ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ




Сначала сделайте семь предварительных шагов:

1. Выкажите почтение Будде Шакьямуни, окруженно­му бесчисленным множеством Бодхисаттв, представив себе, что они находятся высоко в небе перед вами.

2. Преподнесите Буддам и Бодхисаттвам все прекрасные вещи (неважно, принадлежат они вам лично или нет) — в том числе свое тело, свои возможности и добрые дела.

3. Разоблачите все те бесчисленные поступки, которые были телесно, словесно и мысленно совершены вами, с намерением причинить вред другим. Раскайтесь в них и примите решение воздерживаться от подобного в будущем.

4. Восхититесь от всего сердца своими и чужими достоинствами. Порадуйтесь тем добрым делам, кото­рые вы совершили в этой жизни и во всех предыду­щих; скажите себе: «Я действительно совершил что-то хорошее». Порадуйтесь заслугам других, в том числе Будд и Бодхисаттв.

5. Попросите Будд, уже достигших полного Просветле­ния, но еще не начавших учить, сделать это во имя тех, кто страдает.

6. Умоляйте Будд не покидать этот мир.

7. Посвятите эти шесть практик достижению наивыс­шего Просветления.


110

Затем перейдите к совершению ключевой части ритуала стремления к Просветлению:

1. Исполнившись непоколебимой решимости достичь со­стояния Будды для блага других, представьте себе Будду или своего духовного учителя как его предста­вителя.

2. Трижды произнесите, как бы повторяя за ним:

До тех пор, пока я не достигну Просветления, я прини­маю прибежище в Будде, его Учении и высшем духовном сообществе.

Накапливая заслуги щедрости, нравственности, терпения, действия, концентрации и мудрости, пусть я достигну состояния Будды, чтобы помогать всем существам.

Чтобы укрепиться в столь глубоком альтруизме в этой жизни, сделайте следующее:

1. Снова и снова напомните себе о преимуществах наме­рения достичь Просветления ради других.

2. Разделите сутки на три дневных и три ночных периода и в течение каждого из них уделяйте какое-то время описанной в предыдущей главе практике пятиступен­чатой визуализации. Также достаточно трижды визуализировать пять ее стадий в течение пятнадцатими­нутного утреннего сеанса и трижды — во время ночного сеанса такой же продолжительности.

3. Следите за тем, чтобы не пренебрегать мысленно благом даже одного существа.

111

4. Как можно полней проникнитесь добрыми чувствами и занимайтесь полезной деятельностью; развивайте в себе ясное осознание природы действительности или хотя бы поддерживайте в себе желание его достичь и работайте над этим.

Для того чтобы поддержать и укрепить этот глубокий альтруизм в будущих жизнях:

1. Никому никогда ни в чем не лгите, если только своей ложью вы не можете оказать серьезную помощь другим.

2. Прямо или косвенно помогайте людям продвигаться к Просветлению.

3. Относитесь ко всем существам с уважением.

4. Никогда никого не обманывайте и всегда оставайтесь честны.

В сущности, просто сделайте так, чтобы вас не покидала мысль: «Я хочу быть в состоянии помочь всем существам».


III

ПРАКТИКА МЕДИТАЦИИ

 

 

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ УМА

Давайте немного отвлечемся и посмотрим, каким обра­зом разворачивается процесс движения к жизни, полной смысла. На первом месте идет нравственность, затем медитация и, наконец, — мудрость. В основе мудрости лежит однонаправленная медитация; последняя же опира­ется на нравственное самоосознание. В предыдущих пяти главах мы обсудили практику нравственности, которая придает вам стойкость и спокойствие, а ваш ум готовит к дальнейшему духовному продвижению. Научившись осо­знавать свое поведение, вы можете заниматься медитаци­ей, именуемой также непоколебимым спокойствием. Од­нако ваш ум пока еще слишком рассеян для практики постоянно углубляющейся медитации, которая требует полного сосредоточения. Даже донесшийся откуда-нибудь слабый шум может тут же вас отвлечь. Поскольку под­держание в себе мудрости совершенно невозможно без высочайшей степени сосредоточенности ума, в этой главе я намерен поговорить о том, каким образом возникает глубоко сосредоточенное состояние непоколебимого спо­койствия. И начну я с того, что вкратце опишу различные виды медитаций, чтобы вы увидели, какое место занимает среди них непоколебимое спокойствие.

115

ВИДЫМЕДИТАЦИИ

Существует множество способов медитации.

• Два основных вида медитации — аналитическая и однонаправленная. Практикуя первую, вы анализи­руете какую-то тему, пытаясь понять ее посредством размышления. Например, вы можете медитировать о непостоянстве вещей, размышляя, каким образом они возникают вследствие тех или иных причин, или о том, как они разрушаются мгновение за мгновени­ем. В случае же однонаправленной медитации вы сосредоточиваете свой ум на каком-то одном объек­те или вопросе, например на том же непостоянстве. (Непоколебимое спокойствие развивается посред­ством однонаправленной медитации.)

• Также медитацию можно разделить на субъектив­ную и объективную. Цель субъективной медитации состоит в том, чтобы развить или укрепить в своем уме новую позицию, новый взгляд на вещи. Приме­ром может служить развитие доверия: доверие при этом не является объектом, на котором вы концен­трируете внимание, но представляет собой отноше­ние, которое вы вырабатываете в себе путем меди­тации. (Развитие сострадания — пример субъек­тивной медитации, так как вы не медитируете на тему сострадания, но стремитесь к тому, чтобы ваш ум стал более сосрадательным.) При объективной же медитации вы медитируете на ту или иную тему


116

(например, непостоянство) или объект (скажем, на золотого Будду).

• Возможна также медитация-пожелание. Напри­мер, вы можете пожелать быть сострадательным и мудрым, как Будда.

• Можно пойти еще дальше, прибегнув к умозри­тельной медитации, в процессе которой вы пред­ставляете себе, что обладаете качествами, которые в действительности вам пока что не свойственны. Так, практика йоги божества рекомендует медитировать на самого себя как на идеальное существо с телом, сотканным из света мудрости.

Мы не будем обсуждать здесь все эти разнообразные подходы; остановимся лишь на том, как практиковать однонаправленную медитацию непоколебимого спокойс­твия. Как я уже говорил, цель такой медитации — уси­лить способность ума концентрироваться на одном объекте или теме, что, в свою очередь, позволяет справляться с проблемами в самом их корне. Такая практика также помогает стать более проницательным и бдительным в повседневной жизни; она постепенно улучшает память, что полезно во многих отношениях.

117



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: