Упражнение «Собери букеты для Сони и Маши»




Фонематическое восприятие

Педагог раскладывает в кар­машки предметные картинки. На вращающийся диск при­крепляет зеленую, синюю и красную стрелки. Предлагает детям направить синюю стрел­ку на картинки, названия ко­торых с твердого согласного, зеленую — с мяг­кого согласного, красную — с гласного звука.

 

Развитие анализа и синтеза звукового состава

1. Педагог помещает на диск одну фиолетовую стрелку, в окошечко вставляет букву. Де­тям нужно выбрать картинки, названия которых начинаются со звука, обозначенного буквой

2. Педагог помещает в окошко схему слова. Дети на­правляют стрелку диска на предметные картинки, назва­ния которых соответствуют предложенной схеме.

3. Педагог вставляет в око­шечко цифру, например 2

Дети показывают стрелкой картинки, состоящие из двух слогов, и называют их вслух. Правильность можно прове­рить отхлопыванием слова по слогам.


 

Формирование грамматического строя речи

Игра «Один — много». Педагог размещает в кармашках предметные картинки. Дети направляют стрелку диска на каждую из них и сначала на­зывают ее, а затем несколь­ко других.

Игра «Скажи ласково».

В кармашках размещены предметные картинки. На диске — суффикс -ик-. Стрел­кой дети указывают на кар­тинку, называют ее, образуя уменьшительно-ласкательную

форму с суффиксом -ик-, на­пример: карандаш — каран­дашик.

 


 

ИГРА «ЗВУКОЦВЕТИК»

Цель: Развитие фонематического слуха, формирование умений да­вать сравнительную харак­теристику изучаемым зву­кам, делать обобщения: мягкие - твердые, звонкие - глухие.

На изображении цветка хорошо видны пары звонких и глухих. Глу­хие расположены ближе к центру, звонкие - по краям лепестков цвет­ка. На верхнем лепестке - только звонкие. Только мягкие звуки [ч], [щ] - на зеленом лепестке, и в центре - [й]. Только твердые звуки -это [ш], [ж] и [ц]. Они на синем лепестке.

Звук [х] может звучать и твердо и мягко, он не имеет пары; расположился между синим и зеленым лепестками.

Слева в красных кружках - гласные первого порядка. Справа - гласные второго порядка, на них зелёные кисточки, так как эти звуки смягчают согласный звук. Таким образом, зеленая кисточка как бы окрашивает согласный звук в зеленый цвет, а мы при анализе звуков в слоге или слове под этим согласны звуком ставим зеленый кружок.

Игра «Задавай вопросы и отвечай!»

· Чем отличается буква от звука?

· Чем отличаются гласные от согласных?

· Лепесток «Б-П». Сколько букв и сколько звуков?

· Лепесток «Ш-Ж». Сколько букв и сколь­ко звуков?

· Назови все глухие звуки на «Цветке». Сколько их?

· Назови все звонкие звуки на «Цветке». Сколько их?

· Назови только твердые, ([ш], [ж], [ц].)

· Назови только мягкие, ([ч], [щ], [й].)

· Назови согласные звонкие, у которых нет парных глухих, ([м], [н], [л], [р], [й].)

· Назови согласные глухие, у которых нет парных звонких, ([х], [ц], [ч], [щ].)

· Назови гласные, которые смягчают со­гласную. ([я], [ю], [е], [и], [ё].)

· Назови буквы, у которых нет звуков, (ь, ъ.)


"Конструктор букв"

игра-головоломка, которая будет очень полезна дошкольнику в период его знакомства с буквами.

Цель: Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления;

развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

 

Буква - сложный графический знак, несущий определенную смысловую нагрузку: обозначение звука. Осваивая чтение, ребенок учится соотносить каждый звук с определенным знаком, запоминает его, различает и выделяет характерные элементы буквы.

Несомненным достоинством игры "Конструктор букв" является возмож­ность проводить тактильный и оптический анализ букв, конструируя их из минимального количества элементов, своеобразных модулей ("уголков", "воротиков", "стрелочек").

Подготовка к обучению грамоте.

Складывание букв из различных элементов конструктора, трансформация одной буквы в другую, замена модулей - все это помогает ребенку запоминать графический образ каждой буквы.

В составе игры - пятнадцать пластиковых элементов

“стрелочки” - 4 шт., уголки" - 2 шт.,

“воротики” -1 шт., “клюшки” - 3 шт.,

“лапки” - 2шт., “совочки" (большой и маленькие) - 3 шт.

 

Многофункциональное дидактическое пособие

«Речевые круги»

 

Педагог даёт каждому ребенку цветной картонный круг и называет обобщающее понятие. Дошкольник прикрепляет прищепки к кругу, перечисляя при этом относящиеся к данному слову предметы. После того как все прищепки прикреплены (4-5 шт.), ребёнок снимает их по одной, приговаривая относительные, притяжательные прилагательные, уменьшительно-ласкательные существительные и т.д., образованные от данного слова.

В каждом варианте игры со­блюдается аналогичный прин­цип ее проведения.

Варианты игр:

«Скажи ласково»

Цель: закреплять умение образовывать существительные при помощи уменьшительно­ласкательных суффиксов: стул — стульчик; стол — столик; шкаф — шкафчик; и т.д.

 

«Кто где живет?»

Цель: закреплять знания о жилищах животных: белка — в дупле; лиса — в норе; волк — в логове; медведь — в берлоге; заяц — под кустом и т.д.

 

«Какой сок? Какое варенье?»

Цель: закреплять умение образовывать относительные прилагательные: яблоко — яблочный сок, яблочное варенье; груша — грушевый сок, грушевое варенье; абрикос — абрикосовый сок, абрикосовое варенье; персик — персиковый сок, персиковое варенье; и т.д.

 

«Много чего?»

Цель: закреплять умение образовывать множественное число имен существительных (в родительном падеже): кукла — много кукол; мяч — много мячей; неваляшка — много неваляшек;

 

«Веселый счет»

Цель: закреплять умение согласовывать существительные с числительными: одно платье, два платья,., пять платьев и т.д.

 

Дидактическое пособие «Дом со словами»

по обучения грамоте

Цель: развитие фонематического восприятия.

Задачи: автоматизация и дифференциация звуков; определение места звука в слове; деление слов на слоги; классификация предметов и т.п.

Пособия могут использоваться во время непосредственной образовательной деятельности с детьми, а также во время самостоятельной игры.

Описание пособия

Педагог выкладывает картинки, ребенок должен определить по первым буквам каждой картинки загаданное слово.

 

«Домики для звуков»
Дидактическое пособие по обучению грамоте

Цель: формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте.

Задачи: учить определять наличие заданных звуков в словах и дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости, развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление, воспитывать интерес к речевому творчеству.

Комплектность: игровое поле, кубик с фишками, зелёный и синий домики, предметные картинки (в игре использованы только согласные буквы, которые обозначают по два оппозиционных звука, имеющих различия по твёрдости – мягкости.

 

Правила игры:

Вариант 1.

Детям раздают по несколько карточек. Взрослый устанавливает очерёдность. Ребёнок называет свою картинку, выделяя первый звук в слове, даёт ему характеристику, кладёт карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (зелёный домик) или твёрдому звуку (синий домик). Если кто-то допустил ошибку, то карточка остаётся у него.

Вариант 2.

Каждому ребёнку раздаётся несколько карточек (2,3…) и одна фишка. Все ставят свои фишки у начала дорожки. Каждый по очереди бросает кубик и совершает столько передвижениё по кружкам, в которых написаны буквы, сколько показывает кубик. Остановившись на букве, ребёнок называет её и говорит, какие звуки она может обозначать. Затем ребёнок ищет среди своих картинок те, названия которых начинаются на эти звуки. Если такая картинка (и) есть, ребёнок кладёт её (их) на изображение соответствующего домика: синего или зелёного. Выигрывает тот, кто первым освободится от картинок.

Вариант 3

Все ставят свои фишки у начала дорожки. Каждый по очереди бросает кубик и совершает столько передвижениё по кружкам, в которых написаны буквы, сколько показывает кубик. Остановившись на букве, ребёнок придумывает слово на выпавшую букву: с мягким согласным, если кружок вокруг буквы зелёный и с твёрдым согласным, если кружок вокруг буквы синий. Выигрывает тот, кто быстрее дойдёт до конца поля и безошибочно назовёт слова. Если слово придумано неверно, ребёнок пропускает ход.

 

 

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

«СОБЕРИ БУКЕТ»

Описание. Игра по обучению грамоте «Собери букет» предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Применяется в образовательной области «Коммуникация». В ходе игры у детей формируются навыки элементарного звукового анализа. Дети учатся определять наличие заданного звука в слове, закрепляют умение делить слова на слоги, различать твёрдые и мягкие согласные. Закрепляют правильное произношение поставленных звуков.
Задачи
Формировать навыки элементарного звукового анализа.
Закреплять правильное произношение поставленных звуков.
Игровой материал.
- Карты с вазами (рисунки). В каждой вазе стебли, на концы которых прикрепляются головки цветов. На вазах прозрачные кармашки.
- Карточки, на которых нарисованы буквы или цветы (вставляются в кармашки).
- Цветы с картинками в серединке на закрепляемый звук.

«Собери букет»

Цель: Упражнять детей в определении заданного звука в слове. Закреплять умение соотносить звук и букву.
Взрослый ставит перед детьми карту, на которой изображена ваза со стеблями и цветы с картинками на закрепляемый звук.

Вставляет в кармашек Букву Р и сообщает:
- Сегодня мы будем составлять букет из цветов. Но не все цветы подойдут для букета. На вазе буква Р, значит и цветы-картинки мы будем выбирать со звуком Р.
Ребёнок выбирает цветок, проговаривает название картинки и прикрепляет к стеблю.

Игру можно использовать на дифференциацию звуков. Например,

Упражнение «Собери букеты для Сони и Маши»

Цель: Упражнять в дифференциации звуков [с-ш] в словах и словосочетаниях. Развивать фонематический слух – тренировать в определении наличия данного звука в слове.
Взрослый ставит перед детьми две вазы, на одной из которых в кармашке буква С, а на другой – буква Ш.

- Сегодня мы будем составлять букеты для Сони и Маши. Соне нравятся цветы-картинки со звуком [С], а Маше – цветы-картинки со звуком [Ш].
Ребёнок выбирает цветок, проговаривает название картинки, определяет наличие того или иного звука и собирает букеты.


На каждый стебель нужно прикреплять по одному цветку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: