Зарубежный опыт антимонопольного регулирования





Как уже отмечалось, нельзя рассматривать конкурентную политику в отрыве от остальных направлений структурной политики. Рассмотрим опыт реализации структурной политики в ряде стран (см. таблицу 2).

Таблица 2. Цели и институты конкурентной политики при проведении структурных преобразований

  США Германия Япония Корея
Историческая эволюция Исторически - акцент на создание конкурентной среды и последовательная антимонопольная политика. С 80-х -ослабление жесткой антимонопольной политики и государственная поддержка кризисных отраслей, страдающих от иностранной конкуренции. Традиционно высокие затраты на военные НИОКР как основное средство структурной политики До 60-х гг. - строгая антимонопольная политика. С 1966 - целенаправленная поддержка высокотехнологичным отраслям. В 70-е существенные субсидии кризисным отраслям. Широкая приватизация и сдвиг в стороны большей жесткости конкурентной политики. Традиционно - достаточно попустительская политика в отношении монополий, защищенных торговыми барьерами. До 60-х гг. - упор на поддержку тяжелой промышленности. Активная поддержка государством новых высокотехнологичных отраслей. Насаждение и покровительство со стороны государства монополиям. Основной метод структурной политики - контроль за распределением кредитных ресурсов. С 80-х годов - либерализация внешней торговли, рост субсидий на НИОКР высокотехнологичным отраслям и начало реализации конкурентной политики.
Основные цели Смягчение остроты конкуренции со стороны импорта Развитие новой технологической базы, поддержка кризисных отраслей, справедливое распределение издержек структурной перестройки. Развитие новой технологии, переход на новую, основанную на информационных ресурсах структуру экономики, ускорение структурных сдвигов. Развитие экспортных отраслей экономики, прорыв в технологии, защита сельского хозяйства от конкуренции со стороны импорта
Институты и государственные агентства Оборонное ведомство, комиссия по торговле, президентские комиссии, законодательные органы власти. Министерство экономики, трехсторонние комиссии (правительство - бизнес - профсоюзы) Единое министерство промышленности и внешней торговли, советы представителей правительства и бизнеса. Отраслевые министерства, Центральный банк, комиссия по справедливой торговле.
Налогообложение и субсидирование Политика ускоренной амортизации оборудования; стимулы для инвестирования через налогообложение прироста стоимости капитала. Специальные налоговые скидки для “отсталых” регионов и энергетического хозяйства, целевые субсидии угольной и сталелитейной промышленности. До 1970 г. - широкое использование налоговых скидок и стимулов для экспортеров. Субсидии на осуществление НИОКР. Централизованный кредит по субсидированным ставкам, налоговые скидки экспортерам.
Внешнеторговая политика (применение протекционизма) Законы об антидемпинге создают основу для давления на торговых партнеров и введение ими добровольных ограничений на экспорт в США. Некоторые кризисные отрасли защищены квотами Относительно высокие тарифы в отдельных отраслях - сельском и Лесном хозяйстве, добывающей и текстильной промышленности. Хотя формальные тарифные барьеры низкие, импорт невелик из-за высоких нетарифных барьеров. Неформальные ограничения на импорт капитала Открытый внешнеторговый режим в промышленности.
Конкурентная политика До 1980-х - агрессивная превентивная политика, ограничивающая господство над рынком и концентрацию. Постепенное смягчение антитреста и специальные из правил на этот счет исключения для совместно проводимых НИОКР Жесткая антикартельная политика с 1950 г. Постепенное смягчение и исключения из антимонопольных законов для депрессивных отраслей Поощрение экспортных картелей, слияний и поглощений фирм-экспортеров с 1970-х гг. В 90-е гг. - принятие стандарта ЕЭС в области конкурентной политики Поощрение слияния экспортных фирм. Слабая антимонопольная политика и Явный сговор по разделу Внутреннего рынка крупнейшими монополиями Официально оформленные картели в депрессивных отраслях. Создание при участии государства финансово-промышленных групп и жесткий контроль над их ключевыми хозяйственными Решениями со стороны Правительства. Постепенная либерализация и начало применения антимонопольного регулирования в 80-e гг.
Роль государства Существенная роль в определении спроса на высокотехнологичную продукцию через военные закупки Приватизация в ключевых отраслях инфраструктуры в 80-е гг. Достаточно большие государственные закупки используются как инструмент структурной политики. Влияние государственных структур в основном через согласование экономической политики основных финансово-промышленных групп и правительства. Не завершен переход от методов прямого контроля над структурными решениями финансово-промышленных групп к косвенным рычагам регулирования.

Как видим, инструменты реализации конкурентной политики существенно варьируют от страны к стране.





Читайте также:
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.