Количество игроков: минимум 6, максимум 20 (вся группа детей старшего возраста дошкольного учреждения), оптимальное — 10.
Пособие и инвентарь: 10 карточек с изображением натурального ряда чисел (от 1 до 10); мячи по количеству игроков.
Перед началом игры:
• каждый ребенок берет мяч;
• дети встают в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы между ними можно было свободно пробежать «змейкой»;
• взрослый (ведущий), проходя внутри круга, показывает поочередно каждому игроку карточку с изображением числа; ребенок называет число и запоминает его;
• взрослый озвучивает задание, которое ребята будут выполнять с мячом, и направление бега (вправо, влево по кругу).
По условному сигналу совместно со взрослым дети начинают произносить рифмовку и выполнять задание с мячом:
Ты с мячом играй, играй, Ты число не забывай. Один, два, три, четыре, пять... А теперь пора бежать.
После слова «бежать» дети перестают играть, при этом мяч остается у них в руках. Затем взрослый произносит: «Внимание!» — и
называет два числа. Ребята, которые услышали свои числа, кладут мяч на пол и бегут в указанном направлении «змейкой» между детьми, обегая и свои мячи. Добежав до своего места, каждый берет мяч и поднимает руки вверх. Побеждает тот, кто быстрее выполнил задание и при этом правильно пробежал «змейкой». Игра заканчивается, когда все дети хотя бы по одному разу приняли участие в забеге.
Примечания
• Если количество детей, желающих принять участие в игре, равно 11, то они образуют два круга, в один из которых встает взрослый; при количестве игроков 12 игра проводится в двух кругах.
• Когда детей больше 12, игра может проводиться как в двух кругах, так и в одном, при этом после числа «10» взрослый снова показывает детям числа начиная с 1.
|
• При назывании чисел взрослый выбирает их таким образом, чтобы они были присвоены детям, стоящим друг от друга через два игрока и более. В некоторых случаях можно назвать три числа — в забеге примут участие трое игроков.
• Целесообразно заранее сделать карточки для ведущего на конкретное количество участников игры (N) с вариантами сочетаний чисел.
Примеры карточек
N=6: 1-4; 2-5; 3-6.
N=7: 1-4; 2-5; 3-6; или: 1-5; 2-6; 3-7; 4-1; 4-7.
N=8: 1-5; 2-6; 3-7; 4-8; или: 1-4; 2-5; 3-6; 4-7; 8-3; 8-5;
или: 1-4-7; 2-5-8; 1-3-6.
N=9: 1-4-7; 2-5-8; 3-6-9.
N=10: 1-4-7; 2-5-8; 3-6-9; 10-4-7.
• Темп и ритм произнесения текста задается взрослым в соответствии с характером движения с мячом.
• В игре могут использоваться мячи разных размеров: малые — диаметр 6—10 см; средние — 12—15 см; большие — 20 см.
Варианты заданий с мячом малого размера:
бросок мяча вниз одной рукой, ловля двумя руками; бросок мяча вверх одной рукой, ловля двумя руками;
- бросок мяча вниз одной рукой, ловля другой рукой;
- бросок мяча вниз или вверх одной рукой, ловля двумя руками, переступая на месте маленькими шагами вокруг себя;
- бросок мяча вниз или вверх одной рукой, ловля двумя руками, выполняя приставные шаги в стороны;
- бросок мяча вниз или вверх одной рукой, ловля двумя руками, выполняя ходьбу по кругу друг за другом и соблюдая первоначальное расстояние.
Варианты заданий с мячом среднего размера:
- бросок мяча вниз с ловлей после отскока;
подбрасывание мяча вверх и ловля;
чередование: бросок вниз — ловля и бросок вверх — ловля;
|
- бросок мяча вниз и ловля или вверх и ловля, переступая на месте маленькими шагами вокруг себя;
- бросок мяча вниз и ловля или вверх и ловля, выполняя приставные шаги в стороны;
- бросок мяча вниз и ловля или вверх и ловля, выполняя ходьбу по кругу друг за другом с соблюдением первоначального расстояния;
Варианты заданий с мячом большого размера:
- то же, что со средним мячом;
- отбивание мяча стоя на месте (двумя руками, одной рукой, поочередно правой, левой рукой);
- ведение мяча по кругу с соблюдением первоначального рас
стояния между детьми.
Цапля»
Перед началом игры выбирают ребенка, который будет исполнять роль цапли. Остальные дети — «лягушки». Они встают врассыпную по залу (площадке). По сигналу взрослого ребенок-«цапля» начинает выполнять ходьбу с высоким подниманием бедра вдоль одной из сторон зала (площадки), произнося слова:
Птица с длинными ногами,
Цапля с тонкими ногами
По болоту шагает и лягушек считает:
«Один, два, три, четыре, пять...
Надоело считать.
Дальше — шесть, дальше — семь.
Лучше их поймаю, съем!»
Ребята в это время выполняют любые прыжки на месте или с продвижением.
С окончанием слов начинается бег с ловлей и увертыванием. Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.
30. Эй, ловишка, выходи!
Дети встают в круг и закрывают глаза. Взрослый обходит ребят по внешнему кругу и мягко касается плеч одного из них. Он будет в игре «ловишкой». По сигналу взрослого дети открывают глаза и начинают ходить врассыпную по залу (площадке), произнося слова:
Мы шагали по площадке,
Только строили догадки —
Кто нас будет догонять?
От кого нам убегать?
Эй, ловишка, выходи!
Нас попробуй догони!
После слова «догони» дети останавливаются, а «ловишка» встает в заранее указанное место (обруч, положенный на краю площадки; поднимается на возвышение — куб, скамейку и т. п.) и произносит:
Быстро всех переловлю.
Я ловить ребят люблю.
После этого начинается бег с ловлей и увертыванием. Пойманные дети выбывают из игры.