ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЯХ




С 1 января 2015 года вступили в силу основные законы Пенсионной реформы 2015 и, в частности, два базовых федеральных закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[19] и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»[20].

Изменения пенсионной системы в рамках данного этапа пенсионной реформы коснутся практически всех:

- и тех, кто уже вышел или выходит на пенсию в ближайшие годы, и

- будущих пенсионеров, кто только начинает свой трудовой путь.

С 2015 года устанавливается так называемый порог входа в систему, который предполагается сделать равным 30 баллам. Данное количество пенсионных баллов нужно будет накопить за время трудовой деятельности для получения права на пенсию. Закон «О страховых пенсиях» предполагает некоторый переходный период, когда количество баллов для входа в систему будет постепенно повышаться до 30 балов. В 2015 году, когда закон вступил в силу, это порог составил 6,6 балла, к 2021-му - 10 баллов, а к 2025 году будет установлен в 30 баллов.

Предполагается, что работающим пенсионерам баллы (ПК) будут начисляться только в тот период, когда они откажутся от пенсионных выплат. Начисленные баллы, умноженные на стимулирующий коэффициент (1,4) увеличат размер выплат в дальнейшем. Так государство намеренно стимулировать более поздний выход на пенсию.

Женщины, пенсионный возраст которых наступит позже 1 января 2015 года, получили льготы. В период ухода за первыми четырьмя детьми им будут начисляться повышенные баллы: за первого ребёнка - 1,8, второго - 3,6, третьего и четвёртого - 5,4. Шесть лет будут учтены при назначении пенсии по старости, напомним, что до 2015 года только три года включалось в пенсионный стаж.

Работникам сельскохозяйственных предприятий со стажем более 30 лет и проживающим в сельской местности уже в 2016 г. предусмотрена прибавка к пенсии.

Дополнительные баллы получат граждане, отслужившие в армии, в органах внутренних дел, и приравненных к ним.

Принципиально изменились права на пенсию, порядок её начисления и исчисление трудового стажа. С 2015 года значительно выросли требования по минимальному стажу для назначения пенсии, что составило 15 лет (до 2015 года к пенсионному возрасту достаточно было иметь стаж 5 лет). Увеличение требований по стажу будет проводить постепенно. Так, в 2015 году необходим стаж 6 лет, в 2016 году - 7 лет и так далее. К 2024 году пройдёт постепенное увеличение до 15 лет.

Страховая и накопительная - это 2 вида пенсий согласно новым законам, государство берёт на себя ответственность только за первую.

При недостатке стажа и ПК оформить пенсию гражданин сможет на 5 лет позже установленного законом срока.

Вводится система гарантирования пенсионных накоплений. Гарантии сохранности средств пенсионных накоплений определяются Федеральным законом 2013 года «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».[21]

Согласно закону, в Российской Федерации создается 2-уровневая система гарантирования прав лиц, которые были застрахованы.

То есть эта система включает в себя:

- резерв обязательного пенсионного обеспечения;

- общенациональный гарантийный фонд.

Гарантийный фонд должен будет объединить в себе всех участников системы обязательного пенсионного обеспечения. Фонд будет формироваться из нескольких источников: взносов Пенсионного фонда РФ и негосударственных пенсионных фондов. Контролировать все взносы будет Агентство по страхованию вкладов, на которое также возложены вопросы выплаты гарантийного возмещения.

Гарантируется и капитализированный доход от инвестирования пенсионных накоплений (при условии если он будет и при смене НПФ не чаще одного раза в пять лет).

С 2015 года ужесточаются требования к негосударственным пенсионным фондам и управляющим компаниям, участвующим в пенсионном страховании. К осуществлению деятельности по обязательному пенсионному страхованию будут допущены только НПФ и УК - участники системы гарантирования прав.

Для участия в системе гарантирования прав негосударственные пенсионные фонды должны соответствовать требованиям, установленным Банком России и быть реорганизованными в организационно-правовую форму акционерного общества.

Негосударственный пенсионный фонд ставится на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц (в Агентстве по страхованию вкладов) после подачи в Банк России заявления об участии в системе гарантирования прав и проведения Банком России проверки установленным требованиям.

С 2015 года отменена обязательность накопительной компоненты пенсии.

Гражданину, застрахованному в системе обязательного пенсионного страхования, предоставляется право выбора:

- продолжать формировать накопительную часть пенсию или

- передать все накопленные средства, которые ранее направлялись на формирование накопительной части трудовой пенсии, на формирование страховой пенсии.

Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения"[22] установлено:

- для "молчунов" - граждан, чьи пенсионные накопления находятся в Пенсионном фонде РФ,

- которые ни разу не воспользовались правом выбора способа формирования накопительной части трудовой пенсии и не сделают такой выбор до конца 2015 года, тариф отчислений в Пенсионный фонд РФ составит - 0%.

Таким образом, эта категория граждан, по сути, отказывается от финансирования накопительной части пенсии и все шесть процентов отчислений будут направлены на страховую трудовую пенсию.

Граждане 1967 года рождения и моложе, которые:

до конца 2015 года определились (определятся) с формированием накопительной трудовой пенсии и перевели (переведут) свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд или частную управляющую компанию, либо выбрали (выберут) один из возможных инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (расширенный или портфель государственных ценных бумаг) сохранят прежний порядок формирования накопительной части пенсии (с 1 января 2015 года -накопительной пенсии), а тариф отчислений в Пенсионный фонд РФ на накопительную пенсию для них останется прежним - 6%.

Это означает, что до конца 2015 года, граждане, у которых накопительная часть трудовой пенсии (теперь накопительная пенсия) формировалась не в НПФ или управляющей компании, а в Пенсионном фонде РФ, должны определиться и выбрать вариант своего пенсионного обеспечения:

- сохранить и накопительную пенсию и страховую пенсию или

- полностью перейти только на страховую пенсию, а от накопительной пенсии отказаться.

В 2019 году происходят изменения, касающиеся условий назначения и размера социальной пенсии, оформить которую могут нетрудоспособные граждане, которые не приобрели право на получение выплат страховой пенсии - например, не наработали необходимый страховой стаж или установленное количество пенсионных баллов (приложение №1).

Для тех, кто уже получал социальное пенсионное обеспечение, увеличен размер выплат - проиндексирован с 1 апреля 2019 года в зависимости от увеличения прожиточного минимума пенсионера (ПМП) за прошедший год (то есть за 2018). Согласно Постановлению Правительства №271, подписанному 15 марта 2019 года, Кабмин решил проиндексировать социальные пенсии на 2%.

Для получателей социальной пенсии, проживающих в районах Крайнего Севера или приравненных к Крайнему Северу, величина выплаты увеличивается на соответствующий районный коэффициент. В повышенном размере пенсия будет выплачиваться в течение всего периода проживания пенсионера в этой местности, а в случае переезда на другое место жительства размер выплаты будет пересчитан (может быть применен другой районный коэффициент либо вообще отменена такая доплата).

Для неработающих получателей социальной пенсии, у которых выплаты меньше установленной в регионе его проживания величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП), производится федеральная (ФСД) или региональная социальная доплата (РСД),с помощью которой пенсионные выплаты доводятся до уровня ПМП по региону.

С 1 января 2019 года начал постепенно повышаться возраст, при достижении которого россиянин может оформить социальную пенсию по старости. Согласно новому закону получить выплаты социальной пенсии по старости можно будет в 65 лет женщинам и 70 мужчинам,но такие требования будут установлены по окончании переходного периода в 2023 году.

До конца 2018 года норматив пенсионного возраста для получения социальной пенсии составлял 60 лет для женского населения и 65 - для мужского.

С 01 января 2019 года ежегодно норматив будет увеличиваться на 1 год, пока в 2023 году не зафиксируются окончательные параметры — 65/70 лет.

В два первых года пенсионной реформы (2019-2020г.г.) будет действовать льгота, позволяющая оформить выплаты на полгода раньше положенного по новому закону срока, т.е.: в 2019 г. в 60,5 и 65,5 лет, в 2020 - в 61,5 и 66,5 лет.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальная пенсия это один из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Социальная пенсия гарантируется государством, так как важной задачей любого социального государства является уровень благосостояния его граждан, и, прежде всего граждан пожилого возраста. Пенсия по старости защищает доход человека в период старости. Инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства вправе получать социальную пенсию по инвалидности. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении обладают правом на социальную пенсию по случаю потери кормильца.

В отличие от трудовых пенсий право на социальные пенсии не зависит от трудового стажа и от уплаты страховых пенсионных взносов. Они выплачиваются в твердом размере за счет средств государственного бюджета, перечисляемых в ПФР.

Как и трудовые пенсии, они назначаются в связи: - с достижением установленного законом возраста; - наступлением инвалидности; - потерей кормильца.

Социальная пенсия - это гарантированная государством денежная помощь, предоставляемая в установленных законом случаях независимо от трудового стажа и уплаты страховых пенсионных, взносов за счет средств государственного бюджета.

Итак, социальная пенсия назначается по случаю потери кормильца нетрудоспособным гражданам, а также пожилым гражданам и инвалидам. Право на социальную пенсию имеют те нетрудоспособные, которые по каким-либо причинам не приобрели права на трудовые пенсии. В частности, право на трудовую пенсию отсутствует, если у гражданина нет необходимого страхового стажа (либо его не имел умерший - при решении вопроса о назначении пенсии по случаю потери кормильца).

Социальная пенсия предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с нетрудоспособностью.

По мере стабилизации экономических отношений в России роль социальных пенсий будет возрастать, а круг их получателей расширяться, поскольку государство с социально ориентированной экономикой не может оставить нетрудоспособных граждан.

Разработчики пенсионной реформы исходят из того, что социальные пенсии будут предоставляться с учетом прожиточного минимума и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении установленных социально значимых случаев независимо от участия в трудовой или иной общественной деятельности и уплаты взносов на пенсионное страхование.

Однако это не значит, что размер социальной пенсии удовлетворит прожиточные нужды всех пенсионеров. Для удовлетворения индивидуальных потребностей

некоторых из них (например, инвалидов) необходимо будет избирательно предоставлять социальную помощь сверх социальной пенсии.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: