Гос.страх.в сис-ме эконом.отнош.




Страх-ие сис-ма эконом. отнош.по защите имуществ. интересов физ. и юр. лиц путем формир. за счет страх. взносов (страх. премий), уплачив. этими лицами, ден.страх. фондов, предназнач. для выплат страх. сумм и возмещ. убытков при наступл.страх.случаев. Страх-ль юр.или физ.лицо, имеющ. страх. интерес, и вступ.в конкретные страх.отнош.со страх-ом в силу закона либо на основе двусторон.соглаш. в форме договора страх-ия. Страховщик юр. лицо, создан. с целью осущ.страх. деят-ти, прошедшее регистрац. в органе гос. надзора, имеющ.е лиценз. на провед.опред. видов страх-ия или перестрах-ия. Перестрах-ие - передача страх-ом на опред. условиях части своей ответ-ти перед страхов-лем др. страх-ку или перестрах-ку. Личное страх-ие - отрасль страх-ия, где в кач. объекта страх-ия выступ.имущест. интересы, связ. с жизнью, здоровьем, трудоспособн.страх-ля или застрахов. лица. Имуществен.страх-ие - отрасль страх-ия, где объектом страх-ия выступ. имуществ. интересы, связан. с владением, польз-ем и распоряжен.имуществом. Страх-ие ответ-ти -отрасль страх-ия, где объектом страх-ия явл.имуществен. интересы, обусловлен. его ответ-ью перед третьими (юр. и физ.) лицами, кот., вследствие какого- либо действия страх-ля, м.б. причинен ущерб (вред). Принципы страх-ия: Целевой характер (страх.выплаты происх. лишь при наступл. заранее оговорен. событий). Вероятностный хар-р (заранее не известно, когда наступ. событие и кого из страх-ей оно затронет).Выплата возмещения осущ. в размере реальн.убытка (в условиях страх. рынка РБ – также и в пределах страх. суммы).Принцип суброгации (страх-ик, выплатив страх.возмещение, пол. право требования возмещения суммы страх. плат. к лицу, ответ-му за причинен. ущерб).

Страх-ие, как часть фин.отнош., облад. теми же функ-ми, что и др. фин. отнош. (распред. и контрол.). Однако, страх. присущи специфич.фун-ии: Фун-ия предупрежд. (страх. фирмы обычно созд.спец. фонды («превентивные»), из кот. финансир.мероп-ия по предупрежд.страх.случаев. Сберегател. фун-ия. Инвестиц.Фун-ия (страх.компании вкладыв. свободные ср-ва в гос.ЦБ и инвестиц. проекты).Страх.фун-ии в си-ме эконом. отнош.гос-ва реализ. через различн. механизмы образов. и использ.страх. фондов.

В зав-ти от объектов страх-я различ.след. отрасли страх-я (кот. дел.на подотрасли и виды страх-я): Имуществен.страх-е- заключ. в возмещении ущерба, возникш. вследствие страх. случая относительно имущества субъектов хоз-ия: гос., частного, арендуемого и отдел. граждан на правах личной соб-ти.Виды: страх-е промышл.пред-ий (страх-е строений, имущества, грузов, транспорта); страх-е сельхозпред-ий (страх-е строений, транспорта, техники, животных, сельскохоз-ых культур);страх-е перевозимых грузов. В отрасли личного страх-я в качестве объектов страх-я выступ.т жизнь, здоровье и трудоспособн. граждан. Подраздел. на подотрасли: страх-е жизни(страх-е жизни, жизни детей, к бракосочет., к соверш-ию, страх-е доп. пенсии, мед. страх-е) и страх-ие от несчастных случаев (индивид.страх-е, страх-е орг-й от травматизма, страх-е пассажиров перевозчиком).В страх-и ответ-ти объектом страх-я выступ.ответ-ть перед третьими лицами, кот. м.б. причинен ущерб вследствие какого-либо действия или бездействия страх-ля. Подраздел. на такие подотрасли, как страх-ие гражданс.ответ-ти (страх-е владельцев автотрансп., промышл.и строит. Орг-ий, производит.тов., устроителей зрелищных мероп-ий), страх-е проф.ответ-ти(врачи, юристы, бух-ры и т.д.)., страх-е ответ-ти за качество прод-ии.

Исходя из хар-ра страх. отнош., рассматрив.: Добров. страх-е (осущ. на основании договора страх-я, опред. такие существ. условия, как:объект страх-я; перечень страх. случаев;страх. сумма;размеры страх.взносов, сроки их уплаты и т.д .); Обязат. страх-е (основыв. на законе, опред.: перечень объектов страх-я;виды и порядок провед.;объем ответ-ти страх-ка и права страх-я; тарифы и порядок уплаты страх.взносов.

Обязат. страх-е осн. на след. принципах: автоматизма (не нужно закл. договор – достат. закона, в кот. перечисл. объекты, условия и порядок страх-я); сплошного охвата (все объекты считаются застрахован.); принцип непрерывн.и бессрочности (действует, пока не отменён закон);обязател. страх-е действует независимо от уплаты страх.взносов; нормирован.страх.обеспечен.. Принципы добров. страх-я прямо противоположны обязательному. Оно добровол., а не автоматич.; договорное, а не сплошное;выборочное, а не непрерывное; периодич., а не огранич. сроком, действие страх-ия зависит от уплаты разовых или периодич. взносов. В РБ испол.след. виды обязат. страх-ия: обязат. страх-ие строений, принадл. гражданам;обязат. страх-ие гражд.ответ-ти владельцев трансп.ср-в; обязат. страх.е гражд.ответ-ти перевозчика перед пассажир.;обязат. мед. страх-ие иностр. граждан и лиц без гражд., времен.пребыв. или времен.прожив-их в РБ;обязат.страх-е ответ-ти за неисполн.обязат.по договорам создания объектов долевого строит.;обязат. страх-ие ответ-ти коммер.орг-ий, осущ. риэлтерскую деят-ть, за причинение вреда в связи с ее осущ.;обязат. страх-е от несчастн. случаев на произв-ве и проф.заболеваний;обязат. гос.Страх-е (предусмотр. в законод-ве обязат.е страх-е жизни, здоровья или имущества граждан за счет ср-в соот-го бюджета).

Одним из осн.источн.финансов страх.компан.явл.страх.взнос. общий сбор взносов должен обеспеч.страх.компан.бесперебойн.вып-ие своих обязат-т перед страх-ми по возмещению убытков, покрытию расх. На ведение дела и пол.прибыли. Кроме взносов, стрх-ки получ.страх.взносы по операц.со страх-ем и перестрах-ем,кот.также явл.первичным дох.орг-ии. Для обеспеч.выполн.принятых на себя страхобязат.страх.компан.образ.из получен.страх.взносов страх.резервы по видам страх-ия: математич.резервы расчитыв.для страх.жизни; техничес.резервы формир.по видам страх.не относящ-ся к страх.жизни; спец.резервы формир.по обязат.страх.от несчаст.случаев на произ-во и проф.заболеваний.Конечным фин.результатом деят-ти страх.компан.явл.прибыль либо убыток отчет.периода = Пот реализ.страх.услуг+(-)П операц.дох.и расх. +(-) Пвнереализ.дох.и расх. Прибыль реализ.стах услуг = сумма собранных за отчетн.период страх.взносов-расх.на ведение дел – страх.резервы.

ЧП Потч.пер.-налог на нед-ть – штрафы.

Для предохранения имущества страх-ей,их здоровья.жизни страх.комп.образ. фонд предупред.меропр -ий. Он имеет строго цел назнач. И его ср-ва испол.на конкретные мероп-ия по предупрежд.и борьбе с пожарами,стих.бедствиями идр.размер отчисл.устанав.Советом министров РБ и утвержд.Презид. также. Помимо страх.компан.создают след.резервы: устав.фонд формир.страхов-ми в соот-ии с законод-ом и учредит.док-ми. Миним.размер фонда: для страх.компаносущ.виды страх. Не относящ-ся к страх.жизни 1 млн.евро; для страх.компан.кот.осущ.страх.жизни 2 млн.евро;для тех ктозаним.перестрах-ем 5 млн.еврою. Уст.фонд д.б. обязат.сформир-н до регистрац. Резерв.фонд созд.за счет ЧП путем отчисл.в него не менее 5%прибыли до достижен.15% устав.фонда.ср-ва фонда исп-ся:на выдачу работ-ам гарантийных и компенсацион.выплат в случае банкротства и ликвидац. страх.компан.;выплату доходов участников акционер общ-в; покрытие балансового убытка за отч.период;выплату страх.возмещен.в случае недостатка ср-в направл.на эти цели. Гарантийные фонды по обязат.видам страх.и по добровол.страх.жизни. страх.компан.обязан.создав.эти фонды в случаях: невыполнен.своих обяз-в;признание их эконом.несостоятел.либо банкротства. Ср-ва отчисл.от поступ.страх.взносов по обязат.страх.и добров.страх.жизни и включ. в с/с страх.услуг. Пок-ли рент-ти страх.компан.: рент-ть оказ.услуг -отношен.где в числит.выступает приб.от реализ.услуг.а в знамен.посная с/с услуги * на 100%; рент-ть раелиз.услуг -отнош..где в числит.наход.приб.от реализ.услуг, в знамен.выр.от реализ.услуг * на100%; рент-ть осн.капитала: числит.приб.отчет.периода, в знамен.среднегод.стоимость осн.ср-в и *100%; рент-ть обор.капитала:в числит.приб.отчетн.периода, в знамен.среднегод.стоим.обор.активов и *100%; рент-ть совокупного капитала: в числит.приб.отчет.пер., в знамен.совокупн.капитал страх.комп. и *100%.

Содержание и специфика фин. непроиз. сферы.

Отрасли экономики можно разделить на:сферу матер-ого произв-ва(смп) непроизв-ую сферу(нпс).

К смп относят все виды деятельности, создающие мат-ые блага в форме продуктов, энергии, перемещения грузов, их хранения и т.п.

Остальные виды деят-ти (где не создаются мат блага) – это НПС. К ней относятся отрасли:образ-ия,культуры,науки,здравоохранения,

физической культуры и спорта,СМИ,социального обеспечения,коммунального хозяйства,бытового обслуживания и т.д.

Таким образом, НПС – совокупность отраслей и видов деят-ти, не участвующих в создании матер благ. Функц-ие этих отраслей направлено на человека или на условия его жизни. Среди отраслей НПС особо выделяют соц сферу. Это отрасли:образ-ия,культуры,соц обеспечения,физ культуры и спорта,здравоохранения.

Именно эти отрасли реализуют соц политику государства, формируют уровень жизни населения.

Для населения услуги НПС могут быть:

1. бесплатными (в этом случае финан-ет их гос-во),

2. платными (полностью или частично).

Актуально в условиях бюджетного дефицита по возможности развивать платные услуги.

Исходя из особенностей финансов, предприятия НПС можно объединить в 3 группы:

I. Орг-ии, близкие к материальному произв-ву: они действуют на условиях самофинансирования, предоставляя услуги за плату. Источник покрытия затрат – выручка от реализации услуг (пример: платные медицинские услуги, парикмахерские, ремонт обуви и т.п.).

II. Орг-ии, имеющие некот-ые доходы + получающие сред-ва из бюджета в виде прямого фин-ия или дотаций (ЖКХ, общественный транспорт).

III. Орг-ии, кот-ые полностью содержатся за счёт бюджета: для потреб-ей их услуги бесплатны, источник финансирования – бюджет (начальная и средняя школа, публичные библиотеки, основная часть мед учреждений).

Как видим, подавляющее большинство орг-ий НПС не может функци-ть без гос-го фин-ия.

Финансы НПС – это сов-ть экон-их отнош-ий, возн-их в результате перераспределения стом-ти созданного в СМП обще-го продукта и нац-ого дохода с целью создания немат-ых благ и услуг.

Особ-ти фин-ов НПС:

1. Так как в НПС не создаётся нац доход, то её фин-сы охватывают только перераспределительные отнош-ия.

2. Источником покрытия затрат является нац доход, созданный в СМП (та доля нац дохода, которая направ-ся на потреб-ие).

3. Основной источник финанс-ия – госбюджет; поэтому фина-ые отнош-ия в основном возникают между предпр-ем и гос-ом.

4. Большинство пред-ий НПС находится в подчинении местных органов власти (школы, детские сады, ЖКХ).

5. В структуре затрат учреждений НПС наибольший удельный вес занимает зарплата с отчислениями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: