ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ




Поскольку цель практики Тантры прежде всего в том, чтобы изменить ваше восприятие самого себя, других людей, вашего окружения, а также ваших поступков, весь­ма полезно визуализировать себя как существо, облада­ющее сочувственной мотивацией, чистым телом и поведе­нием, приносящим пользу другим.


VI

ЭТАПЫПУТИ


186

ОБЗОР ПУТИ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ

ПОСТЕПЕННОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ

Какие же шаги делает практикующий, продвигаясь к состоянию Будды и развивая в себе посредством меди­тации целеустремленность и мудрость? В Сутре сердца Будда говорит об этапах пути лаконично и ёмко: «Ом гатэ гатэ парагатэ парасамгатэ бодхи сваха», что означает: «Продвигайся, продвигайся, продвигайся за пре­делы, всячески продвигайся за пределы, утвердись в Просветлении». Рассмотрим это изречение более при­стально, начиная со слова гатэ («двигаться» или «идти»). Кто движется? Человеческое «я», сформированное в связи с непрерывной преемственностью ума. Откуда идет чело­век? Он уходит из круговорота существования, прочь из состояния обусловленности нечистыми поступками и бес­плодными эмоциями. К чему он идет? К состоянию Буд­ды, наделенного Телом Истины, вечно свободного от страдания и его источников — пагубных эмоций, а также от всех порожденных ими склонностей. Какие причины и обстоятельства определяют это его движение? Оно опре-

187

делено путем, который есть единство сострадания и муд­рости.

Будда призывает учеников переправиться на другой берег. С точки зрения практикующего круговорот сущес­твования — это ближний берег, до которого подать рукой. А на дальнем берегу — нирвана, состояние тех, кто вы­шел за пределы страдания.

ПЯТЬ ПУТЕЙ

Когда Будда говорит: «Ом гатэ гатэ парагатэ пара­самгатэ бодхи сваха», что означает: «Продвигайся, про­двигайся, продвигайся за пределы, всячески продвигайся за пределы, утвердись в Просветлении», он призывает учеников пройти пять путей:

гатэ — путь накопления;

гатэ — путь приготовления;

парагатэ — путь видения;

парасамгатэ — путь медитации;

бодхи сваха — путь, когда больше нечего постигать.

Определим суть духовного развития на каждом из этих пяти путей:

1. Что такое начальный путь — путь накопления? Это тот период, когда вы практикуете главным образом сострадательную мотивацию и тем самым накапливае­те огромные заслуги. Несмотря на то что вы практи­куете единство мотивации и мудрости, ваше понимание пустоты еще не достигло того уровня, который обес-


188

печивается взаимодействием однонаправленной и ана­литической медитации и называется «состоянием, про­истекающим из медитации». На этом пути вы дости­гаете глубокой медитативной сосредоточенности и, глубже осознавая пустоту, работаете над тем, чтобы достичь состояния, проистекающего из медитации.

2. В момент достижения мудрости, проистекающей из медитативного постижения пустоты, вы вступаете на путь приготовления. Всё больше и больше свыкаясь с этим состоянием и одновременно развивая в себе сострадательную мотивацию, вы постепенно всё яснее осознаете пустоту. Вы проходите четыре уровня пути приготовления (тепло, высшую точку, воздержание и высочайшие мирские качества).

3. В конце концов вы постигаете пустоту непосредствен­но, без малейших следов двойственных проявлений, которые к этому моменту для вас уже исчезли. Этим начинается путь видения — путь первоначального непосредственного осознания истины о глубинной при­роде явлений. В этой точке Большой Колесницы берут свое начало десять уровней Бодхисаттв (названных основами, так как они порождают особые духовные качества). На протяжении пути видения и пути меди­тации преодолеваются соответственно два типа огра­ничений — приобретенные рассудочно и врожденные. Рассудочно приобретенные состояния сознания прояв­ляются через приверженность ошибочным доктринам. Так, например, последователи некоторых буддийских

189

школ полагают, что явления условно существуют в силу своей собственной природы; при этом они исхо­дят из необоснованного «рассуждения», что, если бы вещи были устроены иначе, они не могли бы функци­онировать. Такого рода заблуждение, которое сопря­жено с ложной системой посылок, и называется искус­ственным, или приобретенным рассудочно. Возможно, ошибочное понятийное рассуждение и не приведет к появлению у вас каких-то новых склонностей в течение этой жизни, но непрерывная ментальная преемствен­ность каждого человека содержит такие склонности, которые были порождены его приверженностью к ошибочным взглядам в прошлых жизнях.

В противоположность этому, ошибочные врожден­ные состояния ума имеются у всех живых существ, от насекомых до людей, с безначальных времен, и ведут себя как им заблагорассудится, вне зависимости от ошибочных учений и рассуждений.

4. Рассудочно приобретенные, или искусственные прегра­ды удаляются при помощи пути видения, тогда как преграды врожденные преодолеть гораздо сложнее (поскольку вы сформированы в соответствии с ними с безначальных времен). От них следует избавляться посредством продолжительной медитации на смысл пустоты. Поскольку такая медитация требует длитель­ного времени и повторять ее следует неоднократно, данную стадию пути называют путем медитации. Разумеется, вы и раньше медитировали на пустоту, но


190

путь медитации — это путь расширенного ознаком­ления.

На этом уровне вы проходите через остальные девять основ Бодхисаттв. Из десяти этих основ пер­вые семь называются нечистыми, а последние три — чистыми, так как первые основы вы постигаете еще в процессе устранения пагубных препятствий, а потому они пока не очищены. Проходя первую часть восьмой основы, вы избавляетесь от пагубных эмоций. Гармо­ничное сочетание восьмой, девятой и десятой основ позволяют вам преодолеть преграды на пути к всеве­дению.

5. Затем, используя алмазоподобную медитацию, освоен­ную на последнем этапе прохождения десяти основ Бодхисаттвы — высшей точке преодоления оставших­ся преград, — вы обретаете способность полностью устранить наиболее тонкие препятствия на пути к всеведению. Как только вы это сделаете, ваш ум превратится во всеведущее сознание, и его глубинная природа в тот же миг станет Телом Истины Будды. Это пятый, и последний путь — путь, когда больше нечего постигать. Из тончайшего ветра, или энергии, который теперь единосущен такому уму, спонтанно проистекают различные чистые и нечистые телесные формы, чтобы помогать живым существам. Эти обра­зы называют Формными Телами Будды. Это и есть состояние Будды, состояние, в котором вы станови-

191

тесь источником помощи и счастья для всех чувству­ющих существ.

Давайте на минуту отвлечемся и рассмотрим многочислен­ные заблуждения относительно того, могут ли женщины достичь состояния Будды. В Сутре Большой Колесницы нет никаких указаний на то, что они на это не способны. Однако в текстах утверждается, что, следуя практикам накопления заслуг на протяжении трех неисчислимых пе­риодов времени — великих эонов, вы в конце концов достигнете того момента, когда карма, над улучшением которой вы трудитесь, созреет в виде физических черт и прекрасных качеств Будды; в это время, согласно Сутре Большой Колесницы, вы будете весьма нуждаться в фи­зической поддержке, а потому естественным образом во­плотитесь в мужском теле. В этих текстах также сказано, что в конечном воплощении, перед тем как достичь состо­яния Будды, женщине необходимо пребывать в мужском теле. Но Высшая Иога-тантра, которую мы почитаем высочайшим учением, говорит не только о том, что жен­щина способна достичь состояния Будды, но и о том, что это доступно ей уже в текущей жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: