ТЕМА: Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда




Базовые понятия

Человек-оператор __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Метод моделирования ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

«Человек – машина» (СЧМ) _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Система «Человек – компьютер» ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

«Компьютерная метафора» _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Вопросы для обсуждения

1. В чем специфика методов инженерной психологии?

2. Чем определяется быстродействие труда оператора?

3. Что такое "спонтанная отвлекаемость" в операторском труде?

4. Приведите пример рационального (и нерационального) расположения клавиатуры и дисплея персонального компьютера.

5. Приведите примеры правил экономии рабочих движений.

6. В чем проблема "технократического мышления"?

7. Как соотносятся "органопроекция" и "объектопроекция"?

Литература

1. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 2005. 344 с.

2. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.: Тривола, 2005. 480 с.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 2008. 199 с.

4. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 2005. 448 с.

5. Основы инженерной психологии: Учебник / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986. 448 с.

6. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. М.: "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 352 с.

7. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское психологическое общество, 2004. 196 с.

8. Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая школа, 2001. 287 с.

Задание для самостоятельной работы

Опишите специфику операторского труда по следующей схеме оператора

ПВК _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Профотбор операторов

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Профессиональные деструкции ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

 

2. Заполните таблицу.

Ошибки в труде операторов

№ п\п Ошибка Причины Последствия Профилактика
           
           
         
           
           
         

Семинарское занятие 10

ТЕМА: Особенности профессиональной деятельности педагога, психолога

Базовые понятия

Структура педагогической деятельности ______________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

ПВК учителя ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Профессионально-ценностные ориентации учителя ____________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Педагогические способности _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Стиль деятельности ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Профессиональные деструкции _____________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Модель специалиста _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Профессиональные деформации ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Профессиональная этика ___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

«Кризисы разочарования» __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Вопросы для обсуждения

1. Специфика, особенности педагогической деятельности.

2. В чем заключается главная сложность построения "модели специалиста" психолога-практика?

3. Какие основные "кризисы разочарования" можно выделить в ходе профессионального образования и дальнейшего развития психолога?

4. Ответственность за нарушение профессиональной этики.

Литература

1. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. 400 с.

2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 256 с.

3. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. М.: "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 352 с.

4. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. М.: МГППИ, 2006. 108 с.

5. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, КМОС, 2005. 352 с.

 

Задание для самостоятельной работы

1. Приведите примеры профессиональных деструкций в психолого-педагогических профессиях. Заполните таблицу.

Профессиональные деструкции в психолого-педагогических профессиях

Деструкция Профилактика
   
   
     
   
   

2. Разработайте памятку-рекомендацию учителю или психологу «как сохранить свое психическое здоровье» _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 


Примерная шкала оценки по дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА»

При организации и применении балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов рекомендуется использовать следующие виды самостоятельной работы:

1. Подготовка к семинарским занятиям, выступление или сообщение на семинаре, участие в дискуссиях. Максимальная оценка - 20 баллов. Семинарские занятия проводятся после прохождения учебного материала по теме.

2. Ведение Словаря психологических терминов по мере прохождения учебного материала каждой темы. Максимальная оценка – 5 баллов.

3. Ведение Словаря персоналий по мере прохождения учебного материала каждой темы. Максимальная оценка – 5 баллов.

4. Выполнение заданий для самостоятельной работы практических занятий – 20 баллов.

5. Написание реферата - 5 баллов.

6. Посещение занятий. Максимальная оценка – 5 баллов.

 

В результате студент имеет возможность набрать в течение семестра 60 баллов, что является максимальной оценкой самостоятельной работы.

 

НАПРАВЛЕНИЯ УНИРС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психология труда»

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: