Существуют следующие основные виды транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), автомобильный, воздушный, трубопроводный. У каждого вида транспорта есть конкретные особенности, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе. У каждого вида транспорта (за исключением трубопроводного) имеются определенные типы транспортных средств. Выбирая соответствующий вид транспорта, логистический менеджер должен учитывать мощность и провозные возможности, технико- эксплуатационные характеристики и пространственную доступность транспорта. Важным условием выбора является обеспечение сохранности груза в пути, соблюдение стандартов качества перевозочного процесса, международных экологических требований.
Основные способы транспортировки (виды перевозок):
Унимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом транспорта. Смешанная перевозка грузов осуществляется обычно двумя видами транспорта. Комбинированная перевозка отличается от смешанной использованием более двух видов транспорта.
Интермодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, когда один из перевозчиков организует всю доставку от пункта отправления через один и более пунктов перевалки до пункта назначения и – в зависимости от распределения ответственности за перевозку – выдает различные виды транспортных документов, а мультимодальной – если лицо, организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования – независимо от числа участвующих видов транспорта, при этом оформляется единый перевозочный документ.
Понятие и цели управления запасами.
|
Управление запасами - это оптимизация запасов произведенных товаров, незавершенного производства, сырья и других объектов деятельности предприятиями с целью уменьшения затрат хранения при обеспечении уровня обслуживания и бесперебойной работы предприятия.
Логистика принесла в управление запасами новый взгляд на сам запас – запас стал объектом управления. Запас стали рассматривать как форму существования материального потока или часть материального потока, который имеет свои границы в пространстве и во времени.
Управление запасами предусматривает решение задач:
- определение потребности в материальных ресурсах в целях создания запасов;
- участие в выборе стратегии управления запасами;
- определение характеристик поставок;
- определение норм запасов;
- разработка системы контроля запасов.
К настоящему времени сформировались три концепции управления запасами:
1. Концепция максимизации запасов.
2. Концепция оптимизации запасов.
3. Концепция минимизации запасов.
1. Концепция максимизации запасов разрабатывается уже длительное время и, можно сказать, почти отошла в прошлое.
2. Концепция оптимизации запасов. Она заключается в признании целесообразности содержания запаса в оптимальном (чаще всего по критерию минимума совокупных затрат на создание и содержание запасов) размере. До сих пор эта концепция является широко признанной и наиболее часто применяемой.
3. Концепция минимизации запасов. Связана с точкой зрения, что запасы – проявление расточительности. Стали развиваться логистические системы/технологии, позволяющие значительно снизить уровень запасов. появилась возможность снижать уровень запасов без потери качества обслуживания производства. Стала значительно сокращаться длительность производственного цикла, что совместно с развитием систем управления качеством и при постоянном характере потребления позволило развить систему JIT(точно в срок), которая почти полностью ликвидировала страховые запасы.
|
Применение того или иного подхода к управлению запасами должно определяться стратегией компании и вытекающей из нее стратегией управления запасами. Без четкой постановки целей и определения критериев эффективности эта невозможно выстроить систему управления запасами.
Виды и назначение запасов.
Классификация запасов.
По месту нахождения запасы делятся на:
· Производственные;
· Товарные.
Производственные запасы формируются в промышленных предприятиях и предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса.
Товарные запасы находятся у предприятий–изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах распределения у производителей и торговых компаний. Товарные запасы необходимы для бесперебойного
обеспечения потребителей разного уровня продукцией.
По видам товарно-материальных ценностей запасы могут включать:
· сырье и материалы, продовольствие;
· производственные запасы (запасы незавершенного производства) и комплектующие;
· готовую продукцию;
· вспомогательные материалы и т.п.
|
По исполняемым функциям подразделяются на:
· Текущие. Текущие запасы обеспечивают непрерывность поступления материальных ресурсов в производственный процесс, а также возможность непрерывной реализации готовой продукции предприятиями–изготовителями и организациями торговли в период между поставками. Текущие запасы
составляют основную часть производственных и товарных запасов. Их величина постоянно меняется.
· Подготовительные. Подготовительные (буферные) запасы требуют дополнительной подготовки перед использованием в производстве (сушка древесины, например). Подготовительные запасы готовой продукции вызваны необходимостью их подготовки к отпуску потребителям.
· Гарантийные (страховые и резервные) Гарантийные (страховые или резервные) запасы предназначены для
непрерывного снабжения продукцией потребителя в случае непредвиденных обстоятельств. Такими обстоятельствами могут быть, например, отклонения в периодичности и в величине поставок от запланированных, задержки поставок в пути, изменения интенсивности потребления и др. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов является постоянной величиной. При нормальных условиях работы эти запасы являются неприкосновенными.
· Сезонные Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки продукции. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке.
· Рекламные Рекламные запасы (для продвижения) создаются и поддерживаются в каналах распределения для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику. Они связаны с широкомасштабными рекламными мероприятиями.
· Спекулятивные Спекулятивные запасы создаются в целях защиты от возможного повышения цен или введения протекционистских квот или тарифов, а также, чтобы использовать конъюнктуру рынка для получения дополнительной прибыли.
По времени запасы подразделяются на:
· Максимальный желательный уровень
· Пороговый уровень
· Текущий уровень
· Гарантийный уровень
Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа. Пороговый уровень запаса (точка заказа) используется для определения момента времени очередного заказа. Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом. Гарантийный запас (страховой или резервный) похож на гарантийный – в классификации по исполняемой функции – и предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.
Можно также выделить неликвидные запасы – длительно неиспользуемые производственные и товарные запасы. Они образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального
износа.
Цели создания запасов.
Запасы различных видов продукции (материальных ресурсов, готовой продукции) создаются для достижения разнообразных целей. Наиболее типичными целями создания запасов являются:
· страхование сбоев в поставках; Запасы создаются на случай срыва сроков, изменения объемов поставоки неудовлетворительного качества продукции.
· защита от повышения закупочных цен; Защита от повышения закупочных цен с помощью дополнительных запасов возможна при обоснованных расчетах, подтверждающих эффективность подобной операции.
· экономия на оптовых скидках; Экономия на оптовых скидках за счет создания запаса окажется эффективной только в том случае, когда возросшая стоимость запаса будет меньше, чем экономия на оптовых скидках, несмотря на то, что компания не сразу будет использовать запас.
· экономия на транспортировке; Экономия на транспортировке за счет повышения уровня запасов часто совмещается с идеей экономии на оптовых скидках. Транспортные расходы зачастую составляют значительную часть цены продажи. Перевозка большими партиями приводит не только к снижению транспортных расходов, но и к увеличению уровня запасов.
· повышение эффективности производства; Запасы незавершенного производства могут привести к снижению себестоимости производства в связи с ликвидацией простоев оборудования; Запасы материальных ресурсов и незавершенного производства позволяют максимально полно использовать ресурс времени работы оборудования; обеспечивают выполнение графика производства при возникновении сбоев;