Нормативная правовая основа деятельности Центра инклюзивного образования БПОО в части организации работы с инвалидами и лицами с ОВЗ и оценки самообследования в Российской Федерации определена следующими федеральными и региональными документами:
1. «Всеобщая декларация прав человека», принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года;
2. «Декларация ООН о правах инвалидов», провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года;
3. «Всемирная программа действий в отношении инвалидов», принята 3 декабря 1982 года;
4. «Конвенция ООН о правах ребенка» от 20 ноября 1989 года (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года);
5. «Всемирная декларация об образовании для всех», принята в Джонтьен, 1990 г.;
6. Конвенция Международной Организации Труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (Женева 23.06.1975 г.), Рекомендация Международной Организации Труда № 150 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (Женева, 23.06.1975 г.);
7. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года;
8. «Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», принята в Саламанке, Испания, 7–10 июня 1994 г.;
9. «Дакарские рамки действий», приняты Всемирным форумом по образованию в 2000 году;
10. «Конвенция о правах инвалидов», Проект резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 января 2007;
11. Конвенция № 142 Международной организации труда "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" (Заключена в г. Женеве 23.06.1975);
|
12. Конституция РФ – (Гл. 2);
13. Поручение Президента РФ от 19. -3.2011г № ПР.-634;
14. Поручение Правительства РФ от 26 июля 2011 № АЖ-П8-5284;
15. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
16. Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1«О занятости населения в Российской Федерации»;
17. Закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
18. Трудовой кодекс РФ;
19. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (3.3. Развитие образования), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
20. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07 мая 2012 года № 597 «Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей»;
21. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";
22. Приказ Минтруда России от 23 августа 2013 г. № 380н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования", направленный на обеспечение единства, полноты, качества предоставления и равной доступности государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан, в том числе имеющих ограничения жизнедеятельности и инвалидность;
|
23. План мероприятий на период 2015-2017 годов по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, утвержденный заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Климовым А.А. 31 августа 2015 года № АК-67/05вн;
24. Поручение Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2015 № АК-763/06 «О создании Службы содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений среднего профессионального образования»;
25. Письмо Минобрнауки России от 17марта 2015 №06-262. 06-263,06-264 «Об организации мониторинга трудоустройства инвалидов»;
26. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2015 № 1399 «План мероприятий («дорожная карта») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»;
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598, и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599, обеспечивают реализацию права обучающихся с ОВЗ с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей, в том числе на профессиональную ориентацию;
|
28. Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, утверждены Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров ДПО Минобрнауки от 26.12.2013 г. № 06-2412вн. 3.
29. Межведомственный комплексный план на 2016 - 2020 гг. по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве;
30. Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного профессионального образования и создания специальных условий для его получения инвалидами и лицами с ОВЗ на 2016 - 2020 гг.;
31. Межведомственный комплексный план по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016 - 2020 гг.;
32. Межведомственный комплексный план по вопросу формирования эффективной системы реабилитации детей-инвалидов до 2020 г.
Приложение 1
ПОКАЗАТЕЛИ
для самообследования Центра инклюзивного образования базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку инклюзивного профессионального образования в регионе
№ п/п | Показатель | Значение показателя |
1. Оценка организационного обеспечения БПОО | ||
1.1 | Наличие положения о Центре инклюзивного образования | Да/нет |
1.2 | Наличие локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность Центра инклюзивного образования | Да/нет |
1.3 | Ведение специализированного учета инвалидов и лиц с ОВЗ | Да/нет |
1.4 | Размещение на официальной странице ПОО в сети «Интернет» на вкладке «Инклюзивное образование», «Доступная среда» или на усмотрение образовательного учреждения информации о наличии условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ | Да/нет |
Вывод: | Организационное обеспечение Центра инклюзивного образования достаточно и позволяет решать поставленные задачи/ не достаточно/ не создано | |
2. Оценка кадрового обеспечения | ||
2.1 | Наличие дополнительного профессионального образования у педагогов, работающих с инвалидами и лицами с ОВЗ в Центре инклюзивного образования | Да/нет |
2.2 | Наличие сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков, ассистентов (тьюторов), иных специалистов | Да/нет |
2.3 | Наличие специалистов, обеспечивающих проведение групповых и коррекционных занятий (педагоги-психологи, социальные педагоги) | Да/нет |
Вывод | Деятельность Центра обеспечения квалифицированными кадрами и позволяет решать поставленные задачи/ не достаточно обеспечена/ не обеспечена | |
3. Оценка доступности помещений Центра | ||
3.1 | Обеспечение доступности прилегающей к образовательному учреждению территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нозологий | Да/нет |
3.2 | Наличие специальных мест в аудиториях для инвалидов | Да/нет |
3.3 | Наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений для обучающихся с инвалидностью по различным нозологиям | Да/нет |
3.4 | Наличие специальных систем сигнализации и оповещения | Да/нет |
Вывод | Доступность помещений Центра инклюзивного образования обеспечена и позволяет решать поставленные задачи/ не достаточна обеспечена/ не обеспечена | |
4. Оценка материально-технического обеспечения образовательного процесса | ||
4.1 | Наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями слуха | Да/нет |
4.2 | Наличие брайлевской компьютерной техники, электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями зрения | Да/нет |
4.3 | Наличие компьютерной техники, адаптированной для инвалидов со специальным программным обеспечением, альтернативных устройств ввода информации и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата | Да/нет |
Вывод | Материально-техническое обеспечение Центра инклюзивного образования достаточно и позволяет решать поставленные задачи/ не достаточно/ не создано | |
5. Оценка адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ | ||
5.1 | Включение в вариативную часть образовательной программы специализированных адаптационных дисциплин (модулей) | Да/нет |
5.2 | Выбор методов обучения исходя из их доступности для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ | Да/нет |
5.3 | Обеспечение обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья | Да/нет |
5.4 | Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом требований доступности | Да/нет |
5.5 | Установление особого порядка освоения инвалидами дисциплины «физическая культура» | Да/нет |
5.6 | Проведение текущей и государственной итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов | Да/нет |
5.7 | Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения инвалидов и лиц с ОВЗ | Да/нет |
Вывод | Образовательные программы и учебно-методическое обеспечение Центра инклюзивного образования адаптированы и позволяют решать поставленные задачи/ не адаптированы/ отсутствуют | |
6. Оценка организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий | ||
6.1 | Использование средств организации электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нозологий | Да/нет |
6.2 | Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ учебно-методическими ресурсами интернет-ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья | Да/нет |
6.3 | Обеспечение сочетания on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий | Да/нет |
Вывод | Образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий Центра инклюзивного образования организован и позволяет решать поставленные задачи/ не достаточна организован/ не организован | |
7. Оценка комплексного сопровождения образовательного процесса | ||
7.1 | Использование методик профессиональной диагностики с целью оптимального выбора инвалидом направления подготовки в соответствии с индивидуальной программой его реабилитации | Да/нет |
7.2 | Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации | Да/нет |
7.3 | Создание в Центре инклюзивного образования толерантной среды | Да/нет |
7.4 | Наличие отделения поликлиники или медпункта в образовательном учреждении | Да/нет |
Вывод | Комплексное сопровождение образовательного процесса Центра инклюзивного образования достаточно и позволяет решать поставленные задачи/ не достаточно/ не создано |
Приложение 2