Структура педагогической деятельности. Основные стороны труда учителя (по А. К. Марковой). Профессионально важные качества (ПВК) учителя. Профессионально-ценностные ориентации учителя. Педагогические способности. Стиль деятельности.
Профессиональные деструкции и деформации в профессии учителя. Особенности труда педагога в современной школе.
Особенности деятельности психолога. Профессиональная этика. Проблема "модели специалиста" психолога труда и профконсультанта. Имидж профконсультанта. "Кризисы разочарования" и основные этапы развития психолога-профессионала. "Использование" энергии кризиса. Основные этапы в смещении основных акцентов в поиске главного предмета своей деятельности.
СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
По курсу «Психология труда»
Семинарское занятие 1
ТЕМА: Предмет, цели и задачи психологии труда
Базовые понятия
Субъектность______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Предмет психологии труда__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Субъект труда _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Этический «парадокс» предмета психологии труда_____________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Общий метод психологии труда_____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Адаптационно-производственный уровень ____________________________________________
|
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Социально-адаптационный уровень__________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Ценностно-смысловой уровень_______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Инженерная психология____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Психология управления_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Профориентация___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Профессиональное образование______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Эргономика_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
|
__________________________________________________________________________________
Вопросы для обсуждения
1. Как соотносится предмет психологии труда с предметом психологии?
2. Назовите основные и вспомогательные проблемы психологии труда.
3. Что такое «эргономика»?
4. Как соотносятся эргономический и психологический подходы к изучению трудовой деятельности?
5. Назовите основные разделы психологии труда.
Литература
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 2003. 244 с.
2. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 2005. 344 с.
3. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.: Тривола, 2005. 480 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. 400 с.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
6. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. М.: "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 352 с.
7. Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая школа, 2001. 287 с.
Задание для самостоятельной работы
1. Сделайте аннотацию одной из статей, посвященной актуальным проблемам психологии труда по следующей схеме.
Автор статьи _____________________________________________________________________
Название статьи __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Источник, выходные данные _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Проблема, затрагиваемая в статье, степень ее актуальности ___________________________
|
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Позиция автора ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Ваше собственное отношение к проблеме______________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Заполните таблицу:
Основные проблемы современной психологии труда
№ п\п | Проблема психологии труда | Вариант, способы решения |
Семинарское занятие 2
ТЕМА: Методы психологии труда. История развития психологии труда
Базовые понятия
Аналитический метод ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Проектировочный метод ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Производственный метод___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Лабораторный метод_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Объективный метод _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Субъективный метод ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Эмпирический метод_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Экспериментальный метод __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Социологическая концепция бюрократии_____________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Административная концепция_______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Концепции «человеческих отношений» ______________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Концепции трудовой мотивации_____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Концепции «коллективистских отношений» __________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Кризис психотехники ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Вопросы для обсуждения
1. Отличаются ли принципиально методы психологии труда от общепсихологических метод?
2. Назовите основные источники сбора данных (информации) в психологии труда
3. Как повлияли особенности социально-экономического развития России начала ХХ века на развитие психологи труда?
4. Какова основная причина кризиса психотехники?
5. Что нового предложил Ф.У. Тейлор в плане изучения труда?
6. Чем характеризуется современный этап в развитии научных представлений о труде?
Литература
1. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 2008. 199 с.
2. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М.: МГУ, 2002. 221 с.
3. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957). М.: МГУ, 2005. 334 с.
4. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 2005. 448 с.
5. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. М.: "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 352 с.
Задание для самостоятельной работы
1. Заполните таблицу
Методы психологии труда
№ п\п | Название метода | Возможности использование | Особенности и специфика применения |
2. Выберите по одному ученому (отечественному и зарубежному) и опишите их вклад в развитие психологии труда.
Фамилия ученого _________________________________________________________________
Основные достижения, вклад в развитие психологии труда _____________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Фамилия ученого _________________________________________________________________
Основные достижения, вклад в развитие психологии труда _____________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Семинарское занятие 3