолеть этот ба-