Лекция 4. Государственное регулирование экономики




В современных условиях по вопросу вмешательства государства в социально-экономические процессы нет особых разногласий. Практически всеми экономическими школами признается необходимость государственного регулирования экономики (далее – ГРЭ). Разные подходы и взгляды существуют по поводу масштабов, форм и интенсивности государственного вмешательства в экономику.

Что же представляет собой ГРЭ? В словаре русского языка С.Ожегова слово "регулировать" объясняется следующим образом: направлять развитие, движение чего-нибудь с целью привести в порядок, в систему. Например, регулировать дорожное движение, регулировать рынок труда.

Регулирование экономическое означает целенаправленные процессы, которые обеспечивают поддержание или изменение экономических явлений и их связей. Регулирование является одной из важнейших функций системы управления народным хозяйством на всех его уровнях.

Т.О. ГРЭ - представляет собой также систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями. К общественным организациям, которые также участвуют в регулировании экономики, можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей и фермеров, советы по экологии и пр.

Приоритетные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы (Франция, ФРГ, Нидерланды, Скандинавские страны, Австрия, Испания), а также в Японии, Ю.Корее, в быстроразвивающихся странах Латинской Америки и арабского Востока. Все эти страны имеют смешанную экономику, где налицо рыночные и государственные регуляторы, свободное сосуществование различных форм собственности, индикативное планирование, активная социальная политика государства.

Различают три основных вида экономического регулирования: государственное, рыночное и корпорационное. Если брать уровни ГРЭ по вертикали, то это будут: макро-, микро-, мезоуровень (средний, промежуточный):

1) макроуровень национальной экономики, а на современном этапе в известной мере и наднациональный уровень межгосударственных союзов, например, ЕС;

2) мезоуровень - отдельные сектора экономики (АПК, ТЭК, ВПК), отрасли и регионы страны. ГРЭ на этом уровне является составной частью промышленной политики государства;

3) микроуровень - хозяйствующие субъекты (предприятие, фирма), производители и потребители, продавцы и покупатели.

Оптимальное их сочетание требует органической увязки различных уровней государственного экономического регулирования.

Исполнителями экономических интересов общества - субъектами ГРЭ являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также Центральный банк. Не менее важное значение в понимании механизма ГРЭ имеют вопросы:

1) о целях и принципах;

2) формах и методах, а также инструментах регулирования.

Итак, каковы же цели и принципы ГРЭ?

Экономических целей можно выделить немало, но мы выделим основные из них:

1. Экономический рост. Желательно обеспечить производство товаров и услуг большего количества и лучшего качества, а также в более короткий срок производить и с наименьшими затратами.

2. Полная занятость. Это означает обеспечение работой всех, кто желает и хочет получить ее.

3. Стабильный уровень цен. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен.

4. Справедливое распределение доходов. Ни одна группа людей не должна пребывать за чертой бедности на фоне роскоши некоторых лиц и семей.

5. Охрана окружающей среды и природных ресурсов.

Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены, взаимодополняемы в том смысле, что по мере достижения одной из них другая или другие цели также могут быть осуществлены.

Целевые установки реализуются на основе использования целого ряда определенных принципов госрегулирования экономики. Перечислим их, не классифицируя по определенному порядку или по каким-либо критериям:

- регулирование экономики требует соблюдения принципа "не помешай рынку": соблюдай "правила игры";

- обеспечение экономической свободы и эффективности предпринимательской деятельности;

- разработка системы приоритетов в осуществлении поставленных задач;

- социальная ориентация регулирования экономики;

- составление комплексно-целевых программ социально-экономического развития;

- сочетание федерального государственного, регионального и муниципального регулирования;

- прогнозирование демографической ситуации;

- учет политической ситуации и стабильности в обществе;

- экономическая целесообразность, обоснование и границы (пределы) регулирования и т.д.

Реализация этих принципов предполагает создание условий для производства все большего количества товаров и услуг на постоянно изменяющейся технологической основе, минимизацию затрат при использовании ограниченных ресурсов, укрепление позиций на мировом рынке, создание рабочих мест для всех, кто хочет и может работать. Это предполагает, в свою очередь, экономическую свободу и равенство всех видов хозяйственной деятельности, производителей и потребителей продукции, продавцов и покупателей на рынке для того, чтобы они имели свободу выбора.

Экономической основой государственного регулирования экономики является ВВП, перераспределяемый через госбюджет и внебюджетные фонды и государственную собственность. Эффективность ГРЭ при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем больше доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет госсектор. Но у государственных доходов и госсектора есть относительные границы роста.

1. Границы роста государственных доходов:

- границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности;

- социальные границы налогообложения лиц, работающих по найму и средних слоев;

- границы прироста ВВП (конъюнктурные границы).

2. Ограничены и возможности государственной собственности. Госсектор не может расти, захватывая все новые позиции в ключевых отраслях народного хозяйства. Не случайно в конце 80-90-х гг. во многих развитых странах (СШA, Великобритания, ФРГ, Италия) проводилась приватизация объектов государственной собственности.

Итак, главным ограничением ГРЭ является возможное несовпадение его целей с частным интересом собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: