Почему могут возникать проблемы социо-коммуникативного развития?




Социо-коммуникативные компетентности, как и все остальные психические процессы, развиваются и реализуются благодаря совокупности регуляторных и исполнительных психологических механизмов. Они формируются по строгим нейропсихологическим законам, которые должны соблюдаться вне зависимости от возраста и типа развития ребенка. Ведь это универсальные законы работы мозга. По ним он работает и организует планомерное, гармоничное психическое развитие. Или – не организует, что заставляет нас понять, что у него не в порядке, и создать адекватное именно его проблеме психолого-педагогическое сопровождение. В одном случае оно позволит сравнительно быстро вернуть все в нормативное русло. В другом – ребенок достигнет максимального (для него) уровня. В третьем – обнаружатся те способности, о которых никто и не подозревал.

В конце данной главы мы рассмотрим основные нейропсихологические модули программы «В диалоге с миром». Но сначала обсудим их содержательное наполнение и направленность. Обратимся к краткому изложению универсальной нейропсихологической структуры поведения человека (в любом возрасте). И, соответственно, к проблемам, которые могут возникнуть из-за недостаточности любой ее части.

Проблемы социальной адаптации и общения могут быть связаны у ребенка с самыми разными факторами. Но почему эти проблемы возникают в принципе? Ответив на этот вопрос, мы можем выявить основную «мишень» психолого-педагогического сопровождения, разработать адекватную именно ей стратегию и тактику преодоления имеющихся недостатков. И постепенно перейти к развитию широкого спектра социо-коммуникативных способностей.

Итак, почему ребенок плохо общается? Он просто не хочет? Он не хочет, потому что не может, или потому, что не знает, как именно это делается? Отвечая на эти вопросы, нейропсихология указывает на три главные причины. Каждая из них может проявлять себя достаточно грубо, приводя к отклонениям в развитии, а может сводиться к нормативной возрастной несформированности, незрелости или деформации функций общения.

1. У ребенка не сформирована или плохо функционирует произвольная саморегуляция. Он не в состоянии: а) самостоятельно сформулировать и объяснить другому, чего он хочет, б) разработать последовательную программу собственного поведения, тем более, сотрудничества, в) рассортировать по важности свои цели и скоординировать их с целями другого человека, г) выбрать подходящие средства для достижения нужного результата и/или найти «сотрудника», который подскажет или поможет, д) сосредоточиться хоть на несколько минут, е) увидеть и исправить чужие и собственные ошибки, ж) сопоставить полученный результат с тем, о котором мечтал, з)соблюдать правила (роли) парного и группового взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д. И, наконец, самое ужасное для общения следствие дефицита произвольности – собеседник вообще не рассматривается как другой человек: он воспринимается как продолжение себя-любимого. А диалог превращается в бесконечный монолог...

В этом случае ребенок плохо общается потому, что у него нет наработанных моделей, программ общения. Он не знает,что и как именно нужно (должно!) сделать,чтобы вступить вконтакт с другим человеком. Отсутствие последовательной программы приводит к тому, что при сохранности всех (речевых и неречевых) каналов и средств коммуникации может полностью отвергаться любая попытка общения. Любому взрослому эта ситуация отчасти известна по собственному опыту. Каждый из нас хоть раз в жизни оказывался в абсолютно незнакомом месте с абсолютно незнакомыми людьми, чьи привычки и обычаи были неведомы. Понятно, что в этом случае некоторое время мы пребываем в абсолютной растерянности, а подчас совершаем неадекватные поступки. Именно так ощущают себя обсуждаемые дети.

На профилактику, коррекцию и абилитацию (направленное формирование) этого пласта поведения направлен первый блок нейропсихологической программы «В диалоге с миром». В нем представлены основные алгоритмы произвольной саморегуляции и внимания, игр, парных и групповых упражнений и т.п.

2. У ребенка нарушен или неуравновешен, постоянно сбивается нейроипсихосоматический баланс, контакт с собственным телом. Он быстро истощается,у негоискажены основные ритмы организма (например, сон – бодрствование) и постоянны микросимптомы со стороны различных систем организма: метеозависимость и аллергические реакции, повышение мышечного тонуса и разнообразные ЛОР-проблемы, проблемы ЖКТ и т.п. Наблюдаются сбои психофизиологических процессов, чрезмерность аффективных реакций и их неуравновешенность, дисбаланс мотивационно-волевой сферы и т.п.

В этом случае ребенок, прежде всего, именно не хочет общаться. Образно говоря, у него нет ни сил, ни желания, потребности с кем-то контактировать. Ведь общение - процесс очень энергоемкий, а общей энергетики у таких детей как раз большая недостача. Бывает и другой вариант, когда ребенок настолько быстро воспламеняется и чрезмерно возбуждается, что воспринимается окружением с большой опаской и отвержением.

Контакт с собственным телом – фундамент всех коммуникаций человека. Потому в специальном модуле представлены разделы «Просыпалки» и «Расслаблялки». Он включает разнообразные упражнения, направленные именно на установление «коммуникаций» с собственным телом. Этому же способствует работа над формированием психомоторных координаций. Отметим, что подобные формы нейропсихологического сопровождения благотворно влияют и на эмоционально-потребностные системы ребенка.

3. У ребенка недостаточно сформирован базовый познавательный репертуар. Например, у него недостаточно хорошо отлажены психомоторные основы психической деятельности: движение глаз и их фокусировка на нужной строчке; плавность двигательной мелодии и содружественная работа рук, языка и глаз (непременное условие любой игры, речи, рисунка, освоения грамоты и т.п.). Или сужен объем и избирательность восприятия и памяти; страдают фонетико-фонематические функции, пространственные представления и т.д. Любая из этих проблем приведет к несостоятельности целого спектра психических функций и поведения в целом. А, следовательно, к недостаточности функционирования всех каналов коммуникации (неречевых и речевых) и социо-коммуникативной компетентности вообще.

В этих случаях мы действительно имеем дело с ситуацией, где ребенок не может общаться. У него просто нет достаточного репертуара средств коммуникации. Или он воспринимает ситуацию совсем не так, как другие, и общение протекает в параллельных плоскостях. Например, при недостаточности фонематического слуха ребенок сказанное ему: «В дом вошел кот» воспринимает как «до...во...шко» и оперирует далее с этой бессмыслицей. Но человек, сказавший ему эту фразу, абсолютно уверен, что его поняли, и продолжает разговор в соответствии с этой точкой зрения. В результате, как легко понять, через некоторое время разговор заходит в тупик, и общение завершается, не начавшись.

В соответствующем блоке программы «В диалоге с миром» представлены три специальных модуля. Первый включает алгоритмы формирования психомоторного обеспечения процессов общения. Второй направлен на профилактику, коррекцию и абилитацию неречевых каналов и средств коммуникации. А третий, соответственно, – речевых каналов и средств коммуникации.

К сожалению, у большинства современных детей бывают пробелы по всем трем линиям. У них недостаточны нейро- и психосоматические ресурсы, снижены когнитивные способности и произвольность поведения. Потому мы и предлагаем превентивно начать заниматься с ними по нейропсихологическим программам МЗО. В одних случаях они будут способствовать коррекции слабых звеньев психического развития. В других – приведут к наращиванию общей психологической компетентности и раскрытию таких способностей ребенка, о которых вы и не подозревали. А в целом – структурируют разнообразные и разнонаправленные процессы социо-коммуникативного развития, сделают их более гармоничными.

Приступая к изложению специальной программы нейропсихологического сопровождения социо-коммуникативного развития, рассмотрим общие рекомендации по ее использованию, поскольку следующие главы полностью посвящены подробному описанию конкретных психотехник.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: