ГЛАВА 1. О ПРОЦЕССАХ ОБЩЕНИЯ




Общение, или социо-коммуникативные компетенции взрослого или ребенка всегда включают обширный арсенал навыков и умений: обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание окружающего мира, партнёра и т.п. Эффективное, адекватное коммуникативное поведение — это совокупность норм, традиций и способов общения, которые позволяют человеку в любом возрасте и в любой ситуации плодотворно удовлетворять свои разнообразные потребности. Но это возможно лишь в том случае, если он учитывает интересы и потребности тех, с кем общается, и четко осознает «для чего он, собственно, это делает».

Очевидно, что все эти премудрости не всегда по плечу и взрослым. А ребенок может ими овладеть только в одном случае: если родители и педагоги уделяют им достаточно времени. И действуют при этом согласованно. Иначе вряд ли можно всерьез рассчитывать на прорывы в его психологическом развитии, социальной и учебной успешности, формировании сознания и личности вообще. С момента рождения и до конца дней общение – неотвратимое условие жизнедеятельности человека. Он постоянно «общается» с природой, игрушками (своими в каждом возрасте), героями книг и фильмов, домашними животными, музыкой и т.д. Младенческая потребность в других людях как защите и источнике элементарного комфорта преобразуется с возрастом в необходимость эмоционального резонанса, новых знаний, сотрудничества со взрослыми и сверстниками и т.д. Если не подсказать ребенку вовремя, как себя вести во всех этих случаях, он будет уязвим и беспомощен. А потом начнет копировать тех, кто случайно окажется рядом, что не всегда полезно.

Как и все психические процессы, общение имеет две грани. С одной стороны, оно порождается необходимостью в совместной деятельности. Но сама совместная деятельность возникает не просто так, а из-за какой-то базовой потребности (в пище, в сексе, в информации, в признании, в творчестве и т.п.) каждого из общающихся. В этом случае коммуникация является средством для удовлетворения какой-то иной потребности: «...я общаюсь, чтобы меня покормили, одели, похвалили или пожалели, чтобы сообща построить дом и т.п.». С другой стороны, общение может обладать самостоятельной ценностью: «...я общаюсь, чтобы общаться и получаю удовольствие от общения ради общения». В этом случае коммуникация возникает по собственному самодостаточному мотиву, то есть становится желаемым результатом и целью поведения. Понимание такой «двуликости» важно, поскольку самоценность общения в наш прагматичный век часто игнорируется. Это травматично даже для взрослых, а для ребенка – просто трагично...

Общаясь, ребенок проходит два важнейших этапа – идентификации и обособления. Благодаря идентификации с другими, он осознает, что похож на них; он уподобляется им, определяя себя как частицу некоторого сообщества и затем – и человечества. Идентификация – это переживание индивидом своей тождественности с другими людьми, идеей или любым объектом окружающего мира. Но взросление всегда сопровождается активизацией противоположного механизма – обособления. То есть восприятия себя как уникального, неожиданного, непохожего ни на кого существа. Эта индивидуация воплощена в стремлении ребенка выделиться, закрыться и отстраниться от своего окружения, стать самостоятельным.

В целом можно выделить несколько основных видов общения:

информационно-коммуникативное, охватывающее любые процессы приёма и передачи информации между участниками общения;

регуляторно-поведенческое, ориентированное на взаимную коррекцию планов и действий при совместной деятельности;

аффективно-эмпатийное, отвечающее потребностям в эмоциональном резонансе и/или изменении эмоционального состояния (своего собственного и партнера по общению);

социально-перцептивное, направленное именно на восприятие, понимание и познание друг друга в процессе общения.

Конечно, при «правильном» общении все эти параметры выступают (в той или иной степени) одновременно, дополняя и обогащая друг друга. Но сначала каждый из них должен быть сформирован, иначе произойдет перекос в ту или иную сторону: будет преобладать реугляторный компонент в ущерб эмоциональному, или, напротив, сугубо аффективный, манипуляторный и т.д.

Разнообразные формы и виды общения не даны человеку изначально. Точнее, даны. Но лишь как потребность в коммуникации, которая обеспечена минимальным набором средств самовыражения. Полноценные социальные коммуникации формируются и развиваются только в постоянном взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками, при чтении книг, обращении к фильмам и иным произведениям искусства.

Конечно, детство– ключевой этап в этой драматургии. Здесь закладывается фундамент всей будущей самореализации ребенка как активной личности, познающей окружающий мир и самогосебя. И – приобретается уникальный опыт общения с этом миром.

Именно этот период является сензитивным (максимально чувствительным) для раскрытия, формирования и развития:

- игровых и учебных мотивов, устойчивых познавательных потребностей и интересов;

- продуктивных приемов и навыков познавательной активности, стремления к получению новых знаний и умений, привычки учиться;

- индивидуальных приоритетов, особенностей и способностей в самых разных сферах;

- навыков произвольного самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; эмпатии и эмоционального интеллекта;

- социальных и морально-этических норм; навыков общения со сверстниками взрослыми, установления прочных дружеских контактов.

Все это проявляется во всех сферах жизни ребенка. Начиная с дошкольного возраста, он включен в самые разнообразные занятия (игра, элементы учебной и трудовой деятельности, спорт, живопись, танцы и т.п.). Так постепенно в общении (в самом широком смысле этого слова) совершенствуются и закрепляются его новые достижения и готовность к новым свершениям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: