Структура коммуникативных процессов




Суть социальной коммуникации – передача той или иной информации, сигнала, сообщения одним участником коммуникации другому. Данный процесс осуществляется благодаря разнообразным символам и знакам (жесто-мимическим, словесным, изобразительным и т.д.). Вся эта знаково - символическая система – общественный договор, который состоялся в данной культуре(нации)в незапамятные времена.

Кто-то когда-то договорился, что сложение рук в «молитвенном жесте» и одновременный наклон головы означают абсолютно конкретное действие и почти во всех культурах оно понимается одинаково: как уважительное отношение к собеседнику (Богу, человеку или определенному месту). «Чашкой» договорились называть емкость с ручкой, из которой пьют; словом «бежит» – обозначать определенное движение, а знаком «стрелка» – направление движения. Подарок, букет цветов или праздничная открытка – суть символические признания в любви и дружбе и т.д. Первоочередная задача взрослых – передать ребенку значение всего многообразия этих коммуникативных средств (речевых и неречевых); привить способы их использования в разных ситуациях, с учетом национальной и социо-культурной специфики.

В этом состоит наиболее мощная эволюционная функция речи – функция время связывания. Благодаря ей каждый имеет возможность быстро усвоить многовековойопыт всех предшествующих поколений и развиваться, обладая всем арсеналом диалога с природой, произведениями культуры и науки, другими людьми и (что самое важное) – с самим собой.

Подчеркнем еще раз главную специфику коммуникативных компетенций: каждый их компонент в равной степени имеет отношение ко всем участникам психолого-педагогического процесса. Тот, кто посылает свое сообщение миру, в следующий момент становится получателем ответного послания. Это обстоятельство с необходимостью приводит, как минимум, к двум выводам.

- В каждый момент общения с ребенком взрослые должны четко отдавать себе отчет, в какой роли они выступают:отправителя или получателя сообщения.Каждая из этих ролей имеет специфические функции и правила, которые описаны ниже. Они должны явно и недвусмысленно транслироваться ребенку. Это совсем не трудно, каждый внимательный взрослый интуитивно именно так и делает. Но хотелось бы, чтобы все участники образовательного процесса (в быту, на прогулке или занятиях) более четко фиксировали два этих сценария. Тогда дети будут их постоянно «считывать» и непроизвольно имитировать, подражая поведению старших.

- В процессе направленного нейропсихологического сопровождения равное внимание надо уделять всем аспектам и параметрам общения. Социо-коммуникативные процессы – целостная системно-динамическая структура взаимосвязанных между собой звеньев. Поэтому любой пробел может привести к недостаточности этой структуры вцелом.

Обозначим основные компоненты социально-коммуникативных навыков и умений, которые формируются в каждом конкретном онтогенезе (индивидуальном типе развития) при безусловном участии педагогов, психологов и родителей.

1. Коммуникация между людьми всегда представляет собой процесс кодирования идекодирования (шифровки и расшифровки)тех или иных посланий друг другу.Любоенаше сообщение, послание закодировано с помощью речевых и/или неречевых знаков и символов,несущих тот или иной смысл.Понятно,что важнейшая знаковая системачеловека – рече-языковая. Ребенок рождается и растет в социальном окружении, где уже задана конкретная структура речи и языка. Но, наряду со словами, есть еще жесты, позы, мимика; различные формы поведения (смех, слезы, вздохи, паузы и т.п.), рисунок и т.д. В младшем возрасте именно эти (неречевые, невербальные) способы обмена информацией являются приоритетными. А речь надстраивается над ними уже как высшая форма коммуникаций.

Например, типичными символическими посланиями миру являются длинные локоны (косички, банты, юбочки, куклы Барби и т.п.) у девочек и короткая стрижка (брюки, пистолеты, машинки и т.п.) – у мальчиков. Сегодняшний стиль унисекс во многом удобен. Но он не формирует у ребенка представлений о собственной половой (гендерной) принадлежности. А ведь эта«тонкая материя»осваивается с самых раннихлет. Она подкрепляется тем, что мальчики помогают папе «чинить и строить», а девочки помогают маме «готовить обед и вышивать» и т.п.

Подобные поведенческие навыки – суть символы. Они сообщают миру половую принадлежность ребенка, а мир (в ответ) подкрепляет именно этот статус. Так незаметно в сознании ребенка создается образ о себе самом как о «мужчине» или «женщине». Если эти границы стерты (все играют в одни и те же «стрелялки», ходят везде в одних и тех же «джинсах», видят, как мама и папа «нажимают одни и те же кнопки» микроволновки или телевизора и т.п.) – ни о каком становлении сексуальной идентификации и самосознания речи вообще не идет. Плоды этого мы отчетливо видим в уже в 8–10 лет. А коренится проблема в социо-коммуникативных пробелах раннего дошкольного возраста.

Главная задача кодирования– доведение замысла сообщения от отправителя к получателю. Отправителю (инициатору общения) надо найти такие способы (шифры) изложения, которые были бы заинтересованно и адекватно приняты и поняты получателем. Получателю для этого надо его раскодировать (декодировать, расшифровать), чтобы воспринять смысл сообщения именно так, как задумано отправителем. Соответственно, д екодирование процесс перевода сообщения отправителя на язык, понятный получателю. Для этого просто неизбежно использование одной и той же системы кодов – символов и знаков, одинаково понимаемых обеими сторонами.

Если, например, разговаривать с ребенком, употребляя длинные фразы и малоизвестные ему слова, можно быть уверенным, что никакой адекватной коммуникации не происходит. Аналогичный процесс имеет место при общении с двуязычными детьми. В обоих случаях ребенок может всячески изображать видимость понимания. Более того, он действительно уверен, что понял вас. И, если вы не зададите ему уточняющие вопросы, эта иллюзия завладеет и вами. И вы оба будете находиться в ее плену, пока вдруг (!) не выяснится, что ваш диалог ведется, в сущности, в параллельных плоскостях, на разных языках в полном смысле этого слова.

Другой весьма актуальный сегодня пример: общение с ребенком, у которого имеются те или иные (подчас невыраженные и/или невыявленные) речевые проблемы. В нейропсихологии этой ситуации посвящен анекдот «Диалог сенсорного афазика с моторным ».Первый не понимает обращенную речь из-за недостаточности фонетико-фонематических процессов, речевого звукоразличения и т.п. А второй невнятно говорит (из-за проблем с артикуляцией), с трудом подбирает нужное слово, не может грамотно построить фразу и использует «телеграфный стиль». И абсолютно уверен, что точнее выразиться просто невозможно. При этом оба усиленно изображают бурную коммуникативную деятельность.

Чтобы избежать всех этих неприятностей, надо воспользоваться опытом нейропсихологического сопровождения, изложенным далее. А в случае логопедических или иных проблем– дополнить их занятиями по нейропсихологическим программам, изложенным в других разделах настоящего издания. Если же вы имеете дело с грубым дефицитом развития– начните нейропсихологические занятия по базовой программе МЗО (раздел I),затем проведите цикл по программе «Чудесная речь» (раздел IY) и уже после этого начните работу по программе «В диалоге с миром», приведенную в данном разделе. Вместе с тем, при накоплении опыта работы по МЗО, вам не составит труда синхронизировать различные программы: ведь они все построены по единому алгоритму и многие упражнения в них идентичны. Тогда, например, вы можете первое занятие в неделю проводить по базовой программе, а второе – по программе из данного раздела.

2. Важная характеристика любого коммуникативного процесса–намерение егоучастников повлиять друг на друга. Это реализуется, прежде всего, за счет убеждения и внушения. Убеждение характеризуется логическим обоснованием сообщения и бесстрастным, многократным его воспроизведением с целью его осознания, приятия и отреагирования собеседником. Внушение, напротив, апеллирует к молниеносному, некритичному восприятию информации. Оно не требует развернутого логического обоснования, оценки или глубоких размышлений. Внушение ориентировано на чувства, эмоции и сиюминутное состояние получателя, которые влияют (в нужном направлении) на его восприятие информации, побуждая его к определенным действиям.

Эффективность обоих этих способов общения зависит от ситуации, их оптимального баланса, наглядности, доступности, образности и лаконичности. Кроме того, содержание всех сообщений полноценно дойдет до адресата только в случае полного их соответствия его собственным интересам и потребностям.

Все это хорошо известно опытным педагогам и любящим родителям. Они прекрасно умеют обстоятельно объяснять ребенку то, что требует объяснений, и ограничиться кратким замечанием в «хрестоматийных» случаях: таблицу умножения не обязательно «понимать», ее просто надо выучить и спокойно предаваться более интересным занятиям.

Имеет смысл обучить грамотному использованию «убеждения» и «внушения» в отношении детей, и (что особенно важно сегодня) их родителей. В погоне за современными веяниями мы как-то подзабыли, что есть незыблемые законы, которые необходимо знать и использовать любому человеку. Например, категорические императивы: «здравствуйте-пожалуйста-спасибо-до свидания» или «издеваться над людьми, животными или растениями – нельзя!», «постоянно вопить и биться в истерике – глупо, неэстетично и нерезультативно» и т.п. Их не надо логически пояснять ребенку, убеждать его. Ему это надо просто «внушить» и жить дальше спокойно, зная, что он будет адекватен в любой социо-культурной ситуации.

3. Каналы коммуникации средства связи,с помощью которых сообщениепередается от источника к получателю. Они бывают естественными, возникающими в ходе общения человека с внешним миром при участии разных органов чувств. Зрение обеспечивает визуальный канал, слух – аудиальный и т.д. А бывают – искусственными, техническими: телефонная или телеграфная связь,радио и телевидение,СМИ,интернет ит.п. Сегодня в почете – искусственные средства коммуникации. И отдельная задача психологов, педагогов и родителей – внушить ребенку мысль о ценности естественного общения с природой,произведениями литературы,искусства и разными людьми.Иначеуже к школе он «зависнет» в виртуальном мире, что попросту опасно. Там всегда можно скрыться под любой маской, нести полную ахинею и начать любую игру сначала, получив «новую жизнь». И главное – все это делается при полном согласии компьютера и его эмоциональной безучастности. Реальность устроена несколько иначе, но многие дети настолько свыкаются с правилами Сети, что прямо переносят их в свою повседневную жизнь.

В следующих главах подробно обсуждаются методы формирования всех сенсо-моторных, речевых и неречевых компетенций, необходимых ребенку для полноценного общения с миром и самим собой. Но сначала надо кратко обсудить важнейшие каналы коммуникации человека, которые в эволюции предшествовали речевому общению. Это позволит более четко понимать важность формирования всех этих процессов в детстве. Чтобы быть успешным, счастливым и раскрепощенным, ребенок должен, как минимум: 1) обладать всем арсеналом средств коммуникации и 2) уметь грамотно использовать каждое из них в нужное время и адекватно ситуации. И всему этому его надо научить…

Химический канал коммуникации (обоняние) –наиболее древний и действующий вбольшой мере на бессознательном уровне. У человека он развит слабо, тем важнее направленно сформировать его у ребенка. Во-первых, как самый базовый, он будет способствовать развитию всех остальных сенсорных каналов: запах ведь не существует сам по себе. Его всегда что-то или кто-то источает. Значит, будет параллельно развиваться цветовое, вкусовое, тактильное и иные виды восприятия в их взаимодействии. Во-вторых, немаловажно сформировать некоторые общие представления о дифференциации естественных запахов: «приятные – неприятные», «опасные – неопасные» и т.д. Они очень пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Помимо всего прочего, у него будет возможность активно использовать «обонятельные метафоры» (запах осенней листвы, розы, моря, Нового года и т.п.) в своей речи, что существенно обогатит ее.

Тактильный канал коммуникации (осязание) –один из самых базовых, формирующихся еще внутриутробно. Ведь он включает, помимо собственно тактильных, кинестетические, протопатические (наше «темное мышечное чувство»), болевые и иные сенсорные системы. После рождения тактильное общение матери и ребенка – залог формирования всей его познавательной и эмоционально-потребностной сферы. Обеднение или лишение этих коммуникаций в раннем детстве приводит к широкому кругу невротических и психосоматических явлений. Одновременно тормозится формирование «схемы тела», представлений ребенка о собственной телесности. А это, в свою очередь, приводит к закономерным задержкам формирования пространственно-временных представлений вообще. Ведь они надстраиваются над уже сформированными функциями «схемы тела».

Роль тактильных коммуникаций важна в течение всей жизни человека: рукопожатия, поцелуи и объятия при прощании или встрече, ободряющие похлопывания по плечу и т.п. Она усиливается в моменты эмоционального напряжения: в горе и в радости. Например, в пугающих ситуациях люди прижимаются друг к другу и берутся за руки. Тактильные контакты – самые явные сигналы единства группы (семья, друзья, команда и т.д.). Недаром, чтобы приручить животных, мы гладим их, демонстрируя, что «мы одной крови, мы из одной стаи».

Визуальный канал коммуникации (зрение) –один из наиболее информативных.Здесьвелика роль цвета, жестов, позы и мимики, выразительных движений и т.п. Именно этот канал определяет комфортное расстояние между общающимися и время контакта «глаза в глаза». На основании этих коммуникаций мы, подчас, получаем больше информации о собеседнике, чем через речь. Еще Ч. Дарвин говорил, что отсутствие волос на значительной части лица человека (как и высших обезьян) привлекает внимание к глазам и мимике, играющим важнейшую роль при общении.

Детям очень важно поиграть, например, в «собаку, которая приветливо виляет хвостом или, напротив, боязливо поджимает его; показывает клыки, предупреждая о нападении, или жмурится от удовольствия». Вообще – имитировать позы, движения и мимику разных животных и людей в тех или иных состояниях.

Помимо прочего, мозг «слышит немые губы». Еще задолго до начала собственной речи ребенок через зрение «считывает» артикуляцию губ взрослых, невольно повторяя ее. Так на непроизвольном уровне он готовится к самостоятельному произношению слов и фраз.

Аудиальный канал коммуникации (слух).Звуковая коммуникация существенноэффективнее, чем остальные. Она более дифференцирована и разнообразна, меньше ограничена расстоянием и независима от освещения; с помощью звуков можно передать тонкие эмоциональные состояния. Этот вид общения универсален для всех животных и очень активен с первых секунд жизни ребенка. Звуковая сигнализация – вокализация – предтеча настоящей, полноценной человеческой речи. Младенец пытается влиять на родителей богатым голосовым репертуаром, он имитирует интонации взрослых и подчас буквально (еще гулением и лепетом) вступает в полноценный «речевой контакт». Этому каналу коммуникации в дальнейшем о мы уделим много внимания. Ведь именно по нему идет формирование многочисленных слухо-речевых способностей.

Речевые каналы коммуникации. Все перечисленные неречевые каналыкоммуникации в истории человечества и в онтогенезе каждого конкретного ребенка предшествуют становлению речевых коммуникаций во всем их многообразии. По мере развития речи неречевые коммуникации отступают на второй план, хотя продолжают активно участвовать в общении.

В нейропсихологических модулях профилактики, коррекции и абилитации, описанных ниже, содержится отдельный блок упражнений, направленных именно на речевые каналы коммуникации. Однако для детей с отклонениями речевого развития их мало. С ними надо дополнительно заниматься по нейропсихологическим программам, изложенным в разделе IY данного издания. Подчеркиваем эту необходимость, поскольку без хорошоразвитой речи ребенка все усилия по наращиванию его социо-коммуникативных способностей – бесплодны.

Специальные технологии формирования различных каналов и средств коммуникации изложены в следующих главах. В случае неблагополучного развития ребенка имеет смысл расширить эти нейропсихологические занятия, используя вначале базовую программу «Мой мозг может все» из раздела I и программу, изложенную в разделе III «Познавательная активность».

4. Отправитель и получатель информации –обязательные участникикоммуникации; если кто-то из них отсутствует (в прямом или переносном смысле) – нет и коммуникации. При этом инициатором общения является отправитель, который всегда бывает один. Даже если мы воспринимаем послание митингующейтолпы, суть его сводится к одной какой-то мысли: «долой!», «ура!», «приветствуем», «хотим! – не хотим!» и т.п. А если каждый передает свое «сообщение», получатель просто не в состоянии уловить их единовременно. Именно поэтому так негативно сказывается на ребенке «многовластие и многоязычие » взрослых. Он просто не в состоянии уловить суть всей этой информации и реагирует двояко: либо вообще игнорирует все послания, либо выбирает какое-то одно, наиболее ему доступное и приятное. Отметим особо этот момент: ребенок, как правило, склонен воспринимать не понятную, а приятную для него информацию.

Очевидно, что на отправителе лежит главная коммуникационная ответственность. Его функции: 1) привлечь к себе любыми способами внимание адресата (получателя), 2) четко сформулировать (зашифровать в виде фраз, жестов, картинок) свое обращение, 3) убедиться, что получатель его адекватно воспринял, 4) дождаться ответа получателя (обратной связи), 5) определить степень взаимопонимания, 6) уточнить нюансы обсуждаемого, если выясняется, что его недопоняли, 7) скорректировать свое послание и транслировать его еще раз, привлекая какие-то новые средства, и так далее – до установления полноценного эффекта.

Как легко понять, все перечисленные функции, в первую очередь, принадлежат взрослым. Но постепенно они должны сформировать эти коммуникационные навыки у ребенка, иначе тот никогда не сумеет корректно общаться с окружающими, самим собой и с миром вообще. Итак, необходимо помочь ребенку полноценно войти в образ Отправителя.

Получателей, адресатов сообщения может быть много(например,группа детей вДОУ, в классе или на домашнем празднике). В этом заключается главная интрига социо-коммуникативных процессов. Главные функции получателя: 1) воспринять и декодировать (расшифровать) посланное ему сообщение, перевести его на понятный для себя язык, 2) распознать и интерпретировать его смысл и 3) отреагировать на принятое и переработанное послание, став отправителем.

Все эти способности определяются познавательной и эмоциональной компетентностью каждого получателя, его социо-культурным опытом и т.п. Но именно «отреагирование» – основной индикатор результатов коммуникации. О них и судят по степени влияния на получателя, которое видно из изменения его состояния и поведения. При наличии большого числа получателей (адресатов) учесть все эти параметры – величайшая премудрость и мастерство. Им наделены истинные Родители и Педагоги, которые всегда находят общий язык с детьми. Ведь именно дети в психолого-педагогическом процессе – главные адресаты в социальных коммуникациях. Соответственно, необходимо научить их быть эффективными получателями информации.

5. Обратная связь единственный способ оценить эффективность коммуникации ивообще ее наличие. Если сообщение осталось без обратной связи или обратная связь абсолютно неадекватна ему («Я ему про Фому, а он мне – про Ерему»), значит – коммуникации, по сути, нет, либо она искажена. Обратная связь обеспечивает своевременную оперативную коррекцию всех уровней общения. Она бывает «положительной»: получатель в той или иной мере адекватно отреагировал на сообщение. В этом случае можно продолжать использовать данный способ общения. А бывает «отрицательной» – тогда реакция практически отсутствует или абсолютно не соответствует смыслу сообщения (послания). Следовательно, необходимо незамедлительно менять стратегию, вид и средства общения. В целом, обратная связь формируется одним-единственным способом: умением выслушивать партнера, задавать ему уточняющие вопросы, выслушивать его ответы и додумывать до конца каждое послание собеседника.

Технологии формирования всех этих премудростей и произвольности вообще представлены в главе 3.

6. Виды и средства коммуникации –механизмы ее реализации.Они бываютмежличностными, групповыми и межгрупповыми; горизонтальными (например, между сверстниками) или вертикальными (взрослый – ребенок). Подчеркнем, что общение между взрослым и ребенком всегда должно выстраиваться «по вертикали», хотя внешне можно (иногда даже нужно) изобразить полную демократию. Это обусловлено единственным обстоятельством: именно взрослый должен транслировать свой опыт, знания и умения ребенку. Следовательно, исполнять все надлежащие функции ведущего-вожака: ставить определенные цели общения, контролировать успешность его протекания, оперативно реагировать на любые сбои и неувязки, возвращая диалог в продуктивное русло. И, самое главное, подспудно обучать ребенка всем этим премудростям. Сами по себе они не сформируются; это исключено законами развития высших психических функций человека.

По характеру сообщения информация в любом сообщении может быть содержательной и оценочной. Имеет смысл меньше акцентировать оценочную(хорошо–плохо) сторону, максимально нагружая содержательную. За исключением тех случаев, когда речь идет о принципиальных, безусловных морально-этических, ценностных установках: природу (людей, культуру и т.п.) нельзя уничтожать, но надо всячески беречь, знание – сила, не укради и т.п. Знаково-символические механизмы социальных коммуникаций–речевые(вербальные) и неречевые (невербальные) включают, соответственно: 1) устную/письменную речь, чтение и письмо и 2) жесты, мимику, тембр и интонации голоса, паузы, покашливание, плач и т.п.; организацию пространства и времени коммуникативных контактов, рисунки и т.д.

Вербально-невербальные способы взаимодействия – неотъемлемая часть человеческого общения, поэтому в детстве должны быть сформированы все их аспекты. Они всегда включают:

импрессивные компоненты – понимание, считывание той информации, которую хочет донести до нас собеседник. Понимание первым (еще в младенчестве) формируется в онтогенезе и опирается в значительной степени на невербальную знаковую систему. Во всяком случае, вплоть до 4-5 лет неречевые способы коммуникации играют не меньшую роль в развитии ребенка, чем речь. Но к 6-7 годам постепенно закрепляется приоритет речевых средств общения, что и определяет успешность ребенка в обучении и в быту на всю жизнь;

экспрессивные компоненты – наши послания собеседнику в виде двигательной самопрезентации, жестов, мимики, рисунка, интонации, смеха, плача и т.д. Все эти процессы у ребенка постепенно набирают мощь и к 2–3 годам обогащаются самостоятельной речью (говорением), которая затем преобразуется в полноценную устную и письменную речь.

В совокупности перечисленные процессы образуют психологическую систему социо-коммуникативных компетенций человека. Даже этот тезисный обзор отражает необычайную их сложность и многокомпонентность. Все они потенциально даны нам от рождения и развиваются в каждом индивидуальном онтогенезе исключительно в ходе воспитания и обучения.

Социо-коммуникативные способности ребенка обусловлены: 1) его желанием, потребностью вступать в контакт с окружающим миром и особенно – людьми; 2) его умением организовать общение:умение слушать и слышать собеседника,эмоциональносопереживать, доходчиво выражать свои мысли и чувства; 3) его знанием и выполнением норм и правил общения с миром и с самим собой.

Дошкольный и младший школьный возраст – оптимальный для трансляции ребенку всех этих премудростей. Самая верная опора здесь – игра во всех возможных вариантах и стремление ребенка притянуть к себе внимание взрослых. Это наиболее естественно для данного периода детства. Чем раньше родители, педагоги и психологи уделяют времени «коммуникативным» сторонам жизни ребенка, тем меньше проблем его ожидает в будущей жизни. Тем более успешным будет он в любой ситуации.

Иначе ребенок постепенно начнет уходить от общения, чувствуя себя уязвленным и отверженным. Это приведет к снижению его самооценки, возрастанию робости, замкнутости, тревожности или агрессивности; к замедлению развития вообще. Существует второй вариант: ребенок ищет недостающие ему коммуникативные навыки и взаимоотношения «на стороне» и находит их порой в самом неподходящем месте. Это не всегда соответствует чаяниям родителей и педагогов, а исправить положение бывает очень трудно.

Нейропсихологический подход к проблемам социо-коммуникативного развитияосвещает определенные стороны, которые редко учитываются специалистами в области общения. Предлагаемая ниже психолого-педагогическая технология «В диалоге с миром», очевидно, будет полезна как родителям, так и педагогам, заинтересованным в многогранном и разностороннем развитии ребенка. А в случае, если у него есть какие-то проблемы психологического развития, нейропсихологические занятия показаны ему так же, как ежедневная чистка зубов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: