История сервисной деятельности.




1. Начало процесса разделения видов деятельности в древности.

Разделение труда – это процесс разделения трудовой деятельности человека или определенного производственного цикла, дающего конечный продукт труда, на несколько видов деятельности или некоторое количество простых этапов (операций), которые выполняются отдельными людьми. Впервые признаки такого процесса проявились еще в первобытном строе. Такое разделение в присваивающем хозяйстве можно классифицировать как естественное, и оно было обусловлено физиологией человека, т.е. разделение произошло по половому и возрастному признакам, когда женщины занимались собирательством, а мужчины – охотой.
Само по себе разделение труда, как исторически сложившийся процесс, протекающий в общественных формах хозяйствования на начальной стадии развития производительных сил, не является чьим-то изобретением, оно возникает в процессе развития организационно-хозяйственных форм первобытного общества под воздействием определенных факторов, проникая в отрасли производящего хозяйства, а в последствие и общественного производства. Как результат усвоения человеком форм практической жизни, оно вызвано стремлением улучшить условия жизни человека и повысить эффективность его трудовой деятельности для получения большего по объему и более качественного результата труда.

Производящее хозяйство, к которому постепенно переходило первобытное общество в период 12-10 тыс. лет назад, представляло собой целенаправленную сознательную трудовую деятельность членов этого общества, основанную на выращивании культурных растений и разведении домашних животных. В процессе такой деятельности первобытное общество стало приобретать определенные социально-организационные формы, изменяя и приспосабливая объекты или предметы природы к своим целям с помощью орудий труда, получая в конечном итоге продукт труда для удовлетворения потребностей отдельных членов и общества в целом.
Как общественно-хозяйственная форма на первоначальной стадии развития общественного разделения труда, производящее хозяйство включало в себя два основных направления: земледелие и скотоводство. Оба эти направления нуждались в предметах труда. В зависимости от почвенно-климатических условий земледелие требует целый комплекс мелиоративных и организационных мероприятий, применения определенных методов обработки почвы и трудовых мощностей, способных обработать необходимое количество посевной площади. А скотоводство нуждается в кормовой базе, особенно в холодные периоды времени, так как долгое время скотоводство заключалось в выгуле пастухами скота на пастбищах. А для этого требуется наличие этих пастбищ круглый год.

Таким образом, земледелие и скотоводство стали взаимодополняющими отраслями производящего хозяйства, одновременно создавая условия для жизнеобеспечения и развития друг друга. Объединение двух этих направлений в единый производственный комплекс позволило повысить производительность труда в обоих отраслях, что и привело в конечном итоге к увеличению избытка продуктов питания.

Еще несколькими немаловажными факторами, оказавшими влияние на дальнейшее разделение общественного труда, являются развитие орудий труда, увеличение численности населения и его плотности. Развитие орудий труда, как одного из главных факторов любого производства, позволило разделить некоторые виды хозяйственной деятельности или определенный производственный процесс изготовления конечного продукта на несколько видов работ или этапов. И для каждой отдельной работы постепенно стали появляться свои, более совершенные орудия труда, которыми начали овладевать разные люди. Вполне естественно, что разделить работу внутри одной семьи или общины в определенной пропорции для получения нужного результата можно организовано. Таким образом, формируется определенная форма социальной организации в родовой общине, в которой производят все необходимые продукты и жизненные средства для обеспечения жизнедеятельности всей родовой общины.

Так, например, первобытные индийские племена имели общинную структуру социальной организации, в которой сочеталось земледелие с некоторыми видами ремесел, окончательно сформировавшимися в результате частного разделения труда внутри общины. С ростом населения при образовании новой общины, прежняя - являлась готовой формой или схемой, по которой строилась новая молодая община. Каждая такая хозяйственная группа, как экономически самостоятельная единица, представляла собой обособленное замкнутое хозяйство. Обработка земли производилась совместным трудом, а полученный конечный продукт делился между членами общины в зависимости от потребностей. В то же время прядением и ткачеством каждая семья занималась самостоятельно как домашним второстепенным промыслом. Вся масса готовых продуктов шла на удовлетворение потребностей внутри всей общины. А, следовательно, производство не зависело от разделения труда во всем индийском обществе. И, таким образом, обмен готовыми продуктами при данной форме социальной организации не работал как стимулирующий фактор для дальнейшего развития общественного разделения труда.  
  Удовлетворяя одни потребности, у человека все равно возникает чувство неудовлетворенности из-за возникновения других потребностей, как побудителей мотивированно-активных действий. Существенная разница между желаемым миром и реальным никогда не исчезает в воображении людей. Поэтому стремление получить новые, более совершенные орудия труда побуждает людей к дальнейшему разделению всей хозяйственной деятельности человека на отдельные занятия или виды деятельности с целью улучшить конечный продукт и повысить уровень жизни в целом. Для ведения хозяйства человеку необходимы кроме личного фактора, к которому относится он сам, еще и вещественные факторы, т.е. определенные жизненно необходимые условия или средства труда. К основным вещественным факторам можно отнести жилье, одежду, пищу, орудия труда и предметы труда.      
         

С ростом населения росло и количество общин, которые обустраивались по соседству с такой же организационно-хозяйственной формой. Что касается разделения деятельности на различные виды занятий, то с дальнейшим развитием хозяйственной деятельности производящего хозяйства различные общины, исходя из географических и климатических условий, находят свои, свойственные только им, вещественные факторы или жизненные средства среди окружающей среды. Поэтому среди разных общин возникают различия по образу жизни, средствам производства и производимым конечным продуктам. Обмен продуктами возникает в тех местах, где происходит соприкосновение различных семей, родов и общин как самостоятельных экономических единиц, вследствие того, что при зарождении человеческой культуры семьи и роды вступали в сношения между собой. Чтобы получить хороший урожай и достаточное количество мяса, производящее хозяйство требует большого внимания и времени, и по этой причине люди окончательно поменяли кочевой образ жизни на оседлый. Каждая община, находя удобное место, строит свои поселения для ведения домашнего хозяйства.

Члены одной родовой общины не могли вступать в брак между собой, поэтому любая родовая община всегда старалась поддерживать дружеские отношения с соседними общинами. Нужно отметить, что для приобретения полной экономической независимости семье также необходимо поддерживать хорошие отношения со всеми, с кем она поддерживала отношения и обменивалась продуктами своего труда, расширяя границы сотрудничества и взаимной поддержки. Так как из-за различных климатических условий не всегда удавалось получить хороший урожай, занимаясь земледелием, постепенно возникает обмен продуктами между различными общинами, превращаясь со временем в товарообмен, обусловленный развитием разделения труда и тесным сотрудничеством между разными родовыми общинами.

Необходимо отметить, что разделение труда внутри общины происходило организовано и до определенного равновесного состояния, не нарушающего установившийся порядок между членами родовой общины. Тогда как разделение труда между общинами могло происходить хаотично на взаимовыгодных условиях обмена конечным продуктом. Таким образом, обмен конечным продуктом не создает различия между сферами хозяйственной деятельности, а устанавливает между ними связь, превращая их во взаимозависимые отрасли общественного хозяйства, расширяя сферу общественной жизни людей.  
 
  Если первоначальное разделение труда в присваивающем хозяйстве было обусловлено физиологическими признаками, то в производящем хозяйстве – по средствам обмена конечным продуктом между отдельными семьями или общинами при возникновении потребности в других, не производимых данной семьей или общиной продуктах труда. По этой причине между ними устанавливалась связь, которая была необходима при выполнении лишь отдельных работ или являлась составной частью всего производственного цикла конкретного конечного продукта. Отдельные семьи постепенно становились экономически самостоятельными хозяйствующими субъектами, выполняющими определенную работу во всей общине, постепенно превращая тем самым свой труд в ремесленный.      
         

Керамика. Например, в Китае около 20 – 19 тыс. лет назад появилась самая древняя керамика. К такому выводу пришли ученые, найдя в пещере Сяньженьдон на юго-востоке КНР горшки из глины. А в период 6200 – 5400 лет до н.э. неолитическая культура Синлунва изготовляла цилиндрические предметы из минералов жадеита и нефрита.

В период 6500 – 5500 гг до н.э. на Ближнем Востоке, где существовала ярмукская культура на территории доисторического Леванта, помимо земледелия и скотоводства выделился еще один вид деятельности – это изготовление лепных изделий из неорганических материалов и их различных смесей, т.е. из обожженной глины (керамика). Такая необходимость была обусловлена тем, что полученные избыточные продукты необходимо было в чем-то хранить, и в то же время нужна была посуда для употребления пищи. Глина идеально подходила для изготовления подобных предметов быта. Нужно отметить, что с переходом к оседлому образу жизни начинает становиться на поток индустрия изготовления предметов обихода и различных украшений.

Например, самаррская культура, существовавшая в период примерно 5 500 – 4 800 гг до н.э., имела развитую организационно-хозяйственную форму и использовала ирригационные каналы для получения хороших урожаев. Жители этих поселений изготовляли известную в те времена керамическую посуду, украшенную различными рисунками, фигурками животных и птиц. Эта керамика использовалась не только самими жителями, но и экспортировалась в соседние регионы древнего Ближнего Востока.

Так постепенно начинает развиваться обмен товарами и торговля. В некоторых поселениях появляются зажиточные ремесленники и торговцы, успешно освоившие свое дело. Возникают конфликты как внутри поселений, так и между поселениями. Некоторые общины, выращивая пшеницу, ячмень и гречиху, строили простые зернохранилища в виде зерновых ям, обмазанных глиной. Таким образом, постепенно начинают возникать центры хранения и распределения продуктов сельского хозяйства, которые впоследствии становятся городами.

К середине V тыс. до н.э. на территории Египта родоплеменные отношения начали приходить в упадок. Появились первые признаки формирования социально дифференцированного общества и переход к новой организационно-хозяйственной форме. Первые древнеегипетские рабовладельческие государства стали образовываться во 2 половине IV тыс. до н.э. Примерно 4500 лет до н.э. на территории Верхнего Египта существовали Тасийская и бадарийская культуры, относимые к додинастическому периоду. Об этом свидетельствуют погребенья, найденные на восточном берегу Нила. Тасийцы и бадарийцы были земледельцами-скотоводами, и они были одни из первых, кто начал заниматься мелиоративными работами для увеличения корнеобитаемого плодородного слоя почвы, которые заключались в подводе воды на поля, испытывающие недостаток влаги, для улучшения гидрологических условий почвы. Таким образом, появились небольшие каналы, но, несмотря на эти достижения, охота и рыболовство оставались для них основным источником получения пищи.

В период конец V тыс. – конец IV тыс. до н.э. на территории Египта родоплеменные отношения окончательно пришли в упадок. Ремесла отделяются от земледелия и становятся обособленными видами деятельности. Орудия, которые люди использовали для охоты на диких животных, становятся мало используемыми. Скотоводство полностью заменяет охоту. Благодаря развитию оросительных каналов объемы урожаев растут, что приводит к появлению имущественного неравенства, выделению зажиточных слоев населения и появлению частной собственности. Растет социальная дифференциация общества. Все большее влияние на людей оказывают административные структуры управления поселениями, как предшественники налоговых органов. На этом этапе развития общества люди занимаются не только собственным домашним хозяйством, но и привлекаются к общественным работам. Большой размах приобретает строительство ирригационных и оросительных каналов.

Строительство. Постепенно начинает выделяться еще один вид деятельности, который становится самостоятельной отраслью – это строительство. Например, в древнем Египте первые дома строили из прутьев и циновок, обмазанных глиной и из грязи, которую добывали в реке Нил. После того как ее высушивали на солнце некоторое время, она становилась пригодной для строительства домов. Чуть позже стали использовать необожженный кирпич-сырец, известняк, песчаник и гранит. Кирпич использовали для строительства различных зданий, дворцов, храмов и крепостей. А камень использовался как отделочный материал или для строительства гробниц и захоронений. Развитие строительства было обусловлено необходимостью не только создания каких-либо укрытий от воздействия природных явлений (дождя, ветра и т.п.), но и необходимостью иметь помещения для складирования и перераспределения продуктов сельского хозяйства и защиты от внешних врагов. С течением времени вокруг поселений возводят стены, и они становятся более укрепленными, чем в докерамическом неолите, как центры хранения продуктов питания. В этот же период активно продолжает развиваться ремесленная специализация. В поселениях появляются, например, деревенский пастух, гончар и др.

Например, племена, поселившиеся в бассейнах рек Тигр и Евфрат еще в VI тысячелетии до н.э. (население Двуречья), жили очень бедно. Нерегулярные разливы двух крупных рек препятствовали жителям получать высокие урожаи. Так как мелиоративно-оросительные системы каналов требуют выполнения большого объема земляных работ, то некоторые племена объединялись в более крупные общины и сумели создать сеть оросительных каналов в бассейне реки Евфрат для полива посевов. По этой причине только к середине IV тысячелетия до н.э. урожаи сельскохозяйственных культур возросли, и у общин появилась возможность накопления достаточного количества продуктов питания. В качестве центров сбора и хранения полученных урожаев зерна строились храмы с мастерскими. А со временем и жители ближайших поселков переселились поближе к центрам зернохранилищ. В конечном итоге это привело к последующему разделению труда, выделению специализированных ремесел, развитию торговли и, в свою очередь, к классовому расслоению. Уже к середине III тысячелетия строительство развито настолько, что плотно заселенные районы вокруг храмов обносят стенами. Таким образом. появляются первые города.

Медицина. Условия жизни первобытного человека в доисторичекую эпоху были достаточно суровыми. На охоте или в сражениях люди получали травмы, переломы и различные ранения. А самыми распространенными болезнями, помимо расстройства желудка от плохо приготовленной пищи, а также инфекционных заболеваний, были болезни костей и зубные боли. Первобытные люди не могли знать, что зубы постоянно должны содержаться в чистоте. По этой причине они часто страдали от зубной боли и различных воспалительных процессов в полости рта. Единственным способом, с помощью которого люди могли вылечить воспаление, - это удаление зуба. При этом очень часто использовались лекарственные свойства растений и минералов для снижения боли.

В ту давнюю эпоху отсутствовали фундаментальные научные знания. А первоначальное представление о мире было анимистическое, т.е. люди считали, что все живые существа и предметы имеют живую душу. Исходя из этого, древние люди полагали, что и болезнь имеет нематериальную злобную субстанцию. Поэтому для восстановления нормальной жизнедеятельности человека необходимо ее изгнать, т.е. провести различные магические ритуалы, а также проговорить определенные заклинания и молитвы. Однако, несмотря на недостаток знаний, древние жители все-таки обладали и практическими навыками. Например, они могли выправить перелом, остановить кровотечение, наложить повязку, высосать яд от укуса змеи, произвести кровопускание и т.д. Так, постепенно, на основе практического опыта и мифологических представлений зарождалась медицина, которая первоначально сочетала в себе магические ритуалы и применение целебных лекарственных растений, воздействующих на человека совместно.

2. Развитие услуг в Древнем мире.

 

К сообществам древнего мира относят народы и государствен­ные образования, которые существовали в ряде крупнейших реги­онов мира (долины Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ, а также на юге Западной Европы) уже в период исторического времени, о котором человечество располагает письменными свидетельствами. К данному периоду относят промежуток времени между 3000-4000 гг. до н.э. и V в. н.э. На первоначальных стадиях этого масштаб­ного периода истории человек начинал осваивать принципиально новые виды деятельности: он переходил от кочевого образа жизни к оседлому, создал гончарный круг, освоил выплавку металлов, разрабатывал письменность.

 

 

К сообществам древнего мира относят народы и государствен­ные образования, которые существовали в ряде крупнейших реги­онов мира (долины Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ, а также на юге Западной Европы) уже в период исторического времени, о

 

I. Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности...

 

котором человечество располагает письменными свидетельствами. К данному периоду относят промежуток времени между 3000- 4000 гг. до н.э. и V в. н.э. На первоначальных стадиях этого масштаб­ного периода истории человек начинал осваивать принципиально новые виды деятельности: он переходил от кочевого образа жизни к оседлому, создал гончарный круг, освоил выплавку металлов, разрабатывал письменность.

 

Однако перечисленные новшества зарождаются и развиваются в древности постепенно, почти незаметно для живущих поколений. Жизнь конкретных людей по-прежнему определяется обычаями, традициями. Поэтому подобные сообщества нередко называют тра­диционными - здесь жизнедеятельность и повседневную практику пронизывают принципы традиционализма, т.е. привычные нормы деятельности, устойчивые представления, духовные ценности. Имен­но традиционализм является основой великих культур древнего мира - Древнего Египта, Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая, античности (культур Древней Греции и Древнего Рима).

Современные ученые, располагая научными фактами и теоре­тическими знаниями, определяют еще целый ряд важных особен­ностей древних сообществ, которые отличают их от сообществ доисторического времени. Вот эти особенности:

♦ формируются государственно-правовые формы организации и регулирования общественной практики;

♦ развивается частная собственность, что ведет к экономичес­кому и социальному расслоению; появляется институт рабства;

♦ в хозяйственной практике зарождаются простейшие элемен­ты товарно-рыночных отношений, что углубляет разделение тру­да, формирует крупные сферы хозяйства - сельское хозяйство, торговлю, ремесленное производство и т.п.;

♦ появляется множество новых занятий и профессий (в том числе связанных с письменностью, государственным управлени­ем и правовой деятельностью и т.п.);

♦ развиваются устойчивые формы духовной активности, пред­ставителями которой являлись, прежде всего, служители религи­озного культа (жрецы, храмовые служители), а также деятели, связанные с созданием художественно-эстетических ценностей (сказители, художники, артисты, музыканты);

♦ образуются, с одной стороны, большие социальные общно­сти (народы, государства, города); с другой, окончательно фор­мируется малая социальная ячейка - семья.

Примечательно, что уже в древности зародились и стали раз­виваться общественные услуги со стороны государства и правовой системы.

Один из наиболее древних правовых кодексов, дошедших до нас - законы царя Хаммурапи (правил в 1792-1750 гг. до н.э.), - был создан в Вавилоне. Столб из черного базальта с высеченным на нем правовым кодексом был установлен в Вавилоне на рыночной пло­щади. На этом столбе представлена одна из первых в истории попы­ток регламентировать работу ряда специалистов, чью деятельность мы сегодня относим к сфере услуг. Так, на этом столбе указывалось, что смерть ожидает строителя в том случае, если построенный им дом обвалился и придавил хозяина. Если же погибал сын хозяина, то убивали сына строителя. Если врач плохо делал операцию, то ему отрезали руку.

В культурах древнего мира существовало немало предпосылок, которые определили появление деятельности, связанной с услуга­ми разного рода. В этот период сформировались и начали действо­вать важнейшие типы услуг в разных сферах жизнедеятельности, существующие и сегодня:

♦ в сфере экономических отношений (ремесленное производ­ство, торговля, денежное обращение и др.);

♦ в области государственно-правовых отношений;

♦ в сфере духовных и художественно-эстетических запросов;

♦ в быту и в удовлетворении личных потребностей.

Древние формы торгово-экономических услуг по многим своим качествам могли бы отвечать ряду современных требований. В наи­большей степени это можно отнести к услугам, существовавшим в городах Древней Греции, которая среди древних сообществ отлича­лась высоким уровнем развития торговых и денежных отношений. Рынок в греческом городе обычно размещался на главной площади. В некоторых случаях для рынка воздвигались специальные здания. Так, в Афинах в V в. до н.э. были сооружены торговые ряды для про­дажи муки и зерна. На рынок выносили свои изделия ремесленни­ки - гончары, кожевники, оружейники, мебельщики и др. Сюда же привозили товары окрестные крестьяне, торговавшие овощами, фрук­тами, вином, птицей и др.

В городах Греции существовали специальные выборные чинов­ники, ведавшие рынками. В их обязанность входило наблюдение за порядком на рынках, за поступлением в казну рыночных сборов, за качеством продаваемых товаров. Власти строго следили за правиль­ностью мер и весов в процессе торговых операций. Однако в сами операции розничной торговли чиновники не вмешивались, хотя иног­да определяли правила продажи того или иного товара.

Вместе с тем некоторые услуги древнего мира носили, с совре­менной точки зрения, экзотический вид. Так, на рынках городов в Древ­ней Греции производство товара (пищевого продукта, ремесленных изделий) нередко совмещалось с его продажей или даже обменом на другой необходимый товар. На рыночной территории специальное место отводилось для торговли рабами. Здесь же предлагали свои услуги свободные люди, нанимавшиеся за плату для выполнения оп­ределенной работы, - повара, парикмахеры и др. (Античная цивили­зация. М., 1973)

Помимо торговых и бытовых услуг в культурах древнего мира появилось огромное число занятий, связанных с ремеслом, а так­же с работой, требующей, как бы мы сказали сегодня, высоко­квалифицированной подготовки. В городах Средиземноморья и на Востоке работали камнетесы и скульпторы, писцы и учителя, обу­чавшие детей в школах, архитекторы и строители, содержатели харчевен и постоялых дворов.

В Древнем Китае появляются неизвестные в других культурах профессии. Мировую славу китайским предметам роскоши и при­кладному искусству завоевали резчики по слоновой кости, специ­алисты по лаковой миниатюре, эмали, инкрустации; производи­тели шелковых тканей, фарфора. В Китае существовали центры, в том числе и при монастырях, в которых обучали боевым искусст­вам, приемам психологического и физического совершенствова­ния.

В Древней Индии буддийские монастыри брали на определен­ное время светских учеников. Юноши, которые не собирались ста­новиться аскетами, проходили здесь начальный курс физического и нравственного совершенствования, знакомились с некоторым объемом философских знаний, что рассматривалось как важная ступень на пути к самостоятельной жизни.

У древних греков и римлян также существовали преподавате­ли, обучающие ораторскому искусству, философии, основам ак­терского мастерства, наставляющие тех, кто желал участвовать в спортивных состязаниях. За все эти виды обучения взималась плата.

Все перечисленные примеры свидетельствуют о том, что в рас­сматриваемый исторический период внесемейные услуги стано­вятся важной частью хозяйствования и социальной практики. При этом следует помнить, что даже в случае оплаты подобных услуг они не приобретали полную аналогию с рыночными формами обслуживания. Объясняется это тем, что рыночные отношения только зарождались. К тому же мотивацией выполнения услуг в далеком прошлом было не желание добиться наибольшей прибы­ли, получить как можно больше клиентов или стать профессиона­лом-лидером в своей области. Любое занятие в то время было спо­собом выживания, содержания семьи. Свой скромный жизненный достаток основная часть городского населения далекого прошлого воспринимала как естественную ситуацию и не стремилась изме­нить ее в лучшую сторону.

В древнем мире наряду с услугами, которые оказывались вне дома, значительный объем обслуживания осуществлялся в рамках семьи, что свидетельствовало о сохранении механизмов самообес­печения и огромной роли самообслуживания. Семья в сообществах древнего мира начинает выступает единым домохозяйством. Однако нельзя отождествлять такую семью, особенно на первоначальных этапах своего развития, с городской семьей наших дней. Традици­онная семья - это большой коллектив родственников, домочад­цев, домашней прислуги. В состоятельных семьях древнего мира функции прислуги выполняли рабы. Позже, на средневековом За­паде эти функции перешли к крепостным слугам, дворовым лю­дям, а в Новое время - к наемной прислуге.

Частная жизнь в любой традиционной культуре (за исключе­нием, может быть, культуры Древнего Рима) проходит относи­тельно замкнуто, на основе полунатурального домашнего хозяй­ства, со слугами или рабами. Если говорить о рядовом представите­ли традиционной культуры, то свободного времени у человека не было. Другими словами, в течение дня, недели, месяца у человека не существовало строго фиксированного времени, занятого трудом, - выполнению трудовых обязанностей отводилось светлое время суток. Не было также жестких разграничений между выполнением произ­водственно-трудовых функций и домашних обязанностей. Все время человека было заполнено семейно-трудовыми обязанностями, ко­торые чередовались с физическим отдыхом (сном, расслаблением). У подавляющего числа людей такое существование - без возмож­ности продолжительного отдыха, свободных дней или длительных путешествий - продолжалось всю жизнь.

Иной характер повседневного существования был свойствен представителям высших классов, людям свободных профессий, мастерам своего дела. Во-первых, многие из них могли сосредо­точиваться на тех занятиях, которые были для них наиболее важ­ными или приятными. Во-вторых, они пользоваться услугами других лиц (либо нанятых, либо рабов, находящихся в полной зави­симости от хозяев). Представители этих сословий и профессио­нальных групп располагали свободным временем, которое они могли тратить на путешествия, поправку здоровья, развитие свое­го внутреннего мира и т.п. В рамках данных сословий протекали процессы реализации потребностей более широкого диапазона, а также вырабатывались критерии их удовлетворения.

Охарактеризуем услуги, которые развивались в традиционных сообществах в связи с организацией массовых зрелищ. В культурах древнего мира массовые зрелища поначалу существовали в рели­гиозной, художественной, спортивно-состязательной форме. Так, в Древнем Египте, Древней Греции около храмов проводились массовые представления на религиозные темы - мистерии. В Древ­ней Греции организовывались спортивные состязания, включая и Олимпийские игры, а в Древнем Риме - состязания гладиаторов. Систематическое проведение гладиаторских боев превращало их в массовые зрелища, требующие организационной работы.

Огромный амфитеатр в Риме Колизей, ставший образцом для зод­чих разных стран мира поздних эпох, представляет собой гигантское сооружение даже для наших дней. В плане оно представляет эллипс с внешним обводом в 527 м, главные оси которого составляют 188 м в длину и 156 м в ширину с общей площадью 29 000 м2. Первый этаж Колизея образуют аркады с 80 арками высотой 7 м и колоннами с размерами 2,40-2,70 м в плане. На них покоятся второй и третий эта­жи, в то время как четвертый этаж составляет сплошная стена, раз­деленная подпорками на секторы, каждый второй из которых имеет окна. Колизей вмещал в себя 45 000 сидящих зрителей, и еще 5000 человек могли наблюдать зрелище, стоя на самой верхней террасе. При этом все 80 арок первого этажа были пронумерованы, так что гостям, приглашенным на зрелище, для того чтобы найти свой ряд в секторе, достаточно было сравнить запись на входном билете с ну­мерацией, указанной над входом в аркады. Это мудрое изобретение позволяло равномерно распределять поток зрителей. (Хефлинг Г. Римляне. Рабы. Гладиаторы. М., 1992)

Театральные представления, сначала в виде постановок мифо­логических сюжетов, позже исполняемые на базе авторских пьес, были довольно широко распространены в важнейших культурных регионах древнего мира. Исключением является Китай, где театр как самостоятельный светский вид искусства появился сравнительно поздно - лишь в начале II тысячелетия, и был обязан своему возникновению традициям спектаклей при дворе императоров. Зато любимым зрелищем простых китайцев были цирковые представ­ления, которые, как и в других странах, чаще всего проводились на базарных площадях и людных местах. Однако художественно-эстетические виды деятельности могли быть организованы и в до­мах знати, состоятельных семей.

В Древнем Китае цирковое искусство было представлено теми же видами, что и в других регионах мира (акробатикой, эквилибристи­кой, жонглированием, дрессировкой животных). Но китайский цирк всегда был весьма оригинальным явлением в силу опоры на народ­ное искусство, из-за особых способов тренировки и системы психоло­гической подготовки артистов. При ханьском дворе разыгрывались целые цирковые программы на мифологические сюжеты, например «Превращение рыбы в дракона», где акробатика совмещалась с танца­ми, музыкой и зрелищными эффектами.

Китайский цирк был подлинно народным зрелищем. Бродячие циркачи посещали самые отдаленные территории и маленькие де­ревни Поднебесной империи, демонстрируя множество любопытных номеров. Так, у них существовали традиции дрессировки даже таких живых существ, как рыбы, муравьи, черепахи. У китайской аудитории особой популярностью пользовались фокусы. (Малявин В. В. Китай­ская цивилизация. М., 2000)

3. Развитие услуг в средневековой Европе.

Начало Средневековья, или по другому - Раннее Средневековье, относят ко времени упадка Римской империи, то есть к III-V в. н.э., а конец, то есть Позднее Средневековье, ко времени Возрождения (XIV-XVI вв.).

Многое изменилось в жизни людей в эти века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать больше урожая. В Европе стали выращивать растения, которых раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао и др.

У людей появились фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огнестрельное оружие.

В это время были совершены великие географические открытия, изменившие ход мировой истории.

В средние века образовались многие государства, существующие и поныне - Англия, Франция, Испания, Россия.

Средневековье есть история Европы, длившаяся более тысячи лет. История жестокая, беспощадная - и в то же время пронизанная поиском Идеала. Средневековье это и борьба христианства с язычеством и в то же время раскол самой христианской церкви. Время гениев и смуты, примеры верности идеалам и подлые предательства, борьба религий и суды инквизиции - все это эпоха Средневековья.

В странах Запада на смену рабовладельческому производству, ремесленным мастерским идет мануфактурное производство, связанное с дальнейшей дифференциацией и специализацией труда. Появляются кредитно-финансовые учреждения, дающие возможность аккумулировать масштабные денежные ресурсы в одних руках и давать их под проценты на развитие производства. Отношения между собственником, организатором производства, с одной стороны, и наемным работником, с другой, стали определяться принципами товарно-денежных механизмов.

Приобрели более совершенную форму профессионально-корпоративные отношения в торговле. Были созданы торговые ассоциации, общества (гильдии), ганзейские союзы, которые позволили регулировать внутрикорпоративные нормы торговой активности (сбыт, безопасность торговли и др.). С аналогичными целями были образованы ремесленные цеха, корпоративные объединения, которые к тому же регламентировали труд на производстве. В ряде городов Западной Европы появились университеты, школы, которые из центров подготовки богословов постепенно трансформировались в светские учебные заведения.

Школы в средние века обычно устраивали при церквях, и учителями в них были священники. За обучение взималась плата, поэтому учиться могли только дети состоятельных родителей. В школах готовили в основном священников - только церкви нужны были в то время грамотные люди.

В этот период в Западной Европе важнейшие стороны общественной и личной жизни, приобретали духовное наполнение, строго регламентировались религией и контролировались церковью.

В свободное время верующий, если он был грамотным, стремился читать канонические тексты, размышлять над жизненно важными проблемами христианской догматики.

Однако жизнь западного общества не ограничивалась религией. Во-первых, в городах и деревнях существовала народно-повседневная - хозяйственная, общественная, бытовая - практика, которая порождала многообразные досуговые занятия.

Во-вторых, в западном обществе того периода заметно выделялся досуг представителей феодально-рыцарской среды и богатых горожан. В то время, когда хозяева замков и их вассалы не были на военных действиях, они располагали немалым объемом времени на развлечения. Досуг сводился в основном к охоте, пирам, военным тренировкам и турнирам.

В городах Северной Италии появлялся прототип нынешней кредитно-банковской системы, что обусловило появление здесь ранних форм капиталистического хозяйствования. Возможность отдавать деньги в рост под проценты появилась в средневековой Европе не без борьбы и сложных препятствий: христианская церко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: