ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ




1. Проверяйте свою мотивацию так часто, как только возможно. Утром, еще до того как встать с постели, укрепите себя на целый день в ненасильственном, позитивном взгляде на мир. Вечером обдумайте то, что вы делали в течение дня.

2. Отмечайте, насколько полна страданий ваша жизнь:

• существует физическая и внутренняя боль, связан­ная с болезнями, старостью и смертью, и вы, естес­твенно, стремитесь ее избежать;

• существуют временные переживания (такие, как употребление вкусной пищи), которые кажутся сами по себе удовольствием, но при неумеренности при-


48

носят боль: это — страдание перемен. Когда удо­вольствие сменяется болью, обращайте внимание на то, как проявляет себя глубинная природа первона­чального удовольствия. Привязанность к поверхнос­тным удовольствиям принесет лишь большую боль;

• размышляйте о том, что вы вовлечены во всепрони-зывающий процесс обусловления, который вам не подконтролен: им управляют карма и пагубные эмоции.

3. Постепенно вырабатывайте более глубокий и реалис­тичный взгляд на свое тело, рассматривая его состав­ляющие — кожу, кровь, мышцы, кости и т. д.

4. Тщательно анализируйте свою жизнь. Если вы по­стоянно будете этим заниматься, то рано или поздно уже не сможете попусту растрачивать свою жизнь, действуя как робот или видя путь к счастью в зарабатывании денег.

5. Научитесь позитивно воспринимать трудности. Напо­минайте себе, что, перенося тяжелую ситуацию с чувством благодарности в душе, вы, кроме всего прочего, предотвращаете еще худшие кармические последствия. Примите на себя тяготы схожих страда­ний всех других людей.

6. Всегда оценивайте возможные отрицательные и поло­жительные последствия гнева, привязанности, зависти и ненависти:

49

• когда вам станет ясно, что эти последствия весьма губительны, продолжите свои размышления. Со временем ваша убежденность окрепнет. Непрестан­ные раздумья, например, о вреде гнева, заставят вас понять, что гнев лишен смысла;

• этот вывод, в свою очередь, постепенно сведет ваш гнев на нет.


ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ СТРАДАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРЕКРАЩЕНИЯ

ВТОРАЯ БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА:

ИСТОЧНИКИ СТРАДАНИЯ

П осле того как мы уяснили себе масштабы страдания, необходимо вскрыть его причины. Существует две разно­видности таких причин: пагубные (или непродуктивные) эмоции и загрязненная карма.

Пагубные эмоции

Пагубные эмоции ухудшают нашу карму, поэтому по­говорим сперва о них. Существует два вида пагубных эмоций: одни лучше проявлять, а другие сдерживать. Примером первых может служить какой-нибудь страх, с давних пор укоренившийся в вашем уме. В такой ситу­ации, безусловно, полезно дать своим чувствам выйти наружу и обсудить случай, вызвавший страх, с другими людьми. Однажды летом, когда мне было около четыр-

51

надцати лет, я проходил обучение во дворце Норбулинга, и регент (который был тогда моим старшим учителем) по окончании годичного курса принялся меня упрекать. «Да­же если в своем нынешнем воплощении ты равен богу, — сказал он резко, — тебе все равно следует вести себя как подобает человеку». Я был уязвлен: мне казалось, что я и так вел себя как простой ученик и прилежно внимал учителю, несмотря на то, что был Далай-Ламой, а значит, по своему рангу стоял выше него. Слова регента на не­сколько месяцев вывели меня из себя.

Затем, в 1950 году, китайские коммунисты вторглись в Восточный Тибет, и я вынужден был переехать из Лхасы на юго-запад, в Тромо, ближе к индийской грани­це. Вскоре лхасские официальные лица посоветовали мне вернуться, уверяя, что ситуация нормализовалась. По до­роге обратно мы провели несколько дней у регента, в монастыре Талунгдра. Однажды во время беседы он вдруг спросил, бывал ли я когда-либо расстроен из-за его ко мне отношения. И я вскользь, не особенно вдаваясь в детали, упомянул о том случае. Какое это было облегчение! Боль­ше ничто не омрачало нашего общения и моего пребывания в монастыре.

Подобные единичные происшествия лучше обсуждать открыто, но существуют пагубные эмоции и другого рода (такие, как привязанность, ненависть, недоброжелатель­ство, зависть, нетерпимость), которые следует обузды­вать, ведь, проявляясь слишком часто, они лишь укрепля­ются и сильней овладевают человеком. Лучше всего сосре­доточиться на отрицательных последствиях проявления


таких эмоций и постараться заменить их чувствами удов­летворенности и любви. Негативные эмоции нужно реши­тельно подавлять при малейшем их проявлении, но еще лучше найти способ предотвращать их возникновение.

Привязанность и ненависть — причина всех бедствий этого мира, поскольку остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Последствия привязанности и ненависти попросту отравляют жизнь. Ущерб, наносимый ненавистью, более явный и непосредственный, но процес­сом круговорота существования — непрерывной, тяну­щейся из воплощения в воплощение цепью рождения, старости, болезни и смерти — движет именно привязан­ность.

Корень привязанности и ненависти — в незнании ис­тинной природы всех живых существ и неодушевленных предметов. Такое неведение — не просто следствие не­достаточного знания. Это ложное мировоззрение, измыш­ление полной противоположности истине, ошибочное по­нимание реальности. Существует много уровней такого неправильного восприятия, например, неспособность по­нять, что следует вводить в практику, а чего избегать. Однако здесь мы говорим о неведении, которое лежит в основе всего страдания. Имеется в виду представление о существовании, внутренне свойственном чувствующим созданиям и прочим феноменам, существовании их в себе и самих по себе. Эта сложная тема излагается в разде­ле IV.

Загрязненная карма

Всякое удовольствие, равно как и всякая боль, обус­ловлено кармой, прошлыми действиями человека, которые создали определенную предрасположенность его ума. Кармические влияния можно разделить на позитивные и не­гативные — в зависимости от того, приносят они в конеч­ном счете радость или боль. Например, если в результате некоего действия возникла новая человеческая жизнь, то это действие позитивно, потому что его отдаленным по­следствием явилось хорошее перерождение. Напротив, ес­ли какое-то действие привело к тому, что вы родились голодным духом*, то такое действие негативно, так как в конечном счете оно привело к плохому перерождению.

Также среди кармических действий могут быть выде­лены те, которые определяют общие контуры нового во­площения — его тип и продолжительность новой жизни, и те, которые обусловливают конкретику этой жизни — благосостояние, здоровье и тому подобное. Первая кате­гория поступков называется «путем действия», потому что такое действие (будь то позитивное или нет) служит путем, или средством, обеспечивающим хорошее или пло­хое перерождение.

Чтобы быть «путем действия», карма должна обладать четырьмя признаками: мотивированным намерением, пра­вильным установлением личности или объекта, должной

 

 

* Голодные духи (санскр. прета; тиб. ии-дагс) — существа, обреченные на неспособность удовлетворить свои неуемные желания. Голодны­ми духами рождаются те, кто в прошлой жизни были скупыми, жестокими, прожорливыми и т. п. — Прим. ред.


54

подготовкой и успешным завершением. Иногда в действии присутствуют все эти аспекты, например, когда вы хотите подать нищему и делаете это; иногда есть только мотива­ция, когда у вас есть желание подать нищему, но вы этого не делаете; результата можно достигнуть и ненамеренно (без какого-либо желания с вашей стороны), если деньги случайно выпадут на дорогу сквозь дырку в вашем карма­не, а нищий подберет их. Действия, не обладающие всеми четырьмя перечисленными характеристиками, попадают во вторую категорию — тех, которые наполняют вашу жизнь конкретными деталями.

Наконец, кармические поступки можно разделить на те, что совершаются группами людей (например, благотво­рительными организациями), и те, что выполняются инди­видуально. Кармические воздействия можно испытать и в этой жизни, и в следующей, и в той, что последует за ней. Мощные позитивные и негативные кармические действия с сильной мотивацией, направленной на помощь или, на­против, на причинение вреда, могут принести плоды уже в той жизни, в которой были совершены.

Процесс умирания

Чтобы уяснить себе типы кармы и характерные осо­бенности высших уровней практики, необходимо понимать динамику трех стадий: процесса умирания, промежуточно­го состояния между текущей жизнью и следующей и процесса возрождения из промежуточного состояния. Пе­редача кармы из одной жизни в другую происходит в момент смерти при посредстве тончайшего сознания ясно-

55

го света. Хотя этот глубочайший уровень сознания сущес­твует на протяжении всей жизни, проявляется он лишь в момент смерти, и потому обычно изучается именно в этом контексте.

Вы можете прочесть об этом в записанных со слов Будды многочисленных текстах по Высшей Иога-тантре — например, в Гухьясамадлса-тантре. В этих текстах описывается множество различных состояний ума или со­знания — от грубых до наиболее тонких. С точки зрения духовных практик тонкие состояния ума более сильны и эффективны. Самый грубый уровень сознания связан с тем, что мы воспринимаем через уши, глаза, нос, язык и всё тело. Более тонким является умственное сознание, которое также имеет разные уровни — от более грубых, таких, как тривиальное мышление, глубокий сон, обморок при остановке дыхания, до тончайшего сознания ясного света. Если не считать особых медитативных состояний, эти тончайшие, или глубочайшие уровни сознания прояв­ляются, только когда мы умираем. (Менее глубокие, и поэтому более мимолетные разновидности тонких уровней сознания также проявляются, когда мы засыпаем, просы­паемся, чихаем, зеваем или испытываем оргазм. Об этом последнем мы поговорим в девятой главе.)

Процесс умирания представляет собой последователь­ный распад, или растворение, четырех внутренних элемен­тов: земли (плотного вещества тела), воды (его жидких составляющих), огня (тепла) и воздуха (энергии, движе­ния). В обычной жизни эти элементы служат основой сознания, но во время умирания их способность поддер-


56

живать сознание ослабевает. В первую очередь ее теряет элемент земли. Вообще говоря, каждая очередная стадия распада приводит к тому, что сознание в большей степени поддерживается следующим элементом. Вот как выглядит эта последовательность:

1. Когда элемент земли, или плотная субстанция вашего тела, растворяется в элементе воды, внешне это про­является в том, что тело теряет в объеме; внутренне же вы начинаете видеть нечто напоминающее пустын­ный мираж.

2. Внешними признаками растворения элемента воды в элементе огня является потеря телом своих соков:

возникает сухость во рту, заостряется нос и т. д. Внутренне же вы видите то, что описывают как клубы дыма из камина или просто проплывающий по комна­те дым.

3. Когда элемент огня растворяется в элементе воздуха, или ветра, внешне это проявляется в остывании тела;

внутренним же взором вы видите что-то похожее на ночных светлячков или рассыпающиеся искры. Тепло покидает тело различными путями — от ног вверх к сердцу или же от темени вниз. Первый вариант предпочтительнее, ибо он показывает, что ум, покинув тело, устремится вверх, а не вниз, и это с большей вероятностью приведет к хорошему перерождению. Такое движение тепла свидетельствует о позитивной карме.

57

4. Затем ветер, или поток энергии в теле, растворяется в сознании, и останавливается физическое дыхание. В это время вы видите что-то похожее на дрожащее пламя догорающей свечи. (Врачи могут счесть челове­ка в таком состоянии мертвым, но с точки зрения буддистов прекращение дыхания еще не означает, что сознание покинуло тело.) Вслед за мерцающим светом появляется ровное чистое пламя.

Четыре завершающие фазы умирания — это растворе­ние более грубых уровней сознания в более тонких. Говоря конкретно, растворяются ветры, или внутренние потоки энергии, служащие опорами сознания. Сознание, опира­ющееся на энергии, можно уподобить скачущему на коне всаднику.

Наступление следующей фазы знаменуется тем, что энергии, которые служили опорой для многочисленных типов понятийного сознания, растворяются и сознание начинает опираться на все более тонкие уровни энергий. Это происходит естественным образом в четыре этапа:

5. Ум как таковой превращается в вездесущее, огромное, яркое белое пространство. Его описывают как ясное небо, залитое лунным светом: не как луну, сияющую в пустом пространстве, но как пространство, напол­ненное белым светом. Понятийное мышление исчезло, и не осталось ничего, кроме яркой белизны, которая и есть ваше сознание. Однако слабое ощущение субъек­та и объекта остается: таким образом, это состояние всё еще несколько двойственно.


6. Ваш ум становится красным или оранжевым простран­ством, более ярким, чем прежде; кроме него нет больше ничего. Оно похоже на ясное небо, наполнен­ное солнечным светом: это не солнце, сияющее в небе, но собственно пространство, заполненное красным или оранжевым сиянием. В этом состоянии ум еще менее двойствен.

7. Ум как таковой переходит в еще более тонкое состоя­ние полной черноты; кроме нее ничего нет. Это состояние называется «пред-достижением», потому что здесь вы вплотную подходите к проявлению со­знания ясного света. В состоянии черного пространс­тва ум похож на безлунное, очень темное небо, когда только что сгустились сумерки, а звезд еще нет. В начале этой фазы вы осознаёте, что с вами происхо­дит, но потом утрачиваете сознание, погружаясь в еще большую темноту.

8. За состоянием черноты наступает стадия сознания ясного света. Это фундаментальное, изначальное со­стояние — наиболее тонкий, глубокий и сильный уровень сознания. Оно похоже на небо, каким оно бывает на закате (но не на восходе) — без лунного и солнечного света, но и без темноты.

Движение к сознанию ясного света может быть и быст­рым, и медленным. Одни люди задерживаются на этой финальной стадии всего на несколько минут, другие оста­ются на неделю или две. Сознание ясного света несет в

59

себе огромную силу и потому неоценимо для практики, так что многие практикующие в Тибете ежедневно воспроиз­водят эти стадии умирания. Я сам практикую их около шести раз в день, представляя себе последовательно во­семь уровней сознания (разумеется, без физических изме­нений, характерных для первых четырех стадий). Вот эти восемь уровней:

1. Мираж.

2. Дым.

3. Светлячки.

4. Пламя свечи.

5. Ослепительно белое небо-сознание.

6. Ярко-красное или оранжевое небо-сознание.

7. Глубоко черное небо-сознание.

8. Ясный свет.

Как известно буддистам, в процессе умирания человек находится в состоянии ясного света до тех пор, пока его тело не начнет разлагаться. Некоторые тибетцы, подверг­нутые пыткам и водворенные обратно в свои тюремные камеры, садились скрестив ноги и умирали, поддерживая в себе сознание ясного света. Их тюремщики, по расска­зам, были поражены этим. Китайские коммунисты с при­сущим им догматизмом считали буддизм не более чем слепой верой, так что когда им случалось столкнуться с чем-то подобным, они старались особо об этом не рас­пространяться. Также и в Индии многие практикующие


60

оставались в этом состоянии в течение нескольких дней, а в одном случае — около двух с половиной недель. Если человек пребывает в состоянии ясного света и энергия, поддерживающая этот глубокий уровень сознания, начи­нает колебаться, сознание окончательно покидает пределы тела, и тело или голова в этот момент слегка вздрагивает.

Есть много возможностей дальнейшего исследования различных стадий умирания. Современная наука далеко продвинулась в изучении энергетических волн, человечес­кого мозга и его функций. Ученые и буддисты равно интересуются этой сферой, и я полагаю, что нам следует работать вместе, чтобы выяснить связь между человечес­ким умом и его внутренними энергетическими потоками, а также между мозгом и сознанием. Буддийские объяснения могут внести вклад в научные исследования и наоборот. Такое сотрудничество уже идет, и расширение его будет весьма полезным.

Промежуточное состояние

Все существа, которым предстоит возродиться в чело­веческом облике, проходят через промежуточное состояние между этой жизнью и следующей. В таком промежуточ­ном состоянии тело принимает форму, сходную с той, которую оно примет в следующей жизни в возрасте пяти или шести лет (хотя некоторые утверждают, что это не обязательно происходит именно так). С окончанием про­межуточной жизни мостик к очередному воплощению ока­зывается перейден. Этот процесс происходит на тончай­шем уровне сознания.

61

Процесс перерождения

Считается, что при перерождении сознание входит в утробу матери будущего ребенка, когда мужской и женс­кий оплодотворяющие элементы смешиваются — при ус­ловии, что с маткой женщины и семенем мужчины всё в порядке и налицо все благоприятствующие перерождению факторы, в частности кармическая связь. Однако сознание не обязательно должно войти в утробу именно в момент слияния мужчины и женщины: в наших текстах описыва­ются случаи, когда семя отца вводилось во влагалище искусственно, без полового акта. По всей видимости, независимо от того, сливаются эти элементы внутри матки или (как это иногда происходит в наше время) вне ее, «в пробирке», сознание входит в утробу в момент их смеше­ния. Как бы то ни было, буддийские тексты не дают на этот вопрос однозначного ответа: некоторые из них утвер­ждают, что оплодотворение происходит, когда мужчина и женщина находятся на вершине желания.

Сейчас этот и без того достаточно сложный вопрос запутывается еще больше. Например, представьте себе замороженный эмбрион. Связь между прошлой и нынеш­ней жизнью через оплодотворение осуществилась. Будет ли это существо, чье тело-эмбрион заморожено, страдать от холода? Созданы лишь самые зачатки тела, и, согласно нашим рассуждениям, орган «ощущения тела», пусть и на примитивном уровне, но сформирован (даже при том, что органы зрения и других чувств еще не развились). Появ­ляются ли физические ощущения сразу же после оплодо­творения? Я не пришел на этот счет к определенному


выводу; подобные вопросы требуют дальнейших исследо­ваний.

Если предположить, что эмбрион действительно стра­дает от холода, то возникает и другой вопрос: создает ли действие того, кто помещает эмбрион в холодильник, пло­хую карму? Тут всё зависит от мотивации поступка этого человека. Нельзя однозначно утверждать, что, если другое существо испытывает страдание из-за чего-то связанного с вами, вы создаете плохую карму. Например, даже в нормальных условиях плод в утробе матери испытывает страдание из-за самого пребывания там, но мать при этом, конечно же, не создает никакой плохой кармы. Точно так же. когда ребенок рождается, он снова страдает, но мать не создает при этом негативной кармы. (Если предполо­жить подобное, то получится, что мать, родившая много детей, накопила огромное количество плохой кармы, а это абсурд!).

Следовательно, мотивация наших поступков — ключ к пониманию того, какой вид кармы мы накапливаем.

ТРЕТЬЯ БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА:

ПОДЛИННОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ СТРАДАНИЯ

Такие загрязнения ума, как привязанность, ненависть, зависть и нетерпимость имеют в своей основе принципи­ально неверное понимание природы живых существ и неодушевленных предметов, поэтому процесс избавления от них требует прежде всего преодоления такого неведе­ния. Соответственно, возникает вопрос, как же искоренить

63

эту порождающую страдание неосведомленность. Ее нель­зя просто вытащить, как занозу, или удалить хирургичес­ким путем. Прежде всего нужно понять истинную природу людей и вещей. Затем с помощью продолжительной ме­дитации следует свыкнуться с этой истиной, и тогда вы обретете мудрость, которая позволит вам справиться с негативными эмоциями, в основе которых лежит неве­дение.

Вообще говоря, здесь стоило бы рассказать о пустоте, так как она есть именно то, что мудрость постигает отно­сительно природы людей и вещей (см. главы 8 — 10). Но говоря коротко, возможность полного искоренения таких загрязнений ума, как пагубные эмоции, обусловлена тем, что ум не является нечистым по своей природе. Он содер­жит в себе чистую сущность. Загрязнения удаляются из него посредством медитации об истинной природе самого ума и всех других вещей. Устранение загрязнений ума — это и есть третья Благородная Истина, истина о состоянии за пределами страдания и его причин.

ЧЕТВЕРТАЯ БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА:

ИСТИННЫЕ ПУТИ

Истинные пути напрямую связаны с тремя разновид­ностями тренировки, которые являются основными темами этой книги — нравственностью, медитацией и мудростью. Духовная практика продвижения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наи-


64

высшую точку в нирване, а в конечном счете — в состо­янии Будды.

С безначальных времен мы всегда обладали прочным осознанием своего «я». Этому «я», нашей самости, естес­твенно и изначально присуще стремление обрести счастье и избежать страдания. Это стремление закономерно — оно верно и разумно. Соответственно, право достичь счастья и избавиться от страдания имеет каждый из нас. Тот факт, что сами по себе страдание и счастье меняются каждую минуту, показывает, что характер этих пережива­ний определяется различными причинами и обстоятель­ствами. Чтобы избавиться от страдания, мы должны устранить его причины и условия, при которых оно может возникнуть, а чтобы достичь счастья, нужно прежде всего позаботиться о его источниках и соблюсти его условия.

Первая и вторая Благородные Истины указывают на то, от чего мы хотим избавиться, — на страдание, которое является результатом наших прошлых слов и действий, и на подлинные источники, из которых оно проистекает. Третья и четвертая Благородные Истины указывают на чистые состояния, которых мы хотим достичь: это прекра­щение страдания как результат и путь к прекращению страдания как причина. Согласно учению Будды, четыре Благородные Истины содержат в себе две причинно-след­ственные цепи — цепь страдания, от которого мы хотим избавиться, и цепь счастья, к которому мы стремимся.

65

ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ

Уяснив себе масштабы страдания, исследуйте его при­чины, или источники, и осознайте, что источник страда­ния — это непонимание истинной природы людей и явле­ний, порождающее привязанность, гнев, ненависть и тому подобное. Осознайте, что страдание можно пресечь, его можно вообще устранить из реальности. Подумайте о том, что истинное прекращение страдания достигается посред­ством истинных путей практики нравственности, меди­тации и мудрости.


ОТКАЗ ОТ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА

 

.Буддийский обет нравственности прежде всего предпола­гает обретение прибежища — в Будде, в состояниях осо­знания и в духовном сообществе. Прибежище — основа практики нравственности. Будда учит нас, как найти при­бежище от страданий и ограниченности мышления, но главное прибежище, или источник защиты, буддисты на­ходят в состояниях осознания, достигаемых посредством практики нравственности, медитации и мудрости.

Буддизм учит, что свои положительные качества и достижения нужно скрывать, подобно тому, как скрывают светильник внутри сосуда. Не следует выставлять их на­показ, если для этого нет достаточных оснований. Если кто-то, достигнув Освобождения, скажет: «Я освобож­ден», это будет считаться, пусть и не особо тяжким, но нарушением монашеских обетов. Как раз поэтому одному человеку обычно бывает нелегко определить, на какую ступень внутреннего опыта поднялся другой. Мне доводи­лось встречать людей, чье духовное развитие было высо­чайшим. В монастыре Намгель, где я жил, был один не столь уж высокоученый монах, бежавший из Тибета в Индию примерно в 1980 году. Мы были с ним хорошо

67

знакомы, и как-то раз во время непринужденной беседы он рассказал, что за время восемнадцатилетнего пребыва­ния в застенках у китайских коммунистов ему не раз угрожала серьезная опасность. Я подумал, что речь идет об угрозе его собственной жизни, но когда спросил, о какой опасности он говорит, монах ответил: «Утратить чувство сострадания к китайцам». Он считал это опас­ностью! Большинство из нас испытывали бы гордость, рассказывая, как мы разозлились по тому или иному поводу, как будто гнев делает нас героями.

Мы были очень дружны с одним ламой — привержен­цем традиции Друкпа-кагью. Мы часто виделись и никог­да не упускали случая подшутить друг над другом. Од­нажды я спросил ламу о его духовном опыте. Лама рас­сказал мне, что, когда он был юношей, его учитель велел ему выполнить подготовительную практику — сделать сто тысяч простираний Будде, его Учению и духовному сооб­ществу. Рано поутру и поздно вечером он должен был выполнять эти простирания на низком помосте, длина которого равнялась его росту. Учитель медитировал в темноте в соседней комнате, и, чтобы обмануть его и заставить думать, будто он простирается, мой знакомый стучал башмаками по помосту. Многие годы спустя, уже после «ухода» учителя, этот лама медитировал в уеди­нении в пещере и вдруг вспомнил великую доброту, кото­рую проявлял его учитель долгие годы, расплакался и не мог унять слез. Он почти лишился чувств, но потом пережил состояние ясного света и практиковал его в тече­ние длительного времени. Позже, после ряда успешных


68

медитаций, этот лама обрел способность ясно помнить свои прошлые жизни.

Эти услышанные из первых уст рассказы вдохновили меня. Сегодня, безусловно, есть практикующие, которые близки к тому, чтобы достичь состояния Будды. Встречи с этими людьми вдохновляют нас, придают нам решимос­ти; благодаря им учение оживает. Именно так духовное сообщество дает практикующим примеры для подражания, которые помогают им обрести прибежище.

Три вышеперечисленные составляющие — Будда, со­стояния осознания, учения об этих состояниях и духовное сообщество — суть те внешние факторы, которые способ­ны положить конец страданию в большей степени, чем всё то, что вы делали прежде. Однако буддисты не обраща­ются к ним с просьбой даровать счастье. Счастье прихо­дит, когда Учение применяется на практике. Будда учит нас, как найти истинное прибежище, как практиковать Учение, но основная ответственность лежит на вас, на том, как вы сами его применяете. Для того чтобы заложить основы истинно духовного состояния, свободного от стра­даний и ограниченности, нужно придерживаться следую­щей практики:

• определить десять негативных действий (см. стр. 21);

• определить десять позитивных действий (противоположных негативным);

• избегать первых и совершать вторые.

69

НРАВСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОГО



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: