Протестантские деноминации (баптисты и т.д.)





Протестантство - это личный ответ человека на Слово Божие. Человек отвечает по-разному в зависимости от исторических, культурных, социальных, географических условий. Многообразие форм протестантства связано и с особенностями конкретных личностей, вокруг которых складывались новые деноминации.

Название "деноминация" происходит от латинского слова denominatio -"наделение особым именем". Представить всё многообразие форм протестантства поможет перечень самых крупных деноминации по времени их возникновения (они в свою очередь нередко делятся на более мелкие секты и группы или причудливо переплетаются, составляя отдельные направления).

XVI в.: реформаты (евангелисты), лютеране, кальвинисты, арминиане, пресвитериане, цвинглиане, анабаптисты, меннониты, англикане;

XVII - XVIII вв.: пуритане, квакеры, баптисты, пиетисты, методисты, унитариане;

XIX в.: адвентисты, Армия спасения;

XX в.: евангелисты, Движение святости, пятидесятники (множество самых разнообразных течений, в том числе Ассамблеи Бога, евангельские христиане). Обобщённо их происхождение и взаимовлияние можно представить следующей схемой.

Реформация привела к отделению от Римско-Католической Церкви реформатов (или евангелистов) - так в Европе называли сторонников Лютера, утверждавших важнейшее значение Евангелия и необходимость изменения (реформ) в социальной и церковной практике католичества. Позже они разделились на четыре основных течения, названные по именам духовных вождей: лютеране - последователи Мартина Лютера, кальвинисты - последователи Жана Кальвина, цвинглиане - последователи Ульриха Цвингли, арминиане - последователи Якова Арминия. Впоследствии за лютеранами закрепилось название Евангелическо-реформатской церкви. В конце XVI - начале XVII в. цвинглианство слилось с кальвинизмом. Наиболее радикальное крыло цвинглианства дало начало анабаптизму.

Анабаптисты выступали за упразднение церковных привилегий и коллективное землепользование, преследовались светскими властями, другими протестантскими течениями и католиками. Менно Симоне возглавил "умеренных" анабаптистов, которые стали называться меннонитами.

В Англии разрыв местной католической церкви с Римом привёл к образованию Англиканской церкви, которую возглавил король Генрих VIII. Англиканство складывалось как "средний путь" между католичеством и континентальным протестантством. Стремление "очиститься" от католической церковной традиции привело к отделению от Англиканской церкви пуританства (от лат. purus - "чистый"). Кальвинизм в Англии и Шотландии существовал в форме пресвитерианства. Под воздействием кальвинизма и анабаптизма сложились баптизм, секты квакеров,конгрегационализм. Пуритане включают в себя просвитериан, конгрегациона-листов, квакеров и баптистов.

Баптизм возник в начале XVII в. в двух разновидностях: "общий", разделяющий взгляды арминиан о свободе воли человека, и "частный", принимающий кальвинистскую доктрину предопределения. Если Кальвин развивал учение о "двойном предопределении", согласно которому Бог Сам от начала предназначил одних к спасению, а других - к погибели, и никакие усилия человека не в состоянии изменить решение Бога, то голландец Яков Гармензен (в латинизированной форме - Арминий) считал, что человек, получив начальную благодать от Бога, может стать на путь спасения или на путь погибели; он сам, а не Бог, будет повинен в ней. Бог, будучи всеведущим, заранее знает о выборе человека, и потому речь может идти о Его "предведении", а не о "предопределении".

Обновленческое движение в Англиканской церкви в начале XVIII в. привело к образованию методистской церкви, которая в конце того же столетия отделилась от англиканства.

Баптизм, методизм и конгрегационализм получили широкое распространение в США в результате притока эмигрантов из Европы.

Религиозно-мистическое возрождение Европы в конце XVII - XVIII вв. привело к возникновению пиетизма как отрицанию ортодоксальных протестантских церквей.

Адвентисты (от лат. adventus - "приход") - направление, возникшее в 30-х гг. XIX в. на основе баптизма и пророчеств Уильяма Миллера о Втором пришествии Христа. Адвентисты раскололись на несколько течений: адвентисты Седьмого дня, адвентисты-реформисты, церковь Бога, адвентистская христианская церковь и т.д.

Пятидесятники - современное течение в протестантстве, придающее особое значение духовным дарам, которые даёт крещение Духом Святым. Пятидесятничество существует и как отдельное направление, и как движение внутри других деноминации.

Таким образом, протестантство представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных деноминации (общее число которых превышает несколько тысяч) - церквей и направлений, связанных своим происхождением с Реформацией и принимающих её основные идеи: независимость Церкви от государства, высший авторитет Писания, спасение личной верой и священство всех верующих.


23.экуменическое движение - цели, задачи

Экумени́зм(греч. οἰκουμένη, "экумена, обитаемый мир), экумени́ческое движение — движение за всемирное христианское единение, в более узком и общепринятом значении — движение за лучшее взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий. Возникло по инициативе протестантских церквей США и Западной Европы в начале 20 в. (Всемирная миссионерская конференция в Эдинбурге 1910 и др.); окончательно организационно оформилось на Всемирной ассамблее церквей в Амстердаме (1948), где создан Всемирный совет церквей (ВСЦ) — орган, объединяющий и координирующий деятельность участвующих в Э. д. церковных организаций
Всемирный совет церквей (World Council of Churches), руководящий орган экуменического движения (движения за объединение христианский церквей), созданный в Амстердаме в 1948. Объединяет значительное число протестантских и православных церквей мира (в 1968—231 церковь из 80 стран). Во В. с. ц. входят многие православные, лютеранские, реформатские, пресвитерианские, конгрегационалистские, англиканские, баптистские, методистские церкви, старокатолическая церковь, квакеры. С 1961 членом В. с. ц. стала русская православная церковь, а несколько позднее в него вошли грузинская, армянская православные церкви, Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов СССР, евангелическо-лютеранские церкви Эстонии и Латвии. Резиденция В. с. ц. — в Женеве (Швейцария).
Экуменизм возник в начале ХХ века с целью:
1. усиления влияния христианства;
2. сопротивления секуляризации;(Секуляризация (от лат. saecularis — мирской) — процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм.)
3. выработки общехристианской социальной программы, пригодной для верующих, живущих в странах с различными социальными системами.
4. упразднения межконфессиональных различий благодаря приведению догматов всех церквей к единому компромисному варианту — общему для всех христианскому учению
На данный момент экуменизм понимается как либеральное религиозно-философское течение с тенденцией к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной общности.

Основной целью и задачей экуменического движения является реинтерпретация христианства, или другими словами, полное уничтожение Православия. Диалоги между различными христианскими конфессиями, а также между христианством с одной стороны, исламом и иудаизмом с другой, без сомнения, – звенья в цепи общего плана религиозного объединения всего человечества. Необходим только новый «вселенский» собор, который бы «на самом деле» был вселенским (οικουμενικοζ), поскольку Семь Святых Вселенских Соборов не являются таковыми для экуменистов (в противном случае они бы уважали их решения). Итак, нужен новый собор, который бы провозгласил «новые истины» во всем мире. Мы видели, как легко была снята анафема против папизма, как монофизиты были провозглашены «восточными православными», как открыто признаются еретические «святые таинства». Много еще отдельных шагов, которые на этом «великом соборе» могут быть официально одобрены и подтверждены специальными решениями. На таком соборе, за проведение которого уже не первое десятилетие ратует Константинопольская патриархия, может быть провозглашено всемирное единение христиан. Программой же «минимум» такого лже-собора станет aggiornamento – модернизация всех сторон духовной жизни в среде официальной Православной Церкви по примеру Второго Ватиканского собора.

По сути дела экуменисты [1] живут иллюзиями всеобщего единения «церквей», которое, по их мнению, должно стать основанием для возникновения Царства Божия на земле. Поскольку конечной целью экуменизма является объединение всех религий, вполне логичным представляются сегодняшние утверждения о том, что не только отдельные Церкви не обладают всей полнотой истины, но также и само Христианство полноты Божественной истины не содержит. Другими словами, исходя из этой теории, истина о Боге-Творце выше всех существующих религиозных форм, выраженных в различных религиях и традициях. В этом смысле охотно используется образ высокой горы, до пика которой можно добраться с разных сторон, т. е. до Бога можно добраться и через Христианство, и через ислам, буддизм, индуизм, иудаизм, а следовательно, совершенно нет необходимости обращаться из одной религии в другую, поскольку в каждой из них так или иначе присутствует «благодать Духа Святого». По сути дела подобные мысли индуистские гуру уже не первое десятилетие распространяют по всей Европе и Америке. Между тем, тот факт, что экуменическое движение возникшее на основе христианства, в настоящий момент весьма активно расширяет контакты с нехристианами, свидетельствует о том, что цели экуменизма не исчерпываются рамками христианских конфессий. Однако здесь и встают основные трудности, ибо истинное Христианство, которым обладает лишь Православная Церковь Христова, и является главным препятствием на пути осуществления этой идеи. Отсюда такое упорное стремление ослабить Православие, разбавив его всевозможными ересями. Этим самым осуществление плана заметно упростится, ведь большинство других религий не абсолютизирует своих учений как единственно правильных. Итак, встает необходимость «единства в многообразии». Другими словами, задача не в том, чтобы создать некую новую религию с каким-то унифицированным культом и учением, а в том, чтобы провозгласить все религии проявлением одной и той же духовной сущности.

Эти же идеи открыто проповедует масонство, которые, по мнению многих духовных авторитетов, как раз и является главной движущей силой всего движения в целом и действует сразу по двум направлениям: экономико-политического и религиозного объединения мира. Именно поэтому большая часть функционеров мирового экуменизма, если и не в прямую, то косвенно причастна к всемирному масонскому движению. Зададимся вопросом: возможно ли быть масоном и в то же время христианином? Для убежденных экуменистов здесь дилеммы не существует. Они понимают Христианство по-своему, как одно из самых сильных и наиболее аутентичных отражений божественной истины, при этом, безусловно, не являющееся единственным. В соответствии с такой позицией, на нижней ступени находятся тотемистические и анимистические религии, обладающие весьма примитивным представлением о Боге. На самой вершине – мировые религии, среди которых и Христианство. При этом даже эти наиболее крупные религии рассматриваются как различные «фольклорные и культурные образцы» одного и того же содержания. Отсюда и угрожающее стремление экуменистов «поднять простой народ» до уровня единого «Нового Христианства», освобожденного от всех исторических и культурных анахронизмов (в число коих, вероятно, входят церковные каноны, которые по мнению экуменистов, сегодня не имеют никакой ценности, разве что как экспонаты исторического прошлого). Возможно, это то самое «христианство», которое ищет американский архиепископ Иаков; оно должно быть освобождено от всех «неудобных» святоотеческих терминов и трудно усвояемых истин. В самом деле именно эти «анахронизмы» – главная помеха для экуменистов, поскольку они мешают попыткам приспособить Христианство к «новым» тенденциям. Вот и ответ на наш недоуменный вопрос: почему экуменисты так открыто попирают церковные каноны и предания? – Да ведь они имеют для них только музейную и археологическую ценность.

Если мы будем иметь в виду способ мышления экуменистов, нам будет нетрудно понять, как патриарх может поздравлять мусульман с их праздником Байрам или молиться в мечети вместе с имамами. Вожди экуменического движения верят, что все религии служат единому Богу и в каждой из них в той или иной степени присутствует благодать Божия, облаченная, разумеется, в местные культурные и исторические одежды.

Дойдя до таких рассуждений, они в каждой религии узнают Бога, которому можно молиться по-своему. Существенных различий при этом не существует. А чтобы этой истиной прониклись широкие массы, надо освободить христианство и все прочие религии от тех элементов, которые разжигают прозелитизм, «агрессивность», уверенность в том, «что только моя религия правильная, а все прочие нет», другими словами, необходимо утвердить дух «терпимости и понимания». В этом случае люди будут готовы в каждом человеке признать своего брата, в каждой вере – свою веру и в каждом духе – своего бога.

Основную евангельскую идею воцерковления всех людей в единой Церкви Божией, в единой истине, единой вере, что осуществится в полной мере в Царствии Небесном, после Второго пришествия Христа и общего воскресения, эту идею экуменисты реинтерпретируют по-своему. Осознанно или неосознанно они по сути дела проповедуют идею хилиазма об установлении исторического «царства Божия» здесь, на земле. Всем нам отлично известно из Священного Писания и святоотеческой литературы, что подобная идея неосуществима. Все люди призваны ко спасению, но не все на этот призыв отзываются. Христос открыл имя Божие людям, которых Отец Небесный дал Ему от мира (Иоан. 17, 6). «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Иоан. 17, 9). Господь пришел не для того, чтобы спасти «мир, который лежит во зле», но чтобы спасти людей от мира и «князя мира сего», ибо этот «мир» – его орудие в борьбе против Христа и Его Церкви. Поэтому Церковь и мир находятся друг с другом в постоянном противоречии, Церковь и христиане «не от мира» (Иоан. 17, 16), они живут в нем временно, как путники, а дом их – на небесах. Господь учит нас: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Иоан. 15, 19). «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Иоан. 2, 15). Все Священное Писание ясно дает нам понять: между членами Церкви и всеми прочими людьми, ей не принадлежащими, существует огромная разница. Не существует ни единого доказательства того, что весь мир перед концом света примет Христово Евангелие, мы нигде не найдем ни слова о том, что весь мир к этому времени к этой Церкви придет, как убеждены ревнители экуменизма. Напротив, Св.Писание учит нас тому, что число истинных христиан будет уменьшаться, ибо Христос высказывал сомнение, обрящет ли Он, вновь придя на землю, веру среди людей? Господь учит нас, что христиане будут претерпевать муки, их будут гнать и преследовать, и станут они ненавидимы всеми народами за Имя Его; появится множество лжепророков, которые многих прельстят... (Мф. 24, 9-12). Он открыто говорит еретикам и отступникам от истины: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали, и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 8, 22-23).

Все эти слова Священного Писания показывают, что по своей сути экуменизм – это хилиастическая ересь, проявляющаяся в стремлении осуществить единство на основе компромисса между истиной и ложью, между добром и злом, между Христом и Велиаром с целью создания единой «новой церкви» и единого «нового мира». Они словно забывают о том, что в этот день «небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3, 10). Забывают о том, что только после скончания этого века появятся новые небеса и земля, вместе с этим придет и единство всех верных Господу, единство, которое не есть плод человеческих усилий, а результат созидательной силы Творца. История Церкви учит нас еще и тому, что Христианство никогда не распространялось посредством диалогов и компромиссов с безбожниками, оно ширилось благодаря живому свидетельствованию истины и борьбе против всякой лжи и заблуждений. Разве апостолы шли в безбожные храмы, чтобы там вместе со жрецами молиться Богу за мир? Экуменисты же торжественно объявляют, что времена «нетерпимости и столкновений» прошли. Они провозглашают ложный мир, вовсе не тот, который идет от Христа («Мир Свой даю вам!»), но мир, являющийся результатом ложного компромисса.

Из всего этого ясно, что экуменизм является важным звеном в цепи многочисленных попыток заменить человеком Бога, Царство Божие заменить царством человеческим, истину – ложью, а небеса – землей. В нем мы находим те же элементы, что и в папизме, гуманизме, коммунизме и многих других «измах» падшего человечества. А в основе всего этого – намерение «князя этого мира» – дьявола – установить на земле свое царство, свою псевдо-церковь и во главе ее установить своего избранника, лже-Христа – антихриста. Это – основные цели и направления экуменической ереси.

Чтобы все эти экуменические идеи «пробились» в общество и закрепились в среде простых людей, необходимо создать соответствующие условия. Появлению таких условий немало способствовала постепенная утрата православными людьми понимания того, что Церковь – это не только епископы и священники, это и весь верный народ. Вопросы веры в основном решают, конечно же, церковные пастыри, но эти решения не становятся обязательными для выполнения, пока их не примет все народное тело Церкви, пока они не войдут как единое целое в жизнь Церкви. Вспомним множество примеров из истории, когда епископы создавали разные унии, вводили ереси и т.п., однако верный народ не принимал этого, открыто восставая против таких беззаконных решений, а порой и свергая лже-пастырей, подобных волкам в овечьих шкурах. Именно таким является пример с Флорентийской унией, которая хотя и была официально подтверждена, но так и не получила настоящей жизни в среде православного народа.

К сожалению, сегодня мы наблюдаем полную индифферентность к ключевым вопросам вероучения со стороны большинства верующих. Преобладает общее убеждение в том, что эти вопросы касаются только теологов и иерархов, а народу остается лишь безоговорочно принять то, что ему будет сказано. Такая позиция является очень опасной. Одним из «предохранительных клапанов» Православной Церкви является монашество, которое никогда за время своей истории не было равнодушным к вопросам вероучения. Монахи живут в подвиге покаяния, удалившись от всего мира, и стараются избегать осуждения ближних в каких бы то ни было моральных падениях, считая себя первыми среди грешников. Однако в вопросах веры монахи отвергают «ложное смирение и ложное послушание» и поднимаются, когда истине Православия начинает грозить опасность. На это их толкает совесть, заставляя печься о чистоте той самой веры, за которую наши предки, мученики и исповедники порой отдавали свою жизнь [2]. Спастись можно и покаявшись после совершенного греха, но вот если мы утратим настоящую, истинную веру, потеряем общение с Христом, впадем в гордыню, которая есть «хула на Духа Святого», – прощения нам не будет. И, разумеется, не потому, что Господь не простит нас, а потому, что впадая в ересь, христианин утрачивает живую связь с Богом, отстраняется от Божией благодати и становится идолопоклонником, поклоняющимся ложному божеству, фальсифицированному «христу», за образом которого стоит сам сатана, как творец всякой лжи и обмана. У ереси нет и не может быть аутентичного духовного опыта, нет Божией благодати и святости, нет спасения; впадая в ересь, человек впадает в прелесть, духовный обман и становится союзником дьявола и его злой энергии. Большая ошибка считать, будто и еретики служат тому же самому Богу, что и правоверные, а именно в этом заключается одна из основных посылок современного экуменизма, которые идут и еще дальше, утверждая, что и вне христианского вероучения существует подлинная духовная жизнь, святость и спасение.


24.особенности ислама





Читайте также:
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.016 с.