В экономической теории есть такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:
- С точки зрения рыночной структуры монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью. Таким образом, монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.
- С точки зрения рыночного поведения теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.
- С точки зрения рыночных итогов теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:
-монопольно высокими ценами
- ограниченной готовностью монополии к инновациям.
Признаки монополии:
1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
2. Производимая продукция является уникальной (отсутствуют товары-заменители).
3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:
- крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств
- система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством
- монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов)
|
- при естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага
- нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.
В таблице 1. приведена примерная классификация признаков монополизации на разных стадиях развития процессов монополизации.
Таблица 1. Классификация этапов процесса монополизации
В общем виде можно выделить три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т.д.
Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции, например, фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
|
Следует отметить, что такое деление достаточно условно, и не означает, что все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).
Более того, фактически все монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. Также все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.