Различия по целям. Для управления в сфере бизнеса главной, а часто и единственной целью является прибыль. Для государственного управления цели многообразны, чаще всего носят неэкономический и обобщенный характер, их трудно определить количественно: стабильность, законность, порядок, обеспечение обороны, уменьшение социального неравенства, борьба с бедностью и т.д. Если же речь идет об экономических целях, то государство призвано участвовать в решении тех задач, которые не может решить рыночный механизм.
В государственных организациях цели – устанавливаются извне и представляют собой ценностные представления в обществе. В коммерческих организациях цели возникают изнутри, складываясь из индивидуальных целей и превращаясь в цели организации. Процесс идет обратным путем, снизу вверх.
Различия по ресурсам. В отличие от добровольно-договорного характера взаимоотношений между партнерами в сфере бизнеса, органы государственного управления обладают правом принуждения в рамках и на основе закона. Ресурсы данных органов могут формироваться за счет изъятия части доходов посредством налогообложения. Поэтому государство и его органы могут осуществлять принудительное перераспределение ресурсов, что позволяет финансировать, за счет бюджета производство благ, которые общество желало бы сделать доступными для своих членов (услуги культуры, здравоохранения, образования).
Различия в ответственности. В бизнес управлении существует достаточно четко определенная ответственность за последствия принимаемых решений и действий. Непродуманные решения и неэффективные действия менеджеров могут привести к разорению владельцев фирмы и ее банкротству. В государственном управлении ответственность размыта между многими организациями что, например, может вести к увеличению дефицита бюджета и государственного долга. При этом государственным учреждениям и организациям не грозит разорение.
|
Различия в побудительных мотивах. Предоставление услуг государственным учреждением, характер этих услуг, способ их предоставления не находится в зависимости от требований рынка, а определяется на основе политической оценки социальных и экономических приоритетов. Это происходит потому, что в государственном управлении основным финансовым источником выступает государственный бюджет, расходы которого определяются в установленном законом порядке. Отсюда главный побудительный мотив состоит в том, чтобы удовлетворить не клиента, а тех, кто обеспечивает (распределяет и перераспределяет) финансовые ресурсы. В частном секторе источником финансовых ресурсов является выручка, поэтому существует прямая связь между коммерческим успехом и качеством предоставляемой клиенту услуги.
Различие в окружении. Для государственного управления характерен особый стиль отношений с общественностью и средствами массовой информации определяемый обоснованным стремлением общественности знать через СМИ все, что происходит в государственных учреждениях. Кроме того, большое влияние на цели и результат деятельности государственных организаций оказывают системы политического (через политические партии и политических лидеров) и функционального (через лоббистскую деятельность групп интересов) представительства.
|
Масштабы государственного управления. Масштабы государственного управления определяются, прежде всего, ресурсами и целями государства. Если в частном секторе обычно поток ресурсов соответствует их запасам, так как доход распределяется в соответствии с факторными вкладами, то государство, занимаясь перераспределением доходов, имеет в национальном доходе стране больший удельный вес, чем в совокупном капитале или в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг. Поэтому масштабы государственного вмешательства в общественную жизнь лучше всего количественно оценивать с помощью показателя удельного веса государственных доходов и расходов в национальном доходе, валовом внутреннем продукте.
После окончания второй мировой войны практически повсеместно наблюдается рост сферы государственного управления, что обычно объясняется следующими причинами:
а) рост государственного управления находится в прямой связи с экономическим ростом;
б) он вызывается развитием системы косвенного налогообложения и выплат в страховой фонд;
в) политики перед выборами обещают увеличивать те или иные затраты, что и происходит после выборов, а в результате растет сфера, требующая вмешательства государства;
г) управленцы заинтересованы в росте учреждений, в которых они работают;
д) экономике требуется обеспечить полную занятость и разработать государственные программы по обеспечению доходов населения.