Фин.ресурсы -фонды ден. ср-в, нах. в распоряж.гос-ва, хоз-их субъектов и нас-ия, образ. в процессе распред.и перераспред. части стоим. ВВП и предназнач. для обеспеч.расширен.воспроиз-ва и общегосуд.потреб-ей. Выд. децентрализ. фин. рес. (фин. ресурсы предп-ий, бюдж.орг-ий, нас-ия) и централиз.е (гос-ва). Механизм возник.и образ.фин. рес.предп-ий и гос-ва в целом: Фин. рес. и предп-ий и гос-ва возн. в процессе хоз.-фин. деят-ти предп-ий. Предп-ие, реализ.свою прод-ию, пол. Выр., из неё компенсир.матер.затраты, ост.– добавл.стоим., из кот. выплачив. зарплата, а ост. часть (чист.доход) и пред. собой фин. рес. предп-ия. Эта сумма чист. дохода явл.первич.рес., она распред.: в бюджет, в виде налогов и отчисл.. Они сост. основу фин. рес.гос-ва; ост.часть предс. собой фин. рес. предп-ийи склад. из амортизац.фонда и прибыли. Прибыль исп. для созд.: фонда накопл. и фонда потребл.. Фин. рес., сосредоточен. в фонде накопл.я, а также ср-ва амортизац. фонда, испол. на приобрет.е новых осн.фондов, увелич. фондов обор. Ср-в. Фин. ресурсы, направл. в фонд потребл., превращ. в фин. ресурсы работников предп-ия. Вместе с зарплатой они сост. фин. рес. населенияи исп. по его усмотрению. Однако часть фин. рес. нас-ия, в виде налогов с физ.лиц, направл. в бюджет, где они присоедин. к фин. рес. гос-ва. Получен.гос-ом от различ.субъектов деят-ти фин. рес. аккумулир. в госбюджете и исп-ся гос-вом для выполн.им своих фун-ий: хозя-ой; социально-культурной; обор. страны;управ-ия; созд. резервов и т.д.
Выполняя хозяйственную функцию, государство из общей суммы финансовых ресурсов создаёт фонд финансирования народного хозяйства. Государство финансирует расширение или создание новых субъектов хозяйствования. Предприятия начинают работать и получать прибыль – основной источник финансовых ресурсов. Поэтому финансовые ресурсы, вложенные в производственно-хозяйственную деятельность, используются максимально эффективно.
|
Выполняя социально-культурную функцию, государство выделяет средства для фонда социально-культурных мероприятий. Эти средства используются для создания и функционирования объектов просвещения, здравоохранения и т.д. Финансируя их работу, государство таким образом создаёт финансовые ресурсы непроизводственной сферы. Если эти объекты оказывают бесплатные услуги населению, то финансовые ресурсы используются безвозвратно, однако при этом обеспечивается необходимый уровень социальных гарантий. Расширяющиеся, при переходе к рыночной экономике, сферы платных услуг позволяют частично компенсировать использованные финансовые ресурсы государства.
Выполняя функцию обороны, государство создаёт фонд обороны, при этом финансовые ресурсы направляются Министерству обороны. Особенностью использования этой части финансовых ресурсов является то, что они не превращаются в материальные ценности, это безвозвратные потери, поэтому для государства важно оптимизировать объём финансовых ресурсов, направленных на оборону.
Выполняя функцию управления страной, государство создаёт фонд государственного управления, который тратится на содержание органов управления.
Выполняя функцию создания страховых резервов, государство создаёт специальный страховой фонд – чрезвычайный ресурс на случай стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий. Особенностью его является то, что финансовые ресурсы страховых фондов безвозвратно теряются только при наступлении страховых событий.
|
Финансы субъектов хоз-ия подразд.я на: Собств. фин.рес.: прибыль; амортиз. фонд. Прибыль- важн. источник фин. рес., она поступ. на пред-ие из разных источ.. От осн. вида деят-ти - самый крупный, регул.источ. поступ.фин. рес.. Если это промышл. предп-ие, то это - прибыль от произведён.и реализ.прод-ии. Если предп-ие относит.к сфере услуг, то - доход от оказ. услуг и так далее. Операц. дох.-доходы от хоз-ой деят-ти, кот. не явл.осн. (реализ. ненужного оборуд-ия и матер.ценност., доходы от сдачи в аренду имущества предп-ия). Внереализ. дох.–случ., не планир. дох., обычно напрямую не связанные с хоз-ой деят-ью. Амортиз. фонд. Механизм образ. амортиз.фонда след.: амортиз.отчисл., рассчитыв., как % от стоим.осн. фондов, включ. в с/с изготовлен.Предп-ем прод-ии. Реализ. прод-ию, предп-ие пол.Выр.от реализ., в составе кот. содерж. доля амортиз. фонда. Накаплив. в фонде, амортиз.отчисл.постепенно исп-ся на приобрет., строител.основ. фондов. Т.о., именно через механизм аморт.осущ. воспроиз-во осн. фондов предп-ия Проблема исп-ия амортиз. фонда как фин.ресурса сост. в след.: поскольку амортиз.отчисл. не выд-я в отд.ден.фонд, а присутствуют в ден. оборотах предп-ия неявно, в сов-ти с др. ден. ср-ми, то они часто исп-ся не по назначе. (м.б. исп-ы при оплате налогов, выдаче зарплаты, при оплате счетов пост-ам). Так пред-ие фактически лишается амортизац. фонда, как источн. фин. рес.. Пред-ие в своей деят-ти может исп-ть не только собств. рес., но и заёмные и привлечён.. Заёмные фин. рес.: банк.кредиты, инвестиц., бюдж. кредит, эмиссия ЦБ. Привлечён.фин. рес. - постоянно нах. в обороте предп-ия сумма кредит.задол-ти. Привлечён.фин.рес. предп-ия могут нах. на предп-ии в период между моментом образ-ия кредит. зад-ти и необх.ю перечисл. ее в бюджет и по др. направл.. В теч. этого времени предп-ие пользуется этими фин. рес.. Фин. рес. гос-ва: 1. Госбюджет предс. собой сис-му эконом.отнош., возник. в процессе перераспред. ВВП, по поводу образ. и исп-ия централиз.фонда фин. рес. гос-ва. Имеет двойствен.прир.: самый крупный фонд дене.ср-в;фин.план, т.к. в нем прописано и сформиров.все дох.и все расх.гос-ва.Осн.задача госбюджета: обеспеч.реализ. фин.пол-ки гос-ва через оптимал.расходование централиз-го фин.фонда. Увелич.расходов бюджета вызывается необх.решен. соц.задач,содержанием собствен.вооружен. сил, поддржан.приоритетных отраслель хоз-ва и т.д. Если увелич. совпадает с уменьшен.дох.,то наблюд.дефицит госбюджета. Гл.направл. фин. пол-ки гос-ва д.б. концентрация и направл.фин. ресурсов на осущ. цел.комплексн. программ, т.е. вложени. ср-тв в те отрасли и предп-ия, кот. могут дать хорошую отдачу, выпуская конкурентноспос.прод-ию. Одновременно это приведет и к расширению налогооблаг. базы и буд.увелич.дох.ю.джета. 2. Страх.фонды. В усл. рын.отнош.возрастает роль страх. и резерв. фондов. Страх-ие-сис-ма эконом. отнош., в результ.кот.за счёт предп-ий, орган-ий, физ.лиц образ. спец. фонд ден. ср-в, кот. исп-ся для возмещен.ущерба от стих. бедствий и др. неблагопр. явлений, а также для оказ.фин.помощи гражданам при наступл.различ.событий в их жизни. Особ-ти страх. и резерв. фондов: цел.назнач. создаваем. фонда;расход.страх. фонда предназнач.только на покрытие потерь в заранее оговорен.случаях;вероятностный характер страх. отношен.. Виды страх-ия (в зав-ти от объекта страх-ия):Имуществен.;личное страх-ие ответ-ти. С точки зрен.хар-ра страх. отнош.:добровольное и обязат..
|
Как фин.рес., страх. фонды раб. в качестве резервн.х фондов гос-ва, усиливая и созд. более стабил.усл. хозяйст-ия. С др. стор., свобод.страх.рес.активно участв. в хоз-ом обороте, принося страх. компаниям доп.прибыль, кот.исп-ся на созд. новых видов страх-ия, предост. клиенту более выгодных условий страх-ия. 3. Ден.доходы и сбережен.нас-ия. С одн. стор., фин. – кредит.сис-ма гос-ва оказ. влияние на уровень дохода нас-ия: 1. Через бюдж.финансир.: выплат на удовлетв.потребн., гарантиров.конституц.. При этом бюдж. ср-ва исп-ся либо в форме ассигнований, либо в виде дотаций. Ассигнования испол-ся на тек. и кап.затраты в отраслях, предостав.беспл. услуги. Дотации предостав. планово-убыточн. отраслям (коммун.хоз-во, городс. транспорт и т.д.) с тем, чтобы компенсир. льготы, предоставл. нас-ию или отдельным категор.граждан. 2. Через кредит.сис-му (льготн. крелиты на строит.). В условиях инфляции льготн. кредиты по существу увеличив.доходы нас-ия.
С др. сторон., сбережения нас-ия сами функцион. как важный элемент фин. рес.: Сбереж.нас-ия, как часть денеж.дох., предназнач. для удовлетв.пот-ей в будущем, выступает как кредит, предоставл. гос-ву. Гос-во становится распорядит. части дохода нас-ия в форме:вкладов в коммер.банках; облигаций гос. займов; акций предп-ий; страх. взносов по договорам страх-ия. Гос-во, используя сбереж-я как источ.фин.рес., направляет их на финансир. общегосуд. пот-ей. Наилучш.Способ. исп-ия гос-ом этих ресурсов явл. влож. их в инвестиц. программы, кот. в дальнейш.дадут приток ден. рес. в бюджет, т.к. перечисл.фин. рес. предоставл. гос-ву на платн.основе.
Фин.пол-ка гос-ва
Фин-ая политика – совок-ть методол-х принципов, практических форм организации и методов управления и использования финансов.
Осн. целью финн-й политики яв-ся наиболее полная мобилизация финн-х ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей общества.
В связи с этим, финн-я политика призвана: создавать благопр-е условия для активизации предпринимательской деятельности., определять наиболее рац-е формы изъятия доходов в пользу гос-ва, наиболее эффективно исп-ть финн-е ресурсы и перераспределять их
между сферами общ-го прва, концентрируя их на главных на-правлениях социально – экономического развития.
Реализацией финн-й политики гос-ва занимаются зак-я и исп-я ветви власти, причём разработка направлений финансовой политики – приоритет исполнит-й власти: правительство разраб-т проекты законов, необходимых для её реализации, и вносит их для утверждения в парламент.Финансовая политика государства включает: Бюджетную; Налоговую; Денежную; Кредитную; Ценовую;
Таможенную политику
Бюджетная политика охватывает бюдж-й процесс, законы и финн-е органы, его реализующие. Целью бюджетной политики является концентрация достаточной доли ВВП в бюджете и использование её на социально- экономические нужды государства, причём приоритетом бюджетной политики является направление средств на цели, определяющие всю экономическую политику государства.
Если цели бюджетной политики требуют больше средств, чем обеспечивает национальная экономика, то государство прибегает к внешним и внутренним креди-там.
Налоговая политика. Основная цель – обеспечить доходную часть бюджета. Принципы её формирования: уровень налоговых изъятий должен быть оптимален, т.к. чрезмерное налоговое давление вызывает свёртывание экономической активно-сти. Налоговая система должна быть организована по возможности так, чтобы быть справедливой по уровню изъятия доходов, удобной, простой и дешёвой. В частно-сти, должно быть избрано правильное соотношение доли косвенных и прямых на-логов и т.п.
Денежная политика – реализуется по двум направлениям:
1/Эмиссионная политика 2.Стабилизация национальной валюты.
Эмиссионная - кроме определения необходимого количества денег, имеет ещё одну цель – увеличение доходов бюджета, здесь требуется осторожность т.к. при переходе определенной границы эмиссии денежная система подвергается инфля-ции, что нарушает экономическую безопасность страны.
Кредитная политика – обеспечивает функционирование внутрихозяйственных расчётов и ссудного каптала. Величина процентной ставки может негативно ска-заться на экономической активности в обществе. В среднем норма рентабельности в нормальных условиях хозяйствования находится в пределах 8-12%, поэтому уро-вень ставки рефинансирования должен находиться в сопоставимых уровню рента-бельности пределах, чтобы кредитные ресурсы были доступны субъектам хозяйст-вования.
Ценовая политика – реализуется по следующим основным направлениям: Корректировка цен на монопольные товары и услуги, поскольку повышение цен на эти товары и услуги ведёт к увеличению цен во всех отраслях народного хо-зяйства Регулирование цен на социально значимые товары и услуги. Традиционно го-сударством устанавливается список этих товаров и услуг и фиксируются цены, при этом предусмотрены дотации из бюджета.
Таможенная политика – может рассматриваться, как часть налоговой и цено-вой, поскольку таможенные сборы и налоги оказывают прямое воздействия на цену товара.
Специфика: ограничивается или расширяется доступ на внутренний рынок това-ров и сдерживается или поощряется экспорт.
Основные направления:
1.Регулирование цен на ввозимые товары. Уровень таможенных пошлин должен быть высокий на товары, которые производятся в стране, и низкий на товары, кото-рые не производятся.
2.Регулирование инвестиционной деятельности. К примеру, если на импорт тех-нологического оборудования, не имеющего аналогов в стране, устанавливается вы-сокий таможенный сбор, то это уменьшит инвестиционные возможности отечест-венных субъектов хозяйствования, в результате чего снизятся темпы внутреннего производства и увеличится доля импортной продукции. В результате бюджет по-полнится, однако экономика разоряется.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяет
Финансовую стратегию – это долговременный курс государства, предусматри-вающий решение крупных задач, целевых программ.
Финансовую тактику – решение задач конкретного этапа развития общества.
Финансовая политика РБ регламентирована следующими документами:
1. Программой социально-экономического развития РБна 2011-2015 годы.
2. Прогнозом социально-экономического развития.
3. Законом о бюджете на текущий год.
4. Концепцией развития банковской системы РБ на 2011-2020 годы.
5. Инвестиционным Кодексом и др.
Основные положения документов, определяющих финансовую политику нашего государства, следующие:
1) обеспечение устойчивого эк-го роста на качественном уровне, позволяющее повысить реальные доходы населения;
2) создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабилизации;
3) снижение налоговой нагрузки;
4) повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня государственных расходов по отношению к ВВП;
5) поэтапная консолидация государственных ресурсов в бюджете;
6) концентрация бюд-х средств с целью реализации важнейших гос-х программ и мероприятий;
7) оптимизация и совершенствование управления гос-м долгом.
Управ-ие финансами.
Управ-ие финансами – действия гос-ва, направл-ые на выработку, реализац. и совершенст-ие фин. пол-ки.Сущест-ие фин. отношен. объективны, но они складыв. не стихийно, а организов. при пом.гос-ва, кот-ое придает им разные формы с пом. законов, указов и др. нормат.-правых актов. Напр., фин. отношен. по поводу платежей в бюджет и финансир-ие из бюджета –гос-во придает им опред. формы предоставляя законодателю переч.нал., сборов, норм бюджет.расходов, зафиксир-ых в нормат-ых актах.При создан. фин.отношен.гос-ву важно не только выработать отдел.формы, но и созд.взаимоувязанный фин.механизм. Фин. механизм – это сов-ть согласован. между собой и выработан. на основе фин.пол-ки форм осущ.фин. отношен.,кот-ые предназначен.для решен. соц-но-эконом.задач общ-ва на данном этапе его развития. Фин.механизм д.б. эфф-ым, все его части д.б.согласованны. для этого гос-во создает опред.фин. рычаги(формы воздействия). Сущ.2 вида фин.рычагов: 1.фин.стимулы-они прояв-ся в заинтересован. субъектов хозяйст-ия в наилучш. работе и в испол-ии фин.ресурсов в нужном направ-ии. 2.Фин.нормативы –это ограничения,кот-ые накладыв. на фин.и хоз-ую дея-ть орг-ии.(в законе об эколог.налоге установ. Нормативы выбросов в реку вещ.в окруж.среду. если эти нормативы превыш.я, то орг-ия оплачив.это превыш.в нескол. раз больше тарифов и, кроме того,источн. уплаты явл.прибыль ост.в распоряжен.. Осн. целью управ-ния финансами явл. обеспеч-ие фин. устойчивости и фин. независимости гос-ва, кот-ые проявляются: в макроэконом-ой сбалансирован.;в профиците бюджета; в отсутствии гос. долга; в твердости нац. валюты. В кон.итоге целью фин.деят-ти гос-ва станов.сочетание эконом.интересов гос-ва и членов общ-ва. Начальной выработкой управ-ия финансами явл.выработка фин.пол-ки. Методы и формы управ-ия финансами: фин.планир-ие и прогноз-ие; фин.анализ и регулир-ие; фин.контроль; разраб.и прин. фин.законод-ва. Органы управ-ия финансами на след.группы :1. Органы общего управ-ния – это органы гос власти:высшие органы гос. власти (Нац. собрание РБ, Президент и его админист-ия). Их фун-ии: опред. фин.пол-ку; разрабат. важн. формы фин. отношен. в форме законов, указов, осущ-ть общегосуд-ый контроль за соблюдением фин. законод-ва; местные органы гос. власти (Советы депутатов)– в пределах своих полномочий разрабат-ют и утверждают формы фин. отношен., имеющие регионал. знач.. Важно, чтобы они не вступали в противоречие с общегосуд-ми. 2. Органы оперативн.Управ-ия. К ним относ.:Минфин;Мин-во по нал. и сборам и его инспекции; Гос. тамож-ый комитет; Казнач.; КГК и т.д.Их фун-ии: провед. в жизнь фин. пол-ки органов власти; разработка инструкц. и методик примен.утвержд-ых форм фин.отношен., анализ и контроль их выпол-ия. 3.Органы отрасл. управ-ия финансами: Фин-ые управ-ия министерств и ведомств; фин. отделы предп-ий.Их фун-ии: Состав-ие фин. планов и контр. за их реализац., контр. за эф-ым испол-ем капитала, увеличен. прибыли и рент-ти, контр. за состоянием расчетов по платежам в бюджет и с постав-ми и покуп-ми, а также по з/пл с рабочими и служащими, и т.п.
6. фин.планир-ие и прогноз-ие.
Планир-ие-одна из важн. фун-ий управ-ия. Цель планир-ия – обеспеч. эфф-ть деят-ти субъекта хозяйст-ия (или гос-ва) на основе принятия и реализ. обоснован. решен. по формиров. и испол-ию фин. ресурсов.Задачи планир-ия:опред.источн. формир. и структуры фин. ресурсов; установл.Оптимал. пропорций распред.Ср-в между фондами, отрасл.и администр.-территор.ед.; оптимал.распред. и испол-ие фин. ресурсов.В усл. рынка фин. планир-ие необх., но затруднено, т.к. повыш. неопределён. воздействия многих факторов на экономику. Рынок выз.стих. образ-ие стоимостных пропорций, отношен. между участник. общест-го произ-ва и не всегда отражает объективн.потребн.общ-ва, содейств. его прогрессу.Гос-ва с развитой рын.эконом. разрабат. общую программу соц.о и эконом. развит.страны, а также отд. инвестиц., природоохр. и др. общегосуд-ые программы. Место фин. планир-ия – обеспеч. этих программ фин.ресурсами. Примером такой общегосуд-ой программы в РБ явл. «Осн. положения Программы соц.-эконом. развития РБ на 2011-2015 гг».Фин. планир-ию предшест. прогнозир-ие. Суть прогнозир-ия – выработка концепций фин. пол-ки на опред. период, причём прогнозир-ие предполагает предвидение неопредел.буд., в то время как планир-ние осущ. расчеты при опред. заданных услов..Фин. прогнозир-ие позв. органам фин. сис-мы наметить различн. варианты развит.. Оно включ.:анализ и оценку явлений и тенденций эконом. жизни;поиск альтернативных вариантов управ-ия движением фин. ресурсов.ВРБ вопрос. прогнозир-ия заним. Научно-исследоват.эконом. институт Мин.экономики, а фин. планир-ем – Минфин. Методы планир-ия и прогнозир-ия: метод эконом. анализа (расчетно-аналитич.): оценка фактич. состояния ден. фондов и фин. ресурсов и выявл.тенденций и динам. их измен.с выяснен. причин. Этот метод обычно исп-ся на первом этапе планир-ия;метод коэфф-ов: расчет и корректир. план. заданий, исходя из достигн. пок-ей и прогноза, (в качестве коэфф-ов исп-ся индексы цен, инфляции, коэф-ты переоценки осн.фондов);нормативн. метод: точный расчет план. заданий, исходя из норм и нормативов;метод экономико-математич. моделирования;метод экспертных оценок;балансовый метод: самый важный в фин. планир-ии – увязывает все расходы с источн. их покрытия.Гл. продуктом фин планир-ия выступ.фин. планы. Их классиф.:централиз-ые (гос-ые) планы: госбюджет, бюджеты местного уровня, фин. планы ЦБФ;децентрализ. (планы предп-ий, учреждений, орг-ий). Последние различ. в зав-ти от организац.-правовой формы, формы собствен-ти, источн.финансир-ия, к примеру: для предп-ий матер.сферы – баланс дох. и расх.;для предп-ий непроизвод-ой сферы – смета расх. орг-ий, финансир-ых из бюджета.Осн. виды фин. планов промышл.предп-ий: баланс дох. и расх. (год.фин. план);инвестиц. план (на квартал, год, более длительный срок); п лан движ.денеж. потоков (годовой);платеж. календарь (месячн. с разбивкой по декадам, неделям).Разрабатыв. на предп-ии планы имеют различ. горизонты планир-ия, поэтому возник.потребн. в док-те, кот-ый сможет объединить все эти планы и будет примен. универсально. Такими свойствами облад. бизнес-план предп-ия.В рамках бизнес-плана обычно составл.след. фин. планы и расчеты: прогноз объёма реализ.; баланс ден. расх. и поступл.; прогнозн. баланс (прогноз баланса активов и пассивов); график безубыточности.В зав-ти от периода действия фин. планы бывают: перспектив. – 3-5 лет и более (бизнес-план);тек. – годовые (баланс дох. и расх.);оператив. – месяц, декада (плат. календарь).
Фин.контроль
Фин. контроль – это сов-ть действий и операц. по проверке фин. и связан.с ними вопросов деят-ти субъектов хозяйст-ия с применен. специфичес. форм и методов его орг-ии.Фин. контроль явл. формой реализац.контр.фун-ии финансов, кот. определяет назнач. и содержание фин. контроля. Фин. контроль, в отличие от др. видов контроля (экологич., санитарного и т.п.), связан с испол-ем стоимостных категорий. Задачами фин. контроля выступает оценка фин.пок-ей: прибыль, доходы, рент-ть, налоги, с/с, отчисл. в фонды и т.п. Контроль за выполнением этих пок-ей фактически охват.все стороны произв-ой, хоз-ой и коммерч.деят-ти предп-ия. Сис-ма фин. контроля в РБ включ.: гос. контроль;аудит;общест-ый контроль.Гос. контроль осущест. органы гос. власти и управ-ия и администрат. органы. Он, в свою очередь, подразделяется на: общегосуд-ый и ведомственный (внутриведомст.;внутрихоз-ый).
Органы общегосуд-го контроля: Комитет гос. контроля - это – высший орган фин.-экономич. контроля республики; его осн. фун-ии: контроль за исполнен. респуб. бюджета;за испол-ем госсобст-ти;за испол-ем актов Президента, Правительства;за испол-ем гос-ых законод-ых актов, регулир. хоз-ые, нал.отношен.;за расход-ем ср-в бюджета, выделяемых на гос.соц.-эконом. программы;за испол-ем гос. кредитов и вал. ресурсов и т.п. Мин. финансов – осущест.непосредствен. рук-во фин. сис-ой гос-ва. Его осн. фун-ии, как контр. органа:контроль полноты и своевремен. поступления ср-в в бюджет; контроль за целев. испол-ем бюджет.ср-в;контроль за соблюден.фин. дисциплины на предп-ях; за сост. бух. учета и отчетности; за выпол-ем предп-ми фин. планов. В сис-ме Мин. финансов сущест. Контрольно-ревизион. управ-ие, кот-ое имеет своих представит.во всех министерст. и ведомствах и осущ-ет указанную работу. Мин-во по налогам и сборам. Осущест.регулиров. и управл-ие в сфере налогооблож. Обеспеч. контроль:за соблюд. законодат-ва о налогах;за правильн. и своеврем.исчислении и внесении налогов в бюджет и т. п. Гл. гос. казначейство РБ. Осущест. оператив. контроль за испол-ем дох. и расход-ем по целевому назнач.расх. частей бюджета. Гос. таможен. комитет. Ведет борьбу с таможен.Правонаруш.. Кроме перечислен.осн. контрол. органов, контрол.Фун-и также присущи Нац. банку, Мин-вам экономики и статис.и, органам специализиров. контроля (разл. инспекции – Госавтоинспекция, пожар. инспекция, санитарная инспекция и др.), а также администрат.м органам – Верховный суд, хоз. суды. Совет по коорд. контрол.деят-ти, кот-ый созд. Президентом РБ и призван планир. контрол. работу, координир. работу контрол. органов, анализир.результ.контрол. деят-ти, способств.повышен.ее эфф-ти, готовить и пов.квалификац.сотрудн. контролир-их органов, рассматрив. жалобы субъектов предприним-ой деят-ти о необоснован. назнач. проверок, вносить в установлен. порядке предл-ия о совершенств.законод-ва, и т.п. Возглавляет Совет Председатель, кот.по должности обычно явл. Председатель Комитета госконтроля.
Органы ведомствен. контроля. Внутриведомст-ый контроль за произ-ой и фин.-хоз-ой деят-ью предп-ий осуществ.вышестоящ. органами управ-ия. Обычно – это контрольно-ревиз. подразделения соот-их министерств и ведомств. По опред., такой контроль присущ предп-ям гос. и условно-гос-ой формы собствен. (с долей гос-ва в уставном фонде).Внутрихоз-ый контроль на предп-ях проводится ревиз. службами (обычно устав обязывает создавать такие службы на предп-ях коллективной формы собст-ти (ОАО, ЗАО)), а также бух-ей и фин. работниками. Аудит – форма независимого фин. контроля. Провод.аудитор. – физ. лицами и аудиторс.Орг-ми, получивш.в Минфине лицензию. Это проверки хоз.-фин. деят-ти по приглашению и за счет предп-ия, в результате кот. выявляются наруш. и недост. фин. работы, даются рекоменд. по их устранен.. Задача аудита – не сбор негативных фактов с целью наказ.виновн., а консульт. по устран.выявлен. недост.. В этом состоит принципиальное отлич. аудит.проверки от ревизии гос-х контрол.органов.Аудит – это предп-ая деят-ть по независимой проверке бух.учета и отчетности орг-ий, ИПв целях выражения мнения о достоверности бух. (фин.) отчетности и соот-ии совершенных фин. и хоз-ых операций законод-ву. Общест-ый фин. контроль призваны осущ. профсоюзы, трудовые коллективы с пом. обращений в соот-ие фин., нал.е органы. Осн. методы проведения фин.контроля: Наблюден. (Общее ознакомление с состоянием фин.деят-ти орг-ии);обследов. (Изуч.организац.-произ-ой деят-ти орг-ии: обеспеч.сохран. имущества, испол-ие оборуд-ия, орг-ия и ведение учета и документ. Оформления); проверка (Исслед. отдельных вопросов фин. деят-ти орг-ии);ревизия (Детальное исслед.фин.-хоз-ой деят-ти с целью выявл.наруш.законности, целесообразн. и эфф-ти фин. деят-ти);анализ (выявл. причин наруш. фин. дисциплины). Проверки и ревизии – самые действен.методы фин. контроля.