Базовые понятия
Профориентация___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Профконсультация_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Профессиональное самоопределение_________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Личностное самоопределение________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Карьера___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Профессиональный выбор__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
|
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Вопросы для обсуждения
1. В чем сущность профессионального самоопределения?
2. Чем отличаются профессиональное и личностное самоопределение?
3. В чем заключается главная цель профессионального самоопределения?
4. Чем различаются "жизненные сценарии" и "жизненные стратегии" (по Э. Берну)?
5. Насколько оправданно в профессиональном консультировании рассматривать построение "образа жизни" человека? Почему?
6. Чем, по-вашему, могут объясняться различия у разных авторов в типологиях профессионального и личностного самоопределения?
Литература
1. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 256 с.
2. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. М.: "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 352 с.
3. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. М.: МГППИ, 2006. 108 с.
4. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М.: МПСИ, Флинта, 2001. 184 с.
Задание для самостоятельной работы
1. Разработайте программу профориентации для школьного психолога. Заполните таблицу.
Программа профориентации для учащихся ___ классов
№ п\п | Основные виды, направления деятельности | Основное содержание |
2. Проанализируйте биографию двух выдающихся, на ваш взгляд, человек (художников, музыкантов, политиков, ученых), добившихся в своей профессии высоких результатов по следующей схеме.
|
ФИО_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Сфера деятельности ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Какие результаты достигнуты как профессионалом ____________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Благодаря чему удалось построить карьеру____________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
ФИО_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Сфера деятельности________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Какие результаты достигнуты как профессионалом ____________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
|
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Благодаря чему удалось построить карьеру____________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Семинарское занятие 5
ТЕМА: Метод профессиографирования, составление профессиограмм
и психограмм
Базовые понятия
Профессиограмма__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Профессионально важные качества (ПВК) ____________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Психограмма _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Модуль профессии _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Аналитическая профессиограмма ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Профотбор ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Диагностическая профессиограмма __________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Информационная профессиограмма __________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Профподбор ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Схема анализа профессии ___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Справедливость в оценке труда ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Модель специалиста _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Вопросы для обсуждения
1. Как соотносятся понятия "профессиограмма", "психограмма" и "аналитическая профессиограмма"?
2. Чем различаются информационная и диагностическая профессиограммы?
3. Можно ли однозначно утверждать, что предложенная Е.А. Климовым "формула профессий" является разновидностью профессиограмм?
4. Что такое "трудовой метод" в изучении профессиональной деятельности?
5. В чем сложности корректно организованного профотбора? Приведите аргументы "за" и "против" использования стандартизированных опросников и тестов в профотборе.
Литература
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 2003. 244 с.
2. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 2005. 344 с.
3. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.: Тривола, 2005. 480 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/Д: "Феникс", 2004. 512 с.
5. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. 400 с.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
7. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. М.: "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 352 с.
8. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, КМОС, 2005. 352 с.
Задание для самостоятельной работы
1. Выберите любую профессию и разработайте для нее профессиограмму по схеме.
Как называется работа и в чем она состоит (ее существенные характеристики)
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Какова эффективность (основные критерии эффективности) и цель работы
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Что является предметом труда (над чем работают)
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Каким способом (как) выполняется работа (каков технологический процесс)
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
На основании чего делается работа (нормативная и производственная документация)
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Каковы конкретные критерии оценки труда __________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Какая необходима квалификация ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
При помощи каких средств выполняется работа _______________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
В каких условиях выполняется работа _______________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Какова организация труда (график работы, трудовые смены, баланс труда и отдыха)
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________