Введение в психологию труда




Проблема предмета и метода психологии труда.

Эргономика и ее задачи.

Этический "парадокс" предмета и метода психологии труда.

Основные этапы развития психологии труда в России.

Психотехника и ее кризис.

Общие тенденции в развитии психологических представлений о труде.

Основные этапы развития профориентации в России, СССР и РФ.

Представления о труде и конкретная культурно-историческая эпоха: связь и взаимовлияние.

Человек и труд

Профессиограмма и психограмма.

Основные методы изучения профессий и человека в труде.

Трудовая деятельность как система.

Трудности изучения профессии в условиях современной России. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности.

Профориентация как система.

Основные методы профориентации.

Методы активизации профессионального самоопределения.

Основные стратегии (подходы) в профориентации

 

Психологические особенности профессиональной деятельности

Основные компоненты организационной (корпоративной) культуры.

Основные направления кадрового менеджмента.

Основы организационного консультирования.

Проблема оценки функционального состояния работника.

Основные направления регулирования функциональными состояниями работников.

Стресс и дистресс в труде.

Сущность и структура производственного конфликта.

 

Психология профессий

Основные задачи инженерной психологии.

Принятие решений в деятельности человека-оператора.

Ошибки в труде операторов.

Основы проектирования систем "человек - машина".

Основные направления эксплуатации систем "человек - машина".

Система "человек - компьютер" и пути обогащения "компьютерной метафоры".

Проблема построения "модели специалиста" психолога-практика.

Психолог-практик как возможный "посредник" между личностью клиента и Культурой.

Основные этапы профессионального становления психолога-практика.

Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА»

Формой оценки результатов изучения студентами дисциплины «Психология труда» является зачет. К зачету студенты должны

знать: основные психологические признаки труда и профессии, историю возникновения и развития психологических представлений о труде, основные этапы становления субъекта труда и формирования профессионала, общее представление о системе "человек - машина", основные этапы деятельности человека-оператора.

уметь: анализировать трудовую деятельность, составлять различные профессиограммы, иметь начальные навыки ориентировки и выбора методов психологического изучения труда, иметь начальные навыки рефлексии собственной будущей профессиональной деятельности (особенно в ценностно-смысловом ее аспекте).

иметь представление: об основных проблемах развития психологии труда, об основных проблемах развития и саморазвития профессионала, о перспективах развития психологии труда и инженерной психологии.

 

ВОПРОСЫПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА»

 

1. Предмет, объект, цели, задачи психологии труда.

2. Проблема предмета психологии труда.

3. Методы психологии труда.

4. Экспериментальные методы психологии труда.

5. Неэкспериментальные методы психологии труда.

6. История развития психологии труда в России.

7. История развития психологии труда за рубежом.

8. Основные этапы развития субъекта труда.

9. Уровни профессионализма.

10. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности.

11. Развитие профессионального самосознания.

12. Кризисы профессионального становления.

13. Профессиональные деструкции.

14. Психологические детерминанты и уровни профессиональных деструкций.

15. Уровни организации труда (индивидуальный, групповой, организационной, социальный).

16. Основные признаки значимости труда

17. Внешние и внутренние мотивационные факторы.

18. Факторы удовлетворенности трудом.

19. Проблема повышения трудовой мотивации.

20. Определение и роль функциональных состояний.

21. Классификация функциональных состояний.

22. Структура и методические подходы к диагностике функциональных состояний.

23. Виды функциональных состояний.

24. Методы исследования на рабочем месте.

25. Стресс и дистресс в труде.

26. Основные виды профессионального стресса (Н.В. Самоукина).

27. Причины «профессионального стресса».

28. Варианты проявления стресса в труде.

29. Понятие профессиограммы и психограммы.

30. Типы профессиграмм.

31. Содержание и структура профессиграмм.

32. Общая схема профессионального отбора.

33. Типичные ошибки при оценке кандидатов – претендентов.

34. Основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм. Методы и схемы профессиографирования.

35. Уровни анализа трудовой деятельности.

36. Особенности профессиональной деятельности психолога, требования, предъявляемые к профессии.

37. Кадровая политика, ее основные этапы.

38. Проблема управления персоналом организации.

39. Технологии и методы управления пер­соналом в организации.

40. Основные теоретические подходы к проблеме формирования трудовой команды.

41. Особенности трудовой деятельности учителя. Факторы, влияющие на продуктивность трудовой деятельности учителя.

42. Профессиональный стресс учителей. Понятие «профессиональных заболеваний» учителя.

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 2003. 244 с.

2. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 2005. 344 с.

3. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.: Тривола, 2005. 480 с.

4. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 2004. 304 с.

5. Кабаченко Т.С. Психология управления: В 2 ч. М.: Российское педагогическое общество. 2005. 323 с.

6. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 2008. 199 с.

7. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М.: МГУ, 2002. 221 с.

8. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957). М.: МГУ, 2005. 334 с.

9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/Д: "Феникс", 2004. 512 с.

10. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. 400 с.

11. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 2005. 448 с.

12. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.

13. Моргунов Е.Б. Конспекты по психологии: Личность и организация. М.: Тривола, 2006. 112 с.

14. Основы инженерной психологии: Учебник / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986. 448 с.

15. Основы конфликтологии. Учебное пособие / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юристъ, 2007. 200 с.

16. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 256 с.

17. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. М.: "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 352 с.

18. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. М.: МГППИ, 2006. 108 с.

19. Пряжников Н.С. Личность в эпоху продажности: Учебно-методическое пособие. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2000. 224 с.

20. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М.: МПСИ, Флинта, 2001. 184 с.

21. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, КМОС, 2005. 352 с.

22. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское психологическое общество, 2004. 196 с.

23. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ереминой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. 423 с.

24. Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая школа, 2001. 287 с.

25. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 2002. 183 с.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: