Нейропсихологическое сопровождение социо-коммуниктивного развития. Общие рекомендации




Нейропсихологическое сопровождение социо-коммуникативного развития детей осуществляется в рамках универсального похода – метода замещающего онтогенеза. В специальной его программе «В диалоге с миром» представлен алгоритм формирования, профилактики и коррекции коммуникативных навыков у детей от 3–х лет. В данном издании мы постоянно акцентируем, что наиболее эффективны нейропсихологические занятия с дошкольниками и младшими школьниками. Это возрастное ограничение не означает, что потом эти занятия проводить поздно: совсем даже не поздно!Имея в виду массовоенеблагополучие современных школьников, «нейропсихологические уроки» пойдут им только на пользу. Более того, нейропсихологический подход уже стал частью общеобразовательных программ дошкольного и школьного образования по ФГОС. Просто хотелось бы подчеркнуть важность проведения таких занятий с самого раннего возраста.

Программа может использоваться в ходе фронтальных и/или индивидуальных занятий. Она применима и в более раннем возрасте (еще в младенчестве) в «пассивном» варианте. Понятие«пассивный» означает, что упражнения выполняются взрослым и ребенком совместно.

Взрослый не показывает (рассказывает) ребенку, что ему надо сделать. Он просто берет руки (ноги, голову и т.д.) ребенка в свои, становится буквально продолжением его тела и делает вместе с ним (за него) нужное упражнение. Например, вместо инструкции: «Кати мне мячик», взрослый кладет свою руку на руку ребенка и так вместе они катят (толкают, бросают) мячик.

Выше были описаны основные, магистральные линии формирования социальных коммуникаций ребенка. Они неизменно включают развитие: 1) произвольной саморегуляции, 2) психомоторного и психосоматического каркаса личности ребенка и 3) репертуара познавательных компетентностей, обеспечивающих оптимальное состояние разнообразных каналов и средств коммуникаций ребенка. Это связано с тем, что причины возникновения тех или иных отклонений и/или затруднений детей коренятся в одном из этих ареалов. Но, поскольку указанные три линии развития неразрывно связаны между собой, недостаточность, несформированность любой из них влечет за собой различные сбои и искажения в других.

Потому нейропсихологические технологии всегда обращены ко всем трем сторонам единого процесса развития. Подчеркнем особо, что большинство предлагаемых упражнений является не только содержанием специального психолого-педагогического сопровождения. Они должны проходить красной нитью через всю жизнь ребенка. Это своего рода фон, на котором по определению разворачивается социо-коммуникативное развитие. О нем надо помнить в ДОУ, школе и дома, на прогулке, в лесу, на занятиях танцами и лепкой, в магазине. И, чтобы все взрослое окружение ребенка не забывало об этом, логично вывесить содержание каждого этапа программы на стенде и попросить родителей, бабушек и дедушек как можно чаще вспоминать о них. Важно при этом помнить, что никогда не надо ждать, пока ребенок сам поймет ваши инструкции и задания.Надо многократно вместе с ним проделать то или иноеупражнение; иногда буквально становясь его рукой или ногой.

Очевидно, что для детей с отклоняющимся развитием этот фон должен быть многократно усилен. В норме тот или иной прием формирования, например, произвольной саморегуляции или «контакта с собственным телом» достаточно применять раз в день. При тех или иных отклонениях – 5–10 раз; до тех пор, пока вы не увидите ощутимые сдвиги.

Программа «В диалоге с миром», разработанная в рамках МЗО, адресована всем детям, независимо от типа их развития. Формируя у ребенка социо-коммуникативные навыки и умения, родители, педагоги и психологи с неизбежностью столкнутся с параллельной профилактикой всех сторон его психологического развития. Это закономерно, поскольку социальные коммуникации – высший уровень психологического статуса человека вообще.

Для детей с отклоняющимся развитием такие занятия – единственная возможность коррекции и возвращения в нормативную когорту. Иногда занятия, рассчитанные в данной программе на 1 месяц, занимают 2–3 месяца. Ничего страшного… Полученный эффект восполнит взрослым сторицей все физические и душевные затраты. Обратим внимание, что при наличии у ребенка серьезных проблем данная программа должна быть дополнена и усиленадругими формами нейропсихологического сопровождения. Они подробно описаны в базовой программе МЗО «Мой мозг может все» и разделах данного издания, посвященных речевому и познавательному развитию.

Программа «В диалоге с миром» предусматривает три этапа нейропсихологического сопровождения, рассчитанные на «учебный» год в ДОУ или школе. I этап продолжается 2–2,5 месяца, II этап – 2,5–3 месяца и III этап – 3 месяца. Оговоримся, что такие временные интервалы удобны именно для занятий в ДОУ или в школе. Но, если вы занимаетесь с ребенком индивидуально или в специальных психологических группах, то вся программа, как правило, занимает 2,5 – 3 месяца. То есть время занятий на каждом этапе занимает около месяца.

Программа включает четыре больших блока (подпрограммы, модуля), направленных на разные уровни социо-коммуникативных процессов.

Ø «Базовые алгоритмы произвольной саморегуляции и игры».

Ø «Контакт с собственным телом».

Ø «Психомоторное обеспечение коммуникативных процессов».

Ø «Каналы и средства социальных коммуникаций»:

– неречевые каналы и средства коммуникаций,

– речевые каналы и средства коммуникаций.

Подпрограммы «Базовые алгоритмы произвольной саморегуляции и игры» и «Контакт с телом» не изменяются в течение года. Они только наполняются новым содержанием в соответствии с общими занятиями в ДОУ и школе. Эти модули универсальны и рекомендованы для повседневного использования на прогулке,в магазине,во время праздников и т.п.Подпрограммы «Психо-моторное обеспечение коммуникативных процессов» и «Каналы и средства социальных коммуникаций» представляют собой систему регламентированных занятий и меняются на каждом этапе.

Количество упражнений не должно пугать взрослых: ведь упражнения рассчитаны на длительный срок. Кроме того, многие упражнения занимают даже при первом исполнении 15– 20 секунд, а потом на них вообще затрачивается 5–10 секунд. Большинство из них могут выполняться в несколько приемов в течение недели.

Основные пункты каждой из подпрограмм абсолютно идентичны. В модуле «Контакт с собственным телом» всегда присутствуют упражнения для рук, позвоночника, артикуляционной и пальчиковой моторики, приемы релаксации (расслабления) и т.п. А в модулях «Каналы и средства коммуникации» обязательны упражнения на развитие различных видов восприятия, памяти, пространственных представлений, речи, мышления и т.д. Таким образом, задача взрослых – в течение недели потихоньку выполнять все эти упражнения. Надо просто следить за тем, чтобы каждый раз в занятиях равномерно присутствовали упражнения из всех блоков.

Естественно, что в упражнениях, направленных на формирование произвольной саморегуляции и различных каналов коммуникации, в сценариях парных и групповых игр приведены только базовые алгоритмы – «типовые задачи». Поэтому их содержательное наполнение нужно время от времени менять. На уроках математики при решении «типовых задач» сначала «встречаются» поезда, потом велосипедисты, потом корабли и т.д. Так и здесь, например, при развитии неречевого слуха сначала мы имеем дело с природными шумами, потом – с пением птиц, шуршанием пакетов или звучанием различных инструментов. При исполнении сценария «Царство животных. Нижняя зона» сначала изображаем змей, потом крокодилов, потом крабов, потом мышек и т.п. А при работе с тактильным восприятием сначала манипулируем с размером и фактурой ваты, ореха, ключа или гриба, потом – с мочалкой, шариком и губкой. Потом – с разными шариками или одновременно с орехами, фасолью и гречневой крупой и т.д.

Итак, программа целиком выполняется один-два раза в неделю. Она может использоваться в ходе фронтальных и/или индивидуальных занятий. Один «урок» занимает от 45 минут до 1,5 часов. Понятно, что его можно и нужно «дробить» в соответствии с регламентом и другими занятиями в ДОУ и классе. Необходимо также учитывать возраст и уровень общего развития детей. Очень важно ежедневное выполнение домашнего задания. В идеале описания занятий на каждую неделю должны быть вывешены на стенде.

Программу «В диалоге с миром» можно использовать в соответствии с двумя стратегиями.

Первая стратегия. Все подпрограммы реализуются целиком,как единая программа:этоизначально заложено в МЗО. Тогда психотехники модуля «Базовые алгоритмы произвольной саморегуляции и игровые сценарии» внедряются в повседневную жизнь и занятия детей. Блок «Контакт с телом» используется как физкультминутка в начале или середине любого занятия. А формированию «психомоторных компетенций, каналов и средств коммуникации» уделяется специальное время на конкретном занятии. Таким образом, один-два раза в неделю вы от 45 минут до 1,5 часов проводите «нейропсихологическую игру», включающую одни и те же «темы».

Вторая стратегия. Вы реализуете подпрограммы дробно,распределив их между разнымиспециалистами. Например, блок «Просыпалки» и упражнения на формирование психомоторных координаций проводит специалист по ЛФК, учитель физкультуры или ритмики. Или они включаются в течение дня в жизнь детей в ДОУ и школе как «физкульминутки». Разнообразные игры постоянно используют педагоги и родители. А упражнения на развитие неречевых и речевых компетентностей из модуля «Каналы и средства коммуникации» включаются в любые повседневные занятия и уроки. В том числе – с дефектологом и логопедом. Многие из этих упражнений иногда даже приятнее и разумнее проводить во время прогулок. Детям это только доставит удовольствие.

Подчеркнем еще раз:

1. Для детей с различными отклонениями психического и/или речевого развития все эти программы в обязательном порядке обогащаются другими программами МЗО, представленными в данном издании. Выполняются они полностью в том режиме, который описан. И, пожалуйста, не огорчайтесь, если вам понадобится существенно больше времени, чем было оговорено выше. В тяжелых случаях вам может понадобиться месяц на усвоение какого-то упражнения (а не целого этапа). Ничего не поделаешь... Выбора, строго говоря, у вас нет, если вы действительно стремитесь видеть своего ребенка успешным; или максимально успешным для его типа развития.

2. Эффективность нейропсихологических занятий многократно возрастает, если все взрослое окружение ребенка включается в их реализацию.

3. Любое занятие должно опираться на наглядно-образные эталоны, подробно демонстрируемые взрослыми со всеми соответствующими комментариями. Если у ребенка что-то не получается, надо (не тратя лишних слов) подойти к нему и вместе с ним выполнить нужное упражнение. Так его тело гораздо лучше «поймет и запомнит», что и как надо делать.

4. На втором и третьем этапе занятий необходимо просить родителей, чтобы они вместе с ребенком придумали какие-то новые игры и упражнения, аналогичные тем, которые используются во время занятий в данный период. А на следующий день (посоветовавшись предварительно с родителями) попросить ребенка научить всех играть в эту новую игру. Этот прием – один из базовых в формировании произвольности социальных коммуникаций в принципе.

5. Приведенная технология психолого-педагогического сопровождения эффективна исключительно при условии ее регулярной реализации и именно в том виде, в котором она описана. Нельзя вырывать из общего контекста какие-то упражнения, которые вам понравились, и игнорировать другие. Все этапы разных модулей должны протекать параллельно! Данная программа создана на базе научно-прикладных закономерностей развития психологических процессов; в ней учтены основополагающие условия и механизмы процессов развития. Потому любая самодеятельность приведет к недостаточным результатам, что нехорошо по отношению к ребенку.

Перед подробным изложением нейропсихологической программы формирования, коррекции и профилактики социальных коммуникаций, рассмотрим еще несколько дидактических условий ее реализации.

Первую неделю лучше посвятить вхождению детей в ситуацию игровых занятий и выполнять все упражнения в свободном, комфортном для них режиме. Но общий план занятий уже должен быть неизменным: так, неделя за неделей, дети привыкнут к определенному «режиму». Обязательна также регулярность занятий. В идеале они проводятся, пусть понемногу, но ежедневно. Тогда их эффективность многократно возрастет.

Необходимо убедить родителей хотя бы полчаса в день уделять внимание различным двигательным упражнениям. А упражнения из раздела «Каналы и средства коммуникации» с большим успехом можно делать во время прогулки, в магазине и т.д. – то есть, «разбросав их по жизни». Например, вкусовое, тактильное, обонятельное восприятие, движение, речь, мышление и память прекрасно развиваются, если ребенок просто «помогает» маме готовить обед. Ведь он может все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, сравнить и т.п.

С ребенком можно обсудить, в каком порядке (и почему именно так) мы готовим суп, макароны, сырники или салат. А заодно поинтересоваться его мнением о необходимости добавить пряности. Можно показать поваренную книгу, чтобы выяснить, как много интересных вкусных блюд можно приготовить из одного и того же продукта. Можно в магазине посоветоваться с ребенком, какие овощи необходимо купить, чтобы сделать к ужину его любимое блюдо. Так родители незаметно, изо дня в день, будут наращивать произвольность ребенка в самых различных сферах.

На первом же занятии необходимо промаркировать левую руку ребенка и вообще воспользоваться богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено – солома»), которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно. В первом параграфе следующей главы подробно излагается «Сказка про левую руку», рассказав которую,взрослые вводят в представление ребенка первую вего жизни надежную «систему координат».

Начиная со второй недели в занятиях появляются более жесткие условия и правила игры. Вы последовательно и неуклонно стремитесь к тому, чтобы упражнения выполнялись «как надо ».Иногда этот процесс занимает достаточно длительное время,но он необходим.Как мыуже многократно отмечали, соблюдение определенных правил – неизбежный этап развития произвольной саморегуляции ребенка. Если в самом нежном возрасте он привыкнет, что без правил игры не бывает,для него не составит большого труда впоследствии(без душевныхпотрясений) общаться с разными людьми, приступить к «школьным» занятиям и т.п.

Итак, каждое из занятий проводится 1–2 раза в неделю. Если есть такая возможность, то каждый день. Ведь делаем же мы обычную зарядку? Почему же не включить в нее упражнения из данной программы? Это будет полезно для всех детей. А для тех, у кого есть какие-то проблемы психического развития – ежедневные занятия обязательны. Причем не в течение часа, а 2–3 раза в день по 20–30 минут. Заверяем, что эффект не заставит себя ждать.

Идеально, если у ребенка будет специальный значок, который он надевает только для нейропсихологических занятий. Различные «униформы» в разных ситуациях очень важны для «маркировки» в сознании ребенка разных форм его деятельности и социо-коммуникативных ролей. А в целом эффективность любого психолого-педагогического сопровождения во многомопределяется тремя главными факторами: обстановка, установка и дозировка.

Для того, чтобы специалисты и родители видели целостную картину занятий, в следующей главе дана сводная таблица. Она наглядно иллюстрирует этапы и содержание занятий. А также помогает составить перспективный план работы.

Важно с первого же дня создать своеобразный ритуал занятий (общее приветствие и прощание и т.п.). Например, это могут быть «Волшебные ворота», проходя через которые дети попадают в Волшебную страну, где каждый становится волшебником и умеет превращаться во что (и в кого) угодно, может придумать разные игры, знает язык птиц и моря и т.п. Но сначала надо всему этому научиться. Понятно, что педагог (психолог) входит в образ «учителя волшебников». А главный девиз в этой стране – «Посмотрите, как чудесно и интересно!» Думаем, что дальнейший сценарий каждый из взрослых без проблем напишет сам.

Когда все пройдут через «Волшебные ворота», можно, в качестве общего приветствия, например, встать в круг, похлопать в ладоши и поздороваться с Волшебной страной. Каждый ребенок при этом произносит свое имя, чтобы в Волшебной стране знали, как его зовут. А в завершение занятий – обсудить все, что сегодня произошло, обязательно нарисовать что-то. И, конечно, поблагодарить Волшебную страну. Важно предупредить родителей, чтобы они как можно подробнее расспрашивали ребенка о занятиях; придумали вместе дома какие-то интересные рисунки и поделки для следующего визита в Волшебную страну. Хорошо бы завести «Дневник ученика волшебника ». Ребенок должен видеть плоды своего ежедневного творчества. Строго говоря, аналогичный дневник («Дневник родителей ученика волшебника») взрослым полезно завести для себя. Это поможет более внимательно фиксировать ощущения от совместных занятий.

Программа «В диалоге с миром» имеет универсальную структуру. Но, конечно, есть своя специфика у детей младшего (3–4 года) и старшего (от 5–6 лет) возраста. Потому дополнительные задания, предназначенные только для старших детей, помечены звездочкой – (). В 3–4 года их делать рано: детям еще трудно понять инструкцию, сосредоточиться и т.д.

Вместе с тем, все дети разные… Поэтому, если ваш воспитанник уже готов без особого напряжения делать упражнения «для старших» – прекрасно. Может быть и обратная ситуация: когда даже в 9–11 лет ребенок с определенными проблемами способен выполнить только задания «для маленьких». Ничего страшного. Значит, «упражнения » вы начнете добавлять в базовую программу через некоторое время.

Если программа выполняется одним ведущим, ее сценарий таков: 1) приветствие, 2) разминка из упражнений блока «Контакт с телом», 3) развитие психомоторных координаций из блока «Каналы и средства коммуникации», 4) развитие неречевых познавательных процессов из модуля «Неречевые каналы и средства коммуникации», 5) развитие речевых познавательных процессов из модуля «Речевые каналы и средства коммуникации», 6) игры из модуля «Алгоритмы произвольной саморегуляции».

Очевидно, подвижные игры не требуют особых комментариев. Но если вы добавите к ним какую-нибудь еще игру – будет прекрасно. Обычно для детей это лучший подарок. Важно лишь, чтобы взрослый определил, когда лучше их проводить. В каких-то группах игры заставляют детей сосредоточиться; соответственно, их лучше проводить вначале. А иногда они, наоборот, абсолютно дезорганизуют детей. Они долго потом не могут успокоиться; значит, «играть» имеет смысл в самом конце занятий или вообще – в специально отведенное для этого время.

Более подробные инструкции и описание всех модулей программы представлены в следующих главах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: