Государственная экономическая политика - генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Складывается из структурной, инвестиционной, ценовой, финансовой, внешнеэкономической, а также политики в области труда и занятости.
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Государственная финансовая политика - совокупность целенаправленных действий государства с использованием финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.
Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
В общем виде финансовая политика включает в себя следующие направления:
1) бюджетную политику;
2) налоговую политику;
3) денежно-кредитную политику;
4) инвестиционную политику;
5) социальную политику.
В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.
Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс.
|
Как экономическая категория, бюджет - это система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества.
Как юридическая категория, бюджет в бюджетном кодексе РФ (ст. 6) трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Таки образом - бюджет есть не что иное, финансовый план страны, который формируется и исполняется в установленном порядке, представляет собой юридически оформленный документ (имеет силу закона), где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов. Составление и контроль за исполнением бюджета находятся в исключительной компетенции государственных органов власти.
Бюджетное регулирование - процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов (см. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»).
Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ, покрытия дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней.
|
Структура бюджетной системы обусловлена формой государственного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.
В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит из двух уровней - государственный бюджет и местные бюджеты (их доходы и расходы не входят в федеральный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно).
В федеративных государствах бюджетная система является, как правило, трехуровневой - государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации, местные бюджеты. Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.
Федеральный (государственный) бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации. Соответственно бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Российской Федерации. Местный бюджет, или бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
|
Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств.
Таким образом, можно сделать вывод, что собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.
Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее, мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являютсяналоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решаю щей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.
Налоги - важная экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных, ресурсов и их расходования зависят от ста дии экономического развития общества, породившего соответствующее государ ство.
Юридическое определение налогов и сборов дано в Налоговом кодексе РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежа щих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Под налоговой системой может пониматься построенная на основании четко сформулированных принципов налогообложения совокупность существующих в данном государстве налогов, установленных законодательно и взимаемых уполномоченными органами исполнительной власти. Совокупность условий, при которых налоговая система может функционировать эффективно:
- отлаженность налогового законодательства;
- однозначно оговоренный перечень видов налогов (сформированная система налогов);
- права и обязанности налогоплательщиков;
- способы защиты прав и интересов налогоплательщиков;
- функции, права, обязанности налоговых и таможенных органов, органов налоговой полиции;
- налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;
- порядок распределения налогов между бюджетами разных уровней;
- принципы налогообложения, лежащие в основе налоговой системы.
К основным принципам построения налоговых систем относят: (1) горизонтальное и вертикальное равенство; (2) нейтральность налогов; (3) удобство взимания налогов для правительства; (4) минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога; (5) трудность уклонения от уплаты налога.
Горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Вертикальное равенство предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные.
Кроме того, мировой практикой доказано, что:
- налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов;
- основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы, имущество);
- превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной массы населения с низким уровнем доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов;
- косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потреблениятоваров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т. п.;
- высокие налоги приводят к утечке капитала;
- в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.
Денежно-кредитная политика. Непосредственно разработку основных направления денежно-кредитной политики осуществляет Министерство финансов РФ. Центральный банк является проводником официальной денежно-кредитной и валютной политики. Основными ее инструментами являются:
- определение норм обязательных резервов коммерческих банков;
- определение процентных ставок по кредитам;
- проведение операций на открытом рынке.
В самом общем виде можно выделить два основных направления денежно-кредитного регулирования:
1) Политика "дорогих" денег - денежно-кредитная рестрикция.
2) Политика "дешевых" денег - денежно-кредитная экспансия.
Центральный банк может воздействовать на валютный курс, процентные ставки и общий объем ликвидности банковской системы, сужение или сокращение денежной массы в экономике. Политика кредитной рестрикции проводится в условиях повышающихся темпов роста экономики и призвана сдерживать ее "перегрев", резкое усиление темпов инфляции. Политика кредитной экспансии используется для "подстегивания" экономики и обычно применяется в период кризисного спада производства. Как правило, она сочетается с дефицитным бюджетным финансированием и также приводит к обострению инфляционных процессов.
Очевидно, что при проведении денежно-кредитной политики неизбежно возникают противоречия между задачами стимулирования экономического роста и борьбы с инфляцией. Обе эти задачи, как правило, не могут быть одновременно удовлетворительно решены, только с помощью методов денежно-кредитного регулирования, поскольку для стимулирования экономического роста необходима кредитная экспансия (дешевый доступный кредит, низкие процентные ставки и т.п.), а для сдерживания инфляции - кредитная рестрикция (общее ограничение денежной массы).
Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.
Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.
Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.