ДРУГИЕ МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ УМСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ




В сложных ситуациях легко прийти в эмоциональное возбуждение. Буддизм предлагает множество методов, позволяющих избавиться от стресса и обрести спокойствие в ответственных ситуациях, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Эти методы различны для разных людей и обстоятельств. Гораздо лучше, если вы вместо того, чтобы пытаться избежать проблем, будете направлять непосред­ственно на них силу аналитической медитации. Приведу несколько примеров.

• Сталкиваясь с трудностями, делайте всё возможное, чтобы преодолеть их, но если это не удается, пораз­мышляйте над тем, что проблемы — лишь результат ваших собственных действий в этой жизни или в предыдущей. Понимание того, что страдания обус­ловлены кармой, а не порождены несправедли­востью жизни как таковой, принесет вам некоторое успокоение. В противном же случае печаль и боль покажутся бессмысленными.

• Сначала проблема кажется серьезной и неразреши­мой, но так будет лишь до тех пор, пока вы не рассмотрите ее истинную природу. Для этого заду-


128

майтесь над многообразием страданий, которые до­велось пережить лично вам. Заурядные ум и тело страдают в силу самой своей природы, точно так же как природа огня такова, что он несет тепло и сжигает. И подобно тому, как мы учимся осторожно обращаться с огнем, мы способны научиться справ­ляться со страданием.

• Взгляните на свои неприятности более широко. Если кто-то в чем-либо обвиняет вас, не отвечайте ему бранью: представьте, что это обвинение ослабляет путы вашей самовлюбленности, а значит, усиливает вашу способность заботиться о других. Превратите неприятности в силу, способствующую вашему ду­ховному развитию. Этот метод весьма труден в применении, но в случае успеха принесет много пользы.

• Когда вы испытываете зависть или желание ото­мстить врагу, не сосредоточивайтесь на его недос­татках, а задумайтесь о том, что он собой представ­ляет в действительности. У большинства людей хо­рошие и плохие качества перемешаны, и трудно найти такого человека, который был бы плох во всех отношениях.

• Размышляйте над отсутствием собственного сущес­твования. Это глубочайший уровень аналитической медитации; частично эта тема будет освещена в следующих трех главах.

129

Непродолжительное успокоение может принести и одно­направленная медитация:

• Если вы не можете избавиться от беспокойства по поводу чего-то уже случившегося или такого, что может случиться, переключите свое внимание на то, как вы дышите. Или повторяйте мантру: ом мани падме хум. Поскольку ум не способен сосредоточи­ваться на двух вещах одновременно, любая из этих двух медитаций заставит беспокойство улетучиться.

Я полагаю, что все религии могут с пользой для себя применять буддийские медитационные методы: однона­правленная концентрация может пригодиться во многих ситуациях. Способность сосредоточиться, больше запоми­нать — всё это сослужит добрую службу человеку любой профессии.

ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ

1. Выберите объект медитации и сосредоточьте на нем свой ум, стараясь достигнуть стабильности, ясности и насыщенности образа. Сохраняйте это состояние. Из­бегайте несобранности и возбужденности.

2. Также можно проделать следующее. Распознайте основополагающее состояние ума, свободного от раз­мышлений, — его абсолютно ясную и осознающую


130

природу. Оставайтесь в этом состоянии, понимая его и наблюдая за своим умом. Если у вас возникнет мысль, просто всмотритесь в ее суть, и она утратит силу и улетучится сама собой.

IV

ПРАКТИКА МУДРОСТИ


О СУЩЕСТВОВАНИИ ЖИВОГО И НЕЖИВОГО

 

МУДРОСТЬ В ДУХОВНОЙ ПРАКТИКЕ

Чтобы развить в себе тот вид любви и сочувствия, который побуждает нас стремиться к достижению состоя­ния Будды не для себя, а ради других, нужно прежде всего вплотную познакомиться со страданием и выяснить его разновидности. В этом состоит первая Благородная Исти­на. От рождения до смерти мы страдаем от внутренней и физической боли, испытываем страдание перемен, а также всепронизывающее страдание всеобщей обусловленности. Вторая и третья Благородные Истины подводят нас к пониманию того, каковы причины страдания и можно ли их устранить. Главная причина страдания — неведение, ложное представление о собственном существовании жи­вых созданий и неодушевленных предметов. В этой главе будет показана ошибочность такого взгляда.

Мы все наделены врожденным чувством себя, или своего «я», но нам свойственно также ошибочное пред­ставление о том, что существование этого «я» абсолютно. Под влиянием этого заблуждения мы воспринимаем свое «я» существующим само по себе, возникшим в силу соб-

133

ственной природы и самодостаточным. Такое чувство соб­ственного существования настолько сильно, что «я» иной раз даже воспринимает себя независимым от ума и тела. Так, например, когда человек болен, ему порой кажется, что он мог бы поменяться телами с кем-то, кто здоровее его. Точно так же у человека, чей ум притуплен, возникает чувство, что он мог бы одолжить его у кого-то ещё.

Но если такое самодостаточное и пребывающее в своем праве отдельное «я» существует, то посредством надлежа­щего анализа мы могли бы все глубже и глубже прояснить вопрос о том, существует ли оно как ум, как тело, как их совокупность или же как нечто от них отличное. В дейс­твительности же чем глубже мы будем всматриваться, тем меньше обнаружим. То же самое оказывается верным в отношении всего, всех наблюдаемых явлений. Тот факт, что вы не можете их обнаружить, означает, что эти явления попросту не существуют сами в себе, они не самодостаточны.

Как-то в начале шестидесятых я был словно громом поражен отрывком из Цзонхавы, где говорилось о необнаружимости и о том, что явления зависят от понятий, которыми мы их описываем. Вот этот отрывок:

Моток пестрой веревки формой и расцветкой напоминает змею, и когда мы в сумерках глядим на него, то думаем:

«Это змея». Но в то мгновение, когда мы принимаем веревку за змею, ни веревка как целое, ни ее части никоим образом змеей не являются. Следовательно, змея эта порождена исключительно нашими понятиями. Точно так же, когда в связи с умом и телом возникает мысль о


134

«я», ничто в сознании и теле —ни непрерывная совокуп­ность мгновений прошлого и настоящего, ни совокупность частей ума и тела в какой-то момент времени, ни отдель­ные их части, ни непрерывная совокупность каких-то отдельных их частей — ничто из этого ни в малейшей степени не есть «я». Также не существует чего-то от­дельного от ума и тела, что могло бы восприниматься как «я». Следовательно, «я» только лишь порождено наши­ми понятиями в связи с умом и телом; оно не существует как самостоятельная сущность.

Некоторое время я не мог прийти в себя, и в течение еще нескольких недель люди представлялись мне некими маги­ческими иллюзиями, которые казались существующими сами по себе, но я знал, что на самом деле это не так. Это переживание, подобное сверкнувшей в сердце молнии, скорее всего стояло лишь одной ступенью ниже полного и неоспоримого осознания. Именно тогда ко мне пришло понимание реальной возможности освобождения от разру­шающих эмоций. Сейчас я каждое утро медитирую на пустоту и стараюсь переносить этот опыт в свою повсе­дневную деятельность. Стоит мне хотя бы подумать или произнести «я», — например: «Я сделаю то-то и то-то» — меня сразу передергивает. Но я пока не могу утверждать, что полностью понял пустоту. Сознание, из-мысливающее собственное существование, не имеет дейс­твительной основы. Умудренное же сознание, опирающе­еся на реальность, понимает, что все существа и явле­ния — умы, тела, дома и тому подобное — не

существуют в своей основе. Такова мудрость пустоты. Понимая, что реальность совершенно противоположна ошибочной идее о собственном существовании, мудрость постепенно преодолевает неведение.

Порвав с ложным представлением о собственном су­ществовании наблюдаемых явлений, вы предотвратите и возникновение таких пагубных эмоций, как привязанность и ненависть. А это, в свою очередь, позволит избавиться и от страдания. Также замечу, что мудрость понимания пустоты сможет устранить преграду на пути к всеведению (каковой является склонность к ложному восприятию яв­лений — не только внешних, но порой и подсознатель­ных) только в том случае, если будет сопровождаться стремлением заботиться о других и поступками, к которым оно побуждает. Таким образом, духовная практика в це­лом предполагает развитие в себе мудрости, соединенной с великим состраданием, и альтруистического намерения достичь Просветления. Только после этого ваше созна­ние сможет преобразиться во всеведение Будды.

ОТСУТСТВИЕ САМОСТИ

Как буддисты, так и небуддисты практикуют медита­цию для того, чтобы достичь удовлетворения и избавиться от боли, — ив обоих случаях центром внимания стано­вится человеческое «я». Некоторые небуддисты, призна­ющие перерождение, принимают также и идею преходя-щести природы ума и тела, но при этом верят в некое вечное, неизменное и неделимое «я». Буддийские же шко-


136

лы, признавая перевоплощение, считают, что такого не­зыблемого «я» не существует Для буддистов отправной точкой при обретении мудрости являвляется пустота, или отсутствие вечной, неизменной и неделимой самости — говоря же более точно, отсутствие собственного существо­вания как живых существ, так и наблюдаемых явлений.

Две истины

Чтобы понять, что такое отсутствие самости, нужно уяснить себе, что всё существующее делится на две груп­пы, называемые двумя истинами: относительной и абсо­лютной. Те явления, которые мы наблюдаем вокруг себя, могут развиваться от хорошего к плохому или наоборот — в зависимости от различных причин и обстоятельств Про многие явления нельзя сказать, что они хороши или плохи по своей сути; они бывают лучше или хуже, они высокие или низкие, красивые или уродливые только лишь в срав­нении с чем-то, но не по своей собственной природа Их оценка относительна. Отсюда видно, что существует раз­личие между тем, какими вещи представляются, и тем, каковы они на самом деле. Так, некий предмет может выглядеть хорошим (с точки зрения наружности), но если его внутренняя природа иная, то под влиянием определен­ных обстоятельств он может оказаться плохим. Еда, кото­рая столь привлекательно выглядит в ресторане, может не понравиться вашему желудку. Вот наглядный пример раз­личия между видимостью и реальностью.

Такого рода явления называются относительными ис­тинами; они постигаются разумом, который не идет даль-

137

ше внешнего проявления. Но тем же самым предметам свойствен также внутренний образ бытия, именуемый аб­солютной истиной, которая учитывает изменения, проис­ходящие под влиянием обстоятельств. И мудрый разум, не довольствующийся одной лишь наружностью, прибегает к анализу, чтобы понять, соответствует ли существование тех или иных объектов их внешнему проявлению, но вмес­то этого обнаруживает отсутствие у них собственного существования — оно находит, что за внешними проявле­ниями скрывается пустота.

Чего же они лишены?

Концепцию пустоты, или отсутствия самости, можно уяснить, только определив, чего именно лишены наблюда­емые явления. Не поняв, что же, собственно, отрицается, мы не поймем и его отсутствие — пустоту. Вы можете подумать, что пустота означает «ничто», однако это не так. Объект такого отрицания, который буддийские тексты именуют подлинным утверждением, или собственным существованием, трудно определить и осмыслить, только лишь прочитав о нем. Но со временем, по мере того как к прочитанному добавятся результаты ваших собственных исследований этого вопроса, ошибочность привычного нам взгляда на вещи будет становиться все более и более очевидной.

Будда не раз говорил, что, поскольку все явления возникают обусловленно, они относительны: их существо­вание зависит от внешних причин и обстоятельств, а также от их собственных составляющих. Так, деревянный стол


138

не существует независимо: его появление было обусловле­но огромным количеством причин — деревом, столяром, который его сделал, и так далее; стол также находится в зависимости от своих собственных частей. Если бы дере­вянный стол или какое-либо явление действительно были бы независимы, то ваше размышление привело бы к тому, что такое их существование «в своем праве» становилось бы всё более очевидным, но этого не происходит. Это рассуждение буддистов подтверждает и наука. Физики сегодня открывают всё более и более мелкие частицы материи, но так и не пришли к пониманию ее основопола­гающей природы. Понимание пустоты еще глубже.

Чем больше вдумываешься в то, как невежественный разум осмысливает существование явлений, тем более прочно приходишь к выводу, что явления не существуют вовсе. Однако чем больше осознаешь то, что постигается разумом мудрым, тем больше убеждаешься в отсутствии собственного существования. Привязанность и гнев дви­жимы неведением и поэтому не могут проявляться беско­нечно.

Так существуют ли вещи?

Итак, мы установили, что анализ какого бы то ни было явления приводит к невозможности это явление обнару­жить. Но тогда возникает вопрос: а существуют ли явле­ния вообще? Между тем непосредственный опыт говорит нам, что люди и предметы доставляют нам удовольствие или причиняют боль и что они могут как помогать, так и наносить вред. Следовательно, явления, безусловно, су-

139

шествуют; вопрос лишь в том, как именно. Они не сущес­твуют сами по себе, но лишь в зависимости от множества факторов, в том числе и сознания, которое их концептуализирует.

Коль скоро явления существуют, но не сами по себе, они неизбежно зависят от наших понятий. Но когда явле­ния предстают перед нами, они вовсе не выглядят сущес­твующими именно таким образом. Наоборот, нам кажется, что они проявляются сами по себе, объективно, независи­мо от концептуализирующего сознания.

Развивая в себе мудрость, вы путем размышлений стремитесь отыскать собственное существование всех ис­следуемых объектов — будь то вы сами, другой человек, ваше тело, ум или что-то еще. Вы анализируете не только наружность, но и внутреннюю природу объекта. Следова­тельно, вывод, к которому приводит ваш анализ, состоит не в том, что объекта не существует; вы заключаете лишь, что не отыскали подтверждений его собственного сущест­вования. Результаты такого исследования вовсе не проти­воречат простому существованию объекта. Явления су­ществуют на самом деле, но не так, как нам это представ­ляется.

То, что остается после анализа, есть обусловленное существование явления. Исследуя, например, собственное тело, вы отрицаете его собственное существование, но тело, зависимое от четырех конечностей, туловища и го­ловы, — остается.


140

Если явления пусты, могут ли они функционировать?

Не совершаем ли мы ошибки, позволяя себе рассуж­дать о предметах и явлениях? Не допускаем ли мы тем самым их собственное существование? Нет. Явления мыс­лимы тремя различными способами. Представим себе, например, дерево. Спору нет, оно действительно выгля­дит собственно существующим, однако:

1. Мы можем думать о дереве как о существующем само по себе, «в своем праве».

2. Мы можем думать о дереве как о не обладающем собственным существованием.

3. Мы можем думать о дереве, вообще не задаваясь вопросом, является ли его существование неотъемле­мой частью его природы.

Ошибочен лишь первый из этих подходов. Другие два образа осмысления правомерны, даже при том, что во втором и третьем случаях образ проявления (предполага­ющий, что наружность дерева говорит о его собственном существовании) ошибочен.

Но означает ли несобственность существования пред­метов невозможность их функционирования? Скоропали­тельный вывод о том, что раз подлинная сущность объек­тов и явлений есть пустота, то они не способны выполнять такие функции, как причинение боли или доставление радости, способствование или препятствование, — это худшее из заблуждений, чисто нигилистический взгляд.

141

Как пишет в своей «Драгоценной гирлянде» индийский учитель Нагарджуна, следующее воплощение нигилиста обязательно будет плохим, тогда как тот, кто верит, пусть и ошибочно, в необусловленное существование, — полу­чит хорошее перерождение.

Позвольте мне объяснить это. Вера в последствия совершенных действий нужна для того, чтоб быть в состо­янии предпочитать в этой жизни полезное и отвергать пагубное. Быть может, для вас пока что слишком сложно осмыслить утонченную концепцию отсутствия собственно­го существования, не попав при этом в ловушку нигилиз­ма, который не позволяет понять, что явления возникают вследствие причин и обстоятельств. С точки зрения вашего духовного роста лучше на время оставить попытки проник­нуть в сущность понятия пустоты. Даже если вы ошибочно полагаете, будто наблюдаемые явления существуют сами по себе, вы можете развить в себе понимание обусловлен­ности их возникновения и применить его на практике. Именно поэтому даже Будда, бывало, учил, что живые существа и другие явления существуют по своей природе. Такие поучения суть положения трактатов Будды, но не его собственные окончательные выводы. Для опреде­ленных целей он иногда прибегал к недомолвкам.

Как же ошибается ум?

Поскольку все явления представляются нам существу­ющими сами по себе, наше обычное восприятие совершен­но ошибочно. Фальшивая наружность отступает лишь после того, как путем полностью сосредоточенного созер-


142

цания человек непосредственно осмысливает пустоту. В этот момент двойственность «субъект — объект», равно как и кажущаяся множественность, исчезает, и остается только пустота. Когда вы перестаете медитировать, живые существа и предметы вновь кажутся существующими в себе и сами по себе, но благодаря той силе, которую вы обрели благодаря постижению пустоты, вы увидите раз­ницу между наружностью и реальностью. Медитация поз­волит вам распознать как ошибочный образ восприятия, так и ложный образ проявления.

Но вернемся к отправной точке. Все мы наделены ощущением собственного «я», но нужно понимать, что эта концепция правомерна лишь в связи с нашими умом и телом. То отсутствие «я», о котором говорят буддисты, означает отсутствие вечной, неделимой и независимой са­мости, или, на более тонком уровне, отсутствие собствен­ного существования всякого явления. Однако буддисты вполне признают существование постоянно меняющегося «я», мыслимого в связи с неразрывной совокупностью ума и тела. Все мы совершенно законно обладаем чувством этого «я». Говоря об отсутствии самости, мы, буддисты, вовсе не имеем в виду несуществования такого «я». Именно посредством своего «я» все мы стремимся к счастью и не желаем страдать. Лишь когда мы излишне подчеркиваем свое ощущение себя и других явлений, то

143

есть признаем нечто существующим по своей сути, мы навлекаем на себя множество проблем.

ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ

В качестве упражнения в распознании источников лож­ной наружности предметов и явлений попробуйте сле­дующее:

1. Наблюдайте, каким вы воспринимаете предмет (напри­мер, часы в магазине) в тот момент, когда вы его впервые заметили, затем — как его образ меняется и становится более ясным, по мере того как вы всё больше интересуетесь этим предметом, рассматривая его, и, наконец, — каким он видится, когда вы покупаете эти часы и считаете их своими.

2. Размышляйте о том, как получается, что вы представ­ляетесь своему уму обладающим собственным сущес­твованием. Затем поразмышляйте над тем, какими видятся ему другие люди и их тела.


СРЕДИННЫЙ ПУТЬ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: