Вопрос 2.Финансовый контроль, его роль, виды. Органы государственного финансового контроля.




Финансовый контроль — контроль законодательных и испол­нительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех эко­номических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законода­тельства в процессе формирования и использования фондов де­нежных средств; оценку экономической эффективности фи­нансово-хозяйственных операций и целесообразности произве­денных расходов.

Финансовый контроль — стоимостный контроль, поэтому в отличие от других видов контроля (экологического, санитарно­го, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов.

Основные виды государственного финансового контроля и органы, его осуществляющие

Для проведения финансового контроля со стороны предста­вительных органов созданы специальные структуры: комитеты и

комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счет­ная палата РФ.

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ. Это не зависимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчет­ный Федеральному Собранию РФ.

Сфера полномочий Счетной палаты — контроль за феде­ральной собственностью и федеральными денежными средства­ми. Контролю подлежат все юридические лица — государствен­ные органы и учреждения, включая государственные внебюд­жетные фонды и ЦБР; органы местного самоуправления, ком­мерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные некоммерческие организации.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального Банка России по обслуживанию го­сударственного долга; эффективность использования иностран­ных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а так­же предоставление Россией средств в форме займов и на без­возмездной основе иностранным государствам и международ­ным организациям.

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические проверки и ревизии.

Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Президентский контроль за финансами осуществляется в соот­ветствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансо­вым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представле­ния Государственной Думе кандидатуры для назначения на долж­ность председателя Центрального Банка.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполни­тельной власти. Среди его функций — контроль за деятельно­стью органов контроля и надзора при федеральных органах ис­полнительной власти, подразделений Администрации Прези­дента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих пол­номочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осу­ществление единой политики в области финансов, денег и кре­дита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомст­венных им специальных органов финансового контроля.

Важнейшее место в системе финансового контроля со сто­роны исполнительных органов занимает Министерство финан­сов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансо­вую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует по­ступление и расходование бюджетных средств и средств феде­ральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валют­ного контроля; контролирует направление и использование го­сударственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.

Органы Казначейства призваны осуществлять государствен­ную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий конт­роль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

Помимо рассмотренных выше органов финансового конт­роля "широкого профиля", в России существует ряд специали­зированных органов финансового контроля, сферой деятельно­сти которых является конкретная область финансов, например, налогообложение или страхование.

(В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике стало необходимым вы­деление органов налоговой службы в особую систему. Главная задача Государственной налоговой службы обеспечение еди­ной системы контроля за соблюдением налогового законода­тельства, правильностью исчисления, полнотой и своевремен­ностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Система органов Государственной налоговой службы, под­чиняющейся Президенту РФ, включает Федеральную налого­вую службу, а также государственные налоговые инспекции в

субъектах РФ и органах местного самоуправления.' Основное оперативное звено — городские и районные налоговые инспек­ции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральная налоговая служба контролирует деятель­ность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимо­действие органов налоговой службы с другими контролирую­щими и правоохранительными органами.

Для обеспечения экономической безопасности РФ и укреп­ления государственной дисциплины в области налогообложе­ния созданы федеральные органы налоговой полиции, которые включают Федеральную службу налоговой полиции, территори­альные и местные органы ее.

Налоговая полиция, взаимодействуя с органами Государст­венной налоговой службы.

Для осуществления финансового контроля в сфере страхо­вания была обра­зована служба государственного надзора за страховой деятельностью.

В Федеральную службу страхового надзора (Росстрахнадзор), подчиненную Правительству РФ, помимо центрального органа входят территориальные органы страхового надзора по респуб­ликам (региональные инспекции Росстрахнадзора) и группам областей (кустовые инспекции Росстрахнадзора).

Федеральная служба по надзору за страховой деятельно­стью осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением плате­жеспособности страховщиков.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному Банку России (ЦБР). Как орган госу­дарственного управления, наделенный властными полномочия­ми, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью ком­мерческих банков. С этой целью создано специальное подраз­деление — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законода­тельства и установленных ЦБР нормативов банковской дея­тельности.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется структур­ными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления за фи­нансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Ревизии и проверки на­значаются руководителем государственного органа и проводятся комплексно — один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года — в остальных учреждениях и организациях. Деятельность контрольно-ревизионных служб министерств и ве­домств находится, в свою очередь, под контролем Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов Федерации. Сфера ведомственного финансового контроля — сохранность и использо­вание материальных и финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние бухгал­терского учета и отчетности.

Синим цветом - это не обязательно. Смотри виды финансового контроля в 1-ом билете!!!!!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: