Сначала сделайте семь предварительных шагов:
1. Выкажите почтение Будде Шакьямуни, окруженному бесчисленным множеством Бодхисаттв, представив себе, что они находятся высоко в небе перед вами.
2. Преподнесите Буддам и Бодхисаттвам все прекрасные вещи (неважно, принадлежат они вам лично или нет) — в том числе свое тело, свои возможности и добрые дела.
3. Разоблачите все те бесчисленные поступки, которые были телесно, словесно и мысленно совершены вами, с намерением причинить вред другим. Раскайтесь в них и примите решение воздерживаться от подобного в будущем.
4. Восхититесь от всего сердца своими и чужими достоинствами. Порадуйтесь тем добрым делам, которые вы совершили в этой жизни и во всех предыдущих; скажите себе: «Я действительно совершил что-то хорошее». Порадуйтесь заслугам других, в том числе Будд и Бодхисаттв.
5. Попросите Будд, уже достигших полного Просветления, но еще не начавших учить, сделать это во имя тех, кто страдает.
6. Умоляйте Будд не покидать этот мир.
7. Посвятите эти шесть практик достижению наивысшего Просветления.
110
Затем перейдите к совершению ключевой части ритуала стремления к Просветлению:
1. Исполнившись непоколебимой решимости достичь состояния Будды для блага других, представьте себе Будду или своего духовного учителя как его представителя.
2. Трижды произнесите, как бы повторяя за ним:
До тех пор, пока я не достигну Просветления, я принимаю прибежище в Будде, его Учении и высшем духовном сообществе.
Накапливая заслуги щедрости, нравственности, терпения, действия, концентрации и мудрости, пусть я достигну состояния Будды, чтобы помогать всем существам.
Чтобы укрепиться в столь глубоком альтруизме в этой жизни, сделайте следующее:
|
1. Снова и снова напомните себе о преимуществах намерения достичь Просветления ради других.
2. Разделите сутки на три дневных и три ночных периода и в течение каждого из них уделяйте какое-то время описанной в предыдущей главе практике пятиступенчатой визуализации. Также достаточно трижды визуализировать пять ее стадий в течение пятнадцатиминутного утреннего сеанса и трижды — во время ночного сеанса такой же продолжительности.
3. Следите за тем, чтобы не пренебрегать мысленно благом даже одного существа.
111
4. Как можно полней проникнитесь добрыми чувствами и занимайтесь полезной деятельностью; развивайте в себе ясное осознание природы действительности или хотя бы поддерживайте в себе желание его достичь и работайте над этим.
Для того чтобы поддержать и укрепить этот глубокий альтруизм в будущих жизнях:
1. Никому никогда ни в чем не лгите, если только своей ложью вы не можете оказать серьезную помощь другим.
2. Прямо или косвенно помогайте людям продвигаться к Просветлению.
3. Относитесь ко всем существам с уважением.
4. Никогда никого не обманывайте и всегда оставайтесь честны.
В сущности, просто сделайте так, чтобы вас не покидала мысль: «Я хочу быть в состоянии помочь всем существам».
III
ПРАКТИКА МЕДИТАЦИИ
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ УМА
Давайте немного отвлечемся и посмотрим, каким образом разворачивается процесс движения к жизни, полной смысла. На первом месте идет нравственность, затем медитация и, наконец, — мудрость. В основе мудрости лежит однонаправленная медитация; последняя же опирается на нравственное самоосознание. В предыдущих пяти главах мы обсудили практику нравственности, которая придает вам стойкость и спокойствие, а ваш ум готовит к дальнейшему духовному продвижению. Научившись осознавать свое поведение, вы можете заниматься медитацией, именуемой также непоколебимым спокойствием. Однако ваш ум пока еще слишком рассеян для практики постоянно углубляющейся медитации, которая требует полного сосредоточения. Даже донесшийся откуда-нибудь слабый шум может тут же вас отвлечь. Поскольку поддержание в себе мудрости совершенно невозможно без высочайшей степени сосредоточенности ума, в этой главе я намерен поговорить о том, каким образом возникает глубоко сосредоточенное состояние непоколебимого спокойствия. И начну я с того, что вкратце опишу различные виды медитаций, чтобы вы увидели, какое место занимает среди них непоколебимое спокойствие.
|
115
ВИДЫМЕДИТАЦИИ
Существует множество способов медитации.
• Два основных вида медитации — аналитическая и однонаправленная. Практикуя первую, вы анализируете какую-то тему, пытаясь понять ее посредством размышления. Например, вы можете медитировать о непостоянстве вещей, размышляя, каким образом они возникают вследствие тех или иных причин, или о том, как они разрушаются мгновение за мгновением. В случае же однонаправленной медитации вы сосредоточиваете свой ум на каком-то одном объекте или вопросе, например на том же непостоянстве. (Непоколебимое спокойствие развивается посредством однонаправленной медитации.)
|
• Также медитацию можно разделить на субъективную и объективную. Цель субъективной медитации состоит в том, чтобы развить или укрепить в своем уме новую позицию, новый взгляд на вещи. Примером может служить развитие доверия: доверие при этом не является объектом, на котором вы концентрируете внимание, но представляет собой отношение, которое вы вырабатываете в себе путем медитации. (Развитие сострадания — пример субъективной медитации, так как вы не медитируете на тему сострадания, но стремитесь к тому, чтобы ваш ум стал более сосрадательным.) При объективной же медитации вы медитируете на ту или иную тему
116
(например, непостоянство) или объект (скажем, на золотого Будду).
• Возможна также медитация-пожелание. Например, вы можете пожелать быть сострадательным и мудрым, как Будда.
• Можно пойти еще дальше, прибегнув к умозрительной медитации, в процессе которой вы представляете себе, что обладаете качествами, которые в действительности вам пока что не свойственны. Так, практика йоги божества рекомендует медитировать на самого себя как на идеальное существо с телом, сотканным из света мудрости.
Мы не будем обсуждать здесь все эти разнообразные подходы; остановимся лишь на том, как практиковать однонаправленную медитацию непоколебимого спокойствия. Как я уже говорил, цель такой медитации — усилить способность ума концентрироваться на одном объекте или теме, что, в свою очередь, позволяет справляться с проблемами в самом их корне. Такая практика также помогает стать более проницательным и бдительным в повседневной жизни; она постепенно улучшает память, что полезно во многих отношениях.
117