В будущих жизнях ваше сострадательное стремление достичь Просветления может ослабеть. Воспрепятствовать этому можно, избегая четырех нижеперечисленных пагубных действий, а также следуя четырем благотворным практикам, описанным вслед за ними.
Четыре пагубных действия
1. Обманывать таких высоких лиц, как настоятель, мастер посвящений, лама или равный вам практикующий, относительно совершенных вами пагубных действий.
2. Вызывать у других сожаление о совершаемых ими полезных действиях.
3. Критиковать тех, кто проявляет сострадание к другим, или преуменьшать их заслуги.
4. Обманывать или неправильно трактовать что-то для получения от других помощи.
Четыре благотворные практики
1. Никому ни в чем не лгите. Бывают исключения, когда ложь может принести огромную пользу другим, но такие случаи крайне редки.
2. Прямо или косвенно помогайте другим продвигаться к альтруистическому Просветлению Будды.
3. Относитесь к Бодхисаттвам с таким же почтением, как и к Будде. Поскольку мы не знаем, кто является
106
Бодхисаттвой, а кто нет, нам следует почтительно относиться ко всем живым существам. Как правило, нужно просто ставить их выше себя.
4. Никогда никого не обманывайте и всегда оставайтесь честны.
Если вы приняли решение целеустремленно применять эти практики для достижения состояния Будды во имя других, дайте такое обещание: «Я буду тверд в своем намерении и никогда от него не отступлю». Те же, кто не в состоянии всё время оставаться на таком уровне, могут воздержаться от этого обещания, просто мысленно произнеся: «Пусть я достигну высшего Просветления ради всех существ!» Люди, не являющиеся буддистами (христиане, иудаисты, мусульмане и другие), могут выработать в себе не менее похвальное заботливое отношение к другим, мысленно обещая: «Я буду оказывать помощь и приносить счастье всем существам».
ПРАКТИЧЕСКОЕ НАМЕРЕНИЕ ДОСТИЧЬ ПРОСВЕТЛЕНИЯ
Когда ваше стремление достичь Просветления достаточно окрепнет, вам следует воплотить его в действие. Такие поступки называются действиями Бодхисаттв, и главными среди них являются шесть совершенств:
1. Щедрость. Включает в себя пожертвование материальных ценностей, таких, как деньги, одежда, еда;
проявление любви; передачу другим знаний о духов -
107
ных учениях и практиках; облегчение страданий всех живых существ, оказавшихся в трудной ситуации:
помогайте даже муравью, попавшему в лужу.
2. Нравственность. Под ней прежде всего подразумевается альтруистическое мировоззрение и поведение Бодхисаттвы.
3. Терпение, проявляемое в тяжелых ситуациях, а также при выполнении трудных задач, таких, как постижение учений и долговременная практика.
4. Усердие, поддерживающее энтузиазм в совершении добрых дел и способствующее воспитанию других совершенств.
5. Концентрация — практика целеустремленной, интенсивной медитации (она описывается в следующей главе).
6. Мудрость, необходимая для понимания природы круговорота существования и непостоянства, а также обусловленного проявления и пустоты.
Шесть совершенств, в свою очередь, могут быть сведены к трем практикам Бодхисаттв: совершенствованию нравственности (включающей такие совершенства, как щедрость и терпение), совершенствованию концентрации, а также совершенствованию мудрости. Для всех этих упражнений требуется совершенство в усердии. Таким образом, все эти шесть совершенств оказываются включены в
108
тройственную практику нравственности, медитации и мудрости, которая и является главной темой данной книги.
Когда человек в самой глубине своего сердца приходит к убеждению, что он должен совершать действия Бодхисаттв (следовать шести совершенствам или же тройственной практике), для него наступает время дать обеты Бодхисаттв, провозглашающие практическое намерение достичь Просветления.
В силу своей природы все живые существа объединены желанием достичь счастья и избежать страдания. Мы схожи также в том, что для нас возможно избавиться от страдания и достичь счастья, на которое мы имеем равные права. Так в чем же тогда разница между вами и всеми остальными? Будучи в единственном числе, вы — меньшинство. Легко видеть, что интересы колоссального числа чувствующих существ, которые надеются на счастье и желают положить конец страданиям, более важны, чем интересы одного человека. Поэтому будет в высшей степени разумно, если вы посвятите себя принесению пользы множеству других существ, телесно, словесно и мысленно помогая им и отвергая мировоззрение, предполагающее заботу лишь о себе самом.
109