Вопрос 1.Финансы, сущность, функции, роль. Финансовая система и характеристика ее звеньев. Государственные финансы, их роль, состав.




Финансы - совокупность ден. отношений возникающих в процессе формирования, распределения, использования централиз. и децентрализ. фондов ден. средств, в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечение условий расширенного воспроизводства. Термин появился в 13-15 в. в торговых регалиях (с лат. – ден. платежи). Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по функциям.

Деньги - всеобщий эквивалент, с помощью кот измеряются затраты труда

Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД.

Отличительные признаки финансов:

1. материальная основа фин отношений – деньги; финансовые отношения возникают в момент движения денге, когда происходит их передача, перечисление и т.д.

2. финансы носят фондовый характер. Источник фондов – ВВП

3. наличие двух субъектов, один из кот наделен особыми полномочиями – гос-ва

4. регулирование с помощью фискального аппарата

Финансовые отношения возникают между предприятием и работником по поводу з/п, дивидендов, пособий и т.д.; Между предп-ем и его филиалами (перераспределение оборотных сред-в, финансовых и трудовых ресурсов); между предприятиями (оплата счетов, продукции, осущ-е инвестиций инновационных проектов, санкции и нарушения); между предп-ем и гос-вом (налоги, обязательные платежи, финансирование из гос. бюджета, гос. заказ); между предп-ем и банками (кредиты, займы, расчет, счета, хранение средств); между гос-вом и населением (налоги трансферты); между банком и населением (займы, вклады. кредитные карты).

Материальная основа финансовых отношений – финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы – это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.

Главным материальным источником всех ден фондов выступает НД страны, а фин ресурсы складываются из следующих источников:

1. средства, аккумулирующие госбюджетные системы

2. ср-ва внебюдж. фондов

3. ресурсы, полученные самим предприятием.

Исходя из этого финансы могут быть централизованными (государство) и децентрализ-ми (ресурсы хоз. субъектов ден. средств самих предприятий)

Финансовые отношения – это ден. отношения, но лишь те кот. связаны с формированием и исполнением централизованных и децентрализованных средств.

Социально-экономическая сущность финансов заключается в вопросе: «за счет кого и где получить финансовые ресурсы и в чьих интересах их использовать». Сущность финансов проявляется в их функциях.

В основном выделяют 2 функции:

1. распределительная

2. контрольная.

Эти 2 функции параллельны во времени т.к. каждая финансовая операция включает с одной стороны распределение общего продукта и НД, а с другой стороны контроль за ними.

Распределительная функция заключается:

1. в создании основных доходов и первичных доходов путем распределения НД среди участников материального производства.

2. в создании вторичных или производственных доходов путем перераспределения НД между производственной и не производственной сферами.

Без участия финансовых отношений не могло бы быть перераспределения.

Основная цель распределительной функции – это мобилизация необходимых фин. ресурсов и распределение их по целевому назначению.

4 принципа основы распределительных отношений:

1. распределительные отношения носят исторический характер.

2. заключ. в самом процессе воспроизводства (производства –распределение –обмен -потребление)

3. явл. производными от форм собственности

4. характер и принципы распределения подчинены определенным целям.

Стадии процесса распределения подраздел на 2:

1. образуются фонды для размещения материальных затрат предприятий.

2. образуются фонды потребления и накопления не производственной сферы.

Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их расходованию по целевому назначению, по средствам регламентации фин информации и стимулирование процесса расширенного воспроизводства. Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопро­сам, своевременности и полноты выполнения финансовых обя­зательств перед бюджетом.

Основными подконтрольными показателями или объектом контроля является: прибыль, себестоимость, выручка от реализации.

Цель контроля состоит в обеспечении проведения единой финансовой и денежной политики, законченности, целесообразности и эффективности использования финансовых ресурсов. Защита финансовых интересов, недопущение целевого использования государственных ресурсов и их хищения. Контроль направлен на увеличение эф-ти в хоз. дея-ти, увеличение дохода, более рациональное и бережное расходование средств и материальных ценностей.

В зависимости от субъектов осущ-их финансовый контроль выделяют следующие виды финансового контроля:

· государственный,

· ведомственный,

· внутрихозяйственный,

· независимый.

Гос фин контроль осущ-ся органами гос власти и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством

Ведомственный – проводит контрольно-ревизионное управление министерств и ведомств внутри сферы деятельности.

Внутрихоз-ые – проводятся финансово-экономическими службами самих предприятий.

Независимый – проводится аудиторскими фирмами

По формам фин контроль разделяется на:

-предварительный

-текущий

-последующий

Предварительный проводится на стадии составления финансовых планов и в его задачу входит предотвращение не рационального использования финансовых ресурсов.

Текущий проводится в процессе исполнения фин планов для исключения нарушения фин дисциплины.

Последующий проводится по итогам фин периода и направлен на выявление целесообразности расходования определенных фин ресурсов при выполнении фин планов.

По широте обхвата контроль бывает: полный или частичный;

· комплексный или тематический;

· сплошной или выборочный.

По характеру проверяемых материалов: контроль документативный или фактический.

Помимо распределительной и контрольной функций, финан­сы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроиз­водства. Однако на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Фи­нансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентра­лизованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансо­вый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: