Игры на взаимодействие и общение




Игры на сплочение

 

«Передай маркер»

Игра выполняет одновременно две функции: знакомство и сплочение.

Студенты встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Ведущий берет маркер и бросает его любому из членов группы, тот передает дальше, при этом обязательно запоминая, от кого получил(а) и кому передал(а) маркер. Нельзя передавать маркер стоящим рядом и через одного. Те, кто передал маркер, скрещивают руки на груди, чтобы можно было понять, в чьих руках маркер еще не побывал. Перед тем как бросать маркер, необходимо спросить: «Как тебя зовут?», услышав ответ, назвать по имени и только затем бросать.

После того, как первый круг завершен (не важно падал маркер при этом или нет), студентам ставиться условие, что теперь, сохраняя траекторию передачи, необходимо бросать маркер так, чтобы он ни разу не упал. Если это случилось, то круг начинается с начала. Время на игру не ограничено. Если долго не получается, то куратор может помочь, давая советы. Например: «Будьте внимательнее, когда передаете маркер», «Не мешайте друг другу», «Это ваше общее дело, и вы должны его сделать обязательно» и т.п. Если задание с одним маркером выполнено слишком быстро (с первого или со второго раза), то можно добавить еще один маркер или попросить сделать шаг из круга, тем самым усложнив задание.

Необходимые материалы: 1 или 2 маркера (можно использовать ручку, крупный брелок и т.п.)

«Карета»

Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. Во время выполнения задания куратору необходимо наблюдать за поведением студентов: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека:

крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;

двери – ими обычно становятся люди имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими):

сиденья – это люди не очень активные, спокойные;

седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;

лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;

кучер – это обычно лидеры, умеющий вести за собой;

Если студент выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»).

После того, как карета готова, студенты садятся в круг, обсуждают произошедшее, а затем куратор объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали.

Примечание: если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения названные выше не будут отражать качеств данных людей.

 

«Слепые фигуры»

Студенты встают в круг и берутся за руки. Им предлагается закрыть глаза и всем вместе, не расцепляя рук, построить квадрат. После того как группа решит, что квадрат готов, ведущий просит их открыть глаза и посмотреть, что у них получилось. Если группа не довольна увиденным, они вновь закрывают глаза и продолжают выполнять задание. Затем таким же образом можно построить прямоугольник, треугольник, равнобедренный треугольник и т.д.

Примечание: в данном задании можно использовать веревку со связанными концами, за которую берутся все студенты группы.

 

«Глаза в глаза»

Группа садится в круг так, чтобы было хорошо видно каждого, руки кладут под ягодицы. Молча, не употребляя мимики лица, одними глазами необходимо найти себе пару (нельзя «договариваться» с соседями и с теми, кто сидит через одного). По сигналу ведущего все встают и подходят к своей паре. Скорее всего сразу не все смогут «договорится глазами», поэтому упражнение повторяется, но при этом студенты рассаживаются на другие места в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не будет своей пары.

 

«Общие объятия»

Все встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает ребятам посмотреть на тех, кто стоит через одного от них и затем взяться за руки с этими людьми. Потом через двух от них и тоже взяться за руки с этими людьми и так далее, пока каждый не будет держаться за руки с человеком напротив.

Примечание: после каждого нового «объятия» группе необходимо предлагать выпрямиться (для этого студентам придется ближе подойти друг к другу). Первый раз игру можно остановить, если ребятам становиться не уютно или очень сложно стоять.

 

«Сесть на стол»

Игра на преодоление тактильных барьеров, выявление лидеров и снятие напряжения одновременно.

Группа должна по команде как можно быстрее сесть на стол так, чтобы все члены группы разместились на столе. На полу не должно быть ни одной ноги.

 

«Ирландская дуэль»

Инструкция группе: «Выберите, пожалуйста, себе партнера. Я хочу предложить вам игру под названием «Ирландская дуэль». Вы должны встать друг напротив друга так, чтобы около вас было достаточно свободного пространства, и вы могли бы во время игры двигаться друг вокруг друга. Пожалуйста, положите левую руку себе на спину на уровне крестца, ладонью наружу. Эта ладонь – ваше уязвимое место, ваша Ахиллесова пята.

Правую руку вытяните указательным пальцем вперед – это будет ваш ирландский меч. Ваша задача – дотронуться вытянутым указательным пальцем до открытой ладони партнера, одновременно не давая ему задеть ваше «уязвимое место». Во время этой дуэли вы не имеете права удерживать партнера. Так как ирландцы – очень мирный народ, то дуэль будет длиться всего одну минуту».

Обратите, пожалуйста, внимание на то, чтобы в комнате было достаточно свободного места – в противном случае участники могут «в пылу сражения» обо что-нибудь удариться. После первого поединка вы можете предложить участникам провести дуэль с новыми партнерами.

 

«Семейная фотография»

Группа – семья. Группе предлагается выбрать мать, отца, детей, бабушек и дедушек, тетей и дядей и других родственников и расположить их так, как будто они фотографируются на семейную фотографию.

После игры необходимо обсудить – кто какое место занял на фотографии, причины такого выбора, все ли члены группы довольны распределенными ролями.

 

Игры на взаимодействие и общение

«Лекция»

Тема: «Мордовский государственный университет: настоящее и будущее»

Эта игра способствует развитию навыков общений и успешного взаимодействия в группе.

Пространство зала организуется следующим образом: ставится три ряда стульев в каждом по четыре (пять, шесть) стула – это аудитория. Стул напротив – кафедра. В игре участвует вся группа. Хорошо если будет идти съёмка на видео.

Кто-нибудь один начинает читать лекцию на какую-нибудь тему (она должна быть связана со сферой профессиональных психологических интересов участников). Первый участник читает лекцию в течение одной минуты, а за тем по сигналу место за кафедрой занимает участник под номером два, который в свою очередь уступит через минуту свое место следующему участнику, и т.д., пока каждый участник не побывает за кафедрой дважды, то есть не прочитает по два куска из общей лекции.

Участники должны изо всех сил стремиться к тому, чтобы лекция являла собой единое целое, чтобы сохранялась логика изложения материала, чтобы одни и те же мысли не повторялись все время.

Во время лекции участники, сидящие на стульях первого ряда, должны внимательно слушать то, что говорит преподаватель; сидящие на стульях второго ряда должны записывать лекцию и задавать вопросы; сидящие же на последнем порядке играют между собой в «крестики-нолики», а сидящие на двух оставшихся стульях говорят на различные темы, не касающиеся темы лекции.

После того, как лектор прочитывает свою часть лекции, он садится на стул номер 1 первого ряда, все участники сдвигаются на одно место, а сидящий на стуле №12 встает и продолжает лекцию.

Лектор может выгнать со своей лекции любого слушателя, и тот должен выйти из зала на одну минуту, до следующего перемещения. Слушатель, не желающий покидать аудиторию, может вступить в пререкание или просто отказаться выйти. В этом случае все участники тренинга встают по стойке смирно и стоят так ровно минуту. Это охлаждает страсти.

 

«Головные повязки»

Игра направлена на осознание реального взаимодействия, тренировка навыков рефлексии происходящего.

На голове у участников повязки с надписями, содержание которых самим носителям повязок неизвестно. Надписи на чужих повязках доступны для прочтения – это инструкции как вести себя по отношению к данному участнику:

– Слушайте меня. – Поддерживайте меня.

– Поймите меня. – Критикуйте меня.

– Слушайтесь меня. – Спорьте со мной.

– Научите меня. – Поверьте мне.

– Обманывайте меня. – Уважайте меня.

– Я все знаю. – Не доверяйте мне.

– Не смотрите мне в глаза. – Перебивайте меня.

– Объясните мне. – Хвалите меня.

– Жалейте меня. – Бойтесь меня.

– Улыбайтесь мне. – Завидуйте мне.

Получив надписи, участники начинают обсуждать какую-нибудь проблему, например: «Достаточно ли одного высшего образования для достижения успеха в жизни?», «Зачем студенты получают высшее образование?», ориентируясь при этом на то, что написано на головных повязках. При этом произносить однокоренные слова или фразы, содержащие намек на надпись не желательно. Задача участников понять, что написано на собственных головных повязках.

После того, как последний участник догадался о надписи на своей повязке, проводится обсуждение задания. Вопросы для обсуждения: Что удалось и насколько? Каковы ваши чувства? Одинаковое ли было отношение со стороны других?

 

Групповая дискуссия

«Упражнение Джеффа»

Упражнение направлено на знакомство с мировоззренческими установками членов студенческой группы, выявление и корректировка сложившиеся ценностей и стереотипов

Ведущий сообщает участникам о пространственном делении комнаты на три части: Зона «да », зона «нет » и зона «не знаю ». После прочтения ведущим заранее заготовленных утверждений после 30 секундного обдумывания участники переходят либо в зону согласия – «да », либо в зону несогласия – «нет », либо в зону сомнения – «не знаю ». (Заранее следует сделать таблички-указатели для каждой зоны). После чего ведущий задает вопрос о причинах выбора той или иной точки зрения, просит аргументировать, обращаясь поочередно к представителям разных позиций (по собственному усмотрению). Важно выслушать всех участников дискуссии, задавая провоцирующие размышления, но корректные вопросы. В начале участникам следует сообщить, что в случае появления сомнений или изменения мнения по конкретной проблеме они могут любой момент перейти в зону, которая соответствует изменениям. В результате, каждый высказывается, делится сомнениями и визуализирует посредством перехода в разные зоны динамику собственной позиции.

Требования к ведущему. 1) заранее подготовить тезисы, ориентируясь на внутригрупповые интересы и актуальные проблемы современности. Желательно чередовать серьезные утверждения с менее серьезными и значительными. 2) не защищать и не оправдывать ни одну из позиций, но задавать опросы, ставящие ее под сомнение. Обязательна рефлексия по поводу изменившихся взглядов.

Итог – конструктивный обмен мнениями, способствующий большему взаимопониманию внутри коллектива.

Примеры тезисов.

Война не может быть оправдана.

Аборты следует запретить.

Мясо вредно.

Каждый человек рождается свободным.

Старый друг – лучше новых двух.

От сессии до сессии живут студенты весело.

Ложь во спасение – это благо.

Студенческая дружба самая прочная.

Договор дороже денег.

Я хотел бы родиться в другой стране.

Жаль, что люди не летают как птицы.

Самоубийство – это признак слабости.

Судьбу изменить не возможно.

Точность – это только для королей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: