Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путём, чтобы оповестить об отлучении Михаила Кирулария других восточных иерархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и русским духовенством.
В последующие годы Русская Церковь не занимала однозначной позиции в поддержку какой-либо из сторон конфликта[6]. Если иерархи греческого происхождения были склонны к антилатинской полемике, то собственно русские священники и правители не участвовали в ней[7][8]. Таким образом, Русь поддерживала общение и с Римом, и с Константинополем, принимая те или иные решения в зависимости от политической необходимости.
Двадцать лет спустя после «разделения Церквей» имел место знаменательный случай обращения великого князя Киевского (Изяслава-Димитрия Ярославича) к авторитету папы св. Григория VII. В своей распре с младшими братьями за Киевский престол Изяслав, законный князь, вынужден был бежать за границу (в Польшу и потом в Германию), откуда и апеллировал в защиту своих прав к обоим главам средневековой «христианской республики» — к императору (Генриху IV) и к папе. Княжеское посольство в Рим возглавил его сын Ярополк-Пётр, имевший поручение «отдать всю русскую землю под покровительство св. Петра». Папа действительно вмешался в ситуацию на Руси. В конце концов, Изяслав вернулся в Киев (1077). Сам Изяслав и его сын Ярополк канонизированы Русской Православной Церковью.
Около 1089 в Киев к митрополиту Иоанну прибыло посольство антипапы Гиберта (Климента III), по-видимому, желавшего укрепить свои позиции за счёт его признания на Руси. Иоанн, будучи по происхождению греком, ответил посланием, хотя и составленным в самых почтительных выражениях, но всё же направленном против «заблуждений» латинян (это первое по времени неапокрифическое писание «против латинян», составленное на Руси, хотя и не русским автором). Cогласно русским летописям, послы от папы приходили в 1169.
|
В Киеве имелись латинские монастыри (в том числе доминиканский — с 1228), на землях, подвластных русским князьям, с их разрешения действовали латинские миссионеры (так, в 1181 князья Полоцкие разрешили монахам-августинцам из Бремена крестить подвластных им латышей и ливов на Западной Двине). В высшем сословии заключались (к неудовольствию греков) многочисленные смешанные браки. Большое западное влияние заметно в некоторых[ каких? ] сферах церковной жизни.
Подобная ситуация сохранялась вплоть до монголо-татарского нашествия.
Снятие взаимных анафем
В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором, предстоятелем Константинопольской православной церкви, и Римским Папой Павлом VI, в результате которой в декабре 1965 года были сняты взаимные анафемы и подписана Совместная Декларация[9]. Однако «жест справедливости и взаимного прощения» (Совместная декларация, 5) не имел никакого практического или канонического значения. С католической точки зрения, остаются в силе и не могут быть отменены анафемы I Ватиканского Собора против всех, кто отрицает учение о первенстве Римского Папы и непогрешимости его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесённых ex cathedra (то есть когда Папа выступает как «земной глава и наставник всех христиан»), а также ряд других постановлений догматического характера.
|
13.Библия как культурно-исторический памятник
Библия: композиция, периодизация, язык
Как следует из самого названия, "Библия" (греч. "книги") не являются одним цельным произведением. Это сборник различных сочинений числом более шести десятков (а вместе с неканоническими* книгами Ветхого завета Библия насчитывает 77 книг,1 условно называемых "Книгами", значительно различающихся между собой как по объёму, так и по времени составлению, содержанию, жанру и стилю, написанных разными авторами.
В христианской Библии выделяются две крупные части: Ветхий завет (древнеслав. "Древний союз" или "Древний договор") и Новый завет.
Ветхий завет является вероисповедной основой двух религий: иудаизма и христианства. Ветхий завет стал священным писанием древнееврейской религии, Новый завет - христианства. Но поскольку христианство во многом сложилось на основе иудаизма, его последователи по традиции признавали священным писанием так же и Ветхий завет. И до сих пор все христианские церкви считают священным писанием всю Библию, в то время как иудее признают только Ветхий завет.
Традиционно книги Ветхого завета подразделяют на три "разряда":
1. "Закон" (в иудаизме - "Тора" - "учение" или "закон");
2. "Пророки" и
3. "Писания".
В "Закон" входят 5 первых книг Библии, так называемое Пятикнижие Моисеево: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.
"Пророки" (древнееврейск. небийм) делятся на первых или старших и на последних или младших, которые, в свою очередь, подразделяются на "великих" и "малых". Еврейская современная (т.н. масоретская) Библия к "великим" относит 3-х пророков: Исаию, Иеремию, Иезениля; и их книги наряду с книгами 12-ти "малых" пророков относит к разделу "Пророки"**
|
Христианская Библия включает в раздел "Пророки" и Книгу Даниила (которого относит к "великим"), а так же и так называемые "исторические" книги: Книгу Судей, 4 книги Царств, 2 книги Паралипоменон книги Ездры и Неемии)2 тогда как масореты* Книгу Даниила, книги Ездры и Неемии, Летописи (1 и 2 Паралипоменон)**наряду с Псалмами, Притчами, Иовом, Песнью Песней, Руфью, Плачем Иеремии к разделу Писания.
Перечисленные выше книги Ветхого завета считаются каноническими (от канон - греч. "правило"; в данном случае, правило, которое церковь постановляет в отношении веры для обязательного выполнения со стороны верующих) как в иудаизме, так и во всех христианских церквах. Кроме них есть ряд других сочинений, "книг", которые иудейские богословы вообще не считают священными писаниями и не включают в свою Библию, а некоторые из христианских церквей включают либо в качестве "богодухновенных"***(католическая церковь), либо в качестве "душевнополезных" (православная церковь).
Канонические книги более древние, написаны в XV-V в.в. до Рождества Христова (до н.э.); неканонические - в IV-I в.в. до Р.Х.
Почти все сочинения, вошедшие в состав Ветхого завета, были написаны на древнееврейском языке и лишь несколько мест в них - на родственном ему арамейском языке. Первым собирателем книг считают Ездру (V в. до Р.Х.). В III в. до Р.Х. - I в. Р.Х. ветхозаветный канон приобрёл тот вид, который существует в современной Библии.
В III-II в.в. до н.э. был сделан перевод Ветхого завета на греческий язык. Этот перевод был сделан для александрийских евреев и иудеев, живущих вне Палестины, которые уже забывали родной язык и говорили по-гречески, но. Как сказано в Предисловии к Книге премудрости Иисуса, "находясь на чужбине, желают учиться и приспособляют свои права к тому, чтобы жить по закону".
Библейские книги на латинском языке были известны уже в конце II в. по Р.Х. В конце IV- начале V в.в. их перевели заново, этот перевод под названием "Вульгата" получил широкое распространение в Католической Церкви.
Переводу Библии на славянский язык начат был в IX в. Кириллом и Мифодием. Современная славянская Библия представляет собой перепечатку Елисаветинского издания 1751-1756 г.г.
На русский язык Библия переведена в середине XIX в. Канонические книги переводились с еврейского малоретского текста с дополнениями и вариантами из Септуатинты, а неканонические - с греческого, за исключением Третьей книги Ездры, переведённой с латинского, т.к. этой книги нет ни в еврейской, ни в греческой Библии. Русская православная Библия содержит все 39 канонических и 11 неканонических книг Ветхого завета.
Новый завет включает в себя 27 книг: Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна (евангелие - греч. "благая весть", "благовествование").
За евангелиями следует небольшое сочинение Деяния Апостолов. Затем Послание Апостолов; их -21, из них первые 7 называются соборными, потому что адресованы от Иоанна, Иуды) всем христианским общинам. Остальные 14 носят название Посланий апостола Павла и адресованы либо какой-нибудь одной общине (например, Послание к римлянам), либо к какому-то отдельному лицу (например, Послание к Тимофею).
Заканчивается Новый завет Откровением Иоанна Богослова или Апокалипсисом (греч. "откровение").
Последовательность появления книг Нового завета не совпадает с той, в которой они располагаются в каноне и которая отстаивается христианской традицией. Первым во второй половине 69-начала 69 г.г. появилось откровение Иоанна; в конце 90-х г.г. I в. и в начале II в. - некоторые из Посланий; во второй четверти II в. - Евангелие; в начале второй половины II в. - Деяния и остальные послания.
Проблемы авторства и датировки большинства библейских книг ещё очень далеки от окончательного решения. Однако в общем можно считать научно установленным, что древнейшие тексты, вошедшие в состав Ветхого завета, относятся к XIII - XII в.в. до н.э., а самые поздние - по II в. до н.э. Что касается Нового завета, то он создавался ещё позже - в I - II в.в. н.э. таким образом, в общей сложности Библия складывалась на протяжении почти 1500 лет.
Библия: культурно-историческое значение
Знаменитый французский историк религии Эрнест Жозеф Ренан, автор "Жизни Иисуса", начал эту книгу такими словами: "Фактом огромного значения в мировой истории является тот переворот, в результате которого благороднейшая часть человечества перешла от старых религиозных форм, известных под неопределённым именем идолопоклонства, к новой, основанной на единстве Божества…".
Ниже Ренан даёт предельно краткий, но удивительно ёмкий анализ языческих религиозных верований, которые у одних народов "не прошли далее веры в кудесников", либо приводили "к бесстыдным сценам бойни", или не выходили из фетишизма. Даже при "блестящих цивилизациях, развившихся в отдалённой древности в Китае, Вавилоне и Египте" религия "не имела… никакого влияния на направление великих человеческих течений", а религия "Вавилона и Сирии никогда не освобождалась от основ странной чувственности", оставались "школами разврата, где только лишь благодаря поэтическому проникновению открывались порой блестящие просветы в мир божества".
Далее Ренан делает потрясающе точный вывод: "никакой великой нравственной мысли не могло выйти от рас, униженных вековым деспотизмом и привыкших к учреждениям, которые лишали личность свободы действия".
"Явление на свет" поэзии души, веры, свободы, частности, самоотвержения" Ренан связывает с "двумя великими расами - индоевропейской и семитической.*
По убеждению Ренана, именно "расе семитической принадлежит слава создания религии человечества". Конечно же, речь здесь идёт о христианстве, но Ренан пишет: "Закон или Тора, написанная в глубокой древности на каленных скриженах и приписанная … Моисею, был уже тогда кодексом монотеизма и заключал … могучие зародыши общественного равенства и нравственности".
"Центральная доктрина иудаизма, - пишут авторы одного из современных учебников, - вера в единого бога, который бессмертен, вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен. Иудаизм проповедует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву, Божья воля открывается через Тору".
Иудаизм тесно связан с древней историей семитских народов и, прежде всего, еврейского. Приблизительно во второй половине II-го тысячелетия до н.э. наряду с разложением родового строя у части семитских племён на смену распространённой среди народов Древнего Востока космогонической мифологии приходит идея сотворения мира единым Творцом.
В соответствии с библейским преданием, родоначальником еврейского народа, а также ряда других народов (например, арабов) был Авраам - внук Сима (Шема), первого сына ноя. Именно Авраам по пути из Южного Междуречья заключил Завет с Богом (отсюда и Ветхий Завет и Новый Завет - Библия). Древний (Ветхий) договор (Завет) с Богом был заключён на простых и понятных условиях: в обмен на исполнение требования, которое позже в Десяти Заветных Заповедях, дарованных Моисею, записано как "да не будет у тебя других богов перед ликом Моим" Всевышний отдавал Аврааму и "гарантировал" многочисленное потомство.
Несколько веков спустя Завет с Богом, подтверждённый Моисеем, приобретает письменную форму, а затем, по мере исторического развития, в Книгах - Библии …
По условиям нашего реферата нет ни возможности, ни смысла анализировать и оценивать точность соответствия библейских текстов реальным историческим процессам в событиях и лицах. Гораздо важнее отметить: Библия, являясь своеобразным "продуктом" человеческой истории, сложившись, преобразилась в мощнейший фактор, влияющий на ход истории человечества. Можно сколько угодно оспаривать "богодухновенность" библейских текстов, но отрицать единство внутренней логики библейских сюжетов и объективно исторических событий - означало бы быть слепым.
Монотеизм (единобожие), его осознание и признание - решающее завоевание цивилизации; здесь трудно не согласиться с Э.Ж.Ренаном (см. выше). Но важно и не упустить один существенный момент. На него обращают внимание и в научной литературе: "Хотя иудаизм, - пишут авторы Основ религиоведения, - поставил своей целью признание Бога всем человечеством, он всегда осуждал и противостоял ассиминации евреев, оставаясь мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Израиля". Поэтому иудаизм не мог рассчитывать на широкое признание, но с другой стороны, по этой же причине (этническая замкнутость) иудаизма проявляет свою жизнестойкость. Религией единения человечества, выросшей из Библии, стало христианство.
Идея мессианства - грядущего пришествия в мир божьего посланца, призванного установить справедливый и угодный Богу порядок, - одна из центральных в иудаизме, в Новом Завете обретает свою законченную форму. Если в иудаизме, особенно в крайних его формах таких, как фарисейство; выступали за чистоту иудаизма, за соблюдение внешних норм поведения), Мессия придет для того, чтобы освободить иудеев от власти язычников и положить основание Царствия Божия на земле, истинными наследниками которого является богоизбранный народ, т.е. те же иудеи; то в христианстве Мессия - Сын Божий, явившийся для спасения всего человечества.
Именно поэтому христианство стало второй (после буддизма) мировой религией. Третья, самая молодая, мировая религия - ислам, - не смотря на предельно обострившееся в наши дни противостояние иудейскому и христианскому миру, в разное время и не без оснований воспринималась как одна из христианских сект или как основанная на заимствованиях религия. Не без оснований потому, что главная священная Книга мусульман, Коран, в значительной мере посвящена изложению библейских, ветхозаветных и новозаветных, сюжетов и почти на четверть содержит сведения о жизни библейских пророков. Это тема отдельного исследования, но поскольку мы говорим о культурно-историческом значении Библии, не отметить влияние последней на одну из мировых религий, которую исповедует более миллиарда человек было бы ошибкой.
И, наконец, главное: культурно-историческая ценность Библии заключается, прежде всего, в ценности той доктрины, которую она проповедует. Библейское Слово "… провело раздел между духовным и временным и положило основу истинному либерализму и истинной цивилизации". Будучи высоким образцом культуры духовной, Библия удивительным образом влияла на развитие материальной культуры человечества.
Удивительно точно об этом сказал Роман Быкадоров в "Священной истории". В согласии со средневековыми концепциями, ведущая роль в формировании сакральной географии Ойкумены принадлежит святыням. Ветхозаветные религии, вещи, принадлежавшие спасителю, Божьей Матери и Апостолам, мощи святых, главные храмы Константинополя и других христианских столиц, императорские и патриаршие регалии были видимым средоточением духовной жизни. Именно вокруг них, а не вокруг рыночных площадей и зернохранилищ складывались города и государства древности, как бы тенденциозной учености не хотелось опровергнуть это".
О Библии как о памятнике истории и культуры, в сущности, говорить нельзя. Памятник - это "сохранившийся предмет культурного прошлого", а Библия - вероисповедная основа живых религий.
Памятником письменности Библия может быть только для атеистов; либо слово "памятник" применительно к Библии должно употребляться с целью подчеркнуть непреходящую культурно-историческую ценность входящих в неё Книг.
В основной части нашего реферата мы намеренно не затрагивали вопросов о происхождении Вселенной, жизни на Земле и человека, хотя их божественное происхождение лежит в основе библейской доктрины. Великий русский философ Вл. Соловьёв писал: "… богословское положение о сотворении мира из ничего, … не есть какое-нибудь объяснение, а только требование отказаться от всяких объяснений". Современная наука, изучающая концепции естествознания, пришла к замечательному выводу: "Вопреки бытующим представлениям, наука не в состоянии опровергнуть идею о божественном сотворении первозданной Вселенной, так же как теологические взгляды не обязательно отвергают возможность того, что жизнь в процессе своего развития приобрела черты, объяснённые на основе Законов природы".
Та же наука относит мировые религии к числу "универсальных, сверхлокальных ценностей", формирующих социокультурную общность, именуемую цивилизацией. И, конечно же, Библии как вероисповедной основе одной из трёх мировых религий принадлежит и одно из главенствующих мест в системе этих ценностей.