Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Можно выделить 2 группы регулирующих функций государства:
- функции по созданию условий эффективного существования рынка.
- функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.
К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде. Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.
Отмеченные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики.
К функциям, выполняемым государством в экономике, относятся, прежде всего, следующие:
− создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
− антимонопольное регулирование;
− проведение политики макроэкономической стабилизации;
− воздействие на размещение ресурсов;
− деятельность в сфере распределения доходов;
− деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.
Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе.
Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.
Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством.
|
Антимонопольное регулирование
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний (подробно см. тему 7).
Макроэкономическая стабилизация
Политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию последствий деловых циклов.
Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежно-кредитная политика. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.
Размещение ресурсов
Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как несовершенство конкуренции, нечеткая спецификация прав собственности и т.д., возникает проблема нерационального распределения (аллокации) ресурсов, что приводит к необходимости вмешательства государства.
В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.
|
Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в аграрном секторе, фундаментальной науки, образования. Государство может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ.
Перераспределение доходов
Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Общество принимает на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.
Основные инструменты государственного регулирования экономики подразделяются на прямые (административные) и косвенные.
Административные инструменты не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
Косвенные методы предполагают создание благоприятной среды функционирования бизнеса (см. таблицу 1).
Таблица 1. Методы государственного регулирования экономики