Сис-ма соц.защиты современ.гос-ва.




Создан.сис-мы соцзащиты одна из осн. фун-ий соц.пол-ки гос-ва. Соц. защита – это пол-ка гос-ва, стремящегося администрат. мерами обеспеч.нормальные условия жизни тем группам населен., кот. нах. в сложном материал.положен. не способны без внешн.поддерж.Улучш.его. При этом гос-во в зав-ти от своих возможн. и интерес.созд.механизм защиты малообеспечен. групп насел. (пенсионеры, сироты, безработные, инвалиды, дети, учащиеся).В больш.случ. ср-ва соц. защиты в гос-ве предст. двумя осн. категор.: I – постоянно дейст-ие о граничит., не позв-ие рын. эффектам достичь соц. опасного уровня:гос-во регул.min уровень зарплаты;гос-во гарантир.min уровень бесплат.образов., мед.обеспечен.; гос-во обеспеч.тmin уровень пенсий, соот-ий бюджету прожит.миним.. II – сеть соц компенс.:льготы;субсидии;беспл. или частично оплачив. услуги;поддержка бедных; стимул.благотворит.. Механизм соц. защиты включ.:1.Меры, касающ. всех членов общ-ва: обеспеч. сис-мы эф-ой занятости, кот. позволит каждому чел-ку найти примен. личным способн.;официал.установл. реальн.уровня прожит. минимю (в ден. форме и в виде потребител.корзины);защита интер. потребит. (установл. регулир. цен на соц. знач.товары);индексация дох., перекрывающая инф-ию. 2) Меры, адресован. отдел. соц. группам: обеспеч. соц. помощи бедным;выплаты из фондов общ-го потребл.. Меры по соц. защите могут быть активн. и пассив. формы.Активн.– это подготовка и переподгот. кадров, созд. новых раб. мест, стимулир.предприн-ей, приним. на работу инвалидов. Пассивн.– это выплаты пособий, дотаций, льгот. В системе соцзащиты РБ действует ФСЗН. Он образован в 1993 г. на основе пенсион. фонда и фонда соц. страх., и стал функционир. как осн. внебюдж. фонд. Нач. с 2004 г. ср-ва фонда присоединены к бюджету. По сост. на 2012 г. фонд соцзащиты явл.республ. цел.внебюдж. фондом, фондодержат. Кот.явл.Мин-во труда и соц. защиты. Ср-ва фонда по-прежнему присоединены к бюджету. Источ. образ. фонда:Обязат. страх.взносы юр. и физ. лиц. Согласно Положения «О ФСЗН»:юр. лица, независ. от формы собствен., принадлежн., уплач.Страх. взносы в размере 34 % (28 % – на пенс.обеспеч., 6 % – на соц.страх.);работн.орг-ий физ. лица – 1 % (в пенс. фонд); ИП – 35 % от заработ. платы.

Льготн.ставки платежей предусмот. для отдел. отраслей и орг-ий (в осн. касается орг-ий, испол-их труд людей с ограничен.физ.способн-ми).Др. источн.образ. фонда след.:ассигн.изреспубл. бюджета;доходы от капитализации ср-в фонда;добровол.пожертвованияфиз.и юр. лиц;ср-ва от взыскания штрафов, недоимок. Ср-ва фонда исп-ся: выплата пенсий по возрасту; инвалидн.; потери кормильца; за выслугу лет;выплата пособий по гос.соц. страх. (по времен.нетрудоспос-сти, по беремен.и родом, в связи с рожден. ребенка, в связи с уходом за ребен. до 3-х лет);выплатапособий на погребение;оплата ежемес.предоставл.свободного раб. дня матерям, воспит. ребенка- инвалида до 18 лет;выплата пенсий гражданам, выехавшим на ПМЖ в др. гос-ва (по межправительственным соглашен.);выплата взыскателям, в качес.компенсации, недополучен. суммы алиментов (в связи с простоями или независящими от должника обстоятельст.) с послед. возмещением этой суммы нанимателем и др.

Мед.страх. сост. часть соц.инфраструк. и необх.для защиты от риска высоких матер. издержек в случае времен. или постоян. утраты здоровья при нехватке личн. или бюдж.ср-в. Чел., потерявш.здоровье, часто несет больш. расх. на лечение. Мед. страх. дополняет гарантир-ый гос-вом уровень мед. обслужив.за счет бюдж. или внебюдж.ср-в.Сис-ма страх.защиты здоровья опред.степенью участ. гос-ва в орг-ии и финансир-ии мед. пом.. В большин. стран она возмещается за счет обязат. и добровол. мед. страх.. Обязат.– охватывает все нас-ие. Страх.фонды формир. за счет обязат. взносов работод-ей, предприн-ей и бюдж. ср-тв (для неработ.). Из этих фондов оплачив.я мед. услуги. Добровол.– охват. только лиц, заключ. договора со страх.орг-ей и уплатив.страх. взносы. Расходы по лечению в медучрежд.оплач. эта страх.орг-ия. В развит.гос-ах сис-ма мед. страх. строится по одному из трех принципов: Частное мед. страх. – когда заботу о мед. страх. берут на себя исключит. граждане гос-ва (США, Канада). Регулир. мед. страх. – часть нагрузки берет на себя гос-во, а часть – част.страх. орг-ии, обычно под контролем гос-ва (наиболее широко распростран. в мире: Германия, Бельгия, Япония, Голландия); Бюджет. (полностью госуд.) здравоохран. (РБ, Швеция, Италия, Ирландия, большинство стран СНГ); Мир.опыт: страх. медицина дороже, но выше по уровню мед. обслужив..На сегодн. день в РБ мед. страх. – бюдж. и заним. этим ФСЗН и бюджет. При этом часть мед.услуг предоставл. мед. учрежд. на платной основе. Рынок добров.мед.страх. практич. не развит (огранич. в осн.страх. от болезней и несчаст. случаев во время поездки за границу, а также обязател.мед. страх. иностр. граждан, врем.прожив. в РБ). Пенсион.Сис-ма, как осн. часть сис-мы соцобеспеч., м.б.организ. одним из двух методов Накопител. (когда размер пенсий напрям.зав. от велич. прежней зарплаты работн. и произ-ых им выплат). Этот метод прим. в больш.развит. стран и признается справедливым; Солидарн. (когда на содерж.нетрудоспособ.идут тек.отчисл. от зарплаты ныне раб-их). Именно такой способ действует сейчас в РБ.Демографич.ситуация в РБ в наст. время и ближ. 10-тилетие складыв. очень неблагопр.: идет процесс сокращ. доли трудоспособ.насел.и увелич. доли пенсионер.. Если в 1990г. на 100 раб-их приход. 46 пенсионеров, то в посл. годы это соотнош.сост. 100:60, а к 2020г. прогнозир. уже 100:100, т.е. каждый работник на свои взносы будет «содержать» одного пенсионера. Важно отметить, что солид.сис-ма успешно работает лишь в том случае, когда соотнош.Сост.т 100:10.Солид.принцип, накапл. выплаты пенсий, ведет также к искажен. баланса между накоплен.пенсион. правами и размерами реальных пенсий. Соотнош. между индивид. размерами пенсий и прошлых заработков нах. в диапазоне от 16 % (для высокооплачив. граждан) до 284 % (для низкооплачив.х) при среднем уровне 45 %. Этот огромный перераспределит. эффект – есть также проявл.соц. несправед..Реформа пенсион.сис-мы предпол.Постепен. переход от одноуровневой сис-мы соцзащиты к многоуровневой, кот.предпол.несколько видов пенсий: I – соц. пенсии, выплачив. из бюджета; II – доп.пенсии, формир. по накопител.принципу за счет начисл.работ-ей; III – ещё один вид доп. пенсии, кот.м.б. накоплена самим работником в пенс. фонде или при пом. услуги по страх..



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: