Основные понятия и определения
* Ресурсосбережение представляет собой процесс рационального использования всех видов материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов преимущественно на базе интенсификации производства.
* Рациональное использование (потребление) – понятие, характеризующее процесс
* Экономия МР - понятие, характеризующее тот или иной результат процесса рационального материалопотребления.
* Материальные ресурсы – это разнообразные вещественные элементы производства, используемые преимущественно в качестве предметов труда (это то на, что направлена деятельность субъекта труда) в основных и вспомогательных производственных процессах (различные виды сырья, материалов, топливно-энергетические ресурсы).
* К сырью относится продукция добывающих отраслей промышленности и сельского хозяйства, такие как руда, уголь, лес, нефть, холопок, лен и т.д.
* К материалам - продукция первичной промышленной переработки сырья, например: чугун, прокат черных и цветных металлов, цемент, деловая древесина т.д.
Топливно-энергетические ресурсы могут быть определены как совокупность всех природных ресурсов и их преобразованных видов, используемых в промышленности, быту и народном хозяйстве.
Среди них выделяются:
- природные топливные ресурсы: нефть, уголь, торф, дрова, природный газ.
- природные энергетические ресурсы: энергия солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, а также энергия существующих в природе градиентов температур.
- продукты переработки топлива: СО, СН;
- горючие побочные энергоресурсы: мазут, сжиженный природный газ;
- электроэнергия;
- сжатый воздух и теплоэнергия (пар и горячая вода).
|
В настоящее время выделяют 4 стадии воспроизводства ТЭР.
+ К первой стадии использования ТЭР относится: добыча первичных не возобновляемых ТЭР в виде твердого, газообразного и жидкого топлива (угля, нефти, ядерного топлива, природного и попутного газа, торфа, дров и т.д.) и возобновляемых ТЭР (механическая энергия воды, ветра, тепло природных источников – солнца, термальных вод).
+ Вторая стадия использования ТЭР включает их переработку, когда природные ТЭР приобретают качественно новую вещественную форму - кокс, брикеты, угольный дистиллят, светлые и темные нефтепродукты, сжиженные газы, физическое тепло и т.д.
+ Третья стадия связана с преобразованием энергоносителей (котельные установки, тепловая, электрическая, газовая сети и теплогенераторы) в другие виды энергии – т.е. получение электрической и тепловой энергии.
+ На четвертой стадии ТЭР используются на непосредственные энергетические нужды.
+ На конечной стадии использования ТЭР появляются вторичные энергетические ресурсы (топливные отходы, отработанные газы, физическое тепло продуктов) утилизация которых приводит к экономии первичных ТЭР.
Материальные ресурсы
Первичные Вторичные
Использование вторичных ресурсов
Модель ресурсного обеспечения системы эксплуатации автотранспортных средств с учетом образования и использования воспроизводственного фонда материальных ресурсов
СХЕМА
Ресурсный баланс автотранспортного производства за фиксированный период времени (пятилетка, год, квартал и т. д.) определяют из выражения
|
Ро = Р1+ Р2 + Р3
где: Р0 — общая потребность системы эксплуатации автотранспортных средств в материальных и энергетических ресурсах;
Р1 — новые (первичные) материальные и энергетические ресурсы, потребляемые системой эксплуатации автотранспортных средств;
Р2 - отходы производства и отходы потребления, поступающие в систему эксплуатации автотранспортных средств из других отраслей народного хозяйства;
Р3 — воспроизводственный фонд материальных ресурсов собственно автотранспортного производства.
К первичным ресурсам относятся новые автомобили и прицепы к ним, агрегаты, узлы и запасные части, автошины, горючесмазочные и другие материалы, которые обеспечивают как поддержание работоспособности подвижного состава на требуемом уровне, так и непосредственное выполнение автотранспортной работы — перемещение грузов и пассажиров.
К первому источнику относятся вторичные материальные ресурсы — отходы металла, древесины, пластмасс и т. д., а также вторичные энергетические ресурсы — газовый конденсат, попутный газ, низкосортные бензины и т. д.
Крупный и наиболее используемый источник сокращения потребности в первичных ресурсах — воспроизводственный фонд материальных ресурсов собственно автотранспортного производства, поступающий после соответствующей переработки обратно в систему эксплуатации автотранспортных средств.
Постоянным выходом системы эксплуатации автотранспортных средств является большое многообразие образующихся вторичных ресурсов отходов производства и отходов потребления при эксплуатации автотранспортных средств.
|
Ресурсный баланс отходов производства и отходов потребления имеет следующий вид:
ОП= Р4 + Р5 + Р6
где: ОП — отходы производства и отходы потребления из системы эксплуатации автотранспортных средств;
Р4 — вторичные ресурсы автотранспорта, поступающие в другие отрасли народного хозяйства;
Р5 — неорганизованные отходы и отбросы автотранспортного производства;
Р6 — используемые (не утилизируемые) отходы, отбросы и выбросы автотранспортного производства.
К неорганизованным отходам и отбросам относятся ВР, которые возможно использовать как воспроизводственный фонд.
Это отработавшие консистентные смазочные материалы из узлов трения, технические жидкости, электролиты, антифризы, пластмассы.
К неиспользуемым отходам, отбросам и выбросам относятся такие, которые не могут быть уловлены и использованы в производстве либо их использование экономически нецелесообразно.
Условие эффективной производственно-хозяйственной деятельности АТП по ресурсоотдаче:
где: Р - эффективность автотранспортной работы по ресурсоотдаче;
Р1, Р2, Р3 - товарные массы использованных материальных и энергетических ресурсов при выполнении автотранспортной работы за определенный период времени;
Q - количество выполненной за определенный период времени автотранспортной работы.
Классификация вторичных ресурсов и отходов.
Основу классификации вторичных ресурсов и отходов, образующихся на предприятиях автотранспорта, составляет деление их по:
агрегатному состоянию,
источникам образования,
направлениям использования.
По агрегатному состоянию отходы автотранспортного производства разделяются
1. Твердые;
2. Жидкие;
3. Газообразные;
4. Пылеобразные;
5. Пастообразные.
Классификация пастообразных вторичных отходов:
1. Антифрикционные СМ общего назначения;
2. Предохранительные и уплотнительные СМ.
Классификация пылеобразных вторичных отходов:
1. Сажа отработавших газов ДВС и котельных агрегатов;
2. Пыли котельных агрегатов и др. установок;
3. Резиновая пыль от изнашивания протекторов шин;
4. Соединения свинца.
Жидкие вторичные отходы классифицируют на:
1. Технические жидкости (антифризы, электролиты, вода, тормозные жидкости, смазочно-охлаждающие);
2. Растворы моечных установок;
3. Уловленные нефтепродуктов моек а/м;
4. СМ (моторные, специальные, индустриальные, трансмиссионные).
Твердые вторичные отходы:
1. Металлические из черных и цветных металлов и сплавов (приборы, узлы, агрегаты, сосуды и емкости, детали и др.);
2. Неметаллические (резинотехнические изделия, отходы моечных установок, котельных и кузнечных участков, стеклоотходы, древесные материалы, пластические массы).
Газообразные:
1. NO;
2. CH;
3. CO;
4. SO3;
5. Другие выбросы.
По источникам образования:
1. Отходы, образовавшиеся в процессе движения;
2. Отходы, образовавшиеся в процессе ТОиР.
В соответствии с принятой в стране, единой укрупненной классификацией отходов отходы производства и потребления, газообразные и пылеобразные отходы относятся к отходам автотранспортного производства, а твердые, жидкие и пастообразные — к отходам автотранспортного потребления.
По источнику использования:
1. Используемые;
2. Неиспользуемые;
3. Улавливаемые;
4. Не улавливаемые.
Отходы производства и потребления на автотранспорте классифицируются по опасности влияния их на окружающую среду и организм человека, а также в пожароопасном отношении. Они подразделяются на пять групп:
1. Биологически активные;
2. Таксичные;
3. Нейтральные;
4. Горючие;
5. Химически активные.
Вторичные энергетические ресурсы на АТП:
1. Тепловые:
1.1. Тепловая энергия охлаждающей жидкости ДВС;
1.2. ТЭ отработавших газов;
1.3. ТЭ моторного масла;
2. Топливные:
2.1. Отработавшие нефтепродукты;
2.2. Отработавшие покрышки;
2.3. Древесина кузовов и отходы деревообработки.
Материальные отходы АТП имеют следующие направления использования и утилизации: использование внутри АТП, в т. ч. кооперации с авто- и шиноремонтными заводами; передача другим АТП и организациям; поставки предприятиям и организациям других отраслей народного хозяйства;
Энергетические тепловые отходы АТП используются для их собственных нужд или непосредственно на автомобилях, а топливные — как внутри АТП, так и другими предприятиями, и организациями.
Показатели оценки уровня сырьевого эквивалента.
Одним из актуальных вопросов повышения эффективности использования вторичных ресурсов на АТП являются разработка и применение соответствующих показателей, оценивающих уровень сырьевого эквивалента этих ресурсов.
В качестве такого показателя применяется коэффициент эквивалентности потребительских свойств Э:
Э=QH/QO
где: Qн— количество продукции из первичного сырья или материалов, равноценное по потребительским свойствам количеству продукции из отходов;
Qo — количество продукции из отходов или с частичным использованием отходов в виде добавки.
Вторым оценочным показателем эффективности использования вторичных ресурсов является коэффициент взаимозаменяемости К, который определяется из выражения:
КВЗ=НП/НВ,
где: НП — удельный расход (или норма расхода) первичного сырья на производство единицы данного вида продукции;
Нв — удельный расход (или норма расхода) вторичного сырья на производство единицы данного вида продукции.
Если имеется различие в потребительских свойствах единицы продукции, то КВЗ определяется по формуле:
КВЗ=(НП/Нв)*Э
Коэффициент уровня агрегатирования Ка оценивает степень использования автомобильных и других агрегатов, узлов, приборов и деталей в изделиях, изготовляемых по принципу агрегатирования.
Ка = Ма/Ми,
где: Ма — общая масса агрегатов, узлов, приборов и деталей, применяемых в изделии по принципу агрегатирования, кг;
Ми — общая масса изделия, кг.
Нормирование расходов материальных ресурсов.
Нормы расхода МР служат:
- основой планирования, организации и управления работой автомобильного транспорта;
- планирования материально-технического снабжения, определения нормативных затрат на перевозки;
- осуществления мероприятий по рациональному использованию МР (снижение потерь, отходов, выявление объектов перерасхода и т.д.).
* Норма расхода - плановая мера общественно необходимых затрат МР на изготовление (совершение) единицы продукции (работы) заданного качества, предусматривающая его расход не выше достигнутого минимального уровня потребления.
Методы нормирования:
Для научно-обоснованного нормирования расхода МР используются два метода:
+ Расчетный метод основан на поэлементном расчете норма образующих составляющих расхода и их соответствующем технико-экономическом обосновании.
+ Опытный метод заключается в определении расхода (потребности) ресурсов на основе замеров не только полезного расхода, но и потерь и отходов.
Опытный метод:
1. Лабораторный;
2. Стендовый;
3. Эксплуатационный.
Наиболее прогрессивным является расчетный метод установления норм, с последующим их уточнением путем специально организованных лабораторных наблюдений и эксплуатационных испытаний.
Основными признаками, по которым классифицируют нормы расхода, является степень их укрупнения (агрегации) одноименных видов продукции (или работ) период действия норм.
По степени укрупнения одноименных видов МР:
1. Индивидуальные (рассчитываются на единицу конкретной продукции или единицу работы);
2. Групповые (средневзвешанные величины из индивидуальных норм).
По периоду действия:
1. Перспективные:
2. Годовые:
3. Сезонные;
4. Временные.
По назначению МР различают нормы расхода:
- сырья и основных материалов;
- вспомогательных материалов;
- топлива;
- тепловой и энергетической энергии;
- моторного топлива.