Перед началом игры выбирают двоих детей, которые будут «играющими ребятами». Они встают в любой части зала (площадки). Остальные дети — «комары» располагаются врассыпную по всему пространству, где проводится игра. По сигналу взрослого ведущие начинают выполнять заранее оговоренное движение и произносить слова, а остальные ребята — бегать в медленном темпе вокруг них врассыпную или по кругу.
Раз, два, три, прилетели комары.
Стали комары пищать,
Не дают нам поиграть.
Раз, два, три, надоели комары.
Надоели комары. Комара скорей лови!
С окончанием слов «играющие ребята» заканчивают выполнение задания, и начинается бег с ловлей и увертыванием. Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.
Примечание. «Играющие ребята» могут: выполнять ходьбу по кругу, держась за руки; играть в ладошки; каждый бросать свой мяч вниз и ловить после отскока; отбивать мяч от пола (земли).
Рыбак»
Перед началом игры выбирают «рыбака». Он садится на пол (стул) в одном из углов зала (площадки) (в руках — гимнастическая палка), а по всему остальному пространству располагаются врассыпную остальные дети — «рыбки». С началом произнесения «рыбаком» текста дети медленно начинают бегать (можно выполнять движения руками, как при плавании брассом):
В камышах сижу я тихо — очень опытный рыбак.
Но не ловится рыбешка, на крючке висит червяк.
Рыбка плавает, мелькает, но все мимо червяка.
И поэтому, конечно, нет движенья поплавка.
Без улова мне — никак. Буду я ловить вот так!
С окончанием слов «рыбак» кладет в указанное место «удочку», хлопает в ладоши, показывая, что будет ловить рыбку руками, и начинает «ловить» (пятнать детей). Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.
Саранча»
Перед началом игры выбирают ребенка — «ловца саранчи». Он встает с одной стороны зала (площадки). Остальные дети — «саранча» стайкой располагаются в любом месте. Среди них выбирают ведущего. По сигналу взрослого «ловец» начинает шагать на месте или по периметру зала (площадки), произнося текст:
Стрекоча, стрекоча, стрекоча,
Черной тучею летит саранча.
Все съедает на своем пути —
Ни листочка, ни травинки не найти.
Чтобы сад и огород сохранить,
Надо быстро саранчу переловить!
Ребята стайкой за ведущим в любом направлении выполняют медленный бег или подскоки с ноги на ногу.
После слова «переловить» начинается бег с ловлей и увертыванием. Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.
Синичка»
Перед началом игры выбирают ребенка, который будет исполнять роль синички-мамы. Остальные дети — «птенцы» встают в круг, берутся за руки и по сигналу взрослого начинают ходьбу, произнося текст:
Покинула мама-синичка гнездо.
Без мамы-синички пусто оно.
Синички-птенцы без мамы скучают,
Один за другим из гнезда вылетают.
Скорее, синичка, найди малышей,
В семейном гнезде будет всем веселей!
«Мама» в это время выполняет за кругом любые движения, имитирующие полет: стоя на месте, поднимает руки в стороны и опускает вниз; выполняет повороты туловища вправо-влево; ходит или бегает в медленном темпе в любом направлении.
С окончанием слов дети разъединяют руки и начинают бегать в медленном темпе врассыпную по площадке. По команде взрослого «Найди малышей!» «мама» ловит «птенцов». Ребенок, которого запятнали, отходит в указанное место, где лежит большой обруч — «гнездо», и выполняет любой вид ходьбы: приставным шагом вокруг обруча лицом или спиной к центру; то же, но стоя на ободе обруча; перешагивание через обруч вперед-назад или вправо-влево боком на месте и с продвижением вдоль обруча вправо или влево. Дети, которых также «поймали», договариваются между собой и выполняют вместе любое понравившееся
упражнение из числа предложенных или придуманное ими самими движение.
Сова»
По всему пространству зала (площадки) расставлены предметы для подлезания под них и проползания под ними.
Выбирают ребенка, который будет исполнять роль совы. Он садится на стул (скамейку). Остальные дети — «мыши» располагаются врассыпную по залу (площадке). По сигналу взрослого ребенок-«сова» начинает произносить слова:
Днем мышата веселятся,
Днем мышата все резвятся,
Так как спит сова при свете.
Это знают даже дети!
А наступит темнота —
Мыши, прячьтесь кто куда!
Ребята в это время передвигаются по площадке: бегают в медленном темпе, ползают, выполняют подскоки, проползают под предметами и подлезают под ними.
С окончанием слов начинается бег с ловлей и увертыванием.
Правила игры. 1. «Ловишка» не пятнает ребенка, который успел подлезть под предмет. 2. Нельзя находиться под предметом дольше трех счетов: один, два, три.
Сороконожки»
Все играющие делятся на две равные по количеству участников подгруппы, в каждой из которых выбирают ведущего — «голову сороконожки»*. Остальные дети — «ножки сороконожки». Ведущие запоминают ребят своей подгруппы, затем встают в середине зала (площадки) лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные ребята располагаются за ними в колонны, кладут ладони на плечи впереди стоящего.
По сигналу взрослого все дети начинают ходьбу приставным шагом вправо (влево) и одновременно произносят:
Как-то две сороконожки
Разыгрались на дорожке.
В «карусельку» играют,
Всеми ножками шагают.
А потом так закружились —
Друг от друга отцепились.
После слова «отцепились» ходьба прекращается, ведущие остаются стоять на месте, держась за руки, а остальные дети разбегаются. Затем ведущие вместе произносят:
Свои ножки лови,
На другие — не смотри.
После этого начинается бег с ловлей и увертыванием: каждый ведущий пытается вернуть в свою колонну убежавшие «ножки». Пойманный ребенок отходит в указанное заранее для своей подгруппы место. Выигрывает ведущий, который быстрее своего товарища поймал свои «ножки» и построил ребят в колонну.
Примечания
• Если количество детей нечетное, взрослый принимает участие в качестве игрока одной из подгрупп.
• Ведущий может запомнить своих игроков, стоящих в произвольном построении, только посмотрев на них. А можно попросить детей построиться в две шеренги или в два круга. В этом случае каждая «голова сороконожки» запоминает свои «ножки», проходя вдоль шеренги или по кругу и произнося вслух имя каждого участника своей подгруппы.
Тихо бегают мышата»
Перед началом игры выбирают «кота». Он встает (садится на стул, скамейку) на одной стороне зала (площадки). Остальные дети — «мышата» располагаются врассыпную по залу. По сигналу взрослого «кот» начинает произносить слова:
Тихо бегают мышата
На носках по кладовой.
Только я все это слышу,
Старый я, но не глухой.
Тише, тише, не топчитесь,
Вот возьму и изловлю!
{Грозит пальцем.)
Котик я совсем не злобный
{улыбается),
С мышками играть люблю!
Ребята в это время бегают врассыпную по площадке.
С окончанием слов «котик» начинает догонять «мышат», и вместо простого касания рукой он их щекочет. В этой игре нет выбывающих — все продолжают бегать до ее остановки взрослым. Подсчитывается количество игроков, кого «котик» догнал и сколько раз. Выигрывают ребята, которых ему не удалось пощекотать.