Социальная доктрина католицизма




Содержание католического вероучения, социально-политической доктрины на различных этапах истории пополнялось, шлифовалось и видоизменялось в зависимости от конкретных условий. Однако всегда как идеология, так и политическая практика церкви неизменно были направлены на консервацию существующих в обществе эксплуататорских отношений, сдерживали социальную активность масс, отвлекая их сознание в сферу ложных религиозных иллюзий. Приблизительно со второй половины прошлого века социальная функция, идеология и политика католической церкви (которая на протяжении столетий была связана с феодальным строем) стали определяться в конечном итоге потребностями консервации и упрочения основных устоев капиталистического общества.

Защита основных устоев капитализма проводится под благовидной маской защиты "интересов религии", "высших христианских ценностей", "естественного закона" При этом пускается в ход утонченная социальная демагогия; широко распространяются иллюзии о возможности "христианизации" капитализма и его "оздоровления", которым все еще верят политически отсталые слои трудящихся (часть пролетариата, промежуточные прослойки, мелкая буржуазия и т д.). Пробуржуазную деятельность реакционных католических церковников, активно распространяющих в религиозной оболочке идеи буржуазной пропаганды, можно проследить на примере ряда актуальных социально-политических проблем

Еще в "Манифесте Коммунистической партии" Маркс и Энгельс заклеймили папство как заклятого врага коммунизма, объединившегося со всеми силами старого мира для его "священной" травли. Эта оценка полностью подтвердилась последующей более чем столетней деятельностью Ватикана. За истекшее время основным в деятельности реакционных клерикалов была клевета на растущее коммунистическое движение, фальсификация его задач и идеалов В целях дискредитации коммунизма в глазах верующих реакционные церковники изображают его как греховное учение, отвергающее будто бы высшие духовные ценности, как учение, враждебное человеку и цивилизации Ватиканская конгрегация священной канцелярии (бывшая инквизиция) декретом от 1 июля 1949 г. отлучила от церкви тех, кто сочувствует коммунистическим партиям, читает их прессу и голосует за коммунистических кандидатов на выборах. Стремясь к достижению основной своей цели - отдалить трудящихся от коммунизма, Ватикан в апреле 1959 г. запретил верующим поддерживать уже не только коммунистические партии, но и те христианские организации, которые хотя и не отходят от религии, но на практике сотрудничают с коммунистами и своими действиями "им благоприятствуют каким-либо образом".

Успехи коммунизма вынуждают церковников прибегать и к более изощренным приемам социальной деятельности с целью разобщить и деморализовать трудящихся, внушить им классовую покорность и христианское послушание Так, антикоммунистическую пропаганду церковь старается сочетать с демагогической проповедью своей близости к трудящимся, выставляя себя их другом и защитником от угрозы "ненасытной капиталистической жадности".

"Антикапитализм" церкви выражается в осуждении частных "несовершенств" капитализма, основной причиной которых объявляется моральная распущенность отдельных представителей власть имущих, зараженных "необузданной жадностью" и "эгоизмом" Все это объявляется "печальными следствиями первородного греха" Суть антикапиталистической фразеологии церковников наглядно выражена в следующих словах папы Пия XI: "Капиталистическая система внутренне здорова, она лишь искажена"

Правые идеологи католицизма восхваляют капиталистический строй, проповедуют его незыблемость и естественность. С этой целью разрабатываются специальные социально-религиозные доктрины, защищающие в конечном итоге систему капиталистического наемного труда, буржуазное государство, существование атагонис-тического классового общества и прежде всего святая святых капиталистического строя — частную собственность.

Реакционная деятельность правой верхушки католических организаций буржуазных стран проявляется и в важнейших вопросах современных международных отношений. На протяжении ряда лет многие реакционные начинания империалистических сил в области международных отношений находят у нее поддержку и сочувствие Так. церковь приветствовала создание Североатлантического агрессивного блока как "лучшую гарантию будущего" и наиболее действенное оружие против "безбожия" и "богоненавистников" Католические иерархи враждебно встретили (так же как в свое время и победу социалистической революции в России) победу народно-демократического строя в ряде стран Европы, Азии и Америки и, не гнушаясь никакими средствами, вплоть до клеветы, дезинформации, участия в заговорах, деятельно помогали международной реакции в ее попытках задушить молодую народную власть.

Все эти факты позволяют составить представление об истинном смысче социальной политики, проводимой правыми церковниками, который они пытаются скрыть от масс за красивыми фразами о католическом гуманизме

Модернизм в католицизме

В последние годы руководство католической церкви вынуждено было стать на путь модернизации идеологии и политики, на путь "переоценки ценностей", прочно устоявшихся за долгое время в католицизме. Главными причинами этого являются те социальные изменения, которые в настоящее время происходят на земном шаре. Всемирно-исторические победы социализма, дальнейшее углубление общего кризиса империализма, новые запросы и чаяния миллионов трудящихся-верующих, формирующиеся под воздействием революционного характера современной эпохи, массовых движений в защиту мира, прогресса, колоссальных достижений науки, вынужден учитывать даже такой традиционно консервативный религиозно-политический институт, каким является католическая церковь. "Обновленчество" в католицизме наглядно проявилось на XXI Вселенском (II Ватиканском) соборе католической церкви, четыре сессии которого состоялись в 1962-1965 гг., в послесоборной деятельности церкви.

Настроения трудящихся-верующих, а также реалистический учет соотношения сил, сложившегося на международной арене, возможных следствий конфликта между ними влияют на позиции католической верхушки. Ныне определенная часть католических деятелей стремится максимально учесть новую обстановку, не связывать себя с реакционной политикой; она далека от того, чтобы автоматически освящать все внешнеполитические акции агрессивных империалистических кругов. Следует иметь в виду и то, что есть немало честных священнослужителей, левых религиозных течений (в том числе среди верующей интеллигенции, профсоюзных объединений и т. д.), которые занимают антиимпериалистические позиции в международных отношениях, выступают в защиту простых людей от действий внутренней реакции, участвуют в антивоенном движении, осуждают фашистские режимы. Ряд левых деятелей церкви даже выступает за социализм. Это, однако, встречает осуждение правого руководства церкви.

Реалистическую позицию в ряде острейших вопросов современности занимал папа Иоанн XXIII. За время его понтификата (1958-1963) наметились некоторые новые тенденции в политической пропаганде, проводимой Ватиканом. Для посланий и демаршей Иоанна ХХIII характерен отход от яростного охаивания коммунизма, от неприкрытой ненависти к демократическим, социалистическим организациям, травли и гонений против них, от безапелляционной поддержки военных приготовлений агрессивных блоков НАТО, СЕАТО и др.

В противовес политике "холодной войны", проводимой в период понтификата папы Пия XII (1939-1958), Иоанн XXIII неоднократно выступал в защиту мира, за предотвращение военных конфликтов, запрещение термоядерного оружия, за признание принципа мирного сосуществования государств с различным общественно-политическим строем.

Подобные идеи с той или иной последовательностью нашли отражение и в ряде выступлений других руководителей католицизма, в том числе папы Павла VI (1963-1978) и нынешнего папы Иоанна Павла II. Так, например, они поддержали Московский договор о частичном запрещении испытаний термоядерного оружия, выступили в пользу всеобщего разоружения, запрещения атомного оружия, за решение спорных международных вопросов путем переговоров; выступали с призывами к прекращению военных действий и установлению мира во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и т. д. Ватикан поддержал также идею созыва общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества.

Во многих выступлениях папы Иоанна Павла II (избран в 1978 г.), в том числе во время посещений ООН, ЮНЕСКО и др., содержатся призывы к миру и разоружению, против термоядерной опасности, к полному и неукоснительному проведению в жизнь хельсинкских соглашений и т. д.

Реалистическая политика по актуальным политическим вопросам современной международной жизни пользуется поддержкой довольно внушительной части католической иерархии.

Правда, осуществление Ватиканом новой линии международной политики происходит в условиях непрерывной борьбы между различными группами и тенденциями. Правые церковные группировки делают все, чтобы обострить обстановку на мировой арене, разжечь яростную антисоветскую и антисоциалистическую кампанию.

Однако преобладающим в современном католицизме является не это откровенно реакционное, воинствующее антикоммунистическое крыло. Рост симпатий к социализму среди всех слоев населения побуждает большинство руководителей католицизма искагь новые формы отношений между двумя взаимоисключающими идеологиями — коммунистической и католической. Сознавая, что грубые примитивные формы борьбы с коммунизмом не находят поддержки среди верующих, они все чаще используют более тонкие методы в пропаганде своих идей. Преодолеть коммунизм путем переубеждения его последователей - таков был лейтмотив многих выступлений папы Павла VI. В конце декабря 1963 г., принимая делегатов проходившего в Риме съезда Христианской ассоциации итальянских трудящихся, Павел VI призвал их вести более эффективную деятельность с целью "обращения" коммунистов, используя для этого христианское толкование — "единственно полное и точное толкование всех сторон жизни человека".

Аналогичную пропаганду осуществляет и папа Иоанн Павел II, неизменно представляя материалистическое, атеистическое мировоззрение как "несовершенное", грубо вульгарное, препятствующее-де развитию личности и общества и т. д. Например, в первой половине 80-х годов во время поездок в ряд африканских и азиатских стран Иоанн Павел II неоднократно предостерегал от материалистического мировоззрения, которое якобы преграждает путь к настоящему прогрессу и даже является "источником деградации для человечества".

Процесс модернизации традиционных позиций проявляется буквально во всех областях собственно религиозной, полурелигиозной и вообще нерелигиозной, мирской деятельности католических организаций.

Для католических организаций, функционирующих в условиях буржуазного общества, в последнее время становится все более обычным все выступления по социально-политическим вопросам сопровождать декларациями о благе трудящихся, особенно рабочих, в защиту всех обездоленных. Так, во время многих поездок папы Иоанна Павла II по странам Африки, Европы, Латинской Америки, Азии неоднокрагно говорилось о страданиях народов, их бедствиях, материальной необеспеченности, социальном и национальном неравенстве Однако при провозглашении благих пожеланий неизменно отрицается право трудящихся на действенные средства их реализации. Достаточно отметить, что классовая борьба, как и раньше, объявляется "жесткой и недостаточной схемой", поскольку-де "мир труда должен быть миром любви, а не миром ненависти". Подобные рецепты предлагаются также народам развивающихся стран, веками подавляемым империализмом. Во внутрицерковной, собственно религиозной области "осовременивание" идейного арсенала, культа осуществляется в целях приспособления к духу сегодняшнего дня религиозной доктрины и организации, чтобы они не слишком противоречили светскому умонастроению, материалистическим взглядам современного человека Реформаторская деятельность здесь направлена на то, чтобы избавиться от допотопных архаизмов и очевидных нелепостей (точнее, не выдвигать их на первый план), сделать более привлекательными для верующих церковные каноны и культовые обряды и т. д.

В частности, конституция о литургии, принятая XXI Вселенским собором, предписывает сочетать чатинское богослужение с местными обычаями, особенно в азиатских и африканских странах; в некоторых частях мессы и при отправлении обрядов использовать местные разговорные языки, национальную музыку, упростить мессу, с тем чтобы она была понятна простым верующим; больше внимания уделять проповедям, произнесение которых в будни "настоятельно рекомендуется", а в воскресные и праздничные дни объявляется обязательным; разрешает причащаться хлебом и вином всем верующим; предлагает шире поставить на службу религии все виды искусства.

Методы "приближения к современности", осуществляемые церковью, чрезвычайно разнообразны Чтобы католицизму не выглядеть чересчур архаичным, сторонники "обновленческого" направления под напором Достижений современной науки и исторического прогресса рагуют за "модернизированное" толкование "священного писания", призывают отказаться от буквального понимания наиболее нелепых библейских представлений, считать некоторые из них просто "народным мифом". Разумеется, это делается для того, чтобы не ставить под сомнение всю Библию, спасти ее авторитет.

В последнее время реформаторская деятельность "обновленцев" встречает активное противодействие части руководителей церкви, поддерживаемых папой (требование неукоснительного следования латинской мессе, соблюдение целибата и т. д.).

Современная католическая церковь осуществляет ныне своеобразную кампанию по отмежеванию от компрометирующих религию исторических фактов. Папа Иоанн Павеч II даже признал несправедливость и ошибочность преследования церковью Галилео Галилея, используя это для призывов к устранению препятствий "к плодотворному согласий между наукой и верой, между церковью и миром".

Для католической церкви проблемой номер один является борьба за сохранение своего влияния в массах, среди трудящегося населения. "Великий скандал" нашего времени (так назвал папа Пий XI углубляющийся разрыв между трудящимися и церковью) католицизм стремится преодолеть любыми мерами.

Разумеется, разного рода нововведения не могут остановить закономерный ход исторического развития. История выносит свой приговор религии, которая постепенно сдает свои позиции под натиском научного знания и общественного прогресса.

Старообрядчество

Старообря́дчество, древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской.

Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской Церкви. За исключением единоверцев приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905[1][2] в Российской империи официально именовались «раскольниками». В XX веке позиция Московской патриархии (РПЦ) по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, что привело к определению Поместного Собора 1971 года, постановившему, в частности, «утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие»[3]. Таким образом, Поместный Собор засвидетельствовал старые русские обряды как спасительные, порицательные выражения о старых обрядах были отвергнуты, а клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 годов отменены, «яко не бывшие».

Снятие «клятв», однако, не привело к восстановлению молитвенного (евхаристического) общения старообрядцев с поместными Православными Церквами. Старообрядцы, как и прежде, считают лишь себя в полной мере православными христианами, квалифицируя РПЦ Московской Патриархии как инославную. Поповцы полагают новообрядцев еретиками «второго чина» (для приёма в молитвенное общение от которых достаточно миропомазания, причём такой приём осуществляется, как правило, с сохранением духовного сана переходящего в старообрядчество лица)[4][5]; большинство беспоповцев (кроме часовенных и некоторых нетовцев) полагают новообрядцев еретиками «первого чина», для приёма которых в молитвенное общение обращающийся в старообрядчество должен быть крещён.

Исходя из своих воззрений на церковную историю, беспоповцы различают понятия «древлеправославного христианства» вообще (правой веры, по их мнению, идущей от Христа и апостолов) и старообрядчества в частности (оппозиции реформам Никона, возникшей в середине XVII века).

Крупнейшее старообрядческое объединение в современной России — Русская Православная Старообрядческая Церковь — относится к поповцам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: