Базовые понятия
Человек-оператор __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Метод моделирования ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
«Человек – машина» (СЧМ) _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Система «Человек – компьютер» ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
«Компьютерная метафора» _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
|
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Вопросы для обсуждения
1. В чем специфика методов инженерной психологии?
2. Чем определяется быстродействие труда оператора?
3. Что такое "спонтанная отвлекаемость" в операторском труде?
4. Приведите пример рационального (и нерационального) расположения клавиатуры и дисплея персонального компьютера.
5. Приведите примеры правил экономии рабочих движений.
6. В чем проблема "технократического мышления"?
7. Как соотносятся "органопроекция" и "объектопроекция"?
Литература
1. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 2005. 344 с.
2. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.: Тривола, 2005. 480 с.
3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 2008. 199 с.
4. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 2005. 448 с.
5. Основы инженерной психологии: Учебник / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986. 448 с.
6. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. М.: "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 352 с.
7. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское психологическое общество, 2004. 196 с.
8. Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая школа, 2001. 287 с.
Задание для самостоятельной работы
|
Опишите специфику операторского труда по следующей схеме оператора
ПВК _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Профотбор операторов
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Профессиональные деструкции ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Заполните таблицу.
Ошибки в труде операторов
№ п\п | Ошибка | Причины | Последствия | Профилактика |
Семинарское занятие 10
ТЕМА: Особенности профессиональной деятельности педагога, психолога
Базовые понятия
Структура педагогической деятельности ______________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
|
ПВК учителя ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Профессионально-ценностные ориентации учителя ____________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Педагогические способности _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Стиль деятельности ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Профессиональные деструкции _____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Модель специалиста _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Профессиональные деформации ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Профессиональная этика ___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
«Кризисы разочарования» __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Вопросы для обсуждения
1. Специфика, особенности педагогической деятельности.
2. В чем заключается главная сложность построения "модели специалиста" психолога-практика?
3. Какие основные "кризисы разочарования" можно выделить в ходе профессионального образования и дальнейшего развития психолога?
4. Ответственность за нарушение профессиональной этики.
Литература
1. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. 400 с.
2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 256 с.
3. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. М.: "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 352 с.
4. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. М.: МГППИ, 2006. 108 с.
5. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, КМОС, 2005. 352 с.
Задание для самостоятельной работы
1. Приведите примеры профессиональных деструкций в психолого-педагогических профессиях. Заполните таблицу.
Профессиональные деструкции в психолого-педагогических профессиях
Деструкция | Профилактика |
2. Разработайте памятку-рекомендацию учителю или психологу «как сохранить свое психическое здоровье» _________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Примерная шкала оценки по дисциплине
«ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА»
При организации и применении балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов рекомендуется использовать следующие виды самостоятельной работы:
1. Подготовка к семинарским занятиям, выступление или сообщение на семинаре, участие в дискуссиях. Максимальная оценка - 20 баллов. Семинарские занятия проводятся после прохождения учебного материала по теме.
2. Ведение Словаря психологических терминов по мере прохождения учебного материала каждой темы. Максимальная оценка – 5 баллов.
3. Ведение Словаря персоналий по мере прохождения учебного материала каждой темы. Максимальная оценка – 5 баллов.
4. Выполнение заданий для самостоятельной работы практических занятий – 20 баллов.
5. Написание реферата - 5 баллов.
6. Посещение занятий. Максимальная оценка – 5 баллов.
В результате студент имеет возможность набрать в течение семестра 60 баллов, что является максимальной оценкой самостоятельной работы.
НАПРАВЛЕНИЯ УНИРС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психология труда»
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ