Краткая история Бахаизма.




Бахаи (Bahai - в переводе с арабского языка значит "великолепный"), религия, основанная в конце 19-го столетия как преемник Бабаизма. Ее основатель, Мирза Хусейн Али Нури (Mirza Husain Ali Nuri) видел себя исполнением пророчества Баба. Мирза Хусейн родился в Персии и стал последователем бабаизма, мусульманской секты, одним из направлений шиизма. После казни Баба в 1850 он принял имя Бахаулла, (Baha Allah - араб. "блеск Бога") и стал лидером одной из фракций бабаизма. В 1852 Персидское правительство, в соответствии с официальной политикой преследования бабаистов, уничтожило приблизительно 20,000 последователей Баба. И, хотя сам Бахаулла, его семейство, и некоторые из его собственных последователей были помилованы, он был заключен в тюрьму, а затем выслан в Багдад, тогда часть Оттоманской империи. После долгих гонений его, наконец, в 1868 г. сослали в уголовную колонию в Акре в Палестине (теперь Израиль), где он оставался до самой смерти.

При создании бабаизма в 1844, Баб предсказал появление через 19 лет изображения "Божественного избранника". В 1863 в Багдаде Бахаулла объявил, что он и есть явление этого пророчества. Его последователи, теперь известные как бахаисты, полагают, что он был самым последним в ряду божественных проявлений, которые включают Зороастра, Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда.

Бахаулла стремился прежде всего создать универсальную религию. Его учение, которое обещало моральное и социальное избавление неимущим, было широко распространено его старшим сыном, Аббасом - позднее известным как Абд Аль-баха (араб., "служащий Славе"). Он был заключен в тюрьму на несколько лет, подобно его отцу. В 1908, когда жители Оттоманской империи поднялись против их султанов и отвоевали независимость, он был освобожден и впоследствии путешествовал по Европе и Северной Америке, чтобы распространить учение его отца.

Он суммировал Бахаизм в кредо, которое включало: содействие расовой и религиозной гармонии, равенство полов, международный вспомогательный язык, универсальное образование, универсальная вера, основанная на сущности больших религий, и универсального представительского правительства. Письма Баба, Бахаулла и Абд Аль-баха составляют священную литературу Бахаи. Движение испытывает недостаток и духовенства и ритуалов. В завещании Абд Аль-баха наначил своего старшего внука, Шоги Еффенди Раббани продолжателем Веры.

Хотя Бахаизм первоначально возник в Персии, к 1920 было создано самое большой отделение в Соединенных Штатах. Под руководством Шоги Еффенди в 1921-1957 гг бахаисты США создали организацию со штабом в Вилметте, Штате Иллинойс.

Везде, где проживают девять или больше бахаистов, может быть сформирована первичная организация "духовный блок"; в Соединенных Штатах были организованы более 1,700 блоков. В 1990-х годах из примерно 5,3 миллионов бахаистов во всем мире, более 110,000 жили в США. Исламская республика Ирана активно преследует Бахаи, начиная с Иранской революции в 1979.

Бахаизм имеет сторонников в больше чем 300 странах и регионах, его литература была переведена в больше чем 350 языков. Мировой штаб движения находится в Израиле, на склонах горы Кармель, по дороге из Хайфы в Акру, там же гробница Баба, архив и административный центр.

Основные положения.

Бахаи - независимая мировая религия, что означает, что она не является сектой ни одной из прочих мировых религий. Она учит, что религиозная истина не можнт быть окончательной - она последовательна: Бог воспитывает род человеческий через Пророков, которые являлись и будут являться, чтобы руководить судьбами людей. Моисей, Зороастр, Будда, Христос, Мухаммед, а сейчас Бахаулла - это Божественные воспитатели,несущин миру одни и те же основные учения, но возвещают законы и принципы, отвечающие потребностям эпохи, в которой они открываются.

Цели и задачи были сформулированы Шоги Эффенди следующим образом: "Вера Бахаи поддерживает принцип единства Бога,признает единство Его пророков и проводит в жизнь принцип единства и целостности всего человеческого рода. Она провозглашает необходимость и неизбежность объединения человечества; утверждает, что это объединение постепенно приближается и заявляет, что, кроме перерождающего Божественного Духа ничто не в состоянии, в конечном счете, осуществить это.
Она также предписывает своим последователям в качестве первичной обязанности свободное искание истины; порицает всякого рода суеверия и предрассудки; объявляет, что целью религии является продвижение согласия и дружбы; провозглашает существенное согласие между религией и наукой и признает религию самым главным орудием умиротворения человеческого общества и его беспрерывного прогресса.
Она безоговорочно поддерживает принцип равных прав и возможностей для мужчин и женщин; настаивает на обязательном образовании; предписывает единобрачие, не одобряет развода; подчеркивает необходимость строгого подчинения правительству; возвышает всякую работу, выполненную в духе служения, до уровня богослужения;настаивает на необходимости изобретения международного языка или выбора одного из ныне существующих в качестве вспомогательного; намечает черты институтов, которые установят и будут поддерживать всеобщий мир."

Бахаизм сегодня.

Бахаизм имеет сторонников в больше чем 190 независимых странах и 45 протекторатах, его литература была переведена на больше чем 350 языков. Приверженцы проживают в 121 000 городах и населенных пунктах. В Индии - крупнейшая община в мире, насчитывающая около 2 миллионов человек. В Иране проживает более 300 000 бахаистов. Исламская республика Ирана активно преследует Бахаи, начиная со времен Иранской революции в 1979.

В 1990-х годах из примерно 5,3 миллионов бахаистов во всем мире, более 110 000 жили в США. Везде, где проживают девять или больше бахаистов, может быть сформирована первичная организация "духовный блок"; в Соединенных Штатах были организованы более 1,700 блоков. Мировой штаб движения находится в Израиле, на склонах горы Кармель, по дороге из Хайфы в Акру, там же гробница Баба, архив и административный центр.

28.внецерковная деятельность, религиозные организации, школа и церковь.

Социологи подчеркивают, что религиозная культовая система – это прежде всего система коллективных действий. Но коллективные действия не могут происходить спонтанно, хаотично. Они нуждаются в упорядочении, организации, поэтому на базе культовых действий и отношений формируется религия как социальный институт. Становление религии как социального института представляет собой процесс институционализации религиозных культовых систем.

Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления религиозных обрядов, то есть символических действий, в которых воплощаются те или иные религиозные представления.

Историки свидетельствуют о том, что в первобытном обществе культовые действия были “вплетены” в процесс материального производства и общественной жизни и не выделялись в самостоятельный вид деятельности. Круг участников культовых действий совпадал с кругом участников трудовых и иных социальных действий. Поэтому религиозная группа по своему объему совпадала с другими социальными группами – племенем, родом, соседской общиной и т. п. Первоначально в культовых действиях участвовали на равных основаниях все члены первобытной общины. Дифференциация их функций при отправлении обрядов происходит лишь по полу и по возрасту. Однако по мере усложнения общественной жизни выделяются специальные люди, которые играют все более важную роль в обрядах. Постепенно в религиозных группах вычленяются специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы. Они образуют своеобразную профессиональную группу, занятую таким видом деятельности, как организация и проведение обрядов.

Вначале эти профессионалы, по-видимому, избирались общиной и не имели никаких привилегий. Однако, позднее, по мере монополизации культовой деятельности, этот профессиональный слой превращается в особую социальную группу и становится частью родовой верхушки. Развитие процесса институциализации религии приводит к формированию такой системы отношений, при которой руководители общин, старейшины племен и другие деятели, осуществляющие в них функции управления, одновременно играли ведущую роль в религиозной жизни общины.

Как отмечает немецкий историк И. Г. Бахофен, в Древней Греции на стадии разложения родового строя военный руководитель являлся одновременно и верховным жрецом. Это связано с тем обстоятельством, что вся общественная жизнь на данном этапе была сакрализована, и здесь еще имеет место совпадение религиозной и социальной общности.

Становление раннеклассового общества приводит к существенному усложнению общественной жизни, в том числе и религиозных представлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задача по регулированию помыслами и поведением людей в интересах правящих классов, доказательству сверхъестественного происхождения власти правителей. И тогда начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий – богослужение и вместе с ним организация служителей культа – жреческие корпорации.

Жреческая корпорация – это не просто профессиональная организация людей, занятых однообразным трудом, а социальная прослойка или, точнее, сословие. В разных странах и регионах формирование этого сословия происходит неодинаково. В одних странах жреческое сословие формируется как особое сословие внутри знати, из которой выделяется группа семей, специализирующихся в данной области, и передающая свое знание и социальное положение по наследству. В других странах это сословие образует замкнутую касту, занимающую господствующее положение в общественной жизни (например, брахманы в Индии).

Но и на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как о самостоятельном социальном институте. Здесь еще осуществляется тесное переплетение хозяйственно-экономической деятельности, государственно-правового регулирования и культовой практики. В раннеклассовых обществах храмы были собственностью государства и в них накапливались огромные богатства. Жреческое сословие в определенной степени является составной частью государственного аппарата. Но экономическая мощь храмов и роль жречества как обладателя и распределителя этого богатства создает основу для его автономии в рамках государства, превращает жречество в своеобразное “государство в государстве”.

В исторической, социологической и философской литературе довольно развернуто показана определяющая роль жрецов в становлении государственной правовой системы общества. Однако эта роль главным образом связывается с тем, что жрецы были самым образованным слоем раннеклассового общества. М. Вебер и Э. Дюркгейм убедительно показали, что ведущая роль жрецов определялась не только тем, что они были самыми образованными людьми своего времени, но и той ролью, которую в общественной жизни раннеклассового общества играл сакральный элемент. Государственно-правовая регламентация в этих обществах являлась составной частью культовой системы. Идеологическое регулирование носило синкретическую форму, включающую в себя, наряду с моральными, характеристики религиозного и государственно-правового регулирования.

Усложнение общества, связанное также с усложнением религиозного сознания и культовой деятельности, привело к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синтетических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопределением других надстроечных систем происходит самоопределение религиозной системы. Этот процесс связан с конституированием религиозных отношений.

Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций:

1) выработка систематизированного вероучения;

2) разработка систем его защиты и оправдания;

3) руководство и осуществление культовой деятельностью; религиозных норм;

4) контроль и осуществление санкций за исполнение религиозных норм;

5) поддержка связей со светскими организациями, государственным аппаратом.

Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основной массе верующих, – служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и которые сосредоточивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.

Социология религии решает задачу создания типологии религиозных организаций. Так анализ функций религиозных деятелей позволил М. Веберу обосновать важный вывод: “Преобразование личной приверженности пророку в следование его учению внутри общины – обычный процесс, посредством которого учение пророка проникает в повседневность в рамках некоего постоянного учреждения, предназначенного служить специально религиозным целям объединения. Сначала это добровольное объединение – община мирян. Часто движения во время религиозных реформ приводят к организации постоянных общин. Эти организации вступают в отношения с политической властью. В религиозной общине возникает понятие “конфессиональности”; объединение религиозных общин и появление руководящего центра ведет к созданию церковной организации”.

Своеобразие “секты”, согласно М. Веберу, заключается в том, что она всегда формируется как замкнутое объединение общин, так что принадлежность к секте зависит всегда от вступления на основе договора в отдельную общину. Церкви – учреждения, которые ведают делом спасения для всех. Секты, напротив, хотят быть общиной избранных.

Э. Трёльч предложил несколько иную типологию. Он различал три типа организации – церковный, сектантский и мистический. Церковь стремится “завоевать мир для Христа” и принимает общество таким, какое оно есть, демонстрируя социальный конформизм. Секты, напротив, стремятся не к спасению общества, а к жизни в строгом соответствии с этическими установлениями Христа, а потому для них характерно неприятие “мира”, протест против его “неправды”.

Выделение из церкви сект – это попытка восстановить заботу о социальной справедливости и равенстве, которой поступается церковь во имя сохранения влияния на общество. Мистики еще дальше отстоят от мира и стремятся к достижению чувства единства с Богом. У них другая забота, нежели стремление стать образцом этического совершенства. У Э. Трёльча критерием различения типов религиозных организаций становится их отношение к социальной действительности. Церковь тяготеет к государственности, государственной церковности, консервативности.

Секта – это религиозная оппозиция, религиозное выражение отчуждения от мира, его неприятие. Это община верующих, враждебных государству и обществу. Бог церкви благословляет существующее положение вещей, Бог секты – проклинает, осуждает. Источник сектантства – социальная несправедливость, протест униженных и оскорбленных. Ранее христианство было антиимператорской сектой обездоленных, позже оно становится государственной церковью Римской империи. Религиозность церковная и религиозность сектантская существенно различны по своим социальным и политическим импликациям.

М. Вебер и Э. Трёльч сводили религиозные объединения в основном к двум типам – церковь и секта. Следующий шаг в разработке типологии религиозных организаций был сделан Р. Нибуром в 20-х годах ХХ в. Он представил секту и церковь как этапы в развитии религиозной организации: секта может развиться в церковь, церковь – стать сектой. Р. Нибур ввел понятие деноминации для обозначения религиозных объединений, находящихся в стадии становления, организационного оформления. Он обратил внимание на отсутствие четких границ между церковью и сектой, уже сложившейся и утратившей былую оппозиционность. Отрицание “мира” сменяется принятием, секты перестают отличаться от церкви в своем отношении к миру, хотя в ряде других отношений они не подходят под понятие “церковь”. Такие “промежуточные” организации и получают название деноминация.

Г. Беккер предложил другое обозначение “застывшей” секты, утратившей критический дух – вероисповедание. Секты, существующие длительное время, становятся в конце концов вероисповеданиями, например методизм. Он предложил также еще одно понятие – культ. Как правило, это напоминающее секту по отношению к миру объединение людей, не приемлющих ценности, существующие в обществе, официальные взгляды и т. д. Это достаточно аморфные объединения, подчас с очень большим числом последователей, которые сплачиваются вокруг какого-либо религиозного лидера харизматического типа. Примерами современных культов могут служить спиритуализм, движение трансцендентальной медитации, вера в астрологию. Иногда этот термин используется для обозначения милленаристских (от лат. millenium – тысячелетие) движений за установление тысячелетнего царства Христа.

Все эти понятия основаны на анализе христианства, отражают присущие ему особенности религиозной организации. Однако в ряде крупных религий нет развитой бюрократической иерархии, например, в индуизме. Применительно к исламу можно говорить о сектах. И в других мировых религиях существуют такого рода группировки. Но они необязательно включены в дихотомию “секта – церковь”.

Понятия “церковь”, “секта”, “деноминация”, “вероисповедание”, “культ” можно считать достаточно условными. Тем не менее, они оказываются полезными для анализа важных тенденций, характеризующих состояние и формы религиозной жизни. В современном мире проблемы типологии приобретают существенное значение в связи с развитием внецерковной религиозности, растет внимание исследователей к соотношению внутренней религиозности индивида и церковной институализированной религиозности с жестко фиксированной доктриной, ритуалом, организацией. Разработка типологии является важным компонентом развития эмпирических исследований религиозных групп.

Таким образом, исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию. Церковь – это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятельности и контроля за поведением людей.

Церковь как правило имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определенного обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство.

Секта возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в “избранничестве Божьем”, проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.

Харизматический культ – можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность харизматического культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признает себя сама и признается другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога, или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны). Харизматический культ как правило малочислен в нем в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.

Деноминация – это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а, следовательно, и спасения души для всех верующих. С сектой ее сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества.

Реально в обществе постоянно продолжают идти церковнообразовательные и сектообразовательные процессы. Возникающие харизматические культы и секты в процессе своей эволюции могут превратиться в церкви. Так, например, возникли христианство, ислам. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы, которые образуют секты.

Подводя итог изложенному выше, можно сделать вывод: развитые религии представляют собой довольно сложное структурированное образование, включающее в себя три основных элемента – религиозное сознание, культовую деятельность и религиозные организации. Тесным образом связанные и взаимодействующие друг с другом эти элементы образуют целостную религиозную систему. Взаимосвязь и взаимодействие этих элементов осуществляется в процессе их функционирования.


29.понятие свободы совести, свобода совести в истории России



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: