ТЕМА: Основы профессионального самоопределения




Базовые понятия

Профориентация___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Профконсультация_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Профессиональное самоопределение_________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Личностное самоопределение________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Карьера___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Профессиональный выбор__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Вопросы для обсуждения

1. В чем сущность профессионального самоопределения?

2. Чем отличаются профессиональное и личностное самоопределение?

3. В чем заключается главная цель профессионального самоопределения?

4. Чем различаются "жизненные сценарии" и "жизненные стратегии" (по Э. Берну)?

5. Насколько оправданно в профессиональном консультировании рассматривать построение "образа жизни" человека? Почему?

6. Чем, по-вашему, могут объясняться различия у разных авторов в типологиях профессионального и личностного самоопределения?

Литература

1. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 256 с.

2. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. М.: "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 352 с.

3. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. М.: МГППИ, 2006. 108 с.

4. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М.: МПСИ, Флинта, 2001. 184 с.

Задание для самостоятельной работы

1. Разработайте программу профориентации для школьного психолога. Заполните таблицу.

Программа профориентации для учащихся ___ классов

№ п\п Основные виды, направления деятельности Основное содержание
     
       
     
       

 

2. Проанализируйте биографию двух выдающихся, на ваш взгляд, человек (художников, музыкантов, политиков, ученых), добившихся в своей профессии высоких результатов по следующей схеме.

ФИО_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Сфера деятельности ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Какие результаты достигнуты как профессионалом ____________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Благодаря чему удалось построить карьеру____________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

ФИО_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Сфера деятельности________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Какие результаты достигнуты как профессионалом ____________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Благодаря чему удалось построить карьеру____________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Семинарское занятие 5

ТЕМА: Метод профессиографирования, составление профессиограмм
и психограмм

Базовые понятия

 

Профессиограмма__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Профессионально важные качества (ПВК) ____________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Психограмма _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Модуль профессии _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Аналитическая профессиограмма ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Профотбор ________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Диагностическая профессиограмма __________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Информационная профессиограмма __________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Профподбор ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Схема анализа профессии ___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Справедливость в оценке труда ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Модель специалиста _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Вопросы для обсуждения

1. Как соотносятся понятия "профессиограмма", "психограмма" и "аналитическая профессиограмма"?

2. Чем различаются информационная и диагностическая профессиограммы?

3. Можно ли однозначно утверждать, что предложенная Е.А. Климовым "формула профессий" является разновидностью профессиограмм?

4. Что такое "трудовой метод" в изучении профессиональной деятельности?

5. В чем сложности корректно организованного профотбора? Приведите аргументы "за" и "против" использования стандартизированных опросников и тестов в профотборе.

Литература

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 2003. 244 с.

2. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 2005. 344 с.

3. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.: Тривола, 2005. 480 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/Д: "Феникс", 2004. 512 с.

5. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. 400 с.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.

7. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. М.: "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 352 с.

8. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, КМОС, 2005. 352 с.

Задание для самостоятельной работы

1. Выберите любую профессию и разработайте для нее профессиограмму по схеме.

Как называется работа и в чем она состоит (ее существенные характеристики)

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Какова эффективность (основ­ные критерии эффективности) и цель работы

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________


Что является предметом труда (над чем работают)

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Каким способом (как) выполняется работа (каков технологический процесс)

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

На ос­новании чего делается работа (нормативная и производственная документация)

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Каковы конкретные критерии оценки труда __________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Какая необходима квалификация ___________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

При помощи каких средств выполняется работа _______________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

В каких условиях выполняется работа _______________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Какова органи­зация труда (график работы, трудовые смены, баланс труда и от­дыха)

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: