Введение
Эффективность деятельности и качество образования в базовых профессиональных образовательных организациях, обеспечивающих поддержку инклюзивного образования в регионах (далее - БПОО), их информационная открытость и прозрачность является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере инклюзивного образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации должны обеспечить открытость и доступность отчета о результатах самообследования и затем предоставить его учредителю и общественности. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации приказом от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» (далее — Порядок) определены правила, объекты оценки, форма и сроки представления результатов самообследования.
Процедура самообследования Центра инклюзивного образования базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку инклюзивного профессионального образования в регионе, способствует:
- получению объективной информации о доступности образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ);
- рефлексивной оценке результатов деятельности педагогического коллектива по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ, осознанию целей, задач педагогического коллектива и их достижений;
- анализу существующих проблемных областей, нуждающихся в корректировке и совершенствовании;
- поиску путей дальнейшего повышения качества инклюзивного образования для инвалидов и лиц с ОВЗ.
|
I. Общие положения
Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности Центра инклюзивного образования БПОО, а также подготовка отчета о результатах самообследования (далее - отчет). Самообследование Центра инклюзивного образования БПОО должно проводиться ежегодно. Оно включает в себя 4 этапа:
- разработку показателей для самообследования, планирование и подготовку работ по самообследованию;
- организацию и проведение самообследования;
- обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;
- рассмотрение отчета органом управления организации, выполняющим функции учредителя.
Целью настоящих методических рекомендаций является формирование и согласование единых подходов к проектированию структуры и содержания самообследования, оказание помощи при разработке показателей для самообследования Центра инклюзивного образования и определения формы отчета о результатах самообследования.
В процессе самообследования рекомендуется проводить оценку следующих направлений деятельности:
1. Оценка организационного обеспечения Центра инклюзивного образования:
- создание в БПОО структурного подразделения, ответственного за образовательный процесс инвалидов и лиц с ОВЗ или передача соответствующих полномочий и ответственности существующим структурным подразделениям;
- регулирование деятельности локальными нормативными актами;
- ведение специализированного учета инвалидов и лиц с ОВЗ на этапах их зачисления, обучения, последующего трудоустройства;
|
- информационная доступность об условиях для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ на сайте образовательного учреждения.
2. Оценка кадрового обеспечения Центра инклюзивного образования:
- введение в штат должности «тьютор» с целью педагогического сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ; должности «педагог-психолог», который должен иметь профессиональную подготовку по инклюзии; должности «сурдопереводчик» для обеспечения образовательного процесса обучающихся с нарушением слуха;
- дополнительная подготовка педагогического коллектива с целью получения информации о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий.
3. Оценка доступности зданий:
- обеспечение доступности прилегающей к образовательному учреждению территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нозологий;
- наличие специализированных мест в аудиториях для инвалидов и лиц с ОВЗ;
- наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений для обучающихся с различными нозологиями;
- наличие системы сигнализации и оповещения для обучающихся с различными нозологиями.
4. Оценка материально-технического обеспечения образовательного процесса:
- наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями слуха;
|
- наличие брайлевской компьютерной техники, электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями зрения;
- наличие компьютерной техники, адаптированной для обучающихся с инвалидностью со специальным программным обеспечением, альтернативных устройств ввода информации и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
5. Оценка адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ:
- включение в вариативную часть образовательной программы специализированных адаптационных дисциплин (модулей);
- выбор методов обучения исходя из доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ;
- обеспечение обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к их нозологиям;
- выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом требований их доступности;
- установление образовательным учреждением особого порядка освоения лицами с инвалидностью и ОВЗ дисциплины «физическая культура»;
- проведение текущей и государственной итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц с ОВЗ;
- разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
6. Оценка организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий:
- организация электронного обучения, позволяющего осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нозологий обучающихся;
- обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ учебно-методическими ресурсами в формах, адаптированных к их состоянию здоровья;
- обеспечение сочетания online и ofline технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в образовательном процессе с использованием дистанционных технологий.
7. Оценка комплексного сопровождения образовательного процесса:
- использование методик профессиональной диагностики с целью оптимального выбора обучающимся с инвалидностью и ОВЗ направления подготовки в соответствии с индивидуальной программой его реабилитации;
- осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
- создание в образовательном учреждении толерантной среды;
- создание безопасных условий жизнедеятельности в образовательном учреждении;
- наличие отделения поликлиники или медицинского пункта в образовательном учреждении.
II. Используемые термины, определения, сокращения
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Самообследование – внутренняя деятельность по сбору и анализу информации по образовательной организации в целом, которое проводится организацией самостоятельно (или с привлечением независимых аудиторов) с целью повышения эффективности функционирования, самоорганизации и развития;
Самообследование Центра инклюзивного образования – внутренняя деятельность по сбору и анализу информации по Центру как структурного подразделения профессиональной образовательной организации, которое проводится Центром самостоятельно (или с привлечением независимых аудиторов) с целью повышения эффективности функционирования, самоорганизации и развития. Самообследование направлено не на фиксацию результатов, а на определение направлений дальнейшей деятельности;
Показатель для самообследования – количественная характеристика свойств оцениваемого объекта или процесса; определяемая характеристика, по которой можно судить о состоянии чего-либо, наблюдаемый измеритель критерия (направления деятельности);
Индикатор – инструмент измерения, дающий возможность конкретизации того или иного показателя. Индикаторы представляют собой количественные параметры показателей, которые могут быть измерены и, как правило, представлены в виде данных статистики;
Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения результатов образовательной программы;
Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования или профессионального обучения – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программа подготовки специалистов среднего звена или профессионального обучения, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Адаптационная дисциплина – элемент адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида – это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни;
Учебный план – документ, определяющий перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся;
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Специальные условия для получения образования – условия обучения, воспитания и развития обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
Практика – вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с последующей профессиональной деятельностью;
Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
Профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков и формирование компетенции, необходимых для определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);
Абилимпикс - международное движение, основной деятельностью которого является проведение конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью;
БПОО – базовая профессиональная образовательная организация;
СПО – среднее профессиональное образование;
ППКРС – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
ППССЗ – программа подготовки специалистов среднего звена;
ППО – программа профессионального обучения;
ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ОПОП СПО – основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования;
АОПОП - адаптированная основная профессиональная образовательная программа.