Как уже отмечалось, нельзя рассматривать конкурентную политику в отрыве от остальных направлений структурной политики. Рассмотрим опыт реализации структурной политики в ряде стран (см. таблицу 2).
Таблица 2. Цели и институты конкурентной политики при проведении структурных преобразований
США | Германия | Япония | Корея | |
Историческая эволюция | Исторически - акцент на создание конкурентной среды и последовательная антимонопольная политика. С 80-х -ослабление жесткой антимонопольной политики и государственная поддержка кризисных отраслей, страдающих от иностранной конкуренции. Традиционно высокие затраты на военные НИОКР как основное средство структурной политики | До 60-х гг. - строгая антимонопольная политика. С 1966 - целенаправленная поддержка высокотехнологичным отраслям. В 70-е существенные субсидии кризисным отраслям. Широкая приватизация и сдвиг в стороны большей жесткости конкурентной политики. | Традиционно - достаточно попустительская политика в отношении монополий, защищенных торговыми барьерами. До 60-х гг. - упор на поддержку тяжелой промышленности. Активная поддержка государством новых высокотехнологичных отраслей. | Насаждение и покровительство со стороны государства монополиям. Основной метод структурной политики - контроль за распределением кредитных ресурсов. С 80-х годов - либерализация внешней торговли, рост субсидий на НИОКР высокотехнологичным отраслям и начало реализации конкурентной политики. |
Основные цели | Смягчение остроты конкуренции со стороны импорта | Развитие новой технологической базы, поддержка кризисных отраслей, справедливое распределение издержек структурной перестройки. | Развитие новой технологии, переход на новую, основанную на информационных ресурсах структуру экономики, ускорение структурных сдвигов. | Развитие экспортных отраслей экономики, прорыв в технологии, защита сельского хозяйства от конкуренции со стороны импорта |
Институты и государственные агентства | Оборонное ведомство, комиссия по торговле, президентские комиссии, законодательные органы власти. | Министерство экономики, трехсторонние комиссии (правительство - бизнес - профсоюзы) | Единое министерство промышленности и внешней торговли, советы представителей правительства и бизнеса. | Отраслевые министерства, Центральный банк, комиссия по справедливой торговле. |
Налогообложение и субсидирование | Политика ускоренной амортизации оборудования; стимулы для инвестирования через налогообложение прироста стоимости капитала. | Специальные налоговые скидки для “отсталых” регионов и энергетического хозяйства, целевые субсидии угольной и сталелитейной промышленности. | До 1970 г. - широкое использование налоговых скидок и стимулов для экспортеров. Субсидии на осуществление НИОКР. | Централизованный кредит по субсидированным ставкам, налоговые скидки экспортерам. |
Внешнеторговая политика (применение протекционизма) | Законы об антидемпинге создают основу для давления на торговых партнеров и введение ими добровольных ограничений на экспорт в США. Некоторые кризисные отрасли защищены квотами | Относительно высокие тарифы в отдельных отраслях - сельском и Лесном хозяйстве, добывающей и текстильной промышленности. | Хотя формальные тарифные барьеры низкие, импорт невелик из-за высоких нетарифных барьеров. Неформальные ограничения на импорт капитала | Открытый внешнеторговый режим в промышленности. |
Конкурентная политика | До 1980-х - агрессивная превентивная политика, ограничивающая господство над рынком и концентрацию. Постепенное смягчение антитреста и специальные из правил на этот счет исключения для совместно проводимых НИОКР | Жесткая антикартельная политика с 1950 г. Постепенное смягчение и исключения из антимонопольных законов для депрессивных отраслей Поощрение экспортных картелей, слияний и поглощений фирм-экспортеров с 1970-х гг. В 90-е гг. - принятие стандарта ЕЭС в области конкурентной политики | Поощрение слияния экспортных фирм. Слабая антимонопольная политика и Явный сговор по разделу Внутреннего рынка крупнейшими монополиями Официально оформленные картели в депрессивных отраслях. | Создание при участии государства финансово-промышленных групп и жесткий контроль над их ключевыми хозяйственными Решениями со стороны Правительства. Постепенная либерализация и начало применения антимонопольного регулирования в 80-e гг. |
Роль государства | Существенная роль в определении спроса на высокотехнологичную продукцию через военные закупки | Приватизация в ключевых отраслях инфраструктуры в 80-е гг. Достаточно большие государственные закупки используются как инструмент структурной политики. | Влияние государственных структур в основном через согласование экономической политики основных финансово-промышленных групп и правительства. | Не завершен переход от методов прямого контроля над структурными решениями финансово-промышленных групп к косвенным рычагам регулирования. |
Как видим, инструменты реализации конкурентной политики существенно варьируют от страны к стране.