Нормирование расходов материальных ресурсов.




Основные понятия и определения

 

* Ресурсосбережение представляет собой процесс рационального использования всех видов материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов преимущественно на базе интенсификации производства.

* Рациональное использование (потребление) – понятие, характеризующее процесс

* Экономия МР - понятие, характеризующее тот или иной результат процесса рационального материалопотребления.

* Материальные ресурсы – это разнообразные вещественные элементы производства, используемые преимущественно в качестве предметов труда (это то на, что направлена деятельность субъекта труда) в основных и вспомогательных производственных процессах (различные виды сырья, материалов, топливно-энергетические ресурсы).

* К сырью относится продукция добывающих отраслей промышленности и сельского хозяйства, такие как руда, уголь, лес, нефть, холопок, лен и т.д.

* К материалам - продукция первичной промышленной переработки сырья, например: чугун, прокат черных и цветных металлов, цемент, деловая древесина т.д.

 

Топливно-энергетические ресурсы могут быть определены как совокупность всех природных ресурсов и их преобразованных видов, используемых в промышленности, быту и народном хозяйстве.

 

Среди них выделяются:

- природные топливные ресурсы: нефть, уголь, торф, дрова, природный газ.

- природные энергетические ресурсы: энергия солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, а также энергия существующих в природе градиентов температур.

- продукты переработки топлива: СО, СН;

- горючие побочные энергоресурсы: мазут, сжиженный природный газ;

- электроэнергия;

- сжатый воздух и теплоэнергия (пар и горячая вода).

 

В настоящее время выделяют 4 стадии воспроизводства ТЭР.

+ К первой стадии использования ТЭР относится: добыча первичных не возобновляемых ТЭР в виде твердого, газообразного и жидкого топлива (угля, нефти, ядерного топлива, природного и попутного газа, торфа, дров и т.д.) и возобновляемых ТЭР (механическая энергия воды, ветра, тепло природных источников – солнца, термальных вод).

+ Вторая стадия использования ТЭР включает их переработку, когда природные ТЭР приобретают качественно новую вещественную форму - кокс, брикеты, угольный дистиллят, светлые и темные нефтепродукты, сжиженные газы, физическое тепло и т.д.

+ Третья стадия связана с преобразованием энергоносителей (котельные установки, тепловая, электрическая, газовая сети и теплогенераторы) в другие виды энергии – т.е. получение электрической и тепловой энергии.

+ На четвертой стадии ТЭР используются на непосредственные энергетические нужды.

+ На конечной стадии использования ТЭР появляются вторичные энергетические ресурсы (топливные отходы, отработанные газы, физическое тепло продуктов) утилизация которых приводит к экономии первичных ТЭР.

 

Материальные ресурсы

 

Первичные Вторичные

 

Использование вторичных ресурсов

 

Модель ресурсного обеспечения системы эксплуатации автотранспортных средств с учетом образования и использования воспроизводственного фонда материальных ресурсов

 

СХЕМА

 

Ресурсный баланс автотранспортного производства за фиксированный период времени (пятилетка, год, квартал и т. д.) определяют из выражения

 

Ро = Р1+ Р2 + Р3

 

где: Р0 — общая потребность системы эксплуатации автотранспортных средств в материальных и энергетических ресурсах;

Р1 — новые (первичные) материальные и энергетические ресурсы, потребляемые системой эксплуатации автотранспортных средств;

Р2 - отходы производства и отходы потребления, поступающие в систему эксплуатации автотранспортных средств из других отраслей народного хозяйства;

Р3 — воспроизводственный фонд материальных ресурсов собственно автотранспортного производства.

 

К первичным ресурсам относятся новые автомобили и прицепы к ним, агрегаты, узлы и запасные части, автошины, горючесмазочные и другие материалы, которые обеспечивают как поддержание работоспособности подвижного состава на требуемом уровне, так и непосредственное выполнение автотранспортной работы — перемещение грузов и пассажиров.

К первому источнику относятся вторичные материальные ресурсы — отходы металла, древесины, пластмасс и т. д., а также вторичные энергетические ресурсы — газовый конденсат, попутный газ, низкосортные бензины и т. д.

Крупный и наиболее используемый источник сокращения потребности в первичных ресурсах — воспроизводственный фонд материальных ресурсов собственно автотранспортного производства, поступающий после соответствующей переработки обратно в систему эксплуатации автотранспортных средств.

Постоянным выходом системы эксплуатации автотранспортных средств является большое многообразие образующихся вторичных ресурсов отходов производства и отходов потребления при эксплуатации автотранспортных средств.

 

Ресурсный баланс отходов производства и отходов потребления имеет следующий вид:

 

ОП= Р4 + Р5 + Р6

 

где: ОП — отходы производства и отходы потребления из системы эксплуатации автотранспортных средств;

Р4 — вторичные ресурсы автотранспорта, поступающие в другие отрасли народного хозяйства;

Р5 — неорганизованные отходы и отбросы автотранспортного производства;

Р6 — используемые (не утилизируемые) отходы, отбросы и выбросы автотранспортного производства.

 

К неорганизованным отходам и отбросам относятся ВР, которые возможно использовать как воспроизводственный фонд.

Это отработавшие консистентные смазочные материалы из узлов трения, технические жидкости, электролиты, антифризы, пластмассы.

К неиспользуемым отходам, отбросам и выбросам относятся такие, которые не могут быть уловлены и использованы в производстве либо их использование экономически нецелесообразно.

 

Условие эффективной производственно-хозяйственной деятельности АТП по ресурсоотдаче:

где: Р - эффективность автотранспортной работы по ресурсоотдаче;

Р1, Р2, Р3 - товарные массы использованных материальных и энергетических ресурсов при выполнении автотранспортной работы за определенный период времени;

Q - количество выполненной за определенный период времени автотранспортной работы.

 

Классификация вторичных ресурсов и отходов.

 

Основу классификации вторичных ресурсов и отходов, образующихся на предприятиях автотранспорта, составляет деление их по:

агрегатному состоянию,

источникам образования,

направлениям использования.

 

По агрегатному состоянию отходы автотранспортного производства разделяются

1. Твердые;

2. Жидкие;

3. Газообразные;

4. Пылеобразные;

5. Пастообразные.

 

Классификация пастообразных вторичных отходов:

1. Антифрикционные СМ общего назначения;

2. Предохранительные и уплотнительные СМ.

 

Классификация пылеобразных вторичных отходов:

1. Сажа отработавших газов ДВС и котельных агрегатов;

2. Пыли котельных агрегатов и др. установок;

3. Резиновая пыль от изнашивания протекторов шин;

4. Соединения свинца.

 

Жидкие вторичные отходы классифицируют на:

1. Технические жидкости (антифризы, электролиты, вода, тормозные жидкости, смазочно-охлаждающие);

2. Растворы моечных установок;

3. Уловленные нефтепродуктов моек а/м;

4. СМ (моторные, специальные, индустриальные, трансмиссионные).

 

Твердые вторичные отходы:

1. Металлические из черных и цветных металлов и сплавов (приборы, узлы, агрегаты, сосуды и емкости, детали и др.);

2. Неметаллические (резинотехнические изделия, отходы моечных установок, котельных и кузнечных участков, стеклоотходы, древесные материалы, пластические массы).

 

Газообразные:

1. NO;

2. CH;

3. CO;

4. SO3;

5. Другие выбросы.

По источникам образования:

1. Отходы, образовавшиеся в процессе движения;

2. Отходы, образовавшиеся в процессе ТОиР.

 

В соответствии с принятой в стране, единой укрупненной классификацией отходов отходы производства и потребления, газообразные и пылеобразные отходы относятся к отходам автотранспортного производства, а твердые, жидкие и пастообразные — к отходам автотранспортного потребления.

 

По источнику использования:

1. Используемые;

2. Неиспользуемые;

3. Улавливаемые;

4. Не улавливаемые.

 

Отходы производства и потребления на автотранспорте классифицируются по опасности влияния их на окружающую среду и организм человека, а также в пожароопасном отношении. Они подразделяются на пять групп:

1. Биологически активные;

2. Таксичные;

3. Нейтральные;

4. Горючие;

5. Химически активные.

 

Вторичные энергетические ресурсы на АТП:

1. Тепловые:

1.1. Тепловая энергия охлаждающей жидкости ДВС;

1.2. ТЭ отработавших газов;

1.3. ТЭ моторного масла;

2. Топливные:

2.1. Отработавшие нефтепродукты;

2.2. Отработавшие покрышки;

2.3. Древесина кузовов и отходы деревообработки.

 

Материальные отходы АТП имеют следующие направления использования и утилизации: использование внутри АТП, в т. ч. кооперации с авто- и шиноремонтными заводами; передача другим АТП и организациям; поставки предприятиям и организациям других отраслей народного хозяйства;

Энергетические тепловые отходы АТП используются для их собственных нужд или непосредственно на автомобилях, а топливные — как внутри АТП, так и другими предприятиями, и организациями.

 

Показатели оценки уровня сырьевого эквивалента.

 

Одним из актуальных вопросов повышения эффективности использования вторичных ресурсов на АТП являются разработка и применение соответствующих показателей, оценивающих уровень сырьевого эквивалента этих ресурсов.

 

В качестве такого показателя применяется коэффициент эквивалентности потребительских свойств Э:

 

Э=QH/QO

 

где: Qн— количество продукции из первичного сырья или материалов, равноценное по потребительским свойствам количеству продукции из отходов;

Qo — количество продукции из отходов или с частичным использованием отходов в виде добавки.

 

Вторым оценочным показателем эффективности использования вторичных ресурсов является коэффициент взаимозаменяемости К, который определяется из выражения:

 

КВЗПВ,

 

где: НП — удельный расход (или норма расхода) первичного сырья на производство единицы данного вида продукции;

Нв — удельный расход (или норма расхода) вторичного сырья на производство единицы данного вида продукции.

 

Если имеется различие в потребительских свойствах единицы продукции, то КВЗ определяется по формуле:

 

КВЗ=(НПв)*Э

 

Коэффициент уровня агрегатирования Ка оценивает степень использования автомобильных и других агрегатов, узлов, приборов и деталей в изделиях, изготовляемых по принципу агрегатирования.

Ка = Ма/Ми,

где: Ма — общая масса агрегатов, узлов, приборов и деталей, применяемых в изделии по принципу агрегатирования, кг;

Ми — общая масса изделия, кг.

 

Нормирование расходов материальных ресурсов.

 

Нормы расхода МР служат:

- основой планирования, организации и управления работой автомобильного транспорта;

- планирования материально-технического снабжения, определения нормативных затрат на перевозки;

- осуществления мероприятий по рациональному использованию МР (снижение потерь, отходов, выявление объектов перерасхода и т.д.).

 

* Норма расхода - плановая мера общественно необходимых затрат МР на изготовление (совершение) единицы продукции (работы) заданного качества, предусматривающая его расход не выше достигнутого минимального уровня потребления.

 

Методы нормирования:

 

Для научно-обоснованного нормирования расхода МР используются два метода:

+ Расчетный метод основан на поэлементном расчете норма образующих составляющих расхода и их соответствующем технико-экономическом обосновании.

+ Опытный метод заключается в определении расхода (потребности) ресурсов на основе замеров не только полезного расхода, но и потерь и отходов.

 

Опытный метод:

1. Лабораторный;

2. Стендовый;

3. Эксплуатационный.

 

Наиболее прогрессивным является расчетный метод установления норм, с последующим их уточнением путем специально организованных лабораторных наблюдений и эксплуатационных испытаний.

Основными признаками, по которым классифицируют нормы расхода, является степень их укрупнения (агрегации) одноименных видов продукции (или работ) период действия норм.

 

По степени укрупнения одноименных видов МР:

1. Индивидуальные (рассчитываются на единицу конкретной продукции или единицу работы);

2. Групповые (средневзвешанные величины из индивидуальных норм).

 

По периоду действия:

1. Перспективные:

2. Годовые:

3. Сезонные;

4. Временные.

 

По назначению МР различают нормы расхода:

- сырья и основных материалов;

- вспомогательных материалов;

- топлива;

- тепловой и энергетической энергии;

- моторного топлива.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: