Контроль как особое социальное явление рассматривается в следующих аспектах:
- как функцию, метод или форма исполнительно-распределительной управленческой деятельности органов управления, их руководителей.
- как совокупность приемов и способов применяемых органами власти.
- как завершающая стадия управленческого процесса.
- как система наблюдения и проверки процесса функционирования управляемого объекта с целью выявления отклонений от заданных параметров.
Выделяют следующие виды контроля: общий, ведомственный (в рамках одного ведомства), и специализированный, касающийся определенной вида деятельности. Налоговый контроль – это составная часть формируемого государством организационно-правового механизма управления, представляющая собой особый вид деятельности специально уполномоченных органов, в результате которой обеспечивается установленная нормами права исполнения обязанностей лиц в сфере налогообложения и сборов, преследование и выявление оснований для осуществления принудительных изъятий в бюджетную систему, а также установление оснований для применения мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборов.
Налоговый контроль проводится в нескольких формах: налоговые проверки, учет налогоплательщиков, оперативно-бухгалтерский учет налоговых поступлений, другие формы предусмотренные НК РФ.
Учет налогоплательщиков обеспечивает формирование единой базы данных обо всех подлежащих налоговому контролю объектах. Внедрение оперативно-бухгалтерского учета налоговых платежей направлено на обеспечение контроля за полнотой и своевременностью поступления начисленных налогов и сборов в бюджеты. Налоговые проверки обеспечивают непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов. Налоговая проверка представляет собой действия налоговых органов по контролю за соблюдение налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов, осуществляемые путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и иных отчетных документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы. Отдельные действия налоговых органов по проведению налоговых проверок регламентируется рядом нормативных документов.
|
Основными элементами налоговой проверки являются:
1. Цель проверки - контроль за соблюдением налогового законодательства, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов.
2. Субъекты проверки - ими являются налоговые органы. Согласно ст 87 НК РФ налоговые наделены правом проведения налоговых проверок. П 1 ст.30 НК РФ налоговыми органами в РФ являются министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные проведения. В определенных случаях полномочиями налоговых органов наделяются также таможенные органы и органы государственных внебюджетных органов, но однако это не придает статуса налоговых. Вывод, субъекты налоговых проверок могут обозначаться общим термином «налоговые администрации», под которым понимается все государственные контролирующие органы, имеющие в соответствии с действующим законодательством права на проведение налоговых проверок.
|
3. Объект налоговой проверки - финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, т.е. совокупность совершаемых им финансово-хозяйственной операции. В зависимости от вида налоговой проверки ее объектом может быть либо вся совокупность совершаемых налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций либо какая то ее часть.
Проверке могут подвергаться:
- министерства, ведомства, иные государственные учреждения и организации, в том числе и судебные органы, а так же органы местного самоуправления.
- юридические лица, созданные и действующие в соответствии с гл.4 ГК РФ.
- граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
В результате проверки исследуются денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации, договора, приказы, деловая переписка, а также иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и иных платежей в бюджет.
4. Метод проведения налоговой проверки – сравнение данных о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, отраженных в представленных налоговых расчетах с фактическими данными о финансово-хозяйственной деятельности.
Проверки проводимые налоговыми органами можно классифицировать по основаниям.
По месту проведения и объему проверяемой документации: 1. Камеральные 2. Выездные | По объему проверяемых вопросов: 1. Комплексные 2. Выборочные 3. целые | По способу организации: 1. плановые 2. внеплановые. | ||
По месту проведения: 1. сплошные. 2. Выборочные. | По целям проведения: 1. Обычные 2. Контрольные. | |||
Рис. 1 – способы классификации налоговых проверок
|
Комплексные проверки охватывают финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика за проверяемый период по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В холе комплексной проверки финансово-хозяйственная деятельность проверяемого подвергается всестороннему анализу с точки зрения правильности исчисления и уплаты всех налогов и сборов, подлежащих уплате налогоплательщиком. Выездные проверки проводятся выборочно, при достаточных основаниях полагать, наличия у проверяемого существенных нарушений налогового законодательства, а также, что многие нарушения порядка ведения бухгалтерского учета влекут за собой налоговые правонарушения сразу по нескольким налогам (например, неправильное отражение выручки от реализации приводит к неправильному исчислению налога на прибыль, по НДС и некоторым другим налогам), практически все ведущие налоговые проверки целесообразно приводить как комплексные. Комплексной является и камеральная налоговая проверка, поскольку проверке подвергается вся представляемая налогоплательщиком отчетность по всем подлежащим уплате налогам.
Выборочные проверки - это проверка финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика по вопросам исчисления и уплаты отдельных видов налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и т.д.). выборочные налоговые проверки проводятся чаще всего в отношении организации – налоговых агентов в порядке контроля за правильностью начисления и удержания и своевременностью перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц. Проведение выборочной проверки по налогу на доходы физических лиц после проведения комплексной проверки не противоречит НК РФ, если в ходе выездной проверки проверка не проводилась. При комплексной проверки проверяется исполнение организацией обязанности налогоплательщика и плательщика сбора, а при выборочной проверки – обязанностей налогового агента. Однако это разделение должно быть отраженно в документах, на основании которых проводятся данные проверки.
В решении о назначении комплексной выездной проверки налоговой проверки должно быть указанно, какие платежи подвергаются проверки. Общая запись «по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборов» означает проведение комплексной проверки по всем вопросам соблюдения налогового законодательства, включая и проверку исполнения организацией обязанностей налогового агента. После такой проверки выборочная проверка по подоходному налогу за уже проверенный период не допускается.
Целевые проверки – проверки соблюдения налогового законодательства по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика или определенным финансово-хозяйственным операциям, эти проверки проводятся в ходе комплексных или выборочных проверок, но могут проводится,как и самостоятельные.
Подразделение налоговых проверок по способу их организации подразделяется на плановые и внеплановые относятся к выездным налоговым проверкам. Поскольку ранее установленная обязанность ежегодного проведения выездных проверок отменена, то они проводятся при наличии достаточных оснований полагать наличие у налогоплательщика нарушений налогового законодательства.
Классификация по методу проведения так же относится к выездным налоговым проверкам. При сплошной проверке проверяются все документы налогоплательщика без каких либо пропусков. При выборочной проверки проверяется только часть документации налогоплательщика. При проведение выездной проверки, одна часть документации может проводиться выборочным методом, а другая - сплошным. При проведении камеральной проверки используется только выборочный метод. При возникновении необходимости проведения сплошной проверки, документации данного налогоплательщика назначают выездную налоговую проверку.
Кроме обычных проверок, проводимых территориальными налоговыми органами в порядке контроля за соблюдением налогового законодательства со стороны налогоплательщика, НК РФ предусматривает возможность проверок налогоплательщиков в поряке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа со стороны нижестоящего.
Для налогоплательщика проведение контрольных проверок ни чем ни отличается от обычных проверок. В ходе подобной проверки оценивается в большей степени качество проведения предшествующих проверок нижестоящим налоговым органом. Выявление налоговых правонарушений в ходе проведения контрольной проверки влечет за собой определенные негативные последствия не только для проверяемого налогоплательщика, но и для проводившего предшествующую проверку налогового органа.
Кроме налоговых проверок, налоговые органы могут проводить и не налоговые проверки в рамках выполнения дополнительных функций, вложенных на них по мимо контроля за соблюдением налогового законодательства. Налоговые органы проводят проверки по контролю за соблюдением Закона РФ от 18 июня 1993 г. №5215-1 «о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» и Федерального закона от 22 ноября 1995г. №171-Ф3 «о государственном регулировании производства и обработка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Налоговый кодекс предусматривает проведение камеральных и выездных проверок, которые различаются как по месту и методам проведения, так и по полноте охвата проверкой результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Налоговой проверкой может быть охвачено три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Если возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органам могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).
Запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за уже проверяемый налоговый период, за исключением случаев:
- в связи с реорганизацией и ликвидацией налогоплательщика;
- вышестоящим налоговым органам в поряке контроля за деятельностью налогового органа проводившего проверку.
Повторная выездная налоговая проверка проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдение требований НК РФ.
Основной же формой контроля за соблюдением налогового законодательства и правильностью исчисления налогов были так называемые документальные проверки, которые должны были проводится по месту нахождения налогоплательщика регулярно, не реже 1 раза в год. Поскольку камеральные проверки стали документальными, появилась возможность фиксации в ходе их проведения доказательств налоговых правонарушений, связанных с исчислением налогов, и применения к налогоплательщикам санкций за такие правонарушения без проведения выездной налоговой проверки.
Ст.87 НК РФ предусматривается проведение встречных налоговых проверок, которые представляют собой действия по истреблению у 3 лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика.