Проведя литературный обзор по проблеме изучения функциональных состояний в современных работах исследователей, проведём комплексную оценку своего актуального функционального состояния.
Для этого проведём рад необходимых методик и заполним сводный протокол. Для данного исследования мы использовали следующие методики:
1. Шкала состояний (Приложение Б);
2. Опросник для оценки острого физического утомления (Приложение В);
3. Опросник для оценки острого умственного утомления (Приложение Г);
4. Шкала дифференциальных эмоций (Приложение Д);
5. Шкала ситуативной тревожности (Приложение Е);
6. Шкала личностной тревожности (Приложение Ж);
7. Опросник «Степень хронического утомления» (Приложение И).
Сводный протокол индивидуальной диагностики функционального состояния по комплексу методик.
Испытуемый: Бонадык А.А.
Дата тестирования: 15. 12. 2008.
Время: 07. 00
| Методики | Общий балл | Интерпретация |
| Шкала состояний (ИСК) | Высокий уровень субъективного комфорта, Хорошее самочувствие. | |
| Опросник для оценки острого физического утомления (ИФУ) | Лёгкая степень физического утомления. | |
| Опросник для оценки острого умственного утомления (ИУУ) | Отсутствие признаков умственного утомления. | |
| Шкала дифференциальных эмоций (ПЭМ, НЭМ, ТДЭМ) | 42, 16, 11 | Сильная выраженность позитивных эмоций, Умеренная выраженность остро - негативных эмоций, Слабая степень выраженности тревожно – депрессивных эмоций. |
| Шкала ситуативной тревожности (ИСТ) | Умеренный уровень ситуативной тревожности. | |
| Шкала личностной тревожности (ИЛТ) | Умеренный уровень личностной тревожности. | |
| Опросник «Степень хронического» утомления (ИХРУ) | Начальная степень хронического утомления. |
Характеристика своего функционального состояния на 15. 12. 2008. 7. 00 утра.
Наше актуальное ФС складывается из следующих показателей: ИСК, ИФУ, ИУУ и ИСТ. По результатам соответствующих методик можно сделать следующий вывод, что на момент исследования испытуемый обладает достаточно хорошим самочувствием, что подкрепляется результатами об отсутствии признаков умственного утомления и лёгкой степенью выраженности физического утомления, а так же умеренной степенью проявления ситуативной тревожности.
Данные результаты так же подкрепляются относительно устойчивыми показателями фонового ФС, а именно: умеренный уровень личностной тревожности, сильная выраженность проявления позитивных эмоций и незначительная степень выраженности остро-негативных и тревожно–депрессивных эмоций (Рисунок 1), а так же незначительной степенью выраженности начальной стадии хронического утомления.
Во взаимосвязи все эти показатели подкрепляют друг друга, например: в общем самочувствие испытуемого достаточно благоприятное, но существует небольшая выраженность хронического утомления. Это можно объяснить жизненными событиями, а конкретно приближающейся сессией, когда от испытуемого требуется максимального проявления всех своих знаний и умений. Проявление же в основном позитивных эмоций, обусловлено предшествующим полноценным отдыхом на выходных днях, предшествующих исследованию.
Общая оценка актуального функционального состояния: итак, в общем, актуальное ФС нашего испытуемого мы можем оценить как благоприятное. Т.е. у нашего испытуемого на данный момент исследования не выявлено ни каких отклонений от нормы в деструктивном отношении, а в некоторых случаях выявлено в позитивном сдвиге. Таким образом, мы можем сделать прогноз на эффективность предстоящей деятельности нашего испытуемого, что любая его деятельность (учебная, работа и т.д.) будит достаточно эффективной и продуктивной, и доставит ему массу удовлетворения и положительных эмоций, а все неудачи наш испытуемый будит переносить с лёгкостью, стремясь их преодолеть.
Выводы
Итак, в ходе нашего исследования мы убедились в необходимости рассмотрения и изучения функциональных состояний. Эти моменты являются очень важными как для самих исполнителей любой деятельности, так и для людей, которые обеспечивают нас этой деятельностью и контролируют её результаты.
Для достижения высокой результативности деятельности необходимо создавать благоприятные условия для создания и поддержания оптимального и благоприятного ФС исполнителей. А эти состояния зависят как от окружающей обстановки так и от самих исполнителей деятельности. Поэтому всем без исключения необходимо понимать важность поддержания своего ФС на оптимальном уровне, и владеть необходимыми для этого техниками, ну а это уже тема следующего исследования.
Приложение А


Приложение Б
Бланк ответов по методике «Шкала состояний»
| Утверждения | Утверждения | Баллы | |
| 1. Сильный | Слабый | ||
| 2. Весёлый | Грустный | ||
| 3. Сонный | Бодрый | ||
| 4. Спокойный | Взволнованный | ||
| 5. Счастливый | Несчастный | ||
| 6. Ленивый | Энергичный | ||
| 7. Свежий | Усталый | ||
| 8. Расслабленный | Собранный | ||
| 9. Полный сил | Истощённый | ||
| 10. Скучный | Заинтересованный | ||
| Сумма: |
Приложение В
Бланк ответов по методике «Опросник для оценки острого физического утомления»
| Утверждения | + - | Баллы |
| 1.Ощущение усталости | + - | |
| 2.Боль в мышцах | + - | |
| 3.Учащённое дыхание | + - | |
| 4.Слабость в ногах | + - | |
| 5.Одышка | + - | |
| 6.Учащённое сердцебиение | + - | |
| 7.Сухость во рту | + - | |
| 8.Дрожь в руках | + - | |
| 9.Затруднённость дыхания | + - | |
| 10.Истощённость сил | + - | |
| 11.Повышенная напряжённость | + - | |
| 12.Желание изменить хар-р работы | + - | |
| 13.Взбудораженность | + - | |
| 14.Общее ощущение дискомфорта | + - | |
| 15. Точность и целенаправленность | + - | |
| 16.Заинтересованность | + - | |
| 17. Ощущение свежести | + - | |
| 18. Энергичность | + - | |
| Сумма: |
Приложение Г
Бланк ответов по методике «Опросник для оценки острого умственного утомления»
| Утверждения | Да - нет | Баллы |
| 1.Чувствую общую слабость | Да - нет | |
| 2.Мне приходиться заставлять себя как можно быстрее реагировать на поступающую информацию | Да - нет | |
| 3.Я спокоен и собран | Да - нет | |
| 4.Мне душно | Да - нет | |
| 5.Хочу хоть немного отвлечься от работы | Да - нет | |
| 6.У меня тяжёлая голова | Да - нет | |
| 7.Мне стало трудно думать | Да - нет | |
| 8.Чувствую себя раздражённым | Да - нет | |
| 9.Мне не хочеться разговаривать | Да - нет | |
| 10.Я не обращаю внимания на то, как идёт работа у колег | Да - нет | |
| 11.У меня стали появляться паузы в работе | Да - нет | |
| 12.Время течёт медленно | Да - нет | |
| 13.Мне хочеться встать и размяться | Да - нет | |
| 14.У меня устали тглаза | Да - нет | |
| 15.Мне приходиться напрягать слух | Да - нет | |
| 16.У меня постоянно возникают сомнения в правильности выполненной работы | Да - нет | |
| 17.Мне весело | Да - нет | |
| 18.Мне хочеться работать | Да - нет | |
| Сумма |
Приложение Д
Бланк ответов по методике «Шкала дифференциальных эмоций»
| I | 1.Внимательный | 1 2 3 4 5 |
| 2.Сконцентрированный | 1 2 3 4 5 | |
| 3.Собранный | 1 2 3 4 5 | |
| II | 4.Наслаждающийся | 1 2 3 4 5 |
| 5.Счастливый | 1 2 3 4 5 | |
| 6.Радостный | 1 2 3 4 5 | |
| III | 7.Удивлённый | 1 2 3 4 5 |
| 8.Изумлённый | 1 2 3 4 5 | |
| 9.Поражённый | 1 2 3 4 5 | |
| IV | 10.Унылый | 1 2 3 4 5 |
| 11.Печальный | 1 2 3 4 5 | |
| 12.Сломленный | 1 2 3 4 5 | |
| V | 13.Взбешенный | 1 2 3 4 5 |
| 14.Гневный | 1 2 3 4 5 | |
| 15.Яростный | 1 2 3 4 5 | |
| VI | 16.Чувствующий неприязнь | 1 2 3 4 5 |
| 17.Чувствующий отвращение | 1 2 3 4 5 | |
| 18.Чувствующий омерзение | 1 2 3 4 5 | |
| VII | 19.Презрительный | 1 2 3 4 5 |
| 20.Пренебрежительный | 1 2 3 4 5 | |
| 21.Надменный | 1 2 3 4 5 | |
| VIII | 22.Напуганный | 1 2 3 4 5 |
| 23.Боязливый | 1 2 3 4 5 | |
| 24.Паникующий | 1 2 3 4 5 | |
| IX | 25.Застенчивый | 1 2 3 4 5 |
| 26.Робкий | 1 2 3 4 5 | |
| 27.Стыдливый | 1 2 3 4 5 | |
| X | 28.Сожалеющий | 1 2 3 4 5 |
| 29.Виноватый | 1 2 3 4 5 | |
| 30.Раскаивающийся | 1 2 3 4 5 |
Приложение Е
Бланк ответов по методике «Шкала ситуативной тревожности»
| Утверждения | Вовсе нет | Похоже так | Верно | Совершено верно |
| 1.Я спокоен | ||||
| 2.Мне ничто не угрожает | ||||
| 3.Я в напряжении | ||||
| 4.Я испытываю сожаление | ||||
| 5.Я чувствую себя свободным | ||||
| 6.Я расстроен | ||||
| 7.Меня волнуют возможные неудачи | ||||
| 8.Я чувствую себя отдохнувшим | ||||
| 9.Я встревожен | ||||
| 10.Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | ||||
| 11.Я уверен в себе | ||||
| 12.Я нервничаю | ||||
| 13.Я не нахожу себе места | ||||
| 14.Я взвинчен | ||||
| 15.Я не чувствую скованности и напряжения | ||||
| 16.Я доволен | ||||
| 17.Я озабочен | ||||
| 18.Я слишком возбуждён и мне не по себе | ||||
| 19.Мне радостно | ||||
| 20.Мне приятно |
Приложение Ж
Бланк ответов по методике «Шкала личностной тревожности»
| Утверждения | ||||
| 1.Я испытываю удовольствие | ||||
| 2.Я обычно быстро устаю | ||||
| 3.Я легко могу заплакать | ||||
| 4.Я хотел бы быть таким же счастливым как и другие | ||||
| 5.Нередко я проигрываю из-за того, что не достаточно быстро принимаю решения | ||||
| 6.Обычно я чувствую себя бодро | ||||
| 7.Я спокоен, собран, хладнокровен | ||||
| 8.Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня | ||||
| 9.Я слишком переживаю из-за пустяков | ||||
| 10.Я вполне счастлив | ||||
| 11.Я принимаю всё слишком близко к сердцу | ||||
| 12.Мне не хватает уверенности в себе | ||||
| 13.Обычно я чувствую себя в безопасности | ||||
| 14.Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | ||||
| 15.У меня бывает хандра | ||||
| 16.Я доволен | ||||
| 17.Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | ||||
| 18.Я так сильно переживаю свои разочарования, что долго не могу о них забыть | ||||
| 19.Я уравновешенный человек | ||||
| 20.Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Приложение И
Бланк ответов по методике «Опросник степень хронического утомления»
| 1.Чаще всего у меня хорошее самочувствие | Да - нет |
| 2.Я стал раздражительным | Да - нет |
| 3.В последнее время я стал хуже видеть | Да - нет |
| 4.Я стал забывчивым | Да - нет |
| 5.После работы я чувствую себя разбитым | Да - нет |
| 6.Мне нравиться работать в коллективе | Да - нет |
| 7.У меня часто бывает подавленное настроение | Да - нет |
| 8.Я чувствую постоянную тяжесть в голове | Да - нет |
| 9.У меня отекают ноги | Да - нет |
| 10.У меня бывают головокружения | Да - нет |
| 11.У меня бывает ощущение, что мне трудно вздохнуть | Да - нет |
| 12.Мне всегда хочеться как можно быстрее закончить работу и уйти домой | Да - нет |
| 13.После сна я обычно встаю вялым и плохо отдохнувшим | Да - нет |
| 14.Мой рабочий день обычно пролетает незаметно | Да - нет |
| 15.Я стал ссориться со своими близкими | Да - нет |
| 16.После пробуждения я засыпаю с трудом | Да - нет |
| 17.Я постоянно испытываю неприятные ощущения в глазах | Да - нет |
| 18.В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым раньше я относилась нормально | Да - нет |
| 19.Я стал вялым и безразличным | Да - нет |
| 20.Мне удержать в памяти даже те дела, которые нужно сделать сегодня | Да - нет |
| 21.За последнее время мне стало трудно работать | Да - нет |
| 22.У меня ровный и спокойный характер | Да - нет |
| 23.Меня мучают боли в висках и во лбу | Да - нет |
| 24.У меня часто бывают приступы сердцебиения | Да - нет |
| 25.Когда я работаю, у меня почти всё время болят спина и шея | Да - нет |
| 26.У меня часто возникает ощущение тошноты | Да - нет |
| 27.У меня часто болит голова | Да - нет |
| 28.Моя работа мне перестала нравиться | Да - нет |
| 29.Я постоянно хочу спать днём | Да - нет |
| 30.Мои близкие стали замечать, что у меня портиться характер | Да - нет |
| 31.Когда я читаю, мне приходиться напрягать глаза | Да - нет |
| 32.Чаще всего у меня беспокойный сон | Да - нет |
| 33.Я с удовольствием прихожу на работу | Да - нет |
| 34.Я всё время чувствую себя усталым | Да - нет |
| 35.В последнее время я чувствую общее недомогание | Да - нет |
| 36.Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком | Да - нет |
| Сумма: |